Главная » 2009»Апрель»28 » Инок Всеволод (Филипьев): «Яко один от древних». Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи
Инок Всеволод (Филипьев): «Яко один от древних». Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи
00:58
12/25 сентября 2006 года в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы.
Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия.
Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия.
Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году,от лица джорданвилльской братии: «В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви в дали от нашего братства. Но где бы Вы не находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства» («Православная жизнь», №8, 2001 г., Джорданвилль).
Детство и юность: первые испытания
Митрополит Виталий (в миру Ростислав Петрович Устинов), родился в 1910 г., в Санкт-Петербурге, в семье морского офицера Петра и дочери жандармского генерала Лидии. Через некоторое время семья переехала в Севастополь. Там Ростислав провел первые годы своей жизни. Вот что позже вспоминал владыка Виталий об этом времени, а также и о перемене, принесенной революцией: «Я застал царскую Россию... Я помню ее в деталях, а главным образом я помню ее дух... в царское время все было спокойно и благочестиво. Бывало, выйдя в сад, слышишь перезвон церковных колоколов. Так хорошо и сладко было на душе, будто небо спускалось на землю, и чувствовался непонятный, глубокий мир. Запомнил я все это скорее не просто памятью, а сердечной памятью...»; «Вспоминается интересный случай... Я точно помню, как бабушка взяла газету и сказала следующие слова: «Это конец России!». На передовой странице крупными буквами было написано, что государь отрекся от престола»; «Я помню эту незабываемую разницу, когда грянула революция. Все переменилось. Небо изменилось. На всех напал мистический страх. Все потеряли душевный мир...» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник», США, 2001 г.).
Да, это был конец Российской империи, но одновременно для лучших сынов России - это было начало борьбы за Святую Русь!.. В 1920 году Ростислав поступил в Крымский кадетский корпус, основанный генералом Врангелем в Феодосии. В том же году, после великого исхода белой эмиграции с родины, семья Ростислава, претерпев странствования по разным странам, окончательно поселилась во Франции, где Ростислав окончил колледж, а затем отбыл воинскую повинность во французской армии.
Одаренность юного Ростислава сказалась уже в те годы: командир его полка обещал свое покровительство в создании условий для успешной военной карьеры. Однако, молодой военный бригадир Ростислав Устинов, прожив к тому времени короткую, но бурную и драматичную жизнь в миру, уже тогда имел горячее желание оставить суету мирскую и уйти в монастырь. Для него начиналось время духовной брани.
Исход из мира и начало церковного служения в Ладомирово
Несмотря на противодействие семьи, Ростислав двадцати восьми лет от роду, в 1938 году, прибыл в монастырь преп. Иова Почаевского в Словакии. Этот монастырь в селении Ладомирово был основан архимандритом Виталием (Максименко; позже - архиепископ), главой исторической печатни Почаевской лавры. Ладомирово - стало важным миссионерским центром, братия которого впоследствии переехала в Джорданвилль, где продолжила свое миссионерское служение.
В 1939 году Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, отчасти в честь аввы и основателя монастыря - владыки Виталия (Максименко), который в то время уже нес епископское служение в Северной Америке. Великим Постом 1940 года, инок Виталий был пострижен в мантию архимандритом Серафимом (Ивановым) настоятелем монастыря, и в том же году - рукоположен в сан иеродиакона. В 1941 году в городе Братиславе митрополит Серафим (Ляде) Берлинский и Германский рукоположил отца Виталия во иеромонаха, и направил окормлять два словацких села - Порубку и Медвежье.
Отец Виталий продолжал жить с братией в Ладомирово, а на субботу-воскресение, уезжал служить во вверенные ему приходы. Причем ездить ему приходилось на велосипеде. Первоначально отец Виталий нес в монастыре ежедневное послушание на кухне, затем он стал печь хлеб, а впоследствии сделался наборщиком в печатне. Исполнял будущий митрополит и общемонастырские послушания по работе на огороде, в том числе, носил из нужников навоз для удобрения земли, о чем часто вспоминает старейший трудник Джорданвилля Лев Павлинец, принимавший участие в тех же работах вместе с отцом Виталием.
