О празднике 23 февраля и о создании Красной армии Лев Троцкий – создатель Красной армии Вопреки
позднейшим утверждениям большевиков, день 23 февраля 1918 г. (здесь и
далее – н. ст.) ничем героическим для них отмечен не был. Наоборот, в
этот день отряды красной гвардии трусливо бежали от немцев, которые
практически без боя подошли к Пскову и могли легко двинуться на
Петроград, что стало последним аргументом в принятии Лениным условий подписанного вскоре Брестского мира, то есть капитуляции России в Великой войне. Оправдывая необходимость этого позорного мира, Ленин писал в "Правде" 25 февраля: «Неделя
18–24 февраля 1918 года, неделя военного наступления Германии, явилась
горьким, обидным, тяжелым, но необходимым уроком... Мучительно-позорные
сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже
нарвскую линию о невыполнении приказа уничтожить все и вся при
отступлении; не говоря уже о бегстве, хаосе, безрукости, безпомощности,
разгильдяйстве... В Советской республике нет армии» (ПСС, Т. 35).
Впрочем, и особых "боев" красных отрядов с немцами тогда не было,
поскольку большевики были немецкими ставленниками: Германия помогла им
прийти к власти именно для того, чтобы прекратить войну на восточном
фронте. "Бои", то есть стычки при повальном бегстве красных, произошли
из-за того, что в эти дни в большевицком руководстве шли ожесточенные
споры: принимать или нет немецкие "грабительские условия" мира. И для
убеждения несогласных немцам понадобился военный аргумент. Ленин
был за мир: как-никак немцы его финансировали, провезли его группу из
Швейцарии в экстерриториальных вагонах через Германию в Петроград,
помогли (в том числе военными инструкторами) совершить переворот 25 октября и захватить власть – за всё это нужно было платить. Главный
же противник Ленина в вопросе мира – Троцкий – был более обязан своим
деньгодателям с Уолл-стрита, которые привезли его углублять революцию в
России на знаменитом пароходе, с американским паспортом (см. в изданной
нами книге Э. Саттона "Уолл-стрит и большевицкая революция").
После успешной антимонархической революции в России Антанта стремилась к
такой же революции в Германии и была заинтересована в продолжении
боевых действий против нее русскими войсками. Именно Троцкий возглавил
советскую делегацию на переговорах в Брест-Литовске, начавшихся в
декабре 1917 г., всячески затягивая их и объясняя это соратникам тем,
что в Германии вот-вот вспыхнет революция. Стремясь сорвать переговоры,
Троцкий демонстративно обратился к немецкому народу через голову его
правительства, открыто ведя среди германских войск антивоенную
пропаганду. Одновременно он заявил немецкой делегации, что считает
состояние войны прекращенным, и отбыл в Петроград. 18 февраля
немцы перешли в наступление, а Антанта требовала от Троцкого продолжать
войну против Германии вместе с союзными войсками и даже предложила
помощь для этого. Иначе капитуляция России означала бы резкое укрепