Человек благоговейный особенно благоговеет перед
иконами. Говоря "благоговеет перед иконами", мы подразумеваем, что он
благоговеет перед тем, кто на ней изображен. Если человек, имея
фотографию своего отца, матери, деда, бабушки или брата не может порвать
ее или наступить на нее, то разве не в гораздо большей мере это
относится к иконе! У иеговистов нет икон, и честь, которую мы воздаем
иконам, они считают идолопоклонством.
Как-то раз я спросил одного
иеговиста: "У вас что, в домах нет фотографий?" - "Есть", - ответил он.
"Хорошо, - говорю, - разве мать, когда ее дитя находится в дальней
отлучке, не целует его фотографию?" - "Целует", - говорит иеговист. "А
что она целует: бумагу или свое дитя?" - "Свое дитя", - отвечает он. "Ну
так вот, - говорю, - как она, целуя фотографию своего ребенка, целует
его самого, а не бумагу, так и мы целуем Христа, а не бумагу или доску".
-
Геронда, а если на какой-то доске раньше была икона Христа, Божией
Матери или какого-то святого и краски от времени стерлись, то должны ли
мы все равно ее лобызать?
- Да, конечно! Когда человек с
благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы
вбирает, впитывает [в себя] краски этих икон, и в нем самом, внутри,
изображаются эти святые. Святые радуются, "отрываясь" от бумаг и досок и
запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин благоговейно
лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от
святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя
не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего
Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас
его [внутреннего] храма. "Человек есть храм Святого Духа" [1]. Смотри,
ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон. Если бы
люди понимали это, то сколько бы радости они ощущали, сколько бы они
принимали силы!
- Геронда, почему в молебном каноне Пресвятой
Богородице в одном из Богородичное говорится: "Немы устне нечестивых, не
покланяющихся образу Твоему честному"?
- Если у кого-то нет
благоговения и он прикладывается к иконам, то разве его уста не немы, не
беззвучны? И разве не благозвучны уста человека благоговейного, когда
он лобызает святые образы? Некоторые, прикладываясь к иконе, даже не
касаются ее. Другие, прикладываясь к иконе, только дотрагиваются до нее
губами. Вот так [2]. Слышали что-нибудь?
- Нет.
- Ну вот,
значит, уста "немы", беззвучны. А если икону лобызает человек
благоговейный, его целование слышится. И тогда уста благозвучны. Когда о
устах говорится "немы", это не значит, что они богохульствуют. Но [факт
есть факт] одни уста беззвучны, а другие - благозвучны. Когда мы видим
святые иконы, наше сердце должно преизливаться от любви к Богу и святым,
и нам следует падать пред ними, поклоняться им и лобызать их со многим
благоговением. Если бы вы видели одного благоговейного старенького
монаха из монастыря Филофей - отца Савву: со скольким же благоговением, с
каким умилением и любовью он прикладывался к иконе Пресвятой Богородицы
"Сладкое Лобзание"! На этой иконе Божией Матери образовался даже
бугорок, потому что отцы лобызали ее в одно и тоже место.
Тот
образ, который пишется с благоговением, впитывает от благоговейного
иконописца Благодать Божию и передает людям вечное утешение. Иконописец
"перерисовывает", переводит себя на ту икону, которую он пишет, поэтому
его душевное состояние имеет большое значение. Батюшка Тихон [3] говорил
мне: "Я, сынок, когда рисую плащаницы, пою "Благообразный Иосиф, с
древа снем". Он, не переставая, пел и плакал, и его слезы капали на
икону. Такая икона совершает в мире вечную проповедь. Иконы проповедуют и
проповедуют веками. И когда кто-то, например человек, которому больно,
бросает взгляд на икону Христа или Божией Матери, то получает утешение.
Вся
основа в благоговении. Кто-то лишь прикасается к стене, к которой была
прислонена икона, и уже принимает Благодать, а кто-то может иметь самую
лучшую икону, но не получать пользы, потому что у него нет благоговения.
Один может получить пользу от обычного креста, а другой, не имея
благоговения, не получит пользу от самого Животворящего Древа.
_____________________________________________________
1) См.: 1 Кор. 3, 16 и 6, 19.
2) Старец приложился к какой-то иконе так, что ничего не было слышно.
3) См. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. Источник: сайт "Третий Рим".
|