К концу войны, братии монастыря преп. Иова Почаевскаго пришлось покинуть обитель в Ладомирово при приближении наступающей красной армии. Братство и делом и печатным словом всегда безстрашно обличало безбожный коммунизм и по этому не оставалось сомнений, что с приходом «советов» последует жестокая расправа. О том же зловеще свидетельствовали и некоторые факты: незадолго до прихода в Словакию советской армии на стенах монастырского собора в Ладомирово появились изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, а также надпись: «Попы - каты (злодеи)!», «Смерть попу!» и т. п.
В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обезпокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков карпатороссов - двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь, и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор.
Борьба за русские души в Германии и Англии
Прибыв в Германию, отец Виталий сначала попал с братством в Берлин, а затем уже самостоятельно в Гамбург. Там он по поручению церковной власти окормлял множество беженцев Ди-Пи в лагерях северной Германии. Наиболее крупным был лагерь Фишбек, устроенный на севере Гамбурга трудами иеромонаха Виталия и архимандрита Нафанаила (впоследствии епископа Венского).
Этот лагерь в течение нескольких лет был одним из центров русской православной жизни в Европе. Оттуда вышло много будущих служителей Русской Зарубежной Церкви. В лагере размещался Успенский храм, настоятелем коего был отец Виталий. Он вообще стал ключевой фигурой Фишбека. Очевидцы вспоминают будущего митрополита Виталия разъезжавшего туда и сюда по многочисленным делам на мотоцикле, с развевающейся по ветру наметкой монашеского клобука. Множество русских были обязаны отцу Виталию спасением жизни. Нужно отметить, что этот период жизни отца Виталия, характеризуемый опасной и непримиримой борьбой с происками советов, отложил неизгладимый отпечаток на жизненную позицию митрополита.
Начиная с 1947 года Ди-Пи начали разъезжаться по разным странам, поэтому в этом году архимандрит Виталий был назначен Синодом РПЦЗ на новое место служения - в Англию.Будучи настоятелем лондонского прихода, неутомимый миссионер ездил по всей Англии: обращал в Православие тех, кто стремился к истине, организовывал приходы, в частности, - в городах Манчестере, Престоне и Брадфорде.
Позже, говоря о своем опыте миссионерской деятельности, в том числе и в Англии, владыка Виталий писал: «Я лично убежден, что в нашу задачу в рассеянии входит не только окормление нашего русского народа, оберегать его от денационализации, но также и известное миссионерство среди инославных. У меня есть внутреннее стремление к миссионерству среди иностранцев. За наше пребывание в Лондоне, нам удалось перевести в православие около десяти человек англичан, что кажется мало, но все они стали искренними православными людьми. Лучший из них перевел на английский язык сокращенное «Добротолюбие» (речь идет об известном переводчике и миссионере среди англоязычных, архимандрите Лазаре Муре - прим. и. В.Ф.). За эти годы у нас выработалась очень хорошая система миссионерства. Мы все время разъезжаем, оставаясь иногда продолжительное время в том или ином пункте, но, зная, как велика слабость и удобопреклонность к падению человека, мы большую часть времени проводим в общежительной жизни, в которой мы спасаемся, как некоей раковине, от морских хищников страстей наших. Одним словом, мы привыкли жить среди народа и в то же время вести монастырский образ жизни» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник», США, 2001 г.).
«Таковой нам подобает архиерей». Бразилия
На праздник святых апостолов Петра и Павла 1951 года, в Лондоне, архимандрит Виталий был хиротонисан во епископа Монтевидеоского и назначен в Бразилию, в качестве викария архиепископу Феодосию, проживавшему в Сан-Пауло. В хиротонии владыки Виталия приняли участие епископы Нафанаил Венский и Леонтий Женевский.
