Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 501
Главная » 2009 » Апрель » 28 » Инок Всеволод (Филипьев): «Яко один от древних». Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи (конец)
Инок Всеволод (Филипьев): «Яко один от древних». Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи (конец)
01:01

Первое значительное знакомство россиян с Русской Зарубежной Церковью, Джорданвиллем, Иверской Монреальской иконой и самим митрополитом Виталием состоялось благодаря документальному фильму режиссера Вадима Виноградова «Русская тайна». Вадим Виноградов специально приехал из России и смог в своем фильме поведать о духовной сокровищнице русского зарубежья. Знаковыми стали слова митрополита Виталия, из этого фильма, о том, что русская эмиграция - это не политическая и не экономическая, а именно религиозная духовная эмиграция! По промыслу Божию фильм «Русская тайна», с началом «перестройки», широко транслировался по центральным каналам российского телевидения, да и сейчас время от времени его трансляцию повторяют.

Митрополит Виталий был убежденным сторонником открытия российских приходов РПЦЗ, каковое решение и было принято Архиерейским Собором 2/15 мая 1990 года («Православная Русь», №12, 1990 г.). Сейчас некоторые считают, что такое решение было неверным. Однако, непристрастному наблюдателю ясно, что этот шаг был в то время необходимым и своевременным. Нужно иметь ввиду, что Собор Русской Зарубежной Церкви никогда не принял бы такого решения, если бы не горячие просьбы об этом из России, причем из среды самой Московской Патриархии. Среди сторонников РПЦЗ в России были представители культуры, литературы, историки, общественные деятели, в том числе бывшие политзаключенные, среди них: В. Солоухин, П. Паламарчук, В. Пореш, В. Тростников, А. Антонов, В. Виноградов, З. Крахмальникова, С. Красовицкий, А. Нежный, П. Проценко, А.  Огородников и другие.

Российские приходы Русской Зарубежной Церкви по большей части играли роль представительств, где можно было встретиться с приезжавшими из зарубежья архипастырями и клириками, услышать их слово, получить литературу, отображающую мировоззрение церковного зарубежья, да и просто пообщаться с мирянами-эмигрантами. К тому же, нужно иметь ввиду, что слишком сильно было в начале 90-х непонимание между архипастырями и клиром РПЦЗ и РПЦ-МП. Требовался подвиг взаимного узнавания; такое «узнавание» не могло проходить гладко и безошибочно с обеих сторон, и потому российские приходы РПЦЗ подобно арьергарду армии приняли огонь на себя. Разъяснительная и пастырская работа таких священнослужителей РПЦЗ в России, как, например, отец Лев Лебедев, принесла добрые плоды, ибо лучше - отрезвляющее слово горькой правды, чем сладкая ложь. Владыка Виталий покровительствовал «зарубежным» клирикам в России, стараясь утешить и подбодрить их на нелегком пути.

Говоря о важных событиях зарубежья, отметим, что митрополит Виталий возглавил празднование двух юбилеев Русской Зарубежной Церкви - 700-летия Курской-Коренной иконы «Знамение» - Путеводительницы русского зарубежья, в 1995 году, и 50-летия всезарубежной духовной школы - Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, в 1998 году. Отмечая значение семинарии и в целом джорданвилльского богословского направления, митрополит Виталий подчеркивал: «Эта школа правильной мысли, готовящая священников, пастырей, которые вас учат правильной мысли. Уважайте эту школу - этот центр, из которого исходит правильная мысль, а значит и правильная жизнь» («Православная Русь», №19, 1998 г., Джорданвилль).

Много и другого доброго делал владыка Виталий, например, организовывал съезды православной молодежи и принимал в них активное участие.

В период первоиераршества митрополита Виталия был канонизирован целый сонм святых. Это - Собор Преподобных Оптинских Старцев и преп. Паисий Величковский (1990 г.), святители Иннокентий Московский и Николай Японский (1994 г.), святитель Иона Ханькоусский (1996 г.), св. мученик иерей Максим Горлицкий (1998 г.), святители Филарет Московский, Игнатий Кавказский, Феофан Затворник (2000 г.), блаж. Феофил Киевский (2000 г.).

