В житии святого праведного Михаила Воина (из числа первых христиан
Болгарии), память которого празднуется сегодня, 5 декабря по новому
стилю, упоминается такой подвиг святого. «Михаил остановился в одном
месте для отдыха. Там находилось большое озеро, из которого выходил
чудовищный змей и поедал людей и скот... Тогда Михаил, помолившись
Господу Богу и осенив лицо свое крестным знамением, сел на коня и поехал
к озеру, взяв только одного старейшего слугу. Прибывши на место, он
стал расспрашивать девицу (которую местные жители хотели принести в
жертву змею)... Девица уговаривала сначала Михаила Воина удалиться,
чтобы не быть съеденным чудовищным змеем, но, по настоянию святого,
рассказала об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей
на съедению змию. Изумленный рассказом девицы, Михаил приказал своему
слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться
Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера
появился змий и, поднявши высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал
приближаться к берегу, раскрывши три свои пасти. Святой взял щит и меч и
отсек лукавому три головы, с которыми он показался. Змий же, свернувши
хвост, ударил святого в правую щеку и левую руку и причинил ему рану.
Михаил упал без сознания, но скоро очнулся и встал... Итак Богу угодно
было прославить Михаила Воина таким же чудом, какое совершено было
древле святым Георгием Победоносцем».
Православный христианин, читающий Жития святых, может заметить, что в
них довольно часто упоминаются громадные змеи, змии и драконы. Да,
собственно, и само житие св.Михаила Воина замечает это, сравнивая его
подвиг с таким же подвигом, совершенным ранее святым великомучеником
Георгием Победоносцем. Точно так же и Библия говорит, например, о том,
как пророк Даниил умертвил дракона, которому, как богу, поклонялись
вавилоняне (Дан.14,23-27). Св.Писание и Св.Предание, частью которого
являются Жития святых, - это неложный источник истины. Поэтому и тем
упоминаниям об этих чудовищах, которые там приводятся, нам следует
верить. Впрочем, и современная наука признает, что в древних мифах,
легендах и сказаниях есть зерно истины, а, между тем, история про то,
как благородный рыцарь побеждает дракона, встречается во многих легендах
европейских народов. Все это говорит о том, что такие чудовища
действительно существовали в древности.
Что же собой они представляли? Очевидно, речь идет о различных
динозаврах, которые, как видим, вопреки утверждениям палеонтологов, не
вымерли миллионы лет назад, а некоторое время сосуществовали вместе с
людьми. Так описание того змия, которого поразил св.Михаил Воин, в
точности соответствует описанию ихтиозавра. Эти твари жили в воде (в
данном случае, - в большом озере); имели голову на длинной змеевидной
шее, высоко возвышающейся над водой, а свой хвост использовали в
качестве движителя и руля, как и описывает писатель жития св.Михаила вид
сраженного им змия, который плыл по озеру «поднявши высоко голову и
ударяя хвостом по воде».
Итак, динозавры жили вместе с людьми, поэтому достаточно логичной
выглядит гипотеза некоторых ученых, что они вымерли вследствие
воздействия человека - люди их попросту истребили. Ведь эти чудища,
несмотря на свой устрашающий вид и громадные размеры, - достаточно
уязвимы. Например, известно, что нервный импульс проходит с
определенной, не очень большой скоростью по телу животного. Поэтому если
оно небольшое, то сразу же почувствует боль от удара или укола и
среагирует на нее; а вот динозавру именно в силу его громадных размеров
можно, образно выражаясь, отрубить хвост, прежде чем до него это дойдет.
Вот почему относительно небольшой, но обладающий разумом и способный
сие заметить, человек получает определенные преимущества в борьбе с
этими чудовищами. По-видимому, таким образом люди их в основном и
уничтожили, а до времен св.Михаила Воина (IX век по Р.Х.) дожили лишь
отдельные их особи, чем, возможно, объясняется трехголовость сего змея.