Новорокуположенный архиерей понимал с какими трудностями предстоит ему столкнуться лицом к лицу. В слове при наречении во епископа он отмечал: «Господь призывает меня служить в апостольском чине Его святой Церкви. Но в каких условиях живет Она!.. Мир, в котором так сиротливо живет теперь Православная Церковь, утратил свою духовную девственность. Лжеучители и лжехристы обтекли всю подсолнечную и каждому народу рассказали о Христе по своим лжеучениям, так что осталось только одно имя Спасителя, которым они прикрывают вымышленного Христа, и в нашей ревности мы почти вправе воскликнуть: лучше было бы им совершенно ничего не знать о Христе, ибо научать легче, чем переучивать... Вот перед какими трудностями стоит наше епископство Православной Русской Зарубежной Церкви. И на этот крестный путь архиерейства вступаю и я. Много мне нужно помощи, а наипаче нужна сугубая благодать Божия, благодать премудрости и разума, которые помогли бы мне раскрыть в моей душе широкий диапазон от предельной снисходительности до непреклонности мученичества. Помолитесь обо мне, преосвященнейшие владыки, и ты, православный христолюбивый народ, чтобы Господь исполнил меня этими духовными богатствами. Это общее наше дело» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник, США, 2001 г.).
Епископ Виталий поселился в пригороде Сан-Пауло, местечке Вила-Альпина. Там он основал монашеское братство и продолжил печатное дело ладомировского Иовлевского монастыря. К тому времени, трудами бывшей ладомировской братии это печатное дело продолжалось, кроме Бразилии, также в Мюнхене и Джорданвилле.
Новым плодом миссионерско-печатной деятельности владыки Виталия стал журнал «Православное обозрение», первый номер которого вышел в том же 1951 году в Бразилии. Впоследствии журнал издавался несколько десятков лет. Номера журнала содержат интереснейшие материалы, среди которых выделяются статьи и проповеди самого владыки Виталия.
Направленность и задачи журнала были сформулированы епископом Виталием так (этот текст перепечатывался из номера в номер): «Наш журнал ставит себе целью возродить древнее святоотеческое, православное мировоззрение, предлагая православную точку зрения на самые современные явления и события. Со времен Петра Великого наша православная школа и образованное общество подпали под влияние протестантских и римских мыслей, от которых мы и до сего дня полностью еще не освободились. Такое раздвоение и настроение нашей идеологии очень расслабило наши нравственные силы. Мы потеряли свою духовную цельность, целеустремленность, и самое главное горе в том, что с таким полусхоластическим, расщепленным мировоззрением невозможно за собой никого повести.
Мы неоднократно взывали к небу словами пророка Давида: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный», потому что глубоко сознавали, что нет у нас вождя и пророка. Но вождь и пророк воспитываются сильной мыслью и глубокой верой в эту мысль. Никто никогда не пойдет за тем, кто сам не верит, что Православная Церковь есть единая, единственная истина и нет на земле другой Христовой Церкви.
В особенности мы боимся за наше молодое поколение, которое все больше и больше погружается в какое-то состояние глубокого сна. Нельзя теперь просто говорить и проповедовать молодежи, что надо молиться и поститься и повторять вечные истины по старым схоластическим учебникам. Необходимо показать, почему и как это все надо делать в современных условиях» («Православное обозрение», №60, Март 1985 г., Канада).
В Бразилии владыка окормлял новоприбывших русских эмигрантов, создавал русские школы и приходы, в частности, трудами его братства были основаны приходы в городе Гоянии и пригороде Сан-Пауло, местечке Педрейра.
На Канадской кафедре. Важные вехи истории РПЦЗ
В 1955 году епископ Виталий вместе со своим монашеским братством был переведен в Канаду, в город Эдмонтон, откуда управлял западной частью Канады. Потом он был назначен в Монреаль, с возведением в сан архиепископа Монреальского и Канадского. Продолжилась разносторонняя архипастырская работа. Трудами владыки Виталия были созданы новые приходы в Монреале и в Оттаве.
