Излюбленная догма некоторых наших авторитетных чиновников «преступник не
имеет национальности» подвигла меня на следующие философические
размышления.
Предположим, что данное суждение справедливо. Тогда
возникает вопрос: в какой момент человек, признаваемый преступником,
утрачивает свою национальную идентичность? (Ведь факт ее изначального
наличия, как ни странно, не оспаривается напротив, всюду говорят, что у
нас «многонациональная и многоконфессиональная страна»). При
составлении преступного замысла, в момент совершения преступления или же
в момент вступления в законную силу приговора суда? Если верно
последнее утверждение, получается следующее: человек, к примеру, папуас,
мог совершить десяток преступлений, а попался только на одиннадцатый
раз и был осужден. Значит, он воровал, грабил, занимался мошенничеством,
будучи папуасом, а поехал отбывать срок наказания как чистый лист
бумаги, будет сидеть в тюрьме таким же чистым листом, и лишь по отсидке
получит право самоидентификации по национальному признаку. Может второй
раз стать папуасом, а может назваться, например, эскимосом. Наше
законодательство такой финт вполне допускает: либерализм-с.
Вроде
бы, все неплохо, в каком-то смысле даже удобно начинать жизнь с
чистого листа. Однако юридическая практика склонна считать преступника
преступником уже с момента совершения преступления. Да, действует
презумпция невиновности до оглашения окончательного приговора суда. Но с
момента оглашения наименование «преступник» переносится в прошлое на
момент совершения преступления. Таким образом, получается нестыковка:
наш герой совершал преступления, будучи папуасом, и вопреки
провозглашенному постулату, имел-таки национальность.
Рассмотрим
второй случай: личность утрачивает национальную идентичность в момент
совершения преступления. Значит наш папуас, может быть, лет пятнадцать
являлся безродным космополитом, членом незримого криминального
интернационала, и при этом всех вводил в заблуждение, прикидываясь
папуасом и тем самым роняя тень на всех благонамеренных папуасов. Если
это так, суд должен вынести примерно такой вердикт: «гр.-н N объявляется
лишенным национальности папуаса с 1996 года» (если бы он совершал
преступления на протяжении 15-ти лет, осудили же его лишь в 2011 году). И
если у него за это время родились дети, их участь (их национальная
идентичность) должна решаться судом ведь отец на момент их рождения
признан лишенным национальности. Если в их свидетельствах о рождении
записано, что их отец папуас, эти записи должны быть исправлены.
Наконец,
рассмотрим случай, когда национальность утрачивается уже в момент
составления преступного замысла. Разумеется, следственные мероприятия,
направленные на выяснение времени первых позывов к преступлению, лучше
всего поручать «святой» инквизиции, что, в свою очередь, имеет смысл
только в случае легализации пыток. Ясно, что в наличии преступных
замыслов может быть подозреваем всякий человек. Следовательно,
национальная самоидентификация каждого будет висеть на волоске.
Возникает
следующий вопрос: за какие именно преступления человек должен быть
признаваем лишенным своей национальности? Если в том числе за
взяточничество, боюсь, многие судьи сами окажутся фактически
денационализированными. И как тогда воспринимать их приговоры о лишении
кого-то национальности?
Последний вопрос: собственно, почему
преступник не имеет только национальности? А что если у него при
составлении преступного замысла и половая идентификация постепенно
утрачивается, постепенно, так сказать, угасает? Да и вообще, если быть
до конца последовательными, надо бы лишить преступников принадлежности к
классу млекопитающих, низводя их до разряда минералов, а то и вовсе до
какой-нибудь космической пыли. Между прочим, удобно: тогда насчет прав
заключенных можно не заморачиваться ведь минералы ни в еде, ни в
одежде, ни в надзирателях не нуждаются. Как говорил один классик: «Есть
человек есть проблема. Нет человека нет проблемы».
Применительно
к нашему времени с его отчаянным новаторством в области юриспруденции
фраза звучать будет так: «Есть национальность есть проблема. Нет
национальности нет проблемы». «Отец народов», на что был крут, однако и
он, в силу своей природной скромности, на такое не посягал. Он
переселял немцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев,
но не лишал их при этом национальной идентичности.
Если
преступник объявляется лишенным национальности, ему следует запрещать
разговаривать на прежнем национальном языке, общаться с бывшими
соплеменниками, носить национальную одежду, исполнять национальные песни
и т.д.: dura lex, sed lex.
Все это пища для раздумий нашим
депутатам Государственной Думы. Уж, коль скоро преступник объявляется
лишенным национальности, а Конституционный Суд по этому поводу молчит,
должна быть разработана процедура (видимо, наподобие гражданской казни)
как лишения гражданина статуса национальности, так и возвращения или
перемены этого статуса. Иначе слова просто бросаются на ветер.
Между
прочим, наша «Конституция победившей демократии» в статье 26
утверждает: «Никто не может быть принужден к указанию своей национальной
принадлежности». Получается, что непреступник может иметь, а может и не
иметь национальность, преступник же однозначно не может.
Будем
рассуждать дальше. Экстремизм на национальной почве разновидность
преступности. Если это так, национал-экстремист только прикидывается
«националом», потому что он заранее, т.е. то ли с момента составления
преступного замысла, то ли с момента совершения преступления, объявлен
лишенным национальности. Если же национал-экстремизм взаимный, идущий с
двух или более сторон, все стороны конфликта оказываются... невиновными в
разжигании межнациональной розни: лица, лишенные национальности,
враждуют против других лиц, также лишенных национальности. Получается
всего-навсего какая-то внутренняя разборка каких-то безродных
космополитов, без всякого предусмотренного 282-й статьей «разжигания».
Если
наши депутаты все же разработают процедуру лишения статуса
национальности, неплохо было бы подумать над тем, как совершенно
уничтожить у преступника всякую национальную память. Для этого никакого
велосипеда изобретать не нужно можно воспользоваться уникальным опытом
германских нацистов: отменить у заключенных фамилию, имя, отчество и
присвоить им номера. После таких опытов будут получаться
наитолерантнейшие граждане, с которыми строй хоть коммунизм, хоть novus
ordo seclorum, хоть Марс осваивай.
Кому как, а мне кажется фраза
«преступник не имеет национальности» зловещей, при любом раскладе
ведущей к небывалому еще на Земле тоталитаризму. Или же все-таки
преступник не утрачивает национальности? В таком случае утверждающие
обратное занимаются ничем иным, как безответственной демагогией и
попустительством в деле распространения этнокриминала.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»