24 Ноября 2011 года исполняется 60 лет со дня рождения замечательного русского церковного историка Сергея Владимировича Фомина.
Лично для меня это ноябрьское число в сознании вот уже более десяти лет связано с предшествующей календарной датой: 23 Ноября
1924 года во французском городке Сальбри, в саду собственного дома был
обнаружен мертвым следователь по особо важным делам Николай Алексеевич
Соколов, который своё служение Богу, Царю и Русскому Народу посвятил
расследованию религиозно-мистического убийства Царской Семьи. Учитывая
нерасследованность обстоятельств смерти сорокадвухлетнего Н.А.Соколова, в
своей душе почитаю его как «несвятого святого», несомненно, как
Исповедника Российского, а может быть, и Новомученика.
И совсем ничего случайного не вижу в том, что ровно
через 27 лет после этой загадочной кончины русского подвижника, «тихого
героя», появился на свет С.В.Фомин, который вот уже многие годы своё
творческое служение историка и писателя посвящает расследованию того,
как на протяжении нескольких лет организовывалось, готовилось и
осуществлялось ритуальное убийство Друга Царской Семьи - Григория
Ефимовича Распутина-Нового. В годичном круге Лета Господня проявление
Промысла Божия и духовно-мистической эстафеты такой календарной
последовательности для меня несомненно. Не берусь никому навязывать
своего взгляда на это мистическое восстановление связи времен, но и не трушу свидетельствовать о таковом моем вероисповедном видении предмета перед верующими современниками...
Две большие разницы
Чем русская православная эсхатология, апокалиптика принципиально
отличается от разного рода «страшилок» о Конце Света, как заграничных в
различных сектах и масштабных голливудских киноподелках, так и у
сектантов «российских»?
Есть коренное различие.
Изуверы и циничные организаторы массовых истерий с помощью ложных
мифов пугают человечество безысходными глобальными катастрофами, которые
закончатся либо полной погибелью человечества и планеты, либо
физическим «спасением» горстки людей для дальнейшего биологического
размножения.
Православные, начиная с Апостолов и Учеников Спасителя, прежде всего ждут Второго Пришествия Иисуса Христа
во всей Его Славе Небесной. И только после всеобщего Воскресения из
мертвых и Страшного Божьего Суда ветхий мiр преобразится, то есть
наступит действительный Конец этого Света и наступит Жизнь Вечная без
смерти и страданий, жизнь с Богом.
Да, мiровые катастрофы, как духовные, политические, экономические,
так и природные, будут предшествовать Второму Пришествию. Но отнюдь не
они приведут к Концу Света! Мне весьма помнится, как с амвона
проповеднически вопрошал один современный православный Пастырь:
- Ну кто такой этот якобы «всемiрный» лжецарь,
лжепомазанник из колена Данова - антихрист?! Обыкновенный политический
банкрот! Он не только не сможет пресечь Божественную Литургию у верных
Господу, но и «царевать» будет всего три с половиной года! Ведь даже
американские президенты дольше властвуют: как минимум - четыре года...
И в самом деле, мiр уже на протяжении целого столетия переживает
многочисленные глобальные катастрофы, колоссальные революции, войны,
предсказанные в Откровении Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова,
предсказанные ещё ветхозаветными Пророками и Новозаветными Апостолами. И
с каждым годом в последние четверть века, начиная с апокалиптического
Чернобыля, эти катастрофы силой и числом возрастают. Многократно
преумножилось политическое и моральное зло, повсеместно торжествует
насилие и беззаконие, напрямую связанное с власть имущими и
предержащими. Но вместе с тем для каждого трезво и твердо мыслящего
христианина видно, что столь масштабно преумножающееся зло и беззаконие не всесильно, не всемогуще, не полновластно,
хотя вершители зла и беззакония стремятся внушить всему человечеству
обратное. И в этом почти глобальном гипнозе нужно видеть проявление той
древней тайны беззакония, о которой писал Апостол Павел. Но не этим тайнодействием наступит Конец Света. До того ещё все тайное должно стать явным.