В Канаде владыка Виталий потрудился по распространению монашества: он основал Свято-Успенский скит около полустанка Гранада и Спасо-Преображенский скит в окрестности города Мансонвилля, да и само Архиерейское подворье в Монреале представляло из себя монашескую общину.
Продолжалось и миссионерское издательское дело. Помимо журнала «Православное обозрение» владыка с братией издавал духовные и богослужебные книги и брошюры, которые не только распространялись за рубежом, но проникали и за железный занавес в подъяремную Россию.
На посту кормчего Канадской епархии владыка Виталий встретил событие, судьбоносное не только для зарубежья и России, но, верится, и для всего мира. Речь идет о канонизации Русской Зарубежной Церковью сонма Новомучеников и Исповедников Российских и Святых Царственных Мучеников, состоявшейся в Нью-Йорке 19 октября/1 ноября 1981 года. Будущий митрополит, как и все архипастыри Зарубежной Церкви, считал эту канонизацию событием эпохальным, ибо прославление сонма новомучеников земной Церковью не могло не иметь отклика этих праведников и на небесах, у престола Божия! Возможно здесь и был поворотный пункт в деле воскресения православной России.
Через год последовало явное знамение милости Божией - состоялось чудесное обретение Иверской Монреальской Мироточивой иконы Богородицы. Обильное мироточение иконы в течение пятнадцати лет стало предвестием грядущих благих перемен на родине - освобождения Православной Церкви от ига богоборческой советской власти и начала духовного возрождения русского народа. В течение всех пятнадцати лет, до мученической кончины хранителя иконы брата Иосифа Муньоса и сокрытия самой Монреальской иконы в 1997 году, брат Иосиф с иконой находился в послушании у митрополита Виталия. Более того, именно владыка Виталий, будучи архиепископом Монреальским и Канадским, официально засвидетельствовал чудо обретения новой Мироточивой иконы Богородицы.
Брат Иосиф вспоминал, что вскоре после начала мироточения иконы, владыка «узнал о чуде и передал нам, чтобы мы приехали в монастырь (в Мансонвилле - прим. и. В.Ф.). Когда мы приехали в монастырь с иконой, завернутой в кусок материи, которая была вся пропитана миром, то владыка прежде всего взял вату и обтер ею досуха всю икону, сняв таким образом все миро, находившееся на иконе. Затем он взял образ и пошел по всем помещениям трехэтажного монастырского дома. Когда он возвратился в храм, то икона опять была покрыта миром, которое текло по рукам владыки. Он поклонился иконе и сказал, что происходит великое чудо» («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г.).
Владыка Виталий всегда чувствовал себя ответственным за Монреальскую икону и ее верного хранителя брата Иосифа. Вот что сообщается по этому поводу в «Летописи Дома Иконы»: «Архиепископ Виталий, ставший в 1986 году митрополитом, очень часто призывал брата Иосифа сопровождать его во всех поездках по епархии, а также по приходам разных частей света, приглашавших Мироточивую икону. Брат Иосиф становился тогда послушником и чуть ли не келейником владыки... Все заранее испрашивали благословения у митрополита на приезд иконы. В последнее время из-за отдаленности местожительства митрополита (в Синоде, в Нью-Йорке - прим. и. В.Ф.) и более редкого с ним общения, брат Иосиф получил от него доверенность, чтобы самому составлять расписание своих путешествий на весь год» («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г.).
Необходимо сказать еще об одном важном для всех православных деянии Русской Зарубежной Церкви, в подготовке которого активную роль сыграл владыка Виталий, а именно - о принятии анафемы против экуменического лжеучения. Еще на Архиерейском Соборе 1967 года владыка Виталий сделал фундаментальный доклад, раскрывающий опасность экуменического движения. Этот доклад стал классическим антиэкуменическим документом, по сей день пользующимся большим авторитетом у верующих в России и за рубежом.
