Монахиня Магдалина (Некрасова), насельница Покровского
монастыря в Бюсси-ан-От (Бургундия, Франция), с 1957 года
духовно окормлявшаяся у игумена Никона (Воробьева),
вспоминает о своей жизни в Вологде и о встрече с монахиней
Капитолиной (Кашиной), рассказавшей ей об архиепископе
Варлааме (Ряшенцеве). 2 января 1958 года я приехала в Вологду
после того, как несколько месяцев искала пристанища где
бы то ни было. Я хотела работать в Церкви. Поиски были
совершенно безнадежными, ни один архиерей меня не
принимал, смотрели удивленно, с такой скрытой, а иногда
и явной улыбкой, и говорили, что «не надо».
Ну, понятно, девица, которая родилась в Париже, со
странной биографией, где есть и ссылка, и тюрьма, и не
замужем, и без всяких отметок в паспорте. Никто не
принимал. А знакомый мне еще по Парижу митрополит
Николай (Ярушевич) только и делал, что писал письма то
к одному архиерею, то к другому. Все так теперь
называемое Золотое кольцо я объездила – и
Владимир, и Калугу, и Смоленск!
И вот однажды владыка Михаил (Чуб) направил меня в город
Гжатск, где жил игумен Никон (Воробьев). Он сказал мне два
слова о нем, и сердце мое вспыхнуло: неужели это правда? Я
не буду сейчас рассказывать о том, что произошло, потому
что это совершенно особая тема, наверное, самая большая в
моей жизни. Но все-таки работать там было нельзя. Ни
прописки, ни денег у меня не было, и отец Никон все время
повторял: «Попробуйте в Вологду». Я
спрашивала: «А Вы там были, Вы знаете?» Он
никого там не знал и никогда не был. А это еще дальше от
Москвы и еще холоднее. Уже стоял декабрь, я была в
туфельках и холодном пальто из Ташкента.
И все же в Вологду я попала. После того, как в Калуге меня
огорошил владыка Онисифор, выгнавший меня из церкви:
«Зачем Вы приходите? Нам не надо никакого
делопроизводителя. Я сам печатаю свои письма». Он,
видимо, просто испугался – какая-то комсомолка, вид
у меня был совсем не церковный, платочков я не носила. От
него я ушла в слезах и на привокзальной площади увидела
вывеску «Трудоустройство». Поскольку я
советского языка не знала совсем, то стала размышлять, что
же может обозначать такое длинное слово? И подумала, что
это могло быть «устройство на работу». Решила
зайти. Зашла и в одном из кабинетов увидела объявление о
наборе рабочих на Крайний Север на три года и на пять лет
на Дальний Восток – лес рубить, еще что-то делать,
уже не помню. По возвращении обещали большую зарплату. И я
поняла, что нашла выход. А на мне держалась семья, которую
надо было вытаскивать из жутких условий: разбитый, больной
отчим, больная мама и младшие сестра и братья. Решила
поехать туда, где брали на три года. И уже, было,
записалась на это дело. Но тут мне сказали: «Давайте
ваш чемодан», а в нем у меня были книга и икона,
которые я ни за что не сдала бы на дезинфекцию от
насекомых. Я спросила: «Можно мне послезавтра
приехать?» «Пожалуйста, у нас 2 января есть
отъезжающая партия». А был конец декабря.
Я тут же отправилась к отцу Никону. С воодушевлением
рассказала, что нашла работу, попросила разрешения
оставить у него святыни. Он так обрадовался: «Ну,
слава Богу, нашли! Где?» Когда я рассказала, он
посмотрел на меня удивленно, не понимая моей радости, и
сказал: «Да нет, туда не надо ехать». Я
удивилась: «Как?!» Перечислила все, как мне
представлялось, положительные стороны. Он снова сказал:
«Поезжайте в Вологду». Твердо так сказал.
И я поехала в Вологду, прямо с чемоданами пришла в собор.
Это было 2 января. А для меня 2 января – совершенно
особенный, святой день: это день кончины отца Иоанна
Кронштадтского и день ангела епископа Игнатия
(Брянчанинова). И вот я прихожу, конец службы, священник
стоит с крестом, а рядом благословляет архиепископ Гавриил
(Огородников), которому мне и нужно было передать письмо,
написанное митрополитом Николаем. Я очень боялась этого
момента, потому что последний раз в Калуге на меня прямо в
церкви обрушился архиепископ. Я подошла к архиерею и
сказала: «Владыка, вот у меня к Вам письмо от
митрополита Николая». И он на всю церковь:
«О-о-о! От владыки Николая! Пойдем-пойдем! Вот
сейчас попьем чайку, прочитаем письмо. Пойдем со
мной». Я не поверила своему счастью, но сразу
подумала, что тем тяжелее будет, когда и он скажет:
«Нам не надо». Я слышала это «не
надо» уже десятки раз.
