огда говорят о русской церкви в Нью-Йорке, обычно
имеют в виду
Никольский кафедральный собор. Мало кто знает, что на
Нижнем Манхэттене вот уже 15 лет действует настоящий
православный монастырь. Обитель преподобной Марии
Египетской создавалась как дом милосердия –
«Mercy House». Сегодня здесь живут и
несут послушание более десяти насельников из разных частей
света. В 2001 году основатель обители игумен Иоаким (Парр)
перешел из юрисдикции РПЦЗ под омофор Патриарха
Московского и всея Руси. С отцом Иоакимом мы беседовали об
истории и буднях этого необычного русского монастыря, где
почти никто не говорит по-русски.
– Отец Иоаким, как случилось,
что на Манхэттене появилось такое место –
православный дом милосердия и одновременно
монастырь?
– В 1993 году я был здесь единственным монахом. Но я
хотел наладить монашеское делание в городе, потому что,
как сказал апостол Павел, где много греха, там
преизобилует благодать. Я хотел устроить церковь в
небогатом районе. А в этом месте жили в основном бедные,
здесь центр местной наркоторговли – в соседних домах
полно людей, которые этим живут. Вначале мы попытались
организовать странноприимный дом – место, где могли
дать кров, еду и одежду людям, которые в этом нуждались.
Но вокруг много мест, где дают кров, еду и одежду. И я
начал понимать, что, наверное, мы должны сосредоточиться
на чем-то другом.
– Чем же занимается «Mercy
House»?
– Мы следуем примеру апостолов и Божией Матери.
Так, сегодня утром к нам пришел человек, который
одиннадцать лет «сидел» на героине. Он просил
о помощи. Мы отвезли его в больницу, там ему сделают
детоксикацию, после этого он пройдет программу
реабилитации. По воскресеньям готовим пищу и кормим тех,
кто живет в переходах и на улице, у кого ничего нет. Мы
одеваем людей, направляем их на обучение, уберегаем от
тюрьмы, навещаем больных в психлечебницах. Но недостаточно
просто принимать тех, кто болен, без крова, страдает от
наркомании, алкоголизма, нужды, предоставлять ему кровать
и говорить «ОК». Необходимо работать над его
жизнью. А в его жизни беспорядок из-за неправильного
выбора, который он когда-то сделал. В Америке никто не
обязан жить на улице. Есть социальные программы, на
которые выделяются немалые деньги. Но рано или поздно твоя
пагубная привязанность закрывает перед тобой все двери. И
вот ты приходишь к нам.
– «Mercy
House» – это еще и монастырь. Как
сформировалась монашеская община?
– Монашеская жизнь – наше основное дело.
Работа регулирует монастырскую жизнь, а монастырь –
работу. Все начиналось с помощи беднякам на улице, а из
этого вырос монастырь. Помимо бездомных физически, к нам
приходили бездомные духовно – в поисках места для
духовного опыта, учения, молитвы. И уже затем начинали
задумываться о монашеской жизни. Мы росли как маленький
англоязычный приход. Так что сначала приходили, чтобы
принимать участие в приходской жизни, и затем уже
принимали решение стать монахами. Некоторые приходили,
жили, работали, уходили, а потом принимали решение
вернуться.
– Расскажите о монастырской братии. Что за люди
подвизаются в обители?
– Младшему в монастыре 25 лет, а самому старшему
монаху – 58. Это люди абсолютно разного
происхождения, но, в основном, профессионалы: большинство
имеет университетское образование, у некоторых есть ученые
степени. У нас есть монах, который родился на Филиппинах,
был диаконом в Римско-Католической Церкви, а потом решил
принять Православие. Несколько лет он переписывался со
мной, потом приехал. Сейчас он служит у нас диаконом и
несет монашеское послушание – печет просфоры. Есть
человек, который сделал карьеру как музыкант и работал в
области социальных правительственных программ. К 50-ти
годам он решил, что пришла пора остепениться, и он стал
монахом. Совсем недавно к нам пришел профессиональный
искусствовед – он продавал произведения искусства по
всему миру. Он тоже решил начать свой путь к монашеству.
Есть молодой человек с украинской Буковины. Его отец
еврей, а мать – русская, но не христианка. Он принял
Православие и сейчас подумывает о монашестве. Есть два
родных брата из Пуэрто-Рико: один – священник,
второй – монах. Их отец тоже принял Православие и
стал священником, теперь у них в семье два священника и
монах. Самый молодой из нас – кубинец –
обратился из католичества. Есть иеромонах, который родился
в Нью-Йорке, грек по национальности. Есть отец Лаврентий
из холодной Сибири. Господь сводит нас вместе отовсюду, и
задача нашего монастыря – по-настоящему приблизиться
к монашеской жизни.
– Но все-таки «Mercy
House» не обычный монастырь.
– Я не говорю, что есть «ненастоящие»
монастыри, но мы не прячемся от мира – мы здесь. В
то же время мы осознаем, что этот мир – не то, к
чему мы стремимся. Мы живем в центре большого города, но
мы смотрим на улицу и говорим: «Мы не хотим этого
безумия». Некоторые монахи уходят иногда по делам, а
затем, возвращаясь, говорят: «Я так рад вернуться!