Провиденциально, что именно в мансонвильском Спасо-Преображенском скиту архиепископа Виталия, в 1983 году, состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ официально осудивший экуменизм. Разъясняя впоследствии смысл принятия антиэкуменической анафемы, владыка Виталий подчеркивал, что она, прежде всего, имеет целью оградить от лжеучения паству Русской Зарубежной Церкви и не распространяется на другие православные юрисдикции, хотя и ставит вопрос об экуменизме на повестку дня перед всеми православными.
В частности, архиепископ Виталий писал: «Вот уже сто лет, как экуменизм нападает на единственную истинную Церковь Христову... С православной точки зрения накопилась огромная литература, разоблачающая экуменизм, как ересь ересей... По всей вероятности, прошло время полемики и пришла пора ее осудить... наш Собор 1983 года осудил экуменизм и провозгласил ему анафему в следующем тексте (текст приводится по синодальному журналу «Церковная жизнь», №№7-8, 1984 г., стр. 177 - прим. и. В.Ф.): «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема». Провозглашая анафему, - продолжает архиепископ Виталий, - мы оградили свою паству от апокалипсического искушения, но одновременно возложили на совесть всех Поместных Церквей серьезную задачу, которую они должны рано или поздно решить в ту или другую сторону... Место Русской Православной Зарубежной Церкви видимо в совести всех православных. Это для нас большой крест, который возложил на нас Господь. Но молчать больше нельзя, ибо дальнейшее молчание уподобилось бы предательству истины, от чего да избавит нас всех Господь» («Православная Русь», №10, 1984 г., Джорданвилль).
Первосвятитель: вождь и пророк
В 1985 году почил о Господе третий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет. Встал вопрос о выборе нового первоиерарха. Это было время, когда в России уже чувствовалось движение народа к Православию, появлялись новые исповедники веры, подобные новомученику Борису Талантову (+1971 г.), как например, Владимир Русак и Александр Огородников. Советская империя доживала свои последние годы, и потому пост первоиерарха РПЦЗ в это драматическое время должен был быть занят твердым в вере и безкомпромиссным духовным вождем. Неслучайно поэтому Архиерейский Собор со всей серьезностью подошел к данному выбору и в итоге владыка Виталий стал единственным первоиерархом в истории РПЦЗ, который был избран по жребию.
Вот как описывается это в «Послании Архиерейского Собора к пастырям и пастве» 1986 года: «9/22 января мы собрались в Нью-Йорке на Архиерейский Собор с целью избрать первосвятителя нашей Церкви... избрать современного апостола, который взял бы крест этого служения и последовал за Христом вместе с паствою. Готовясь к избранию, мы сознавали свою ответственность в этом деле не только перед паствою зарубежной, но и перед всей многострадальной Русской Церковью, перед современными мучениками и исповедниками ее. Ведь в силу нашей свободы мы являемся их надеждою и возможной помощью... Вот почему так ответственно было избрание из нашей среды, из шестнадцати свободных русских епископов, достойного святителя нашей Церкви. Сознавая наше недостоинство, мы единогласно решили предоставить это дело воле Божией, избрать митрополита жребием... Так же жребием, из трех кандидатов... был избран святейший патриарх Тихон». Далее следует описание избрания первоиерарха по жребию: «После Божественной литургии, была отслужена соборне панихида по трем митрополитам Русской Зарубежной Церкви, после чего молебном перед чудотворной иконой Матери Божией Знамение, открыли заседание Собора... Поставили двух кандидатов и с горячей молитвой обратились к Заступнице рода христианского... Положили имена кандидатов на икону Матери Божией. Благоговейный старец архимандрит Геласий, приняв благословение от старейшего архиепископа Серафима, вынул жребий, который пал на архиепископа Монреальского и Канадского Виталия. И так совершилась о нас воля Божия» («Православная Русь», №2, 1986 г., Джорданвилль).
