Ознакомься съ духомъ времени!
Святитель Игнатiй Брянчаниновъ
Друг человечества печально замечает
Везде невежества
убийственный позор.
Здесь рабство
тощее влачится по браздам
Неумолимого
владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
А.С.Пушкин
Какую карусель закрутят 19/4 февраля/марта 2011 года наши
СМИ, отмечая 150-летие Манифеста Государя Александра II
об освобождении в России крестьян от крепостной зависимости? Никакой нашей
фантазии не хватит предположить даже и малую толику того, что ожидает зрителей,
которые прильнут в тот день к телевизору, слушателей, которые включат радио,
читателей, которые развернут газеты. Памятник Александру II завалят цветами. Ведь не проведи он этой реформы, не
видать бы нам этого памятника, в сущности, памятника реформе. А те, кто не
знает сна, борясь за права человека, в этот день устроят себе профессиональный
праздник, ибо их «святое» дело берёт в России свое начало, по их понятиям,
именно, 19 февраля 1861 года. Какое коленце выкинет в этот день Радзинский? Что
преподнесёт Венедиктов? Какими образами осчастливят благодарный электорат:
Сванидзе, Толстая, всё «Эхо» и тысячи их единомышленников, включая даже и
таких непременных тусовщиц на ТВ, на
радио, на глянце и в Интернете, как Ксения Собчак? И поднимут сии обработчики
человеческих душ свое излюбленное слово «свобода» на недосягаемую высоту.
И вот, чтобы никоим образом не охладить праздничного пыла
19/4 февраля/марта 2011 года, мы решаемся опубликовать четверть странички
дневника оптинского старца Евфимия, сделавшего свою запись, именно, 19 февраля
1861 года. Вот она:
19-го
сего месяца Россiя вступила на новый
путь - свободы. Волею
Благочестивейшаго Самодержавнэйшаго Государя Императора Александра II Русскiй народъ освобожденъ
отъ крепостной зависимости.
До
сего дня онъ шелъ путемъ послушанiя и смиренiя; теперь - свободы и, по-видимому, без указанiя на необходимость сохраненiя за собой прежнихъ
христианскихъ добродетелей.
Во что
можетъ обратиться подобная свобода, мы видэли уже на примэрэ Францiи и на
другихъ Европейскихъ государствахъ. Но то - Западъ, а на западэ, что можетъ
быть кромэ царства тьмы? Мы - Востокъ; но и на востоке солнце также восходитъ
и...заходитъ.
Да, не
узрятъ очи мои царства тьмы!
Выделим
из этой дневниковой записи старца страшное предчувствие:
Реформа прошла без указанiя на необходимость сохраненiя за
собой прежнихъ христианскихъ добродетелей.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут... И здесь Александр
Сергеевич, у гроба крепостного русского
человека почему-то, останавливается. Ну, раз Александр Сергеевич, на этот раз
заглядывать в загробную жизнь безропотно терпевших земные муки не захотел,
давайте мы сами, отталкиваясь от его же ясного видения вечной жизни:
В сиянии и в радостном покое,
У трона вечного Творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет
мать и молит
за отца,
И заглянем. Так что
же за гробом у людей, несших всю жизнь тягостный ярем, друзья человечества?
Разве не подобает нам взглянуть на сих невинных страдальцев, как на нищего
Лазаря, который, когда умер, был отнесен Ангелами на лоно Авраама? А их мучители, барство дикое, без чувства, без закона, - все, как и тот богач,
после смерти пребывают в адских муках?
А, ежели, так посмотрим, то, может быть, по-другому взглянем и на саму реформу
1861 года? Давайте ка, взглянем на
неё, как на стрелку, которая перевела рельсы, ведшие в рай, на путь в геенну
огненную? Ибо реформа, освободившая
крестьян без указания на сохранение
христианских добродетелей, стала пособницей пополнения числа мучающихся в
адовом пламени за счёт потомков этих самых крепостных, души которых отдыхают на
лоне Авраама. А многие их потомки, ставшие мучителями Новомучеников, например,
печально известные служители Лубянки, после перевода этой реформаторской
стрелки, сами свободно и добровольно поехали в ад. А ведь мучители сии почти
все происходили в основном из крестьян,
влачивших тягостный ярем. И вот эти люди, крещёные, не лишенные в дореволюционных
школах слышания Закона Божiего, обретя «свободу», соблазнились безбожной
пропагандой, и пошли в услужение к слугам сатаны. Это они, как панургово стадо,
признали своим вожаком Троцкого.
