Важнейшим событием церковной жизни последних дней, несомненно, стало
празднование 65-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Кирилла. Такого рода событие - круглая дата в жизни главы как
светской, так и церковной власти - обречено быть не только личным делом
политика или церковного деятеля, но прежде всего событием общественной и
государственной важности. Таким событием и стали прошедшие юбилейные
торжества в честь 65-летия Предстоятеля Русской Церкви. Неудивительно,
что наблюдатели обращали внимание на все обстоятельства на то, как
проходили церемонии, кто и как поздравлял юбиляра в этот день, какие
делегации приехали в Москву. Эти, казалось бы, мелочи лучше всего порой
характеризуют состояние отношений нашей Церкви с другими Церквами и
государством.
Неудивительно поэтому, что аналитики обратили
пристальное внимание на тот факт, что празднование 65-летия Предстоятеля
Русской Православной Церкви было проигнорировано представителями целого
ряда Православных Церквей. В Москву, как известно, прибыли Предстоятели
Грузинской, Польской и Чешской Церквей, а Болгарский, Румынский и
Антиохийский Патриархаты были представлены официальными делегациями во
главе с архиереями. Но на торжествах не было официальных представителей
Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Элладской,
Кипрской, Албанской, Сербской и Американской Церквей. Понятно, что это -
нарочитая демонстрация пренебрежения не только к Святейшему Патриарху
Кириллу, но и к Русской Православной Церкви и даже к России. В чем же
дело?
С Американской Церковью ситуация более-менее понятна, - там
идет ожесточенная внутренняя борьба между сторонниками курса на
сближение с Русской Православной Церковью и их противниками. Им не до
визитов в Россию. Но демонстративное игнорирование мероприятий,
посвященных 65-летию Предстоятеля Русской Церкви, представителями
греческих и сербской Церквей весьма и весьма показательно, оно
заставляет задуматься, что же на самом деле происходит в мировом
Православии и кто виноват в этой ситуации.
Почему Сербская
Православная Церковь откровенно и демонстративно проигнорировала юбилей
Святейшего Патриарха Кирилла? И это при том, что симпатии к России в
сербском обществе весьма сильны. Мне представляется, что игнорирование
сербами московских торжеств - это своего рода месть Патриарха Иринея и
сербского Синода (самого прокатолического и проэкуменистического в
истории Сербской Церкви) за то, что Патриарх Кирилл по сути сорвал
проект Патриарха Иринея по всеевропейскому празднованию 1700-летия
Миланского эдикта в Сербии. Как известно, нынешний Сербский Патриарх, в
прошлом возглавлявший Нишскую епархию, давно вынашивал проект
торжественного празднования 1700-летия Миланского эдикта в городе Ниш,
откуда, согласно преданию, был родом святой равноапостольный Император
Константин, подписавший, как известно, Миланский эдикт. Причем, согласно
проекту Патриарха Иринея, предполагалось пригласить на это торжество
представителей всех христианских деноминаций - не только Предстоятелей
Православных Церквей, но и папу Римского и даже глав протестантских
объединений. Свое намерение пригласить католиков и протестантов на эти
мероприятия Патриарх Ириней обосновывал в духе экуменизма, - мол, в те
времена все христиане были едины.
Этот проект вызвал активное
неприятие со стороны верующих Сербской Православной Церкви, были
активные протесты с их стороны. Особенно возмущало верующих приглашение
на торжества папы Римского, учитывая, что буквально накануне католики
причислили к лику святых вдохновителя усташского геноцида против
православных сербов в годы Второй мировой войны архиепископа Алоизия
Степинаца. «Русская народная линия», как известно, провела совместно с
историческим факультетом Санкт-Петербургского университета международную
конференцию, посвященную хорватскому лагерю смерти Ясеновац, по итогам
которой было принято обращение к православной общественности, содержащее
призыв добиваться деканонизации «архиепископа геноцида» Алоизия Степинаца.
