Меня раздражают слова «дресс-код». Неприемлемы они для русского уха.
Мне гораздо более по душе перевод этих английских слов - «кодекс
одежды». Тем более, что слово «кодекс» вызывает у меня массу
положительных ассоциаций, таких как «кодекс чести», «Уголовный кодекс»,
«Кодекс Императора Юстиниана» и т. п. Слово «кодекс» очень пугает наших
либералов, и мне это очень нравится. Наши либералы стремятся отменить
все правильные кодексы, оставив только один - голубой кодекс
либерального беспредела, позволяющий безнаказанно воровать, предавать,
обманывать и развращать. Наш величайший мыслитель XIX века Константин
Леонтьев очень хорошо понимал, что без правильного кодекса рассыпаются
все формы жизни, и она превращается в бесформенное желе серого цвета. Он
писал: «Либерализм везде одинаково разлагает нацию медленно и легально,
но верно».
К этому можно добавить только то, что сегодняшний
либерализм, вооруженный всеми достижениями научно-технического
прогресса, разлагает жизнь нации с революционной быстротой. Что можно
противопоставить этому разложению? Леонтьев считал, что другого
средства, кроме «внутреннего деспотического единства», нет. Естественно,
что для обеспечения этого «внутреннего деспотического единства»
необходимо и внешнее принуждение. Необходим кодекс, а, значит,
необходимо и деспотическое государственное начало, обеспечивающее
эффективное применение этого кодекса.
На все века примером такого
государственного начала остается святой Император Юстиниан, с именем
которого связан Золотой век Византийской Империи. Значение Кодекса
Юстиниана невозможно переоценить. И, конечно, закономерным является тот
факт, что имя этого славного Императора все чаще вспоминается в
последние дни.
К святому Императору Юстиниану мы еще вернемся.
Теперь немного о другом. Совсем недавно произошло одно знаковое событие.
Протоиерей Всеволод Чаплин высказал свое мнение по поводу кодекса одежды.
В сущности, его обращение сводилось к одной простой и очень правильной
мысли о том, что одеваться надо прилично, чтобы не вводить людей в
соблазн. Действительно, то, что еще в недавнем прошлом считалось нижним
бельем, стало парадной формой одежды для многих наших сограждан. А уж в
храмы заходят зачастую в таком виде, что лучше и не вспоминать.
Кощунство может проявляться в различных формах - в слове, в действии, в
жесте и, конечно, в различной форме одежды.
Никакого ханжества в
словах протоиерея Всеволода не было. Напротив, он затронул важнейшую
тему - формы и содержания. И это вполне по-леонтьевски. Константин
Леонтьев никогда не отделял форму от содержания, эстетику от этики. Для
него Христос не только этический центр мира, но и также эстетический
центр мира. Здесь Леонтьев полностью совпадает с Достоевским,
утверждавшим, что Христос есть совершенная красота.
Сегодня одним
из проявлений либеральной деградации стала пропаганда уродства во всем, в
том числе и в одежде. Божественной красоте противопоставляется
сатанинское уродство, сатанинская пошлость. Помните, как в «Братьях
Карамазовых» Иван все время называет беса, являвшегося ему, пошлым.
Уродство и пошлость в одежде - вещь совсем не безобидная, а, напротив,
весьма существенная. Константин Леонтьев, развенчивая буржуазную
пошлость, подчеркивал важность одежды человека и предвидел ее
либеральное вырождение.
Поразительно, как дружно набросились на
протоиерея Всеволода либералы всех мастей, калибров и возрастов.
Казалось бы, что особенного сказал батюшка - всего лишь призвал прилично
одеваться и ввести некоторые ограничения, связанные с посещением
определенных мест. Но ведь всем же понятно, что в реальности ничего не
изменится. Но взрыв либеральной ненависти, готовность, по словам
философа Александра Панарина, к либеральному джихаду, свидетельствует,
что отец Всеволод попал в одну из самых болевых точек отечественных
либералов.
Надо
было видеть перекошенное от ненависти лицо «лошадиного пророка»
Александра Невзорова на Пятом канале в программе Ники Стрижак. Он готов
был разорвать православного священника на куски. А уж какие слова в
адрес Церкви и протоиерея Всеволода произносил «лошадиный троцкист» Невзоров,
я умолчу. Если хотите увидеть, как выглядит либеральная толерантность,
посмотрите на лицо Александра Невзорова в этой программе. Короче говоря,
взвешенное и спокойное выступление протоиерея Всеволода Чаплина по
одному из, казалось бы, второстепенных вопросов вызвало поток
кощунственных высказываний в адрес Православия и продемонстрировало
готовность российских либералов к «либеральному джихаду». Как же они
начнут себя вести, когда мы затронем другие более важные вопросы?!