Но центральное место среди этих канонизаций, безспорно, занимает прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в 1994 году. В проповеди на прославлении святителя Иоанна митрополит Виталий говорил: «Мы алчущие и жаждущие хотим насытиться правдой Божией у раки святителя Иоанна. Мы пришли к нему с глубоким чувством благодарности за то, что он за всех нас, немощных и слабых, сподобился войти в Царство Небесное. Мы всегда радуемся, когда кому-то удается вырваться из цепких когтей князя мира и сподобиться вечного блаженства. Наша благодарность святителю Иоанну также растворяется с чувством глубокого покаяния. Ты, отче Иоанне, наш святитель, вышел из нашей среды, знаешь нас и наше главное неутешное горе - Россия! Так помоги!» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник», США, 2001 г.).

Крест митрополита

Мы долго раздумывали приступая к написанию этой главы, ибо нам предстоит сказать не только о радостном, но и о скорбном... Но, зная, что человеческий суд - ничто по сравнению с судом Милостивого Бога, а также то, что судьбы Божии нам до конца не понять, мы поведем речь о последних годах жизни митрополита Виталия, заранее прося прощения за возможную субъективность.

В ночь блаженной кончины митрополита Филарета брат Иосиф Муньос, всегда тесно связанный с владыкой Виталием как об этом говорилось выше, имел откровение от Иверской Монреальской Чудотворной иконы. В откровении было явлено, что будущему первоиерарху митрополиту Виталию придется претерпеть скорби, уничижение и распятие («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г., стр. 148).

Смысл виденного Иосифом стал ясен много позже. Начало цепи событий, происшедших в последние годы жизни митрополита Виталия, действительно оказалось мистически связано с Иосифом и Иверской Мироточивой иконой.

Как это не печально, но когда в 1997 году брат Иосиф приял страдальческую кончину, митрополит Виталий отчасти поддался влиянию грязных слухов об обстоятельствах его кончины и поэтому не решился отслужить панихиду по Иосифу. Вот как об этом говорится в «Летописи Дома Иконы»: «Страшная кончина брата Иосифа и сразу распространившаяся клевета ужаснули всех знавших его... в конце литургии митрополит, тяжело переживая клевету, воздержался упомянуть в своей проповеди о происшедшем и не отслужил панихиды» («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г.).

Слава Богу, что после усердных просьб тружеников «Дома Иконы», митрополит Виталий преподал благословение на то, чтобы честные останки брата Иосифа были похоронены в Джорданвилле, на монастырском кладбище. Настоятель монастыря владыка Лавр принял честные останки праведника, и похороны брата Иосифа в Джорданвилле вылились в его стихийное всенародное прославление.

К сожалению, холодное отношение к Иосифу оставалось у митрополита Виталия и некоторых лиц его окружения и в последующее время. Иверская Монреальская икона сокрылась от нас одновременно с кончиной ее хранителя Иосифа, но этот факт оставался не осмысленным и не озвученным в устах первоиерарха.

Далее следуют два печальных события. Первое: в 1998 году сгорел дотла кафедральный Монреальский собор, служивший основным местом пребывания иконы во время богослужений. И второе: в том же году, в самый день 16-ой годовщины явления Мироточивой иконы, митрополит Виталий упал, сломал правую руку и после этого фактически не мог полноценно совершать архиерейские богослужения, и долгое время не мог даже креститься. Болезнь и физическая немощь митрополита Виталия стали одной из причин, последовавшего через несколько лет, ухода на покой...