Это они стали основой непобедимой и легендарной, обрушившей
всю мощь своего искреннего служения на своих же русских братьев. Это они,
русские крещёные люди, сами своими руками уничтожали свои святыни. Не с 19-ого
ли февраля 1861 года, когда в России, вроде бы, было совершено величайшее
благодеяние, начали покидать русское сердце христианские добродетели, что и
привело в результате к появлению «нового русского» человека, утратившего пыл благородных стремлений,
от которого ныне вздрагивает весь мiръ, и в первую
очередь сама многострадальная Россия?
Что ж, не надо было освобождать крестьян? - снисходительно-иронически,
насмешливо, подбросят убийственный вопросец, навсегда заграждающий рассуждения
о загробии «наши» властелины телевизионных каналов, всесильные нынешние
телеведущие, разнузданные диджеи радиопрограмм и их единомышленники в ничего
не стыдящихся печатных СМИ.
Но давайте без всезнающего абсолютизма, сваливающегося ныне
на русские души с бесстыжего «Эха Москвы» и др. СМИ, посмотрим, чего же
лишились друзья человечества, горевшие свободой, когда перестали понимать речи Христа, когда не могли уже слышать слова Его. Посмотрим,
чего же отринули напрочь уже декабристы, разбудившие Герцена, который разбудил
народников, которые разбудили Ленина, который... разбудил нынешних «наших»
либералов - безбожников.
- "Что?" - встрепенутся сванидзы, "Что? Что?" - воскликнут
познеры, - «Нас разбудил Ленин? Да, ты в своем уме?»
- В своем, в своем! Не кипятитесь и не горячитесь, а лучше
оглянитесь на то, как вы храните всех этих разбуженных бесом идолов. Назовите
хотя бы единственный какой-нибудь городок из тысячи городов многострадальной
России, в котором бы вы не сохраняли памятниками, названиями улиц, площадей,
пароходов в качестве идола своего горниста Ленина. А Свердлов, Володарский,
Урицкий, и все-все те, кто будил вас и призвал душить русскую православную
мысль, они, ведь не случайно, и по сей день прочно удерживают улицы в каждом
городе РФ. И вы после этого не их наследники? Сохранением имен этих богоборцев,
вы сами противъ себя свидетельствуете,
что вы преемники техъ, которые сокрушили сначала Самодержавие, а потом
принялись сокрушать и Веру. Дополняйте же
меру учителя вашего. (Мф. 23. 31,32)
Но главное то доказательство вашего преемства от Ленина,
конечно же, не хранение его идольства. Главное доказательство вашей общности с
Лениным - богоборцем... ваше собственное богоборчество. Да, ваше богоборчество
совершенно иное, чем ленинское. Но корень богоборческий у вас с Лениным общий -
это гонение на Духъ Веры. Как гонят Духа Веры Познер, Сванидзе, какая-нибудь
Ксеня Ларина и её товарки по "Эху преисподней"? Как гонит Духа Веры Ксения
Сопчак? Это же элементарно, Ватсон! Внедрением в сознание электората РФ пустоты
и пошлости, исполнениемъ похоти отца
своего, который когда говоритъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ и отецъ лжи. (Ин. 8. 44) Вот он, корень то, общий и для Ленина и для
нынешних служителей в СМИ, он один и тот же, ибо отец и тех и других... диавол. Не оскорбляйтесь, познеры, не
оскорбляйтесь сванидзы, не оскорбляйся Ксения Собчак, эти слова из Евангелия, а
там нет ни одного бранного слова. В Священном Писании только то, что есть на
самом деле, то есть, Истина, а на Истину разве надо сердиться? И потом, вам
просто надо знать, кому вы служите, чтобы не уподобиться Журдену, который всю
жизнь говорил прозой и не знал об этом.
Ну, а теперь, наконец, посмотрим, что о крепостничестве
глаголет Духъ, про который позабыли уже при декабристах, а при либералах и
вовсе погнали Его.
