Главная » 2011»Ноябрь»21 » 90 лет назад состоялось Общецерковное заграничное собрание.
90 лет назад состоялось Общецерковное заграничное собрание.
21:33
Уже во время Гражданской войны появилась
надобность в урегулировании церковного
управления в юго-восточных областях России.
Поэтому 6 мая 1919 г. в Ставрополе Кавказском
состоялся Южно-Русский Церковный Собор, который
образовал Временное Высшее Церковное Управление
("ВВЦУ") на Юго-востоке России, объединившее
несколько епархий. Признание ВВЦУ патриархом
Тихоном и органами его управления проявилось в
утверждении ряда постановлений ВВЦУ: в
посвящении епископов (Серафим Лубенский, Андрей
Мариупольский), в назначении епископов на
кафедры (в Южной России, в Екатеринославе, в
Европе и в Америке), в церковном суде над
епископами (Сергий Лавров, Агапий
Екатеринославский), в увольнении на покой (Иоанн
Кубанский).
Весьма вероятно, что именно создание ВВЦУ
подтолкнуло Патриарха Тихона на написание
боговдохновенного канонического распоряжения
от 7/20 ноября 1920 г. за № 362. Указ этот был принят
соединённым присутствием Патриарха, Священного
Синода и Высшего Церковного Совета (состоящего
из духовенства и мирян) -- т.е., высшим
объединённым органом церковного управления,
утверждённого Собором 1918 г. Указ № 362 говорит о
самостоятельном управлении епархий, оказавшихся
вне общения с Синодом и Патриархом, на основании
которого была основана Русская Православная
Церковь Заграницей. По-видимому, указ № 362 был
одним из последних деяний этого высшего
управленческого органа Русской Церкви.
"Боговдохновенного", потому что он
совершенно чудесно оказался жизненно
руководящим для Русской Церкви и в России и
заграницей. Параграф 2-й этого указа гласит: "В
случае, если епархия вследствие передвижения
фронтов, изменения государственной границы и т.
п. окажется вне всякого общения с Высшим
Церковным Управлением или само Высшее Церковное
Управление почему-либо прекратит свою
деятельность, епархиальный архиерей немедленно
входит в сношение с архиереями соседних епархий
на предмет организации высшей инстанции
церковной власти для нескольких епархий,
находящихся в одинаковых условиях (в виде ли
Временного Высшего Церковного Управления или
Митрополичьего округа или ещё иначе)". 3-й
параграф предписывает: " Попечение об
организации Высшей Церковной Власти для группы
епархий, оказавшихся в положении указанном в пар.
2, составляет НЕПРЕМЕННЫЙ долг старейшего в
данной группе архиерея".
Патриарх Тихон в указе № 362 применил церковный
канон: 39-ое правило 6-го Вселенского Собора
говорит об аналогичном случае, когда часть
населения Кипра ушла с родины, "дабы
освободиться от иноверного рабства".
Вселенский Собор сохраняет за ними и на чужбине
их священноначалие и все обычаи их Церкви. В
России, после захвата власти большевиками в 1917 г.,
также установилось "иноверное рабство". Как
известно, в Совете Народных комиссаров 1918 г. из 22
членов было только двое(!) русских. Да и эти
русскими были только по названию, так как их
"религией" был марксизм (вспомним слова Ф. М.
Достоевского о том, что русский человек есть
православный человек).
После того как в конце 1920 г. до двух миллионов
русских покинуло Родину, настал момент для
применения указа № 362 и 39-го правила 6-го Собора.
Соответственно, старейший по сану из прибывших
за границу архипастырей, Высокопреосвященный
Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский, с
благословения Вселенского Патриарха, в ноябре 1920
г. созвал Первый Заграничный Архиерейский Собор,
в котором лично или письменно участвовало 34
епископа: митрополит Киевский и Галицкий Антоний
(Храповицкий, председатель Собора и ВВЦУ);
епископ Алеутский Антоний; архиепископ
Кишинёвский Анастасий; архиепископ
Северо-Американский Александр, епископ Адам;
епископ Белгородский, управляющий Иерусалимской
Миссией Апполинарий; епископ Белостокский
Владимир; епископ Севастопольский Вениамин;
епископ Челябинский Гавриил; епископ
Екатеринославский, управляющий церковными
делами в Греции, Африке и на о. Кипре Гермоген;
епископ Царицынский, начальник пастырского
Богословского училища Дамиан; архиепископ
Литовский Елевферий; архиепископ Бруклинский
Евфимий; митрополит Западно-Европейский Евлогий;
архиепископ Пекинский Иннокентий; епископ
Урмийский Мар-Илья; епископ Тяньцзинский Иона;
архиепископ Харбинский Мефодий; епископ
Забайкальский Мелетий; епископ Александровский
Михаил; епископ Владивостокский Михаил; епископ
Камчатский Нестор; архиепископ Пинский
Пантелеимон; митрополит Северо-Американский
Платон; архиепископ Финляндский Серафим; епископ
Лубенский, управляющий церковными делами в
Болгарии Серафим; епископ Бельский Сергий;
епископ Черноморский Сергий; архиепископ
японский Сергий; епископ Питсбургский Стефан;
епископ Шанхайский Симон; архиепископ
Полтавский Феофан; епископ Курский Феофан;
(архиепископ Иоанн Латвийский не участвовал в
Соборе по местным политическим условиям).
