Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 502
Главная » 2011 » Июль » 1 » Беседа с протоиереем о. Артемием Владимировым (часть 1)
Беседа с протоиереем о. Артемием Владимировым (часть 1)
18:21
"Православие, при его устойчивости и приверженности корням, всегда будет являть определенную духовную новизну". Беседа с прот. Артемием Владимировым

Во вторник 12 апреля, перед возвращением в Москву после поездки в Калифорнию по приглашению Западно-Американской епархии, прот. Артемий Владимиров ненадолго остановился в Восточно-Американской епархии. За несколько часов до вылета о. Артемий встретился с корреспондентом епархиальной пресс-службы чт. Петром Лукьяновым и дал ему второе интервью для официального сайта епархии. В интервью о. Артемий отвечает на вопросы наших читателей и затрагивает широкий спектр вопросов, как, например, нынешнее положение Православния в Америке, духовная жизнь, исповедь, миссионерская работа, и многое другое. Мы рады предоставить вам, нашим читателям, интервью о. Артемия, чтение которого принесет вам не только удовольствие, но и духовную пользу.

Представители различных православных юрисдикций в Америке стремятся дать свое определение, понятие о Православии. В межправославных дискуссиях доминируют споры традиционалистов и модернистов. Нередко мы настолько увлекаемся этими спорами, что забываем о сути нашей веры и пытаемся сделать Церковь в угоду себе, а не Христу. Что Вы можете сказать, наблюдая со стороны, о состоянии Православия в Америке? Не могли бы ли Вы дать наставление и утешение православным, живущим в Америке?

 

С большой радостью для себя я узнал, что за нынешний год икона "Знамение" Курско-Коренная продолжает свою миссию в Новом Свете. И, как совершенно справедливо выразился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ‒ это может быть единственная Богородичная икона, ныне путешествующая по всем странам света, и призывающая всех православных ‒ греков, русских, румынов, грузинов ‒ кого только не встретит на своем пути, к подлинному единству в почитании Царицы Небесной, ходатаицы за род человеческий пред Божьим престолом. Для меня было совершенно удивительным узнать, в какое движение пришла Греческая Церковь в Америке, встречая тысячными соборами Одигитрию Русского зарубежья, и проявляя пред Ней такой молитвенное усердие, искренность почитания, которому, может быть, нужно поучиться "русским традиционалистам". И те поразительные чудеса и знамения благодатной силы, которые, надеюсь, скоро будут опубликованы на сайтах не только греков, но и Русской Зарубежной Церкви, свидетельствуют о богоугодности означенного предприятия. Все мы замечаем, что силы мировой тьмы не дремлют, а все более и более сжимают, суживают свой круг, пытаясь омрачить умы и сердца народов земли. Вот почему Матерь Божия сегодня исходит по дорогам и площадям, по изгородям и околицам, говоря словами Евангельской притчи ‒ призывая всех и всякого, и черных и белых – тех, кто не растерял крупицы христианской веры и благочестия, в этой столь далекой от России стране. И конечно нам, русским, живущим в своем отечестве, совершенно очевидно, что миссия Знаменской иконы есть предпоследняя проповедь Православия, на которую отзываются и люди, совершенно далекие от Православной Церкви. Все происходящее несомненно содействует возвышению Русского зарубежья, Русской Православной Церкви Заграницей, как хранительницы святоотеческого Предания. Нелегкие дни переживает так-называемая Автокефальная Церковь в Америке. Видно, как противоборствуют в ней различные тенденции и, с прошлого года став свидетелем первого, братского застолья пастырей Зарубежья и Американской Автокефальной Церкви, я вижу, что духовное родство возглавляющих эти Церкви священнослужителей, весьма не нравится духу тьмы, который испокон века действует по принципу "разделяй и властвуй". А у Лукавого всегда находятся свои глашатаи, которые видят в этом сближении то, чего нет. Обеспокоенные, может быть, единственно материальной стороной вопроса, иные люди почему-то проявляют психологию старшего брата из притчи возвращения младшего, блудного сына ‒ Что это за пир?! Что это за праздничное ликование?! Зачем, отец, ты пошел на трату и заколол тельца упитанного, а мне не дал и козленка – по что это, младшему брату оказана подобная честь?! Он, мол, иждив свое имение с блудницами, теперь получает права сыновства! ‒ И осерчал, и не хотел войти в праздничные, светлые палаты. Сын мой, ‒ кротко отвечал отец, не подобает ли нам возрадоваться, ибо мертв был и ожил, пропадал и нашелся! Мне кажется, что дух Православия ‒ истинного, неказенного, неформального, неначетнического, немодернистского ‒ как раз и заключается в умении радоваться всякой душе, которая, чувствуя приближение святыни, откликается на нее искренной молитвой, покаянием, или хотя бы простым интересом, ибо все начинается с привлечения внимания, с движения ума, затем и сердца, к святыне. И думаю, что Православие, при его устойчивости и приверженности корням, а значит умении и сохранять благодатные формы, не нами выработанные и не нами установленные, всегда будет являть и определенную духовную новизну ‒ а эта новизна заключается не в бесконечном реформировании, которое не от Бога, но в умении говорить с людьми на их языке, в умении раскрывать сокровище православного Предания, сокровище Писания, на доступном и понятном языке. Проповедь – это умение находить общий язык с теми, кто интуитивно тянется к благодатной глубине и высоте Православия, хочет припасть к ее неоскудевающему источнику.