Почему апостол Павел не возмущался убийственным позором
рабства дикого, без чувства, без закона, как убивались в России друзья человечества? А только по той причине, что апостолу Павлу был
известен один единственно верный путь к изменению отношения рабовладельца и
раба. А по российскому: помещика и крепостного. Вот и почитаем, то, что напрочь
отринули друзья человечества,
возможно, имевшие в свое время не плохие оценки по Закону Божiему. Итак...
Каждый оставайся
въ томъ званiи,
въ которомъ призванъ. Рабомъ ли ты призванъ, не смущайся; но если и можешь
свободенъ быть больше поработи себя*. Ибо рабъ, призванный в Господе,
есть свободный Господа; равно и призванный свободнымъ есть рабъ Христовъ. Вы
куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человековъ. Въ какомъ званiи кто призванъ, братiя, въ томъ каждый и
оставайся предъ Богомъ. (1
Кор.7.20-24)
Слуги, со всякимъ
страхомъ повинуйтесь господамъ, не только добрымъ и кроткимъ, но и суровымъ.
Ибо то угодно Богу, если кто,
помышляя о Боге, пере-носитъ скорби, страдая несправедливо. Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда васъ
бьютъ за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы къ тому призваны: потому что и Христосъ
пострадалъ за насъ, оставивъ намъ примеръ, дабы мы шли по следам Его. (1 Петр. 2. 18-21)
Призваны ли к такому исповеданию нынешние "инженеры"
телевизионных душ? Все эти познеры, сванидзы, толстые татьяны... коим несть
числа? Призваны ли к такой жизни много говорящие, но мало думающие болтуны из «Эха
Москвы» и других радиоканалов? Ясно, что нет. Тогда... вот интересный вопрос: к
чему же они, эти людишки из четвёртой
власти, призваны?
Почему же все эти либералы, делая вид, что бьются за
свободу, никогда не обращаются к Священному Писанию, 1000 лет служившему
русскому народу, в своем роде, конституцией? (Скажем так, чтобы либералам было
понятно, чем руководились в своей жизни русские люди) Ответ прост: вся эта
либеральная рать, сегодня 24 часа промывающая русские мозги через ТВ, через радио,
через бумажную макулатуру... безбожна в той же мере, как и разбудивший её Ленин.
Хотя, что я? Ленин то богоборец! А эти, наши... ведь золотят купола? В этом золочении куполов и сокрыта вся
великая тайна либерализма! Они - богоборцы не менее Ленина! Но методы их
богоборчества прямо противоположны. И в этом их единая разрушительная сила,
суть которой объяснит нам, естественно, Священное Писание, которого, как огня
одинаково страшатся и ленины, и нынешние либералы. Ибо и Ленин, и либералы
призваны употреблять свободу для
прикрытiя зла. (1 Перт. 2. 16) Точнее
и яснее не скажешь! Именно потому, призваны, сии витии, повторить свой лукавый
вопросец: - "Что же, может нам возвратить крепостничество, чтобы стяжать
Царствие Божие?" Но... оружiемъ обыдетъ тя
истина Его. А кто защищен истиной, тот предупрежден об ихней
свободе, употребляемой ими для прикрытия зла. Предупрежден - значит вооружен. А,
значит и избавлены от сети ловчи и
сванидзев, и венедиктовых, и всех-всех богоборцев, золотящих ныне купола
храмовых зданий. Вот и продолжим ковать свое оружие - напитываться
святоотеческим откровениям, напитываться истиной.
Рабы,
повинуйтесь господамъ
своимъ по плоти со страхомъ и трепетомъ, в простоте сердца вашего, как Христу, не съ
видимою только услужливостiю, как человекоугодники, но какъ рабы
Христовы, исполняя волю
Божiю
отъ души, служа съ усердiемъ, какъ Господу, а не какъ человэкамъ, зная, что каждый получитъ отъ
Господа по мере добра,
которое он сделалъ, рабъ ли, или свободный. И вы, господа,
поступайте съ ними такъ же, оказывайте рабамъ должное и справедливое, умеряя
строгость, зная, что и
надъ вами самими и надъ ними есть на небесахъ Господь, у Которого нетъ лицепрiятiя.(Еф. 6; 5-9)
И святитель Игнатий ещё подробнее раскрывает эти слова апостола Павла:
Не твое дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси твой крест,
данный тебе Богом для твоего
спасения. Неси безропотно, благодаря и
славословя Бога с креста
твоего, потому что и с тебя потребуется Богом отчет: каково ты нес Богом
дарованный крест твой. Спаситель мира
установил на земле Свое Царство, но Царство
духовное, могущее пребывать
во всяком человеческом обществе, как бы это общество по гражданскому
устройству своему ни называлось - монархиею,
или республикою, или чем другим.
