В
годы Великой Отечественной войны священники Русской Православной Церкви
оказались на оккупированной территории между двух огней. Но и в этих
условиях они содействовали нашей Победе. Члены Псковской Православной
миссии, которых фашисты считали послушными проводниками своей идейной
политики, вели подпольную борьбу с оккупантами
В последнее время
открылась ещё одна святая страница в летописи Великой Отечественной
войны и истории Русской Православной Церкви. Благодаря стараниям многих
исследователей - Сергея Фомина,Михаила Шкаровского и других - восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской Православной миссии в 1941-1944 годы.
Один из восстановленных Миссией храмов на русской земле. Фото 1943 г.
В 1941 году
пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не
осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали
план восстановления здесь православных приходов, чтобы народ на
оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив,
восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали
свой план вовлечения православных священников и монахов в борьбу с
фашистскими оккупантами на оккупированных территориях. Основная
ответственность была возложена на главного организатора
разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.
Главным действующим лицом в планах и той, и другой стороны стал митрополит Виленский и всея Прибалтики Сергий (Воскресенский).Когда
наши войска покидали Ригу, Судоплатов лично спрятал его, чтобы
сотрудники органов не увезли митрополита вместе с отступающими. Далее
экзарх должен был действовать по плану, разработанному НКВД. Оставшись в
Риге, он приветствовал вступление немцев в Прибалтику. Он же стал и
организатором Псковской Православной миссии, которая внешне являлась
защитницей оккупационной власти, а в тайне - поддерживала
разведывательно-диверсионную работу НКВД.
Трагедия
Псковской Православной миссии была в том, что священники, с одной
стороны, вынуждены были в своих проповедях призывать народ к смирению и
хвалить немцев за то, что они "способствуют возрождению христианства на
Псковской земле". С другой стороны, те же священники прятали у себя
партизан, людей, разыскиваемых гестаповцами, в том числе и евреев. В
Псково-Печерском монастыре людей прятали под куполами. Никто не мог
догадаться, что там можно кого-то скрывать. Все привыкли, что могут быть
подпольщики, а что бывают и подкуполыцики, не могло прийти в голову!
В
1943 году, благодаря стараниям митрополита Сергия, были отпущены и
отданы на воспитание в православные семьи и в семьи священников дети из
концлагеря Саласпилс.
Начиная с 1942 года, православные священники организовали постоянный
сбор средств для поддержания советских военнопленных, находящихся в
фашистских концлагерях. Невозможно без слёз читать воспоминания о том,
как в таких лагерях проводились церковные службы, как проходили
пасхальные литургии. При этом нередко еду и вещи, собранные для узников,
гитлеровцы конфисковали и отправляли на фронт. Обычно это происходило в
критические для немцев моменты войны - после разгрома под Москвой, под
Сталинградом и под Курском. Впоследствии органами НКВД это было
поставлено в вину членам Псковской Православной миссии: что они якобы
сознательно собирали еду и вещи для фашистских солдат!
Священник Псковской миссии с паствой. Из архива А.Ю. Сегеня
В
вину ставилось и то, что православные священники агитировали народ за
Гитлера. Да, в присутствии немцев священникам приходилось что-то
говорить в их защиту. Но чаще всего они обращались к памяти русских
воинов, сражавшихся за Родину, вспоминали священные образы Александра
Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Фёдора
Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, подспудно вселяя в
сердца людей уверенность, что и нынешних захватчиков рано или поздно
сметут с лица земли Русской. В 1942 году должно было бы праздноваться
семисотлетие Ледового побоища. А в это время берега Чудского озера были в
плену у новых псов-рыцарей. Но русские священники обнадёживали
прихожан, говоря, что святой князь Александр Невский незримо явится и
вновь одержит победу. Такой, к примеру, была зажигательная речь
священника Георгия Бенигсена,
которую он произнёс в знаменательный день, когда немцы передавали
Русской Православной Церкви Тихвинскую икону Божией Матери, спасённую
немецким солдатом из огня в Тихвинском монастыре. Рискуя жизнью он
получил ожоги и попал в госпиталь. Вот что, в частности, сказал о.
Георгий Бенигсен: "...Посланные Римским папой в крестовый поход на
Русь, немцы явились огнём и мечом истреблять и выжигать Православие.
Пылали города, в церквах со стен срывались иконы и потом из них делались
костры. Тех, кто не хотел радоваться подобному "освобождению", рыцари
Тевтонского ордена приказывали жестоко убивать. Тогда кара небесная
обрушилась на тевтонцев в лице святого благоверного князя Александра
Невского. Он спас Псков и Новгород от нашествия иноземцев. На льду
Чудского озера, которое ныне именуется Пейпусом, богатырь Александр
одолел тевтонца Андреаса, пустил под лёд лучших рыцарей ордена... В сей
год Победоносец Александр незримо явится на Русскую землю и вновь будет с
нами в наших трудах, боях и молитвах. Так возрадуемся же и возвеселимся
об этом!".
Удивительно то,
что после этой речи о. Георгий не подвергся никаким репрессиям, вероятно
потому, что сам был по происхождению из немцев.
Торжественное богослужение в Псковском Кремле. 1943 г.
Во
время существования Псковской Православной миссии Павлом Судоплатовым
был проведён в жизнь план спецоперации под кодовым названием
"Послушники". В Псково-Печерскую обитель были внедрены два агента наших
спецслужб. Они выдавали себя за членов тайного сообщества
священников-подпольщиков, действующих против Советской власти. Якобы это
антисоветское православное подполье столь сильно, что может действовать
в Куйбышеве, который стал с конца 1941 года "запасной столицей". С этим
"православным подпольем" была налажена связь по рации, двое мнимых
послушников передавали оттуда немцам дезинформацию, которая сыграла свою
роль ещё в 1942 году, но особенно помогла во время сражения на Курской
дуге. Успех операции "Послушники" получил высокую оценку самого Сталина.