 

В последние несколько месяцев предстоятель Православной Церкви в Америке, Блаженнейший митрополит Иона оказался в центре конфликта (религиозных/православных) традиционалистов и модернистов. Какова, по Вашему мнению, роль Его Блаженства в определении будущего Православия в Америке?

 

По счастью я имел возможность познакомиться с нынешним Предстоятелем Американской Церкви ‒ в России, когда он еще был светским, молодым человеком. Я знаю сегодня о том, что его стремление к традиционному благочестию, не всеми понимаемо и принимаемо в Америке, в его Церкви, ибо иным кажется, что Христианство должно эволюционировать и приспосабливаться к американскому образу жизни. Иные хотели бы видеть Христианство обезжиренным, обезвоженным, рафинированным, сходящем человеческой греховной природе и как будто бы призванным прислуживаться страстям человеческим. Зная обо всем этом, не только я, но все мы, пастыри Московской Патриархии молимся о том, чтобы скромные и очень тактичные действия Предстоятеля Американской церкви были бы правильно восприняты, ‒ ибо за ними стоит желание вздохнуть новый импульс, дух в слегка заветрившиеся мехи: налить не новое, а хорошо настоянное вино в сосуд, чтобы приходящие в храмы Америки люди, знакомые и незнакомые с Православием, чувствовали вкус Православия, чувствовали его внутреннюю силу, и стали быть привлечены к алтарю Господню, не добровольно принудительными пожертвованиями в фонд того или иного прихода, но будучи покорены самой красотой Православия, его духовным величием и силою, оживляющей человеческие сердца. Пожелаю митр Ионе, равно как и митр. Илариону, ‒ они хорошо нынче понимают друг друга, и телесного здоровья и духовной крепости для несения Первосвятительского креста. И конечно добрых помощников, тех близких по духу пастырей, вкупе с которыми они могли бы действительно свидетельствовать авторитет Православной Церкви, ‒ нравственный, духовный авторитет ‒ ближним и дальним, так чтобы самые оппоненты без слов были бы приобретаемы святому делу распространения веры, надежды и любви ко Христу и Церкви.

 

Православные по всему миру активно вовлечены в споры вокруг грядущего Межправославного собора. Многие из них, особенно среди представителей РПЦЗ, опасаются, что подобные мероприятия могут оказать отрицательное влияние на бытие Вселенской Православной Церкови. Что Вы скажите тем, кто считает, что подобные соборы означают собой конец традиционных православных ценностей и даже приближение конца света?

 