Потому что Царство Христово,
будучи не от мира сего (Ин. 18; 36), не имеет никакого отношения к гражданской форме государств, доставляя,
впрочем, всякому государству самых добродетельных и потому самых полезных
членов.
Вот оно
единственное то решение ликвидации крепостного права! Чтобы и господа облеклись
в любовь, и тогда не будет ни раба, ни свободного, но все и во всемъ
Христосъ. (Кол. 3. 11) То есть, только христианская любовь сможет постепенно
вытеснять рабство, не сотрясая устоев народных. Но этот путь уничтожения крепостничества при всё увеличивающейся в
мiре греховности был совершенно
нереальным. Поэтому
на каверзный вопрос четвёртой власти, что мол раз так, то, «может быть не
стоило отменять крепостное право?»",
ответ один: решение Государя Александра II об отмене крепостного права, закреплённое Манифестом от 19 февраля1861
года, было неизбежным.
Похожим судьбоносным явлением стал и Манифест Государя
Николая II от 17 декабря 1905 года о свободе, который для либералов
тоже великий момент. Подписывая этот манифест, Государь Николай II произнес тогда: - Я
знаю, что создаю себе врага. Он имел ввиду Государственную думу, которая и
стала оружием диавола по уничтожению Самодержавия в России. Но Государь,
чувствуя это, всё же подписывал себе врага. Ибо сердце царево в руце Божiей, и оно подчинялось Промыслу Божiему
о России.
То есть, все свершалось по Промыслу! Хотя Россия с 1861
года и покатилась по наклонной плоскости прямо в нынешнее царство тьмы. На вид
невероятно благое дело, оказалось вкладом в вымащивание дороги антихристу. И
как Христосъ шел по писанию, так и Россия идёт по предназначенной ей дороге.
Но мы видели, что уже в тот самый год реформы те, кто не
отринул этой истины о рабстве, уже во время ликования тех, кто перестал понимать речи Христа, кто не могъ уже слышать слова Его, с печалью
взирал на эту эйфорию 1861 года.
Чего же страшился узреть старец Евфимий, увидевший, что
реформа проведена без указанiя на
необходимость сохраненiя за собой прежнихъ христианскихъ добродетелей?
Сегодняшний день России страшился он узреть!
Когда все, от вышних до нижних, оказались в рабстве у
диавола, а какой-нибудь, академик Пивоваров Ю.С. по телевидению часами читает
лекции «150 лет русской свободы», ровным счётом ничего не понимая в истинной
свободе, невольно осуществляя скрытую атеизацию.
Того царство тьмы страшился старец Евфимий, которое накрыло
сегодня собою всё человечество.
Ибо приходятъ дни,
въ которые начнутъ говорить горамъ: «падите на насъ» и холмамъ: «покройте насъ. (Лк.23.27-30)
Но, как признавать себя жителями царства тьмы, когда кругом
тебя, так называемые, «символы возрождения»?
Сыны человеческiи, вскую ищете лжи? (Пс. 4, 4)
Конечно, может появиться мысль, что это состояние
человечества, которое почему то некоторые относят только к Царству Небесному
("тогда не будет ни раба, ни свободного, но все и во всемъ Христосъ"),
и тогда наше внимание к мыслям старца Евфимия, есть оправдание НЕОБХОДИМОСТИ рабства в земном
мiре.
Но мы упираем только на призвание, никак не имея в виду
необходимость: Каждый оставайся въ томъ званiи, въ которомъ
призванъ. Рабомъ ли ты призванъ, не смущайся; Ибо рабъ, призванный в Господе,
есть свободный Господа. Только это.