Дело в том, что вследствие малочисленности этих тварей высока
вероятность их инбридинга, т.е. скрещивания близкородственных форм в
пределах одной популяции животных, из-за чего могут последовать мутации,
в частности, в виде многоголовости. К примеру, нечто подобное, а
именно, двухголовую змею видели современные наблюдатели вблизи одного из
советских хранилищ химических отходов. Здесь мутация последовала из-за
воздействия химии, но она возможна и вследствие инбридинга.
Но меня, как священника, интересует другой вопрос. Св.Писание и
Св.Предание говорят о том, что достаточно часто такие змеи и драконы
(т.е. динозавры) служили предметом обожествления и почитания у древних
язычников, вплоть до того, что им приносились человеческие жертвы. А
поражали этих чудовищ, как правило, святые; обычные люди справиться с
ними не могли. Но и сами святые перед битвой с драконом молитвенно
просили помощи Божией, как это видно из жития св.Михаила Воина, а лишь
затем вступали в борьбу и побеждали. Исходя из этого, логично
предположить, что мощь этих чудовищ имела не только физический, но и
мистический характер. По всей видимости, в них вселялись бесы: те же
Жития святых говорят, что вселение бесов возможно не только в людей
(всем известное беснование) но и в животных. И действительно, если
диавол любит принимать поклонение от язычников под видом различных
идолов, приседя им и вселяясь в них, то тем более ему приятно принимать
такое поклонение безумных людей в его собственном виде змия или дракона,
как и говорит об этом св.ап.Иоанн Богослов, что он есть «великий
дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр.12,9). Вот
откуда происходят странные культы поклонения таким драконам
(динозаврам-людоедам), под видом которых язычники, как всегда,
поклоняются диаволу и его бесам. Причем, по-видимому, естественная мощь
таких бесноватых динозавров многократно усиливалась за счет силы
бесовской, которая, вселяясь в них, заодно прикрывала и их уязвимые
места, нивелируя, таким образом, преимущество человека над этими
животными. Вот почему обычные люди не могли победить таких, бесноватых
тварей, но, находясь во тьме язычества, начинали поклоняться им и бесам,
в них вселившимся, как богам. А побеждали таковых лишь святые и лишь
после молитвы к Богу, Который прогонял бесов и давал силы для этой
победы. Подобную победу, правда, не над животным, а над бесноватым и в
силу этого чудовищно сильным человеком (Лием), одержал святой мученик
Нестор (память 9 ноября по н.ст.). Одержал в силу молитвенно испрошенной
помощи Божией, испрошенной как своей молитвой, так и молитвой святого
великомученика Димитрия Солунского (память 8 ноября по н.ст.).
Если вернуться в наше время, то можно заметить отголоски того же
мистического страха язычников перед древним змием-драконом и в
современном атеистическом искусстве, особенно западном кино, довольно
часто обращающемся к теме динозавров и драконов, которые в этом кино
почти всегда выглядят непобедимо мощными и неуязвимо свирепыми. Что еще
можно представить себе в далеком и технически несовершенном IX веке по
Р.Х., но что является очевидным нонсенсом в веке XX или XXI. Обычно
сценарист и режиссер стимулируют такой нонсенс тем, что, как правило,
заставляют бороться с сими чудищами полуголых пловцов и пловчих; ну, в
лучшем случае, членов общества рыболовов и охотников с их допотопными
берданками, но не тех, кто, собственно, и должен по долгу службы во
всеоружии современной военной техники профессионально заниматься этим
делом. Есть даже такой фильм, как динозавры-драконы захватили почти всю
добрую старую Англию, а «бедные люди» живут в резервации... Вопрос, чем
при этом занималась британская армия с ее самолетами, ракетами, танками и
прочей артиллерией, так и остается за кадром (но зато на совести
сценариста и режиссера) сего киноопуса. Думаю, однако, что подобная
смысловая белиберда, имеет разумное объяснение в мистическом страхе
современного человека, погрязшего в атеизме, перед этими тварями,
олицетворяющими диавола и его бесов. Бога эти атеисты не боятся, а
боятся они вот кого! Воистину «рече безумен в сердце своем: несть Бог...
(посему) убояшеся страха, идеже не бе страх» (Пс.13,1.5)!
Источник: Русская народная линия.