В юбилейном 2000-м году от Рождества Христова, митрополит Виталий возглавил Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, одобрил и подписал соборные решения о поддержке позитивных перемен в Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В частности, последовало одобрение прославления Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царственными Новомучениками. Также архипастыри поддержали принятие Московской Патриархией новой социальной концепции, которая, как было отмечено, по существу перечеркнула «Декларацию» митрополита Сергия 1927 года. Вместе с тем, было выражено безпокойство, что официальные представители РПЦ-МП привержены участию в экуменическом движении  и недостаточно зорко оберегают от этого лжеучения свою паству («Православная Русь», №21, 2000 г., Джорданвилль). На том же Соборе было принято решение о создании нескольких комиссий по изучению путей Русской Церкви в прошлом и будущем. Соборные решения 2000 года, подписанные пятнадцатью архипастырями во главе с митрополитом Виталием, в значительной степени определяют курс РПЦЗ до сего дня.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви, под председательством митрополита Виталия, был принят и еще один важный документ - «Обращение Русской Православной Зарубежной Церкви к старообрядцам», в котором выражалось сожаление о жестокостях причиненных в свое время приверженцам «старого обряда», а также прозвучал призыв к уврачеванию сего горестного разделения («Старообрядческий поморский церковный календарь», 2001 г., Рига). Такой шаг со стороны зарубежных архиереев еще раз показал заботу о единстве Русского Православия, как залоге возрождения православной России.

В день праздника святых апостолов Петра и Павла 2001 года Русская Зарубежная Церковь торжественно отметила три даты - 60-летие священнослужения, 50-летие архипастырства и 15-летие первоиераршества митрополита Виталия.

Владыка Виталий сказал тогда знаменательные слова, которые можно считать его последним заветом перед уходом на покой: «Я имею в жизни две ценности - Православие и русскость... Еще в молодости я понял, что русская культура - это не просто культура, а культура христианская... Вот какая сила Православия, когда нас гонят, нам дается возможность создавать, давать миру новых святых, новых праведников... После революции в России у нас столько было мучеников. Если посмотреть на Россию по-новому, то мы увидели бы столпы огненные повсюду, - это мощи святых мучеников... Так что диавол всегда проигрывает, как бы он не ухитрялся, как бы ни старался уничтожить Православие, он всегда остается в проигрыше. Вам я желаю одного: сохраните веру православную в вашем сердце, в особенности в сердце, не только в уме. Бог дал нам ум, он необходим, чтобы понимать вещи века сего, но, прежде всего нам необходима сердечная сила. Просите Бога, чтобы Господь дал вам эту сердечную силу, сердечную веру. Без сердца ничего нету. Можно какие угодно планы строить на земле, если сердце человеческое не входит в это, то ничего не получится... Будьте умными и будьте сердечными» («Православная Русь», №15, 2001 г., Джорданвилль).

На торжественное чествование митрополита Виталия собрались все архипастыри Русской Зарубежной Церкви. Тогда еще никто не знал, что эти торжества станут своего рода прощанием с утомленным всежизненными трудами первосвятителем-старцем.

В 2001 году в США вышло два сборника, посвященных преосвященному юбиляру, в них вошли статьи о митрополите Виталии, а также часть его статей, проповедей и писем. Первый, более фундаментальный сборник, был издан тщанием «Юбилейного Фонда» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник»), второй - полностью занял выпуск журнала «Православная жизнь» (№8, 2001 г., Джорданвилль).

На заседании летнего Архиерейского Синода 2001 года, митрополит Виталий, которому исполнился тогда уже девяносто один год, заявил о своем желании уйти на покой. С этого времени архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий исполнял обязанности заместителя Первоиерарха. В октябре того же года под председательством митрополита Виталия открылся Архиерейский Собор РПЦЗ, которому владыка Виталий адресовал следующее официальное обращение: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие собратья архипастыри! Согласуясь с моим заявлением, на последнем заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 27 июня/10 июля 2001 года, я теперь повторяю перед всеми вами, перед всем Архиерейским Собором, что я ухожу на покой. И прошу у всех вас собратий архипастырей святых молитв. Я тоже молюсь за всех вас и теперь все вместе будем молить и просить Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он помог нашему Архиерейскому Собору избрать нового предстоятеля нашей многострадальной Русской Зарубежной Церкви. С моей стороны я призываю всех вас объединиться вокруг нашего соборного избранника и совместно всем нам позаботиться о восстановлении мира и единства среди нас и нашей паствы. Только в единении у нас сила и мы, с Божией помощью, сможем противостоять всем козням врагов видимых и невидимых. Аминь. У всех вас, дорогие собратия, прошу святых молитв и прощения» («Православная Русь», №22, 2001 г., Джорданвилль).