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь, однако суждение некоторое имеется. Относительно страхов, конечно мы с вами, изучая православное Предание, помним определенные высказывания преп. Нила Мироточивого и... ушки на макушке держать нужно. С другой стороны, Святейший Патриарх Кирилл – я помню лично его ответ на вопрос об этих страхах – говорит о том что, побаиваясь каких-то неправославных умозаключений и решений потенциального 8-го Вселенского собора, каждый может сегодня увидеть программу того, какие предварительные вопросы обсуждаются, может ознакомиться с ними, задавать вопросы – у нас был сводный вопрос от мирян Московского Патриархата, или от священства, относительно всей работы этого всеправославного Собора – и Патриарх предложил внимательнее исследовать предлагаемые материалы – каждый может вносить свои предложения, благодаря ныне компьютерному характеру этих обсуждений, и не бояться боязнью тушканчика, который забился куда-то в расселину скалы и боится оттуда выглянуть, но хорошо иметь страх Божий и, переживая за судьбу Церкви, посильно в них участвовать. Не только лично благочестием, но и хотя бы поставлением определенных вопросов, выражением своего отношения к тому или иному вопросу догматического, канонического характера, относящегося к жизни Церкви. Я думаю что, если можно так понять и даже оправдать нежелание епископа Православной Церкви участвовать в каких-то сомнительных экуменических встречах так-называемого Всемирного совета церквей, особенно в наше время, когда иные, декларирующие себя христианскими деноминации свободно допускают женское священство или оправдывают гомосексуализм, ‒ это богомерзкое дело ‒ можно понять консерватизм епископов Зарубежья, которые открещивались от подобной деятельности предыдущих десятилетий. Но когда речь идет об общении православных между собой, уж ничто не препятствует епископам участвовать в таких собеседованиях в качестве благочестивых соглядатаев, наблюдателей, которые могут донести своей пастве свои впечатления, наблюдения; тем паче, что епископы именуют себя каноническими и связывают себя с наследием церковного Писания и Предания. Сегодня, мне кажется, нельзя игнорировать еще и тот аспект, что уж очень быстро сгущается мировая тьма ‒ антихристианство во всех его видах и образах настолько аггресивно и подчас бесстыдно декларирует свои намерения, и нынче православным силам, православным поместным церквям, православным приходам, сосуществующим на одной географической территории, держаться порознь ‒ просто неразумно. Межправославный диалог вполне можно назвать свидетельством со стороны того епископа, который претендует на верность Писанию и Преданию, на полноту в деле хранения святыни Православия.

 

Многие, особенно среди членов Русской Зарубежной Церкви, гордятся тем, что Ей в течение многих десятилетий удавалось сохранить Святое Русское Православие. Однако некоторые волнуются, говоря, что, мол, мы столько лет хранили свое наследие, а тут появится какая-нибудь объединенная Американская Церковь и все будет потеряно; не будет нужды в Русской Зарубежной Церкви, мы потеряем, если можно так выразиться, наш смысл бытия. В то же самое время, многие местные иерархи (представители других Церквей) утверждают, что участие Зарубежной Церкви в этих собраниях было бы полезным для поддержки истиного традиционного православного подхода, который нередко отстутвует. Однако сами представители Зарубежной Церкви опасаются, что они будут в меньшинстве и будут в конце концов поглощены.

 

Если сохранил, то можешь и поделиться, не правда ли? Православие есть не Русское Православие, о котором говорил преп. Серафим Саровский, как удерживающем начале, не есть вещь в себе, вещь для немногих, но хорошо, живя этим Православием, делиться им. От тебя не умалится если ты покажешь эти сокровища, ‒ и словом, и делом, и мыслью, не правда ли? Блаженнее отдавать, нежели приобретать, говорит Апостол Павел. Безусловно можно понять и одобрить охранительную заботу тех или иных епископов. Но мне кажется, по большому счету, что ‒ я отвечаю искренно, как и искренны задаваемые мне вопросы ‒ на самом деле проблема уходит глубже. Сегодня мы нуждаемся как никогда в таких светильниках веры, которыми были наши отцы: свят. Иоанн Шанхайский, митр. Филарет (Вознесенский) архиеп. Аверкий (Таушев), все это поколение, действительно носило огонь Духа Божьего в своих сердцах.

 

Многие считают, что поскольку великих иерархов и духовных лидеров прошлого больше нет с нами на этой земле, они не могут нам помочь с сегодняшними духовными проблемами. Многие члены РПЦЗ думают, что без руководства великих иерархов мы не можем продвигаться вперед. Такое неустойчивое положение вызывает боязнь перед уготованным нам путем.

 

