Я
не знаю в истории Православной Церкви ни одного святителя, чей
жизненный путь был бы гладок и безоблачен. Без исключения все
епископы с апостольских времен и до наших дней проходят в своей
земной жизни через горнило искушений, предательство близких,
репрессии и давление со стороны власти. Не случайно в
иконографии они изображены с платками в руках. Этими платками
они утирали свои слезы… Многие из православных епископов были
казнены богоборцами, многие были оклеветаны, некоторые были
предательски убиты. Нам, живущим в Коми крае, не нужно ходить
далеко за примерами. Жизнь епископа Пермского Герасима была
оборвана в 1443 году рукой пригретого на груди предателя.
Предание гласит, что он был задушен новокрещеным слугой-вогулом
по наущению противников Православной веры.
Ныне история повторяется...
Когда после семидесяти с лишним лет
безбожия народ стал возвращаться к Церкви, была создана
Сыктывкарская и Воркутинская епархии, на вновь созданную кафедру
блаженной памяти Святейшим Патриархом Алексием II и Священным
Синодом был возведен епископ Питирим. Что же на тот момент
представляла собой вновь созданная епархия? Несколько храмов,
разбросанных на отдалении сотен и тысяч километров друг от
друга. Немного прихожан, пронесших огонек своей веры через эпоху
гонений. Полнейшее отсутствие какой бы то ни было материальной
базы... И огромное количество проблем. Епископ, возведенный на
эту кафедру, никак не мог считать себя баловнем судьбы. Ему не
досталось ни дворцовых палат, ни мягкой порфиры, а достался
тяжелейший труд. Тяжелейший как в организационном плане, так и
буквально, ибо епископ лично с мастерком в руках клал кирпичи в
основание храмов и монастырских стен, как он закладывал духовные
кирпичики в основание того духовного фундамента, на котором
должна стоять епархия. Фактически на тот момент нужно было вновь
нести свет Православия на Коми землю, так как некогда это сделал
святитель Стефан Великопермский, положивший на этом поприще свою
жизнь.
За пятнадцать лет существования епархии
Православие расцвело на нашей земле пышным цветущим молодым
деревом. Построена не одна сотня храмов, рукоположены сотни
священников. Тысячи людей приведены в лоно Православной Церкви.
Построен величественный Свято-Стефановский Кафедральный Собор –
гордость республиканской столицы. Через какие испытания пришлось
для этого пройти Владыке Питириму, сколько было положено
здоровья, физических и душевных сил, сколько пролито слез
известно одному Господу Богу. Никто не оказывал Владыке
поддержки кроме Господа и небольшого количества верных
сподвижников.
Но острее всего чувствовался недостаток
людей; вновь назначенному Владыке практически не на кого было
положиться. Вокруг него почти не было твердо стоящих в
Православной вере людей. Все вновь приходили к Богу и Церкви.
Ситуация совершенно идентичная той, с которой столкнулись первые
Пермские святители, несшие свой апостольский подвиг по обращению
к Православию диких племен, населяющих Пермские земли. А
выросший в трудных жизненных условиях епископ Питирим, как это
ни странно, сохранил детскую доверчивость и любовь к людям.
Много людей прошло за 15 лет рядом с Владыкой, некоторые
из них остались навсегда рядом, некоторые просто прошли мимо и
ушли дальше своим путем. Но были и такие, кто ушел не по
доброму. Ушел вследствие своей непомерной гордыни, амбиций и
неудовлетворенных страстей. Много было людей, которые оставили
глубокие раны на сердце епископа. И нет из них ни одного
человека, которого бы Владыка не простил. В этом было просто
прямое выполнение Евангельской заповеди – Владыка молился за
предающих его, и ни кому из них он не пожелал зла. Никогда.
Скольким же людям он помог и добрым мудрым словом, и совершенно
осязаемым делом, в виде материальной помощи, не счесть. Тем не
менее количество людей озлобленных на Владыку росло прямо
пропорционально количеству добрых дел, им совершенных. Сколько
раз епископа пытались оклеветать, сколько ставили в колеса
палок. И делали это не чужие - делали это свои. И вот по своему
доброму сердцу Владыка оставлял на приходах настоятелей, которые
ненавидели и хулили его. Только единицы были отправлены за штат
или лишены сана, но это делалось уже в ответ на совсем вопиющие
беззакония. Нужно заметить, что на некоторых честных людей такая
мера «дисциплинарного взыскания» оказала совершенно правильное
действие – в них заговорила совесть, и они вернулись к честному
служении Богу и Церкви под омофором Владыки Питирима. И ни на
кого из них Владыка не затаил обиды, а искренне радовался их
обращению, как и положено Пастырю и Отцу.
Неслыханные события, происходящие сейчас
в Печоре, способны наполнить холодным ужасом душу того, кто
мало-мальски знаком с положением дел в Сыктывкарской и
Воркутинской епархии. Человек, которого Владыка приблизил к себе
еще ребенком, сделал своим духовным чадом и правой рукой.
Человек, в которого Владыка вложил столько душевного тепла и сил,
предал его. Наверное, это было необходимо. Наверное, не до конца
еще Владыка испил чащу страданий, предназначенную ему Господом,
но с точки зрения меня, т.е. человека, не обладающего духовным
опытом и смотрящего на мир телесными очами, это ужасно, ибо это
даже не предательство – это нечто хуже. Причиной же этому
явилось только то, что Владыка пытался остановить и увещевать
человека, сбившегося с пути истинного и увязшего в блуде. И
делалось это по просьбе его жены и ближайших родственников. Надо
сказать, что результат был достигнут. Беззаконная связь была
прервана, и рекомый человек вернулся в лоно семьи, затаив
смертельную обиду на Владыку. Теперь же сбиваемый с пути врагами
Православия он клевещет на него, клевещет с привлечением на свою
сторону, пожалуй, самого скандально известного, так называемого
«православного блогера» Игоря Гаслова, давно уже дышащего
бесовской злобой ко всему епископату Русской Православной
Церкви. Забывающего во злобе своей не только про церковные
каноны, но и про элементарную человеческую порядочность,
приличия и честь. Не буду приводить примеры – сами увидите, если
почитаете ту грязь, которую он льет на Церковь со своей интернет
страницы. Апостольское правило гласит: «Досаждающий епископу, да
будет извержен». Каждому решать, как относиться к данной
ситуации, но для меня господин Гаслов и тот иуда, который
передал ему для публикации фальсифицированные материалы, отныне
будут «как мытыри и язычники», не могу считать их за своих
братьев во Христе. А Владыка прощает… Ибо это величайшее
проявление власти – простить! http://syktyvkar.eparchia.ru/webmaster.html |