Там, снаружи, совсем не то, к чему я стремлюсь». Мы
хотим быть свободными от того безумия, которое нас
окружает. Мы хотим найти Бога. Это очень сложный процесс
– жить в сообществе и послушании, ведь у каждого из
нас сильная воля. Но мы справляемся. Мы молимся, мы
работаем, мы боремся, у нас есть цели. И люди понемножку
меняются. У нас в монастыре разные люди – разного
этнического, религиозного и социального происхождения. Но
все они приходят одним путем – через желание найти
мир, найти Бога. И, я полагаю, находят все это здесь.
– Что в дальнейших планах?
– Мы недавно приобрели небольшой участок земли к
северу от Нью-Йорка – 153 акра: два пустыря и дом.
Начали ремонтировать дом, чтобы сделать там кельи для
монахов. В дальнейших планах – устроить в лесу скиты
для монахов, которые хотят подвизаться в одиночестве.
– Но все это требует немалых средств. Как
выживает монастырь в центре Нью-Йорка, тем более сейчас
– в условиях мирового кризиса?
– Какой кризис? У Бога нет кризиса. Наш дом
называется «Mercy House» – «Дом
милосердия». Но не только потому, что мы помогаем
людям. Он получил свое название в честь образа Божией
Матери «Милостивая». Когда я искал здание,
место, где мог бы поселиться, здесь был священник из
Греции – отец Нифонт. Он был при смерти и лежал в
больнице, а я пришел повидать его и рассказал, что ищу
здание. Он достал из своего кармана маленькую бумажную
иконку Божией Матери «Милостивая» и сказал:
«Молись перед ней – и получишь все, что
захочешь». Это было в четверг, а в пятницу я пошел
на поиски и увидел заброшенный дом. Вдруг человек на улице
спрашивает меня: «Вы хотите купить дом?». Я в
свою очередь спрашиваю: «А вы владелец?». Он
говорит: «Нет». – «А вы знаете
владельца?». – Он говорит «Нет». Я
говорю: «Зачем же вы спрашиваете, ищу ли я
дом?». Он говорит: «А почему бы вам не
написать записку и не положить под дверь? С вами
свяжутся». Он ушел, а я понял, что единственный
кусочек бумаги, который у меня есть, – это бумажная
иконка. Я написал на ее обороте свое имя и телефон и
положил под дверь. Это было в пятницу. А в понедельник
утром позвонил мужчина и сказал: «Я нашел вашу
записку. Это дом моей бабушки, она живет во Флориде. Если
хотите, я вам его покажу». И здание получило
название «Mercy House» – по имени образа
Божией Матери «Милостивая». Так у нас появился
дом. Сначала хозяева запросили 400 тысяч долларов, а потом
снизили цену до 172 тысяч. Но у меня не было денег. И тут
одна пара пригласила меня к себе домой на ужин. Я должен
был ехать к ним на поезде и был не особенно этому рад,
потому что у меня почти не было денег, а билет на поезд
стоил 12 долларов. Я был не в настроении ехать на ужин за
12 долларов, но епископ сказал: «Поезжай, навести
их». Я приехал, а после обеда хозяева дали мне
конверт: «Здесь немного денег: мы хотим помочь вам.
Отдадите, когда сможете. Впрочем, можете и не
возвращать». Я положил конверт в карман, приехал
домой, открыл и увидел чек на 172 тысячи долларов –
как раз, чтобы купить это здание. Так мы обзавелись домом,
не влезая в долги. Все стройматериалы люди приносили нам
сами. Пришла семейная пара и сказала: «У нас есть
магазин стройматериалов. Вы получите все, что вам
нужно». Они сделали для нас пол, потолок, стены,
обеспечили кирпичом и красками. Пришел еще один человек и
сказал: «Вам нужен профессиональный
строитель». А я ответил: «Это замечательно, но
нам нечем ему платить». Тогда он выписал чек на 50
тысяч долларов. Такие вещи происходили в прошлом, они
продолжают происходить и сейчас. Недавно мы приобрели
участок с домом в окрестностях Нью-Йорка. Над верхним
этажом мы хотели надстроить мансарду. У нас был человек,
который работал с контрактами, следил за тем, что может
потребоваться для строительства. Строители говорили, что
могут сделать пять спален и ванную в мансарде, и это будет
стоить 18–19 тысяч долларов. На той же самой неделе
ко мне пришел один из моих духовных сыновей с вопросом,
чем он мог бы помочь монастырю. Он выписал нам чек на 25
тысяч долларов, так что мы смогли все оплатить.
Такие вещи происходят сами, когда о них не просишь.
Господь помогает. Мы никогда не собираем деньги в церкви
во время служб – просто в стороне стоит ящик: если
хочешь – опусти в него свою лепту. И всегда
находятся люди, которые опускают. Иногда можно обнаружить
конверт с парой тысяч долларов: ни имени, ни адреса
– просто в помощь церкви. Так что я уверен: кризис,
рецессия – для Бога ничего этого нет, Он и не знает
об этом. Он продолжает подавать нам все, в чем мы
нуждаемся.
С игуменом Иоакимом (Парром) беседовал Кирилл Парменов
29 / 10 / 2009 |