Он повел меня к себе (жил он в маленьком домике около
храма), и так я осталась в Вологде. Это было чудо. Хотя я
и тогда не поняла, что отец Никон, повторявший
«езжайте в Вологду», не просто так это
говорил. Он всегда тщательно скрывал свою прозорливость,
посмеиваясь, говаривал: «Прожорливые?
Да, таких знаю».
Оказавшись в Вологде, я застала там монахов и монахинь,
переживших страшные годы гонений. В те времена не принято,
да и опасно было рассказывать про все ужасы этих лет. А
теперь я понимаю, что Господь сподобил меня близкого
общения с исповедниками веры. Жаль, что так и не пришлось
записать их рассказы.
Самый глубокий след в моей душе оставила монахиня Анна
(Рогозина). Когда мы познакомились, ей было уже около
восьмидесяти лет. Пострижена она была до революции. Я
запомнила один из ее рассказов о том, как в Патриархии в
эти тяжелые годы, в конце 1920-х – начале 1930-х, ей
дали письмо для епископа, кажется, Стефана. И нужно было
ему доставить это письмо в один из страшных лагерей за
Полярным кругом. О пересылке письма почтой не могло быть и
речи. Для мужчин, священников все это было очень и очень
опасно. Наилучшим образом для такого дела подходила
монахиня. Теперь все знают, что в эти годы Церковь во
многом держалась на подвиге женщин, и особенно верных
монахинь! Мать Анна отправилась с этим письмом.
Она рассказывала: «Ох, Оленька, знаешь, как страшно
было через лес ночью идти! Там какие-то звери были, а еще
страшнее люди. Я так боялась их!» Она всю жизнь
прожила в вологодском Успенском монастыре, а тут !!!
Еще она говорила: «А ты знаешь, я сейчас вспоминаю:
ночь та прошла как мгновение. Словно Господь
перенес». Она не одну ночь, конечно, шла. И дошла,
донесла письмо. А там стала искать. Действовать ведь нужно
было с большой осторожностью. Спрашивать и узнавать было
нельзя, вот тут и проверялась сила веры и преданность в
волю Божию. Только и просила: «Господи,
помоги!». И вот, когда она добралась до нужного
места, выяснилось, что за неделю до этого владыку
расстреляли. Пришлось ей с письмом возвращаться в Москву.
Но мне не хватает слов передать ее рассказ!
Однажды, когда я решилась рассказать ей о чудесной помощи
Матери Божией нашей семье, явленной через почитаемую
древнюю семейную Тихвинскую икону, которую при последнем
аресте моего отчима забрали чекисты, она сняла с груди
серебряную иконку Тихвинской Божией Матери и подарила ее
мне.
У нее была духовная дочь – Капитолина (Кашина). В
народе ее звали мать Капитолина. Одевалась она в платочек,
длинную юбку, но мало кто знал, что она пострижена с
именем Серафима. (В Вологде постриженных в мантию называли
«манатейными монахинями», я долго не могла
понять, что это значит.) Очень скоро мы сблизились.
Замечательный человек! Умная, деликатная, с каким-то
врожденным благородством. В школу она ни одного дня не
ходила, а с детства была отдана в этот самый монастырь в
Вологде. Там она и росла, там научилась грамоте, хорошо
пела, читала, прекрасно знала устав. После революции,
когда монастырь разорили, многие монахини были арестованы,
сосланы. Из уцелевших многие пошли работать уборщицами в
разные места; конечно, старались устроиться при церкви, но
в Вологдеочень скоро осталось всего две действующие
церкви. Молоденькую Капушку взяли в храм Рождества
Пресвятой Богородицы, который потом стал кафедральным
собором. Она работала сначала уборщицей, а впоследствии
алтарницей, жила в маленькой каморке под колокольней, куда
я часто приходила, и она много-много-много мне
рассказывала. В частности, она мне рассказала про
замечательного владыку Варлаама[1].
|
Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) с неизвестным иеромонахом |
Однажды я пришла и увидела вот эту
фотографию. На ней владыка Варлаам, вот этот,
маленький, а второй – до сих пор не знаю кто.
Если бы вы смогли найти и узнать, кто это! Вообще я
фотографии не рассматриваю, они мне ничего не говорят,
мне человек говорит. Это был единственный раз в жизни,
когда я увидела и воскликнула: «Ах, какое
лицо!» А она и говорит: «Тебе нравится? Я
тебе подарю! Его зовут владыка Варлаам, я тебе
расскажу про него». И подарила мне эту
фотографию. Вот с тех пор, а это было в 1958 или 1959
году, с тех пор эта фотография у меня. Все, что я помню
о владыке Варлааме, я сейчас вам постараюсь рассказать.