Совершенно очевидно, что Русской Православной Церкви надо готовиться к
очень тяжелым духовным и юридическим битвам.
Мое глубокое
убеждение состоит в том, что кощунники, богохульники и клеветники должны
отвечать за свои слова и действия. В ряде случаев их можно и должно
привлекать к уголовной ответственности. Поэтому меня порадовало известие
о проекте постановления о богохульстве и клевете, обсуждаемом на
Межсоборном присутствии. Большинство участников Межсоборного присутствия
высказываются за принятие этого законопроекта в качестве руководящего
документа. И лишь немногие, среди которых главным оказался протодиакон Андрей Кураев,
оказались против. То, что отец Андрей, как правило, выступает против
церковного большинства, не секрет. Я не стал бы обращать внимание на его
очередное несогласие, если бы не принципиальная важность самого
проекта. Тем более, что отец Андрей выражает интересы целой группы
людей, желающей превратить Церковь в нечто желеобразное, серое,
бесформенное и бессильное. Эти ребята даже задумали создать некую
структуру вроде церковного парламента, которая поставила бы под контроль
деятельность самого Святейшего Патриарха. Вот такие эти пожилые
мальчики с безжалостными глазками.
Так вот: протодиакон Андрей уверен,
что текст проекта не прибавит Церкви друзей, а, напротив, умножит число
ее врагов. А вот я уверен в обратном. Если отец Андрей полагает найти
друзей среди Невзоровых и Стрижак, то его следует, мягко говоря, назвать
утопистом. Если Церковь сегодня займет в борьбе с богохульниками
пассивную позицию, то ее просто добьют. Чем больше мы будем уступать,
тем больше нас будут ненавидеть, и тем больше нас будут бить.
Мне
кажется, что отец Андрей путает мазохизм со смирением и терпением,
которые совсем не предполагают отказ от жесткой обороны. А в ряде
случаев смирение перед Богом предполагает переход к военным действиям,
как это уже не раз бывало в нашей истории.
Далее,
отец Андрей пугает нас сближением Церкви с государством. Уж не хотят ли
отец протодиакон и люди, стоящие за ним, сделать из Церкви орудие
диссидентской борьбы? У меня нет сомнений в том, что Его Святейшество
сам разберется, до какой степени следует сближаться с государством. Но
особенно пугает протодиакона Андрея апелляция в тексте проекта к
законодательству святого Императора Юстиниана. А вот это уже симптом
крайней степени страха. Видимо, отцу Андрею накануне приснился сон, как
он оказался на суде Императора Юстиниана после своих кощунственных и
порнографических высказываний в Молдавии. Вероятно, по Кодексу Юстиниана
протодиакон был приговорен к высшей мере наказания. А вот нас Кодекс
святого Императора Юстиниана не только не пугает, а радует. И мы очень
хотели бы, чтобы сей свод законов начал действовать в России. Возможно,
так и будет, когда появится державное начало, обеспечивающее
«деспотическое единство».
Интересно признание отца Андрея в том,
что, когда его оклеветали в одной из российских газет, он хотел
обратиться в суд, но прежде решил посоветоваться с почившим Патриархом
Алексием. Святейший Патриарх Алексий не благословил его это делать. Отец
Андрей заявляет: «Для меня это было благословением на всю жизнь».
Любопытно получается: когда отцу протодиакону выгодно обратиться к
авторитету почившего Патриарха, то он это делает. Но мы же все помним
некорректные, мягко говоря, высказывания отца Андрея в адрес Святейшего
Патриарха Алексия после его кончины.
Главная мысль отца Андрея
следующая: Христианство сильно именно крестным бессилием. В контексте
отца протодиакона эти слова приобретают зловещий и патологический смысл,
обрекающий нас на полное поражение. Интересно, как бы отнеслись к такой
трактовке смирения преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный
князь Александр Невский, Константин Леонтьев и святой Император
Юстиниан, по Кодексу которого положено отвечать за все: и за слова, и за
дела, и за одежду?
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»