Учитывая создавшееся положение, Собор этот
переименовал ВВЦУ на Юге России в "Высшее
Русское Церковное Управление заграницей"
("ВРЦУ"), которое избрало Архиерейский Синод
во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) в
качестве исполнительного органа между соборами.
В 1921 г., по приглашению Сербского патриарха
Димитрия, ВРЦУ переехало в Югославию, где на
своём заседании от 6/19 и 8/21 апреля 1921 г.
постановило созвать Первый Заграничный Русский
Церковный Собор для "объединения,
урегулирования и оживления церковной
деятельности".
В "Положении о созыве Заграничного Собора
Русских Церквей", утверждённом ВРЦУ 12/25 июля 1921
г., говорилось: "В состав Собрания входят в
качестве членов представители всех заграничных
автономных Церквей, епархий, округов и миссий,
пребывающих в подчинении святейшему Патриарху
Всероссийскому".
И дальше: "Выборы в Собрание производятся по
следующим 15 округам и 15 районам. Округи: Сев.
Америка, Япония, Китай, Финляндия, Эстляндия,
Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция, Италия,
Сербия, Болгария, Турция и Дальний Восток. Районы:
Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания,
Англия, Швейцария, Чехия, Венгрия, Австрия,
Румыния, Палестина, Александрия, Греция,
Африка".
Соответственно, с 21 ноября по 3 декабря 1921 г., в
Югославии, в Сремских Карловцах, состоялся
"Всезаграничный Русский Церковный Собор".
На него было приглашено 155 человек, за редкими
исключениями все приехавшие. Почётным
председателем Собора был избран патриарх
Сербский Димитрий. Среди почётных членов были:
председатель Совета Министров Югославии г.
Пашич, Главнокомандующий Русской Армией генерал
Врангель и др. Председателем Собора был
председатель ВЦРУ митрополит Антоний.
На заседании 13/26 ноября 1921 г. архиепископ
Анастасий, говоря о голоде в Поволжье, заявил:
"Теперь позволю себе остановить Ваше внимание
на вопросе о том, как помочь голодающему
населению, нашим страждущим братьям в России.
Просить, убеждать палачей оставить, прекратить
мучения -- это всё равно, что желать, чтобы тигр
выпустил из зубов свою жертву; обращаться с
пожеланиями к самому страждущему населению,
конечно, бесполезно; но у нас есть одно средство --
обратиться с воззванием ко всему миру; он не
должен допустить вымирания русского народа.
Конечно, мы не можем сказать красноречивее того,
что сказал св. патриарх Тихон в своём Послании, но
мы должны и можем сказать сильнее то, чего не мог
сказать он в своём положении: мы должны сказать,
что бедствия, переживаемые русским народом, есть
результат дикого, развратного, кровавого режима
палачей России; англичане, например, уже узнали,
что такое большевизм; Вашингтонская Конференция
стремится к миру, но этого мира не будет до тех
пор, пока не придёт к миру Россия. Если бы мы были
в состоянии, мы должны были бы разослать всюду
миссии, которые, подобно Петру Амьенскому, обошли
бы весь свет, открывая ему глаза на русские дела…
Некоторые склонны идти на примирение с
большевиками или по мягкосердию, или из карьеры,
но мы должны решительно сказать: нон поссумус (не
можем). Никто из нас не имеет права переступить
порог советский для союза, ибо это уже не союз, а
вражда против Бога. Мы должны противодействовать
этому соблазну. Должны также установить моления
в церквах за всех погибших за веру, царя и
Отечество, начиная с Царя-мученика Николая II и
замученных святителей".
Среди документов Собора особенное значение
имели "Послание чадам Русской Православной
Церкви, в рассеянии и изгнании сущим" и
Послание к мировой Конференции" (Генуэзской).
Этот Собор, ставший называться
"Карловацким", вызвал огромное озлобление
среди большевиков, особенно из-за послания к
Генуэзской конференции. От патриарха Тихона они
потребовали репрессий против заграничной
Русской Церкви. Надеясь уступкой добиться
ослабления гонений против всей Русской Церкви на
Родине, патриарх Тихон издал 22 апреля/5 мая 1922 г.
указ о закрытии ВЦУ заграницей.
На следующий день после подписания этого указа
Патриарх Тихон был арестован и 3/16 мая 1922 г., ввиду
своего ареста, на основании постановления № 362 от
7/20 ноября 1920 г., передал "всю полноту власти"
митрополиту Агафангелу, который посланием от 5/18
июня 1922 г. попросил всех епархиальных архиереев
"управлять епархиями самостоятельно, в
соответствии с тем же постановлением Патриарха
Тихона от 7/20 ноября 1920 г.".
В ответ на все эти происшествия, 31 августа/13
сентября 1922 г. заграничный Архиерейский Синод
постановил:
"Во исполнение Указа Патриарха и его Синода и
Совета -- Высшее Церковное Управление упразднить.
На основании же постановления Патриарха и тех же
органов управления при нём от 7(20) ноября 1920 г. за
№ 362 -- образовать Временный Священный
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви
Заграницей". На это ни патриарх, ни органы его
управления, не реагировали, признав каноничность
этого поступка.
С момента его образования, Архиерейский Синод
РПЦЗ развил успешную деятельность по
объединению церквей по всему миру. Вскоре
подавляющая часть русских приходов в разных
частях света вошла в РПЦЗ.