Он прошел через многие ссылки и аресты, с 1919 по 1940 год
он практически все время был в заключении или ссылке.
Жуткие условия, Соловки – он через все это прошел.
После окончания очередного срока его сослали в Вологду под
домашний арест. Он не имел права выходить из кельи. Жил
напротив Лазаревской Горбачевской церкви, что на кладбище,
у самого выезда из города. Ему разрешали приходить в
церковь, но не служить. Мать Капитолина говорила:
«Владыченька прислуживал, со свечой выходил, Апостол
читал, а служить не мог».
Владыка вел переписку. А поскольку за ним следили, то он
пользовался услугами Капитолины, которую он ласково
называл Капушкой, ее неграмотным почерком и неумением
писать. И он «писал» отдельным лицам фразы в
иносказательном смысле, очень значимые, которые другому
человеку понять было бы нельзя; то есть писала Капушка,
она же писала и адрес и посылала из Вологды или из
ближайших вологодских деревень.
Владыка был прозорливый. Я расскажу вам один факт. Это
были 1930-е годы, но еще не 1937-й. В Вологде арестовали
почти всех уцелевших монахинь Успенского монастыря. А мать
Капитолина была по возрасту самая молодая. Начался суд,
присудили длительные сроки, было очень тяжело. Ее не
тронули. Она рассказывала, что сетовала владыке:
«Вот, меня Господь не удостоил», и владыка,
утешая, отвечал ей что-то духовное. И вот проходит
несколько месяцев. Однажды летом, в разгар летней жары,
она как всегда берет благословение, собираясь уходить к
себе, а владыка ей говорит: «Подожди, Капушка,
посиди еще немножко». – «Владыка, да
темно, я боюсь». – «Ну, немножко
посиди». И он стал ей говорить, не открывая своей
прозорливости: «Ты знаешь, да время сейчас такое,
что угодно может быть. Мало ли. Если тебя тоже арестуют,
имей в виду: опасайся… таких, как ты, обыкновенно в
медпункт отправляют уборщицей, ну на что ты еще способна?
Главное, опасайся… а врачи всякие ведь бывают,
особенно евреи. Будь осторожна, будь осторожна! Всякое
может быть… ну ладно, иди с Богом теперь».
Благословил, потом опять говорит: «Ну, подожди,
подожди минутку», – и достал ей теплую шаль. А
она говорит, она простая такая была: «Да жарко,
Владыка, зачем?» – «Ну, не сейчас, так
потом наденешь, что она у меня валяется?
Возьми-возьми». Она взяла, пришла домой. Ночью
останавливается грузовик: пришли ее арестовывать.
Помню, она рассказывала мне: «Они пришли,
представляешь, а я и говорю им: ой, а я все сухарики свои
съела». Оказывается, когда были повальные аресты,
она приготовила себе сухарики. Разрешили взять с собой
белье; она в слезах и растерянности собрала вещи, а когда
в тюрьме открыла мешок, то увидела, что взяла одни
наволочки.
А потом был суд. Она вспоминала интересный такой момент.
Судили одну из паломниц монастыря. Ее спросили: «Вы
антисоветскую агитацию вели?» А та старушка плохо
слышала и говорит: «Так темный человек, как же не
вести? Конечно, вела». Темными в Вологде называли
слепых, а у нее как раз жила слепая старушка, по имени
Афанасия. «Подпольной работой занимались?»
«Так все у нас под полом. А как же? И огурчики, и
капуста, и все остальное». Матушка Капитолина
рассказывала мне эту историю как анекдот. И вот
остававшимся на свободе монахиням, послушницам и
паломницам – всем дали по пять лет. А ей –
три. Или, не помню… или всем дали по семь, а ей
– пять. Когда приговор зачитали, она удивилась
вслух: «А почему мне только три?» И те все
рассмеялись; она еще совсем молоденькая была.
Отправили ее в лагерь вместе с блатными. Контингент
страшный, женщины-преступницы, грубые, развратные. Она
говорила: «Я, Оленька, вначале ничего не понимала,
что они говорят, да не по-русски-то говорили да надо мной
смеялись. А видела я там такое… еще в
дороге». Привезли их на Север и стали распределять
на работу. Капушку поставили в какой-то больничный уголок.
Она даже и не сопоставила это с тем, что ей владыка
говорил. Она вспоминала: «Ты только не говори
никому, я акафисты Спасителю и Божией Матери наизусть
знала, как я была рада! Когда можно было, уходила на берег
речки и там, на берегу, молилась со слезами». Еще
она говорила: «Ты знаешь, что такое Иисусова
молитва? Это только там можно узнать. Нигде и никогда я
больше так не молилась». Конечно, я не знала того,
что знала она, но, безусловно, молитва «там»
совсем другая, чем молитва на свободе.