Один из старейших архиереев, архиепископ Антоний (Бартошевич) от лица всей Зарубежной Церкви напутствовал нового митрополита словами: «Возлюбленный наш архипастырь! Тебя Господь поставил на престол апостольства в трудное время и в ответственный момент жизни нашей Церкви... Помни, владыко, что ты единственный и особенный в наше лукавое время первосвятитель Церкви, свободно избранный, свободно поставленный, свободно учащий, свободно действующий, свободно правоправящий слово Христовой истины. Да поможет тебе Господь нести трудный крест святительства, святительства не Зарубежной только, но и всей Российской Церкви, крест русского народа, его мучеников, исповедников, и быть их надеждой и радостью!» (Там же).
И митрополит Виталий ревностно исполнял данный ему при хиротонии наказ. Обладая подлинным даром проповедничества, он неустанно возвышал голос в защиту гонимой Церкви на родине, обличал компромиссы в делах веры, призывал быть христианами не только по имени, но и по жизни.
Особенно стоит отметить заботу митрополита о распространении среди православных умного делания и молитвы Иисусовой. Это был подлинный апостол исихазма в наше время. О чем бы и перед какими бы слушателями не говорил владыка Виталий, он всегда возвращался к проповеди умного делания (смотри об этом нашу работу «Учение митрополита Виталия о молитве Иисусовой и перерождении» в книге «Охранительство», Москва, 2004 г.). Знаменательно, что свое самое первое слово после хиротонии митрополит посвятил также сердечной молитве. «Если молитва не исходит от сердца, - предостерегал в своем слове архипастырь, - то ее нельзя назвать молитвой, это только слова; от такой формальной молитвы человек не получает никакой пользы».
На период первосвятительства митрополита Виталия выпало два судьбоносных события: празднование тысячелетия Крещения Руси и падение коммунизма в России.
На важность первого события указывал митрополиту Виталию архиепископ Антоний в своем напутственном слове после хиротонии первоиерарха: «Тебе предстоит провести... торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей родины. 1000 лет мы живем христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на родине... Отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви, твой голос, владыко, как святителя Божия» («Православная Русь», №2, 1986 г., Джорданвилль).
Справедливым оказался этот призыв, ибо если на родине, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, патриарха Пимена принудили написать послание от 17 октября 1987 года, по случаю 70-летия коммунистической революции, и таким образом «смешать» два противоположных по характеру события - принятие русским народом Христианства и принятие атеистической идеологии коммунизма, то первоиерарх РПЦЗ, поздравляя верующих с Крещением Руси, одновременно обличал атеизм и советское гонение на Церковь.
В юбилейном послании Архиерейского Собора РПЦЗ по поводу 1000-летия Крещения Руси особенно подчеркивалось единство русского церковного народа в России и зарубежье и с новой силой был воспет идеал современного мученичества за Христа: «Русская Церковь сегодня - это, прежде всего, необъятное море верующих нашей страны, скорбящих и гонимых Христа ради и правды Его, пастырей, ушедших в катакомбы своих сердец, отцов и матерей, молитвами спасающих чад своих от безбожия и неверия, детей-исповедников, всех в немощи сильных, которых недостоин современный мир. Верим мы, что недалек тот час, когда современные гонители, подобно Юлиану Отступнику скажут: «Ты победил Галилеянин!». Тогда восстанет Русская Церковь, очищенная гонениями, омытая кровью новомучеников, как прекрасная невеста Христова» («Православная Русь», №15, 1988 г., Джорданвилль).
Празднование 1000-летия Крещения Руси, как известно, стало как бы прологом к новому Крещению Руси и падению коммунистического режима в России. Безусловно, на духовном уровне, возвращение народа к вере и постепенный отказ от атеистического мировоззрения были вымолены новомучениками и исповедниками Российскими, прославленными Русской Зарубежной Церковью в 1981 году.