И уж, тем более, никак не осуждаем отмену крепостного права, являющуюся Промыслом Божiим. Ибо не земными
расчётами, а десницею Божiю управляется Россия.
Мы только обращаем внимание на то, что Господь открыл старцу Евфимию, что
человеческому уму самостоятельно без Божiего
указания увидеть было невозможно. Не мог увидеть этого, что открыл Господь старцу
Евфимию, даже такой выдающийся богослов, как святитель Филарет Московский. Господь утаилъ сие отъ мудрыхъ и разумныъ и
открылъ то младенцамъ (Мф. 11. 25).
Что же такого открыл Господь старцу Евфимию?
А только то, что меняется путь, по которому теперь пойдёт
Россия. Если раньше она шла путем кротости и смирения, то есть, шествовала в
Царствие Небесное, то теперь она пойдёт путем свободы, то есть, добровольно
будет шествовать в ад. Вот и всё!
Но ни Государь
Александр II, ни даже митрополит Филарет выйти на такое разумение не
имели возможности, и потому проводили реформу с самыми благими намерениями.
Поэтому и памятники Государю Александру II,
как царю освободителю, очень уместны.
И ещё раз. Мы не говорим, что де не надо было проводить
реформу. Реформа была неизбежна по Промыслу Божiему.
Обращаем внимание только на то, что одному человеку открылось, что во
внешнем благе этой реформы таилась
гибель России, которая входила в неё через отъятие у неё христианских
добродетелей. То бишь, ещё в 1861 году Господь сказал нам: Не буду больше съ вами!
Что мы сегодня и наблюдаем - гайдары, например, всего лишь заполнив
продовольствием пустые полки, опустошили русскую душу, опустошить которую не
удалось советчикам с их ГУЛАГом, с их диктатурой, с их гонением на Христа.
Вопросы для
размышления
Бунт 1917 года? Он в
совершенстве определён А. Блоком, как: «Свобода, свобода, эх, эх! без Креста!»
Не был ли этот бунт зачат реформой 1861 года, освободившей крестьян от
крепостного права без учёта сохранения прежних христианских ценностей?
А сегодняшний день?
Разве это не ещё большая «свобода»,
- с ещё большим: «Эх, эх», и с ещё
большим: «без Христа!», хотя и с
золочением куполов? Советчики запрещали Христа. Теперь же, когда «в храмах лежит мёртвый Христосъ», Его
разрешили, потому что таким Он уже не представляет опасности для служителей
сатаны. Когда сегодня духовные люди определяют, например, нынешний
экономический кризис, как кризис безнравственности, то не там ли начинается
исток этого самого кризиса безнравственности, где начались реформы, проводимые без
указанiя на необходимость сохраненiя за собой прежнихъ христианскихъ
добродетелей не только в России, а и во всем христианском мiре?
И главная то мысль этих страничек... не крепостное право!
А попытка раскрытия сложного вопроса, поставленного ещё в «Книге
Iова»:
За что страдает
невинный?
Крепостное право и взгляд на него старца Евфимия о том, что
реформа была проведена без указания на сохранение прежних христианских
добродетелей, только приём для того, чтобы было обращено внимание на
святоотеческое отношение к рабству, безусловно читанное и перечитанное и у ап.
Павла, и у ап. Петра в тех извлечениях из них, которые хорошо известны всем, но
которые не оставляют в нашей памяти следа, как ответа на вопрос: За что страдает невинный?
Вот почему терпение «и забитости, и страха и проч.
недостатков зависимого, безправного
человека...», были для крепостных крестьян той лествицей в Царство Небесное,
которую не имели жестокие крепостники. Так что, желательно, чтобы в этих
страничках большему вниманию удостоилось бы ложе Авраама, а не сама реформа.
* На сей
текст имеется следующее толкование
Златоустого: "Это значит: тем больше
поработи себя. И почему повелевает пребывати рабом могу-щему
освободиться? Чтоб показать, что
рабство не приносит никакого вреда, напротив, приносит пользу. Не неведаем, что
некоторые это наипаче употребляй думают сказанным о свободе, говоря: если можешь освободиться - освободись". (Свят.
Игнатий. "Ищите всюду духа... ")
Впервые опубликовано в Литературной газете
http://ruskline.ru/analitika/2011/03/04/krepostnoe_pravo/