Прежде всего, пусть камень падает в наш огород священства и епископства. Сегодня и святителям и священникам должно идти путем накопления, аккумулирования Божией благодати, через личный, покаянный, молитвенный подвиг и литургисание. Церковь всегда будет смотреть, прежде всего, на архипастырей и пастырей как генералов и офицеров армии. Нам нужно только покаянными вздохами отвечать на эти вопросы мирян: Где нынче вдохновенные ревнители Божией веры, сила которых не в словах, а в делах, и во всей целокупности христианской жизни? Конечно, каждый должен сознавать ограниченность и скудость своих сил, и не браться за то, что эти силы превышают. Но опыт показывает, что два-три священника Русского Зарубежья, действительно прошедшие хорошую выучку и школу священства, служения, самим своим внешним видом говорящим о традиционных ценностях Православия ‒ это реальная сила, и осторожность, подозрительность ‒ это грех. Когда нас трое или пятеро, когда мы можем сплотиться вокруг своего епископа, благочестие которого не вызывают ни у кого сомнения, это уже очень мощное представительство в богоотступническом мире. Опыт показывает (я сужу по пастырским совещаниям, в которых я участвовал на Восточном и Западном побережьях), какое глубокое внутреннее утешение, какой мир, какое подлинное вдохновение мы уносим от взаимного общения друг с другом. Я видел своими глазами, как эта благодатная атмосфера влияет на тех православных американцев, которые приехали, напр., в гости из Сан-Франциско и издалека, чтобы задать свои вопросы православным пастырям, и подлить елея в свои светильники. Поэтому, мне кажется, что не нам сетовать о том, что мы можем что-то потерять. Если ты чем-то реально владеешь, ты проникнут почитанием Богородицы, ты держишь в руках Курскую Коренную икону "Знамение", Одигитрию Русского зарубежья – неужели тебе страшно с этой святыней войти в антиохийский или греческий приход и увидеть, как люди от этой святыни отходят утешенными, как высыхают их слезы, как благодать Божья веселит их сердца? Нам есть что показать и чем поделиться с нашими православными собратьями, тем паче что, после воссоединения Патриархата и Зарубежья, атмосфера действительно меняется. Нынче кажется временем консолидации, сплочения православных сил Америки, ибо у нас есть куда более серьезные оппоненты, нежели мы сами друг ко другу.

 

Первый вопрос пришел из штата Южная Каролина: о. Артемий, у нас на американском Юге живет множество благочестивых протестантов. Это хорошие, добрые люди, искренно любящие Христа, активные протестантские миссионеры. Как нам, православным христианам, привлекать к Истиной Вере протестантов, многие из которых хорошо знают и понимают Библию?

 

Вопрос не простой, но очень важный и нужный, потому что с одной стороны мы призваны находиться в русле канонов Матери Церкви. И здесь нельзя идти на легкомысленные совместные моления, которые оставляют в душе православного человека внутреннюю тяжесть, ибо может ли быть богоугодным то моление, которое не начинается и не завершается призыванием имением Божией Матери и почитанием ее нерушимой стеной нашей веры? Другое дело, что православный человек, видя неподдельный интерес, приветливость, желание какого-то человеческого общения, мог бы послужить таким добронастроенным людям, раскрыв пред ними сокровищницу Предания. Я бы, например, предложил, если это только возможно, взять толкование на книгу Бытия или Евангелия от Матфея свят. Иоанна Златоустого, и попробовать устроить кружок вечернего или дневного чтения, чтобы эти каролинцы, хорошо знающие Писание и по своему его трактующие, прикоснулись бы к поистине Божественной глубине святоотеческого любомудрия, толкования. Если мы встретим этот интерес ‒ ведь искренняя душа не может не уязвиться любовью к святоотеческой мысли – я бы предложил им Пасхальное слово свят. Иоанна Златоуста, предложил выдержки из его слов о священстве. Святитель Иоанн Златоуст очень прост как писатель, по стилю, а может быть можно будет дойти до каких-то извлечений из Василия Великого или Григория Богослова – ведь большинство протестантов, это не секрет, приходят к Православию через Греческую церковь, через Византийское наследие, и едва лишь только этот интерес у них пробудится, они увидят разницу между сладкоречивыми и самоуверенными проповедниками современного Протестантизма, и вечными жемчужинами Духа. Думаю, что здесь неплохо было бы почитать вслух св. прав. Иоанна Кронштадтского – его дневник переведен на английский язык – и глубина проникновения в тайники человеческой души. Или даже письма Оптинских старцев мирянам или монашествующим. Вот это было бы, мне кажется, прекрасное начало. Остальное приложится: опыт показывает, что едва лишь только человек заинтересуется миром православной Иконы (а мы знаем, какие у них абсурдные представления об Иконе), если им подготовить слайды мозайка св. Софии константинопольской, мозайка Равенны, и потихонечку, если те хотят не только проповедовать, но и слушать, потихонечку вводить их умы и сердца в Предание Церкви. Ведь что они знают об Иоанне Предтече, кроме только скупых Евангельских свидетельств? Ну можно подготовиться и вводить в их сознание житийные повествования, жития Георгия Победоносца, Пантелеимона Исцелителя – пусть повеет в их сердцах этой дивной силой древного мученичества. У кого-то может быть интерес и к России, в этом смысле жития свв. Новомучеников может быть полезным. Я бы предложил прежде всего беседу о стяжании Святого Духа преп. Серафима Саровского – что можно сказать против этого величия веры, которое у протестантов подмененно псевдохарисматическими переживаниями, не имеющими внутренней подлинности?