Именно с этих эсхатологических проблем Сергей Владимирович Фомин
начал свои православно-просветительские труды - со свидетельства о
Втором Пришествии Христовом. Его первая наиболее известная в
православной среде книга «Россия Перед Вторым Пришествием» (М., 1993).
Мне доводилось не раз писать о творчестве С.В.Фомина. Была публикация в
2008 году и на «Русской Линии», которая есть в электронном архиве
«Русской Народной Линии»[1].
Поскольку с другими моими заметками о творчестве С.В.Фомина читатели
«РНЛ» не знакомы, две из них помещаю здесь - в один ряд с моими
современными заметками. Первая получилась летом 1993 года...
+ + +
Русь, грядущая навстречу Христу
В начале XIX века Преподобный Серафим Саровский изрек множество
пророчеств о России - он предсказывал многолетнюю смуту и убийство Царя и
множества православных людей и возрождение Руси после многих лет
духовного плена. Одно из удивительных пророчеств связано с
Царем-Колоколом. Святой Старец так говаривал: «Колокол-то Московский,
который стоит на земле у колокольни Ивана Великого, он сам к вам (в
Дивеево) придет и так загудит, что вы пробудитесь, и вся вселенная
услышит и удивится». Это и множество других пророчеств вошли в сборник,
выпущенный издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - «Россия перед
Вторым Пришествием».
Одна из насущнейших и важнейших задач наших дней есть скрупулезное
возрождение единого национального информационного поля России, или,
пользуясь выражением академика Вернадского, восстановление своего рода
национальной ноосферы. Что включает в себя это комплексное понятие и
явление полноценной жизни народа? В первую очередь, книги и повременные
издания - газеты, еженедельники, журналы, в том числе электронные
средства массовой информации, затем - информационные коммуникации -
средства связи, хранение, переработка и систематизация информации. Это -
библиотеки, архивы, научные и учебные заведения. К ним примыкают
информационные накопители и аналитические центры национальных спецслужб и
так далее, и тому подобное.
Воссоздание информационного поля Руси - сложнейшее дело масштаба
деяний Царя Петра Великого, которое под силу людям мужественным и
единомысленным, образованным и духовно опытным, а главное безкорыстным.
От начала русской государственности созидание нервной системы
державной нации, ее восстановление после смут, нашествий иноплеменных и
еретических поветрий всегда брали на себя крупнейшие монастыри и лавры,
они были тем высшим духовным камертоном, по которому определялось общее
качество этой тонкой субстанции. Так со времени возникновения
Свято-Троицкая Сергиева Лавра «становится поприщем летописных событий. В
ней отзываются все сильные перевороты и смятения княжения Московского,
которого она сделалась главною святынею»[2].
Так и в нынешнее смутное время почин возрождения русской духовности и
образованности явным образом берет на себя древняя святая обитель
Преподобного Сергия Радонежского[3].
Современная духовно-просветительская, книгоиздательская деятельность
Свято-Троицкой Лавры поражает своими размерами и темпами развития. За
последние четыре года вышли сотни названий богословских, богослужебных,
духовно-исторических и популярных книг и брошюр, общий тираж которых
исчисляется многими миллионами. Уровень вполне сопоставимый с
дореволюционным.