«А доктор-еврей, с которым я работала, очень хороший
был. Он мне часто кусочки хлеба приносил, сахару, помогал.
А как-то раз пришел с улыбкой, что-то принес. И смотрю:
запер дверь за собой на ключ. Я-то и не подумала ничего.
Подошел ко мне, стал что-то говорить, а потом вот так
встал… тут я все поняла – сразу вспомнила
слова владыки! Если бы я его слов не вспомнила, то уже бы
ничего не успела. Я сразу кинулась к двери, он ключ-то
оставил в дверях, открыла и с криком выскочила».
А дальше она продолжала жить в лагере, получала раз в
месяц письма, и всегда было какое-то слово от владыки.
Однажды, уже за полгода до конца срока, где-то весной
получила она посылку. В посылке было что-то необходимое и
хлеб. Там же была записка, что в хлебе – Святые
Дары. Написано было иносказательно, не рукой владыки, но
им продиктовано, что «посылаю тебе хлеб, а в хлебе
Сам Хлеб».
«Я как прочла это, так стала плакать, так плакать,
ничего читать больше не могла. Думаю: мне так бы надо
исповедоваться! Ты знаешь, я одно просила у Господа:
«Дай мне перед смертью поисповедоваться, я через
такое прошла…» Она ведь раньше не знала всей
этой грязи. «Долго я не могла снова читать. А когда
смогла, то прочла, что дальше владыка пишет: что же ты
плачешь? Ты пойди в четверг – а четверг-то был
Великий, перед Пасхой – куда-нибудь в рощицу, там
водичка течет (прямо, как видел все!), встань и
поисповедуйся, все-все скажи мне, а я в этот час прочитаю
тебе разрешительную молитву. И я никогда в жизни не
причащалась так, как в тот день…»
Мне кажется, что кроме святости и духовной заботы владыки
Варлаама, это еще и свидетельство о реальности такого
духовного окормления в те страшные годы. Он кончил свое
письмо словами: «Мы с тобой уже не увидимся здесь.
Но, если даст Бог, увидимся потом, и тогда всегда будем
вместе. Только не будь гордись, а будь смирись, и
спасешься». Она мне потом часто напоминала эти его
слова.
Когда через полгода она освободилась, первый вопрос ее по
возвращении был: «Владыка жив?» –
«Да-да, слава Богу, жив, но его посадили. Он в
тюрьме, в Вологде. Но бывают свидания». Она кинулась
хлопотать о свидании, но выяснилось, что его расстреляли.
Я хочу зачитать несколько строк, написанных племянницей
владыки Варлаама Г.Л. Солоповой о жизни семьи Ряшенцевых:
«В отдалении от большого дома, примерно в
полукилометре от него, среди поля, был построен маленький
деревянный домик для монашествующих Варлаама и Германа.
Там они жили, когда приезжали на дачу. Этот домик
назывался “скит”. Мы, дети (а нас было семь
человек), сами понимали, что здесь особый мир, и не
бегали, не шумели около него. Отец Варлаам был
необыкновенно добр и кроток, глаза его так и сияли лаской.
Никогда нельзя было услышать от него повышенного,
сердитого тона. Всегда ровный, спокойный, самоуглубленный,
удивительный… Недаром в семье его называли
“кроткий ангел”, “тихий ангел”. Он
был какой-то неземной! К отцу Варлааму мы относились с
невольной почтительностью, удивлением и даже страхом. Мы
считали его святым, хотя никто не говорил нам
этого». Вот такой образ владыки Варлаама.
Воспоминания монахини Магдалины
(Некрасовой) подготовила Александра
Никифорова
01 / 10 / 2009
[1]
Архиепископ Варлаам (в миру Виктор Степанович Ряшенцев) родился в 1878
году в Тамбове в купеческой семье. Окончил тамбовскую классическую
гимназию (1896) и Казанскую духовную академию (1901). В том же году был
назначен преподавателем Уфимского духовного училища, принял постриг и
был рукоположен в иеромонаха. С 1906 года он, уже в сане архимандрита,
ректор Полтавской духовной семинарии. Здесь он написал и издал свои
основные апологетические труды, в том числе и «Ренан и его книга “Жизнь
Иисуса”». В 1913 году хиротонисан во епископа Гомельского. В 1923–1927
годах управлял Псковской, Гомельской и Пермской епархиями. С 1927 года
– архиепископ. С 1928 года находился в оппозиции к митрополиту Сергию
(Страгородскому), однако полностью общения с ним не прерывал.
Арестовывался неоднократно с 1919 по 1940 годы. Скончался в ссылке в
Вологде 20 февраля 1942 года. По некоторым сведениям, владыка Варлаам был расстрелян либо в Вологде, либо переведен в ярославскую тюрьму и расстрелян там.
|