Тогда же Архиерейский Собор РПЦЗ избрал нового, пятого первосвятителя Церкви, митрополита Лавра. Не может не впечатлять тот факт, что именно митрополит Виталий сыграл важную роль в жизни своего преемника митрополита Лавра в далекие сороковые годы на Карпатах, о чем уже было сказано выше.

Казалось бы, можно поставить точку, но, к сожалению, митрополиту Виталию выпало претерпеть уничижение со стороны своего ближайшего окружения. А как, если не уничижением назвать похищение митрополита Виталия из Синода, и давление на немощного старца, с принуждением его отказаться от своего добровольного ухода на покой? Именем и авторитетом митрополита Виталия прикрывались до самой его кончины, пользовались его старческой забывчивостью и рассеянностью, внося смуту и разделение в Русской Зарубежной Церкви. Как тут не вспомнить предсказание брата Иосифа о «кресте митрополита»?

Быть может, и со стороны ряда представителей РПЦЗ тогда была проявлена поспешность и допущены ошибки в вопросе урегулирования возникшей ситуации. Однако, архиереи РПЦЗ, понимая бедственное положение митрополита Виталия и сострадая ему, не вынесли никаких прещений лично против него, а всегда продолжали считать бывшего первоиерарха ушедшим на покой.

После кончины митрополита Виталия, митрополит Лавр так подытожил происходившее: «Владыка митрополит Виталий, находясь на покое, к большой нашей скорби, нельзя сказать, что по своей воле, но из-за окружения своего, отстранился от нас. Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах, как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души» (Синодальный сайт РПЦЗ, 26 сентября 2006 г.).

Митрополит Виталий - не был безгрешен. Возможно некоторые его действия последних лет жизни, да и бывшие ранее, кого-то справедливо смущали. Однако тот, кто без греха, пусть первым кинет камень в митрополита-старца, положившего, по большому счету, всю свою жизнь на служение Церкви.

Из церковной истории мы знаем множество случаев взаимного «непонимания» между святыми отцами, к примеру, между свят. Григорием Богословом и блаж. Иеронимом Стридонским, свят. Кириллом Александрийским и свят. Иоанном Златоустым, римскими папами святыми Львом и Григорием и восточными отцами. Однако это не помещало соборному разуму Церкви всех названных отцов прославить в лике святых.

Думается, что слова свят. Иоанна Евхаитского, относящиеся к блаж. Феодориту Кирскому, вполне применимы и к приснопамятному владыке Виталию: «Повествуя о мудрых учителях Церкви, вписываю в число их и Феодорита, как мужа божественного, как учителя великого, как высокий столп Православия; если и пошатнулся он, по некоему случаю, человек он, - не осуждай, человек» (Инок Всеволод, «Путь святых отцов. Патрология», Джорданвилль, 2006 г.).

Заключение

Русское церковное зарубежье в ХХ веке принесло Вселенскому Православию удивительное явление - соцветие праведных архиереев. Не для красного словца можно сказать, что большинство из них стяжало святость у Господа и истово служило православному народу различными дарами. Назовем лишь некоторые имена этих праведников - святители Иоанн (Максимович) и Серафим (Соболев), почившие первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, архиепископы Феофан (Быстров), Леонтий и Антоний (Бартошевичи), Виталий (Максименко), Никон (Рклицкий), Аверкий (Таушев), Андрей (Рымаренко), Леонтий Чилийский, Антоний Лос-Анжелосский, Антоний Сан-Францисский, епископ Митрофан Бостонский. То поистине были духовные вожди, исповедники, старцы, печальники и молитвенники своего народа. Среди них достойное место занимает и митрополит Виталий (Устинов).

Митрополит Виталий являлся личностью яркой, сильной, эмоциональной. Если его увлекала какая-то идея, он отдавался ей целиком. Иногда указывают на противоречивость высказываний митрополита, но как бы там ни было, общее направление его деятельности и мысли ясно: это любовь ко Христу, Православию, Церкви, Святой Руси, русскому народу.