Неужели благодатная российская нива - перепаханная скорбями народная
душа - из отборного зерна не даст доброго плода?! Сие ведомо Единому
Богу. Но мы надеемся на Его милость и обильную жатву. Многообразие
лаврских изданий, с которыми без рыночной грызни успешно соперничают и
Оптина Пустынь, и Валаам, и русские книжные издательства Москвы,
Санкт-Петербурга, Киева, Поволжья, Урала и Сибири, - это духовное
богатство давно уже требует систематического руководства, специальной
аналитической работы, чтобы книги, брошюры и повременные издания не
томились святынею под спудом, но скорейшим образом находили своего
читателя, алчущего правды Божией о себе, о пути спасения души для жизни
вечной, о духовном значении нашего Святого Отечества. Только тогда
грамотная Россия сможет избавиться от дегенеративной печати современного
невежества, мракобесия и образовать себя знанием, что есть
Русь Святая, что есть народ Всея Земли, каково его высшее призвание,
каково его грядущее. А без этого в общественном сознании будет
по-прежнему торжествовать убогая наукообразная, политическая ложь о
России, будут процветать наследники Минея Ярославского-Губельмана,
докторов наук вроде Г.Иоффе или же К.Шацилло.
У России есть великая надежда на возрождение. И это не прихоть
патриота-идеалиста. Наша надежда имеет своим основанием наследие русских
подвижников XVIII-XX веков - Преподобного Авеля Суздальского,
Преподобного Серафима Саровского, Святого Праведного Иоанна
Кронштадтского, Преподобных Амвросия и Варсонофия Оптинских, Старцев
Аристоклия Афонского, Лаврентия Черниговского и Серафима Ракитинского,
оставивших многочисленные пророчества о наступлении в православной
России кровавой смуты и многолетнего духовного плена, который в случае
всенародного и всеобщего обращения к Богу за помощью разрешится
небывалым расцветом духовной жизни и державной славы воскресшей Руси.
Все эти пророчества постарался как можно полнее собрать московский
писатель Сергей Фомин. В его книге «Россия перед Вторым Пришествием»,
жанр которой он определил как «Материалы к очерку русской эсхатологии»,
практически отсутствует авторский текст. Этим Сергей Фомин продолжает
древнюю традицию православной книжности - традицию «Цветников»,
«Маргаритов», «Отечников», где писатель старался выразить мысль,
раскрыть определенную тему не собственным измышлением, но смиренно
предоставляя слово Святым Отцам, отбирая подходящие места из Священного
Писания и Священного Предания.
Книга состоит из пяти разделов - «Предвестие», «На пути к революции»,
«Катастрофа и ее духовный смысл», «Отодвинутое время», «Перед Вторым
Пришествием Христовым» и двадцати трех подразделов. Прежние попытки
собрать и систематизировать пророчества о России - Иеромонаха Серафима
(Роуза) «Будущее России», В.П.Кузнецова «Пророчества о будущем России» и
некоторые другие - безусловно, успешно выполнили свою задачу, хотя они
отличались от работы С.Фомина значительно меньшим объемом обозреваемого
материала и наличием собственных комментариев и толкований.
Авторский комментарий у С.Фомина заменяет сама попытка систематизации
писаний Святых Отцов по тематическим разделам и подбор созвучных
размышлений и прогнозов светских и церковных писателей, которые не
являются общепризнанными церковными авторитетами. Это Ф.Достоевский,
Л.Тихомиров, К.Леонтьев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский и
другие. Последнее обстоятельство послужило поводом для некоторых упреков
составителю. Так, один духовно опытный Иеромонах считает, что книга
может принести вред для неподготовленного, нецерковного читателя,
который не может еще видеть различие между субъективными рассуждениями от себя
просто образованных лиц и духоносными, откровенными пророчествами
Старцев. Тот духовный муж отметил, что иной читатель в ревности не по
разуму может воспринять совокупность этого собрания пророчеств как некую
политическую программу механической реконструкции России, тем более,
что издание освящено авторитетом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и
снабжено напутственным словом преподавателя Духовной Академии Игумена
Исайи.
Но очевидно положительным в выходе такой книги является то, что эта
актуальная тема наконец стала доступной для её широкого церковного
обсуждения. Время покажет, насколько ошибочным или субъективным был сам
подбор материалов.