О нём Сталин говорил со своими приближёнными накануне принятия
судьбоносного решения о возрождении Патриаршества в 1943 году.
Митрополит Сергий (Страгородский)
Важно подчеркнуть, что Псковская Православная миссия оставалась в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а не Зарубежной,и все годы войны на службах священники Псковской Православной миссии возглашали здравицу Патриаршему Местоблюстителю Сергию (Страгородскому). Безусловно, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) был осведомлён о том, как и на кого работает экзарх всея Прибалтики Сергий (Воскресенский).Между
ними давно были дружеские отношения. Но при этом все годы войны и тот, и
другой, скажем так, по условиям игры, вынуждены были явно высказываться
негативно в адрес друг друга. Сергий (Страгородский) публично порицал
Сергия (Воскресенского) за сотрудничество с Гитлером, а Сергий
(Воскресенский), в свою очередь, публично порицал Сергия
(Страгородского) за сотрудничество со Сталиным.
Но когда в Москве
произошло избрание митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом
Московским и всея Руси, Гитлер потребовал, чтобы все русские священники
на оккупированных территориях предали его анафеме и осудили решение
Священного Синода Русской Православной Церкви. Что же произошло далее? Представители Русской Зарубежной Церкви собрались в Вене и исполнили волю Гитлера.
А митрополит
Сергий (Воскресенский) собрал всех представителей Псковской Православной
миссии, которой тогда руководил о. Кирилл Зайц, обсудил с ними суть
вопроса и далее единогласно было принято решение: никакой анафемы и
никакого осуждения!
Тем самым Псковская Православная миссия сознательно избрала для себя путь мученичества.
Экзарх митрополит Сергий в сослужении своих викарных архиереев. Слева епископ Рижский Иоанн (Гаркловс), справа епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк)
Немцы начали
проводить репрессии против русских православных священников на
территориях Прибалтики и Псковщины. Впрочем, в начале 1944 года
Псковская земля была уже освобождена от захватчиков.
Мучеником оказался
сам экзарх Прибалтики. Весной 1944 года немцы убили его по дороге из
Каунаса в Вильнюс, изрешетив всю машину, в которой он ехал, пулями.
Смерть владыки
Сергия роковым образом отразилась на положении священников миссии - и
тех, кто вёл подпольную борьбу, и тех, кто не знал о ней. Вскоре после
освобождения Псковских земель от оккупантов, органы НКВД стали без
разбору арестовывать всех членов Псковской Православной миссии.
Приговоры им были суровые: от десяти до двадцати лет лагерей. Многие не
вернулись потом оттуда: начальник миссии протопресвитер о.
Кирилл Зайц, начальник канцелярии Псковской миссии протоиерей Николай
Жунда, Печерский епископ Пётр Пяхкель...
Но многим Бог дал и вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив двадцать лет, через одиннадцать - был освобождён из того же казахстанского лагеря, в котором скончался о. Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис,получив
десять лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в
единственном действующем православном храме в республике Коми, потом - в
Мурманской области, в церкви, превращённой в храм из лагерного барака.
Среди членов Псковской Православной миссии был тогда ещё молодой священник Николай Гурьянов.
Его лично рукополагал митрополит Сергий (Воскресенский). В дальнейшем,
как хорошо известно читателям "Русского Дома", о. Николай служил на
острове Залит на Псковском озере и прославился как духоносный старец.
СПРАВКА
На
территории Псковской миссии храмы не могли вместить всех желающих
Псковская Православная миссия — миссия священников Русской Православной
Церкви, действовавшая в годы Второй мировой войны на оккупированной
немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России:
Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской, а также
Прибалтики.Псковская миссия была организована митрополитом Сергием
(Воскресенским), экзархом Московского Патриархата в Прибалтике. Миссия
просуществовала с 1941 по 1944 г. В ней участвовало около 230 клириков
(207 священников и 23 диакона), 28 псаломщиков и 9 мирян.За время ее
работы было открыто больше 200 приходов. По воспоминаниям священников,
некоторые храмы не могли вместить всех желающих, не попавшие внутрь во
время богослужений стояли на паперти и вокруг храма.Деятельность миссии
охватывала различные сферы. После долгих лет атеизма актуальным стало
крещение населения. По свидетельству миссионеров, ими были крещены
десятки тысяч детей, подростков и взрослых. Крещение молодежи
сопровождалось катехизаторской деятельностью. При многих храмах
действовали воскресные церковные школы, в Пскове был открыт детский
приют.
Священники-миссионеры
также оказывали духовную и материальную поддержку русским
военнопленным, находящимся в лагерях на территории миссии.
Финансировалась работа миссии исключительно пожертвованиями верующих.
Осенью
1944 года, при восстановлении советской власти в Прибалтике большая
часть священников миссии была арестована органами НКВД. Им
инкриминировалось «сотрудничество с оккупационными властями». Многие из
миссионеров были либо уничтожены, либо приговорены к длительным срокам
пребывания в концлагерях СССР.
Все
послевоенное время на территории северо-запада России оставались
действующими от половины до трети из 200 открытых миссионерами храмов
(от трети до половины из них были закрыты сразу после войны и в годы
хрущевских гонений) — вместо восьми довоенных. http://prarussia.mirtesen.ru/blog/43574565299
|