Напрасно некоторые навязывают митрополиту Виталию ярлыки ненавистника Русской Церкви на родине. Да, его сердце непрестанно болело и скорбело о чистоте Православия и не только на родине, но и во всем мире, но он никогда не терял надежды. И если суммировать все высказывания митрополита, то его позиция будет выглядеть вполне умеренной. Вот характерная цитата: «Ни одному государству, ни одному народу, племени или обществу Господь не обещал непоколебимость, несокрушимость и непреодолимость до конца века сего. Только Церкви Своей Он определил эти свойства... потому, что Глава ее - Сам Всемогущий Господь. Чтобы увидеть, различить истинную Церковь среди этого моря сотен христианских, больших и малых, так называемых «церквей», надо иметь в виду, во-первых, ее историческую, во времени, непрекращающуюся видимую преемственность от Самого Христа и Его святых Апостолов, и, во-вторых, в этом видимом сосуде, как в ракушке перламутровой, жемчужину истины. Одно без другого не может быть. И этими двумя свойствами обладает только Вселенская Православная Церковь, состоящая из многих Поместных Православных Церквей. В данное время большинство Поместных Церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако и в таком их бедственном положении мы не дерзаем, и упаси нас Господь от этого, сказать, что они утратили Божию благодать. Мы провозгласили анафему экуменизму для чад нашей Церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно, как бы приглашаем задуматься Поместные Церкви. В этом роль нашей самой малой, скромной, полугонимой... Церкви» («Православная Русь», №1, 1987 г., Джорданвилль).

Что же касается видения митрополитом Виталием судеб России и русского народа, то здесь, как и все праведники последнего времени, он постоянно указывал на спасительность очистительного покаяния.

В свое время на митрополита Виталия большое впечатление произвела встреча в Канаде с Андреем Романчуком, блаженным наших дней. Свою беседу с Андреем владыка Виталий записал, после чего она неоднократно издавалась в зарубежье. Андрей Романчук поведал владыке Виталию еще в далеком 1959 году (!), что коммунизм в России непременно падет и Господь прострет десницу свою над русским народом и Православие из России воссияет на весь свет, и настанет такое время, когда дети будут носить на своих плечах камни для постройки храмов, которые разрушали их отцы («Православная жизнь», №8, 2001 г., Джорданвилль).

Закончим наше повествование о четвертом первоиерархе Русской Зарубежной Церкви, митрополите Виталии, словами первого послания, с которым он обратился к пастве, после избрания его первоиерархом. В этом послании звучит неумолкающий и дерзновенный призыв владыки к духовной жизни, покаянию, посту, молитве и любви. Вот все то, чем жил митрополит Виталий, все то, чем он и нас призывает жить. Чувствуется духовная мощь в этом призыве, словно со страниц «Житий святых» сошел к нам проповедник и своей жизнью показал пример, «яко один от древних».

«Пост - это великая Божия заповедь, ибо вмещает в себя безчисленные добродетели, - учит митрополит Виталий. - Молитва без поста подобна дыму, стелющемуся только по поверхности земной. Крылья молитвы - пост, который возносит ее к самому престолу Божию... Когда мы постимся, мы больше не мечтаем о вере в Бога, но живем в ней и ею. Но самое удивительное, что постясь мы приобщаемся к самой вершине всех добродетелей - к любви... Мы часто совершенно не отдаем себе отчета, сколько мы тратим времени, сил, денег, мыслей и изобретательности на свое чрево, плоть, комфорт, удобства всякого рода; сколько мы себе угождаем в незаметных безчисленных мелочах ежечасно, ежедневно, проявляя всеми этими действиями любовь к самому себе, тратя так напрасно, так греховно величайший дар любви... Господь пролил Свою кровь за нас. За Господа проливали кровь Его ученики, безчисленный лик мученический. Но если не все христиане сподобляются великой чести принять венец мученический, то все настоящие христиане должны приобщаться к подвигу пролития своей крови через пост, воздержание и всякого рода подвиги... К такому умиранию за Христа, к такой любви к нашему Спасителю, приглашает нас Церковь Христова» («Православная Русь», №4, 1986 г., Джорданвилль).

Господи Иисусе Христе, со святыми упокой душу приснопоминаемого митрополита Виталия и помоги нам хоть в малой степени исполнить его завет!

Джорданвилль, 2006 г.

Просмотров: 764 | Добавил: missia | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024