Безусловно, книга «Россия перед Вторым Пришествием» продолжает линию
современных эсхатологических исканий, ярчайшим представителем которых
был церковный писатель Сергей Александрович Нилус. Его замечательные
книги «Великое в малом», «На берегу Божией реки», «Сила Божия и немощь
человеческая» стараниями единомышленника С.Фомина - духовного писателя
А.Н.Стрижева в течение последних трех лет были переизданы лаврским
издательством. Там же вновь была издана и «Летопись Серафимо-Дивеевского
Монастыря» Архиепископа Серафима (Чичагова). А эти книги создают
замечательный контекст для осмысленного чтения сборника «Россия перед
Вторым Пришествием».
С.Фомин собрал пророчества о судьбах России с максимально возможной
на сегодняшний день полнотой, однако его труд вместе с тем можно считать
лишь начальным этапом на этом поприще, поскольку и в Житиях Русских
Святых, и в их поучениях содержится еще как бы под спудом громадное
сокровище свидетельств о промысле Божием над Россией. Требуют
кропотливого отбора и проверки еще неопубликованные писания православных
подвижников ХХ века. Так, например, в распоряжении С.Фомина не было
продолжения пророчества Святителя Феофана Полтавского о будущем Русском
Царе. Мне оно известно из двух независимых источников: один вариант я
узнал из письма Архимандрита Нектария (Чернобыла) - Старца Русской
Зарубежной Церкви, проживающего при Вознесенской обители в Иерусалиме,
другой, почти дословно повторяющий первый, В.П.Кузнецов записал со слов
келейника Святителя Феофана Полтавского - Схимитрополита Катакомбной
Церкви Антония. Вкратце смысл высказывания Святителя Феофана сводится к
следующему. Его спрашивали: «Будет ли последний Царь Романовым?» На что
Архиепископ от себя отвечал: «Последний Царь не будет Романовым (по фамилии. - Л.Б.),
но по матери он будет из Романовых. Он восстановит плодородие
Сибири...» К сожалению, само письмо с этим пророчеством у меня пропало,
там было что-то сказано еще и о Китае[4].
Насколько пророчество достоверно, может выяснить только
дополнительная изыскательская и исследовательская работа, подвергнутая
строгой церковной цензуре. В противном случае оно может стать источником
соблазнов и смуты. История России знает множество подлогов и
фальсификаций, в том числе и духовного характера, которые использовались
авантюристами и самозванцами.
Работа Сергея Фомина, очевидно, является решительным шагом в деле
воссоединения единого информационного поля России, существенным
фрагментом этой предстоящей деятельности. Его книгу можно использовать
как полноценное справочное пособие для последующих изысканий по этой
актуальной теме.
Вероятно, С.Фомин продолжит работу над этой книгой, и потому хотелось
бы высказать ряд пожеланий для возможного улучшения следующего издания:
в первую очередь пожелание касается организации справочного аппарата -
большим подспорьем для работы с книгой был бы именной указатель и
расположенная в алфавитном порядке библиография цитируемых изданий с
постраничным указателем. Нумерация ссылок в данном издании разбита по
разделам, тогда как гораздо удобнее было бы пользоваться ссылками, если
бы они были снабжены единой нумерацией - это облегчило бы работу с
книгой именно как со справочником. Не помешал бы и
предметно-тематический указатель, поскольку часть текстов, приведенных в
одном тематическом разделе, имеет отношение и к другим темам. Уместна
была бы и краткая хронологическая схема появления пророчеств. То есть
речь идет о доведении качественного уровня издания до традиции
аналогичных изданий дореволюционной поры, как, например, «Практическая
симфония» Григория Дьяченко (также переизданная Свято-Троицкой Сергиевой
Лаврой в 1992 году) или «Толковая Библия» А.П.Лопухина, несколько лет
назад воспроизведенная издательским отделом Московской Патриархии.