 

Из того же прихода следующий вопрос: Батюшка, мы переживаем, потому что у нас очень маленький приход. Большинство прихожан очень активно участвуют в посведневной жизни приходской семьи, но, поскольку прихожан мало, часто одним и тем же людям приходится убираться в храме, готовить трапезы, участвовать в мероприятиях и на церковном совете – и, конечно, посещать богослужения. Как предотвратить перегрузку и разочарование, и в конечном итоге, уход из церкви? Что бы Вы сказали этим людям, чтобы их подбодрить, и чтобы они не выдохлись и не пали духом?

 

Я думаю, что здесь необходим известный такт и деликатность батюшки и матушки, как ядру прихода. Вспоминаются слова русских пословиц: невольник ‒ не богомольник. Эти приходские труды для добровольцев должны быть не в тягость, а в сладость. Благодать, говорят в России, не насилует. Поэтому, вовлекая в орбиту храмовых забот людей, я думаю мы должны подражать Спасителю: не сразу прямо их записывать, в график включая. Если Вы желаете, если у Вас есть произволение, если Вам хочется того, мы были бы рады. И, таким образом этих новых членов не спешить брать за шиворот. Я, например, вспоминаю о своих некоторых ошибках, которые стараюсь не повторять: Вот пришел один молодой человек, достаточно обеспеченный, а храм терпел нелегкие времена (у нас большое хозяйство, более 200 чел. трудятся). И я, приняв его первую полу-исповедь, его откровенный рассказ (еще не было покаяния), про между прочем сказал ему, ‒ Как хорошо если бы раз в месяц Вы могли бы вносить по Вашим силам какую-то сумму на наше дело. Он отвечал, ‒ Конечно, с удовольствием! Пришел раз, пришел два, а потом и вовсе не пришел, потому что у него еще не было внутреннего импульса с радостью делиться тем, что Бог ему посылает. Я зарубил на носу эту ошибку, и стараюсь никогда никого не отягощать ‒ намекнуть я что-то могу, но человек сам знает, способен или не способен он на данный час или позже; это первое. Второе, конечно, неплохо рассказывать таким новообращенным прихожанам о том, что пребывание ваше в храме, часы вами там проведенные, это не просто общественная нагрузка, но хорошо было бы вспоминать слова преп. Серафима, который говорил о том, что древние христиане за счастие почитали унести пыль из храма, которую они увлажняли и ею помазывлись и исцелялись по своей вере. У нас в России принято при возрождении храмов выдавать каждому некоторый символический кирпичик, на котором записано его имя, и действительно, тот, кто хотя бы один кирпичик собственными руками поднесет к новосозидаемому храму, не лишится своей награды. Хорошо было бы, конечно, всегда так немножко вдохновлять людей, говоря о том, что час-другой, проведенный под покровом храма, может быть, и вашим детям даст благодать, избавит их от порабощения компьютерным играм, только за то, что вы здесь поучаствовали, вымыли кастрюльки после приходского обеда. Патриарх Алексий ІІ говорил о том, что нынче храмы в России должны были бы выполнять функции "дома пионеров" (в советское время были такие государственные дома пионеров, дома досуга, творческого отдыха, и много было разных кружков) – все это финансировалось советским государством. А сейчас повсюду, к сожалению, коммерция, и интересы детей занимают второе место. Так вот православные приходы в России должны заместить дома пионеров, чтобы дети здесь занимались и славяно-горицкой борьбой, и играли в пинг-понг, и занимались бальными танцами, и все это очень хорошо, потому что это под эгидой, под покровом храма, где сама атмосфера светлеет и делает человеческое общение легким и добрым. Наверное надо было бы объяснять этим новообращающимся людям, что находиться в фокусе внимания храма – это великая милость и благодать, и великая нравственная польза, и для детей, и взрослых. И сами плоды их трудов должны будут им это доказать. Бог не остается в долгу – взамен за приготовление благотворительного обеда на двунадесятый праздник, Господь позволит Вам сменить Ваш старый, разваливающийся шевроле, на новенькую тойоту, естественно с автоматической коробкой и всем тюнингом.

Просмотров: 804 | Добавил: missia | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024