Однако, как нам стало известно из источников, в Сербской Патриархии, не
недовольство верующих, а твердая позиция Святейшего Патриарха Кирилла,
который заявил, что если на празднование приедет папа Римский, то
Московский Патриарх не приедет, сыграла ключевую роль в принятии решения
Архиерейским Собором Сербской Церкви папу не приглашать. Видимо,
игнорирование празднования 65-летия Предстоятеля Русской Церкви со
стороны Сербской Церкви - это своего рода месть экуменического лобби в
Сербской Церкви.
Однако отсутствие делегаций Американской и даже
Сербской Церквей не так бросилось бы в глаза, если бы не демонстративное
игнорирование юбилейных торжеств Предстоятеля Русской Церкви греками, -
ни одна из греческих Церквей «не заметила» этого события (напомним, что
Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Кипрская,
Элладская и Албанская Церкви возглавляются греками). В чем же дело?
Откуда такое нарочитое пренебрежение? Думается, причин тут много, но, на
мой взгляд, есть две главные.
Первая причина кроется в росте
влияния Русской Церкви в мировом Православии. Ревнивое отношение греков к
русским - не новость, это было известно и нашим предкам. Идея Москвы
как Третьего Рима греками никогда не признавалась и не признается. Для
них Третьего Рима нет, Рима только два - старый и новый. Сейчас мы
видим, как Москва начинает приходить в себя после государственного
погрома 90-х. Буквально накануне 65-летия Святейшего государственные
власти преподнесли главе нашей Церкви шикарный подарок - были
отреставрированы и переданы Предстоятелю Патриаршии палаты Кремля.
Именно там наш Патриарх принимал гостей и провел совещание с
Предстоятелями и представителями Православных Церквей, прибывших на
торжества. Ну кто из греческих Патриархов может похвастаться подобным?!
Юбилейные торжества наглядно продемонстрировали единство светской и
церковной власти в России. После воссоединения Русской Церкви, которое
произошло также по инициативе и под патронажем государственной власти,
Президент России явно претендует на роль политического лидера
православного мира, а Русская Православная Церковь стала де-факто
Вселенской Церковью, приходы которой расположены теперь на всех
континентах. Но для Константинопольского Патриархата, львиная часть
приходов которого находится в США, мировым лидером является глава другой
страны, а Вселенская Церковь - это только и исключительно
Константинополь.
Так что нарочитое игнорирование греками торжеств
в честь 65-летия Предстоятеля Русской Церкви - это своего рода попытка
не допустить доминирования Русской Православной Церкви и России в
православном мире, не допустить восстановления подлинной симфонии
властей в России. Ну не удастся не допустить, так хотя бы испортить.
Пусть будет ложка греческого дегтя в русской бочке меда.
Но есть и
вторая причина демонстративного отсутствия греков на торжествах в
Москве. Сколько бы мы не кивали на греков, на их ревность и проч., но
нужно признать, что этот демарш - явный провал нашей церковной
дипломатии. Можно ведь было своевременно провести переговоры в
Александрии или Афинах и разбить единый фронт греческий Церквей, тогда
бы не было такой нарочитости в отсутствии греков. Впрочем, такой итог
неудивителен. Мы видим, как в последнее время особым направлением
деятельности ОВЦС стало ватиканское. Там с завидной регулярностью бывает
митрополит Иларион, туда регулярно ездят наши священники. А потому
результат закономерен, если Русская Церковь так пренебрежительно
относится к грекам, то чего ожидать от них. Стоит надеяться, что
греческий демарш станет серьезным звонком для церковного
внешнеполитического ведомства, и в результате мы станем видеть
митрополита Илариона и его помощников чаще на Православном Востоке, а не
в Ватикане.
Однако на фоне отсутствия на московских торжествах
официальных представителей греческих церквей весьма символичным был тот
факт, что в торжественном богослужении в честь 65-летия Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участвовал полномочный
представитель Греческого Афона наместник монастыря Ватопед архимандрит
Ефрем, сопровождающий великую православную святыню Пояс Пресвятой
Богородицы в паломничестве по России. Характерно, что многие афонские
монахи в последнее время все чаще и чаще обращают свои взоры к России. И
это весьма символично и обнадеживающе. Значит, Афон понимает роль
Москвы в условиях антихристовой глобализации, победно шагающей по
планете.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»