Воссоздание единой системы информационно-справочных координат
послужит делу утверждения истины на Русской Земле, послужит делу
обретения сокровища, которое мы как бы имеем, но не можем
воспользоваться им, поскольку оно находится в рассеянии, как золотой
песок в реке. Конечно, было бы лучше, если бы добротное переиздание
сделали в твердом переплете и не клееным, а сброшюрованным, чтобы книга
не рассыпалась от частого употребления. Кроме того, возможно, необходимо
компьютерное издание книги на дискетах (это относится и ко всему
массиву уже изданной за последние годы литературы)[5].
Июнь 1993 г.
+ + +
К пятидесятилетию Сергея Владимировича Фомина в 2001 году я продолжил
размышления о его эсхатологическом труде в следующей заметке[6].
Державный Служка
Первое христианское пророчество, которое прочитал и осознал как Пророчество, как Благую Весть о будущем -
было предсказание Преподобного Серафима Саровского о возрождении
Православного Царства на Руси и о переносе Царь-Колокола в Дивеево.
Поверил безоговорочно, потому что десятки каждодневных молитв-обращений к
Саровскому Чудотворцу мгновенно исполнялись в эту младенчески
счастливую пору моего неофитства.
Книга с пророчеством была издана, кажется, в Гонконге. Фактически это
был репринт, совместивший в себе часть тома Евгения Поселянина о
Преподобном Серафиме и значительный кусок из Летописи
Серафимо-Дивеевского монастыря Архимандрита Серафима (Чичагова). Но
взволновавшие меня пророчества Преподобного Серафима содержались в
предисловии, написанном каким-то диаконом из «зарубежников». Книжку на
очень короткое время где-то добыл А.А.Щедрин, кажется, через Кирилла
Некрасова. В.В.Архипов её переснял и отпечатал более двухсот фотографий
девять на двенадцать. (Было это в конце 1985 года.) Вот мы по очереди и
читали о Батюшке Серафиме с этих карточек с мельчайшим шрифтом.
Под влиянием прочитанного поехали в Дивеево, встречались там с
Матушкой Ефросинией (в схиме Маргаритой) - одной из последних
Серафимовских монахинь. Нам она показывала святыни: чугунок, рукавичку,
поручи Святого, верижный Крест... В пору вскоре случившегося
Чернобыльского апокалиптического уныния - в воспоминаниях об этих
святынях и пророчествах была и надежда, и утешение, и смысл гражданского
бытия в исковерканной России[7].
Затем достали и многократно «ксерили» изданную зарубежниками брошюру
«Будущая Россия», составленную Иеромонахом Серафимом (Роузом), где были
собраны пророчества о будущем России. Позже образовалось Братство
Святого Благоверного Царя Мученика Николая, и братчик, известный
православному читателю по инициалам К.В.П. или московским царистам как
Петрович, составил подборку пророчеств о России, часть которых взял из
Роуза, но больше насобирал из других источников. Эта восьмистраничная
подборка «О будущем России» вышла в Мае 1990 года во втором номере
нашего братского журнала «Царь-Колоколъ».
Вот тогда-то или немного раньше мы познакомились с Сергеем
Владимировичем Фоминым. Я не помню самого момента знакомства, но хорошо
помню наш разговор с Сергеем на крыльце дома Н.Д.Телешова на Покровском
бульваре. Все мы, монархисты, кто собрались в братство Царя-Мученика,
кто по средам приходил на еженедельные собрания Союза «Христианское
Возрождение» на Покровке у Телешова, кто ходил по Царским дням на
молебны в Донской монастырь и на вечера «Радонежа» на Калужской,
узнавали тогда и понимали друг друга с полуслова. И потому неудивительно
было то, что мы сразу сошлись с С.В.Фоминым. И его горячий, дотошный
интерес к пророчествам о России, к точным ссылкам на источники, которые
он выпытывал у К.В.П., не требовал объяснений. Мы все переживали восторг
открытия Православной России, Святой Руси. И эти чувства друг в друге
нам не составляло труда узнавать и признавать.
Но, конечно же, ни я, ни мои соратники не могли в то время
предположить, что для Сергея Владимировича Фомина тут были не только
восторженные чувства человека, как и мы, обретающего полноту Веры, но
осмысленный выбор СЛУЖЕНИЯ в этой Вере.
Сейчас, оглядываясь на минувшее с той восторженной поры время, вижу
выбор С.В.Фомина. И он мне напоминает выбор древнего христианского
рыцарства, которое еще не разменивалось на прекрасных дам, которое
искало служения и подвигов во имя Христа, Пресвятой Богородицы, взыскуя
Правды Божией и Града Небесного на тернистом земном пути. Но само
смиренное и скромное осуществление данного выбора, конечно, не имело
ничего общего с западноевропейской рыцарской «романтикой», чуждой
православному подвижничеству и трудолюбию.
В печати время от времени появлялись статьи и публикации Сергея
Фомина - в «Нашем Современнике», «Граде-Китеже», «К Свету!» и, кажется,
до меня доходили слухи, что он готовит книгу по эсхатологии в Лаврском
издательстве. Может быть, об этом мне говорил и сам Сергей. Но когда мы
случайно встретились весной 1993 года на станции метро «Китай-Город» и
Сергей подарил мне только что вышедший сборник «Россия перед Вторым
Пришествием: материалы к очерку русской эсхатологии», это было настоящей
нечаянной радостью, которая умножилась дома, когда я залпом «проглотил»
книгу и когда потом, постепенно вчитываясь в неё, уже осмысливал
масштаб сделанного С.В.Фоминым, масштаб христианского подвига.
Православные читатели помнят почти невероятный успех этой книги с
учетом её тиража (в сто тысяч экземпляров). Среди церковных оптовиков
тираж разошелся по всей России в считанные недели, а к середине лета её
уже невозможно было отыскать на московских прилавках. В крайне тяжелое
время державных потрясений даже самый нищий православный люд стремился
приобрести это издание, слухом о котором полнились все страны
разломанного Союза.
Была и довольно суровая критика, особенно среди той части
духовенства, которое не очень одобряет саму идею Самодержавной Монархии.
Впрочем, и некоторые священники-монархисты нашли поводы для критических
замечаний, которые я отчасти воспроизвел в своем отклике на выход
первого издания книги С.В.Фомина. В частности, писал по этому поводу:
«Авторский комментарий у С.Фомина заменяет сама попытка
систематизации писаний Святых Отцов по тематическим разделам и подбор
созвучных размышлений и прогнозов светских и церковных писателей,
которые не являются общепризнанными церковными авторитетами. Это
Ф.Достоевский, Л.Тихомиров, К.Леонтьев, о. Сергий Булгаков, о. Павел
Флоренский и другие. Последнее обстоятельство послужило поводом для
некоторых упреков составителю. Так, один уважаемый Иеромонах считает,
что книга может принести вред для неподготовленного, нецерковного
читателя, который не может еще видеть различие между субъективными
рассуждениями от себя просто образованных лиц и
духоносными, откровенными пророчествами старцев. Тот духовный муж
отметил, что иной читатель в ревности не по разуму может воспринять
совокупность этого собрания пророчеств как некую политическую программу
механической реконструкции России».
Сейчас, восемь лет спустя, когда только под наблюдением самого
писателя вышло уже три издания «России перед Вторым Пришествием»
(последнее в двух солидных томах, не говоря уже о «пиратских»
переизданиях первоначального варианта), эти опасения выглядят иначе[8].
Духовную жажду наших соотечественников-современников как можно глубже
понять Россию в эсхатологической перспективе вряд ли можно свести к
авантюрному политическому знаменателю. Если подобные настроения порой у
кого-то и возникают, они носят весьма ограниченный, маргинальный
характер. Само прошедшее с 1993 года время и его плоды показывают, что
Русский Церковный Народ не поддался на легкомысленные соблазны, которые
будто бы могли возбудить некоторые пророчества, предсказания или
прогнозы, помещенные в книге С.В.Фомина. Но вот тысячелетний охват
высказываний и свидетельств Русских Царей и Первосвятителей, Святителей,
Преподобных, Исповедников, Мучеников и просто исторических церковных
деятелей, русских светских писателей, философов, государственных мужей -
этот охват сам по себе стал многоголосым свидетельством об
особом характере Русского национального самосознания, свидетельством его
удивительной устойчивости в веках и неизменной целенаправленности,
целеустремленности к Судному Божьему Дню, целеустремленности,
заповеданной ещё Апостолами.
И если первоначально значение книги С.В.Фомина «Россия перед Вторым
Пришествием» мне представлялось как возможно более полное собрание
церковных пророчеств о судьбах России и Mipa, которых жаждет современный
читатель, ищущий духовных утешений и надежд в эпоху смут и беззакония,
то сейчас значение его труда, его замысел мне представляется более
широким. Его задача - не только донести Божии Откровения о грядущем,
которые нам передали Святые, но преподать и свидетельства об отношении к
этим откровениям «простых» людей, не прославленных в лике Святых и даже
подозреваемых современными ревнителями в «неправославности». Даже среди
последних мощь общенародного православного духа проявляется в
свидетельствовании особой миссии России в судьбах Mipa.
В дальнейшей работе над книгой Сергей Фомин так и не отступил от
своего первоначального принципа - обходиться без собственных
Богословских комментариев и тем более - прогнозов и толкований. Избрав
себе послушание собирателя духовных и исторических свидетельств о
судьбах России, он, очевидно, вверил свой послушнический путь Державной
Божией Матери - Царице Небесной, Которая со 2 Марта 1917 года до
неведомой нам поры восхитила Себе Русский Царский Венец, Скипетр и
Державу. И если Н.А.Мотовилова называли Серафимовым Служкой, то, в моем
представлении, раба Божия Сергея по праву за его многолетний труд можно
было бы звать Служкой Державным, именно за смирение, за ненавязывание
читателю личных представлений и мнений.
Из книг, составленных, отредактированных, выпущенных Сергеем
Владимировичем Фоминым за последние десять лет, у меня набирается целая
полка. Тут и первые переиздания в России Архимандрита Константина
(Зайцева) и Н.Д.Тальберга, и церковное наследие Благочестивейшего
Государя Царя Иоанна Васильевича Грозного, и комментарии к жизнеописанию
и трудам Святителя Макария (Невского-Певницкого), и книга, посвященная
истории почитания в России иконы Божией Матери «Державная», и
фундаментальное издание трудов Игумена Серафима (Кузнецова) о
Царе-Мученике, и «Царский Сборник»... Каждая из этих книг суть весомый и
самобытный вклад в сокровищницу общецерковного наследия России. Эти
книги свидетельствуют о плодотворности поры творческой зрелости, которая
у Сергея Владимировича сейчас - в пятьдесят лет от роду - в самом
расцвете. Но мне представляется, что главный свой труд «Россия перед
Вторым Пришествием» Сергей Владимирович Фомин не оставит и впредь,
умножая и без того богатейшее его содержание новыми изысканиями и
исследованиями.
Сейчас, когда Россия начинает подниматься с колен, получили свое
развитие многие масштабные проекты, к которым нужно отнести и Русскую
энциклопедию, собираемую под руководством О.А.Платонова, и многотомную
«Православную энциклопедию», но и в этом ряду труд С.В.Фомина
(составляемый в сотрудничестве с супругой Т.И.Фоминой) «Россия перед
Вторым Пришествием» никогда не затеряется, и сколько России суждено от
Бога быть под этим небом, столько и этот труд будет ей нужен.
5 Мая 2001 года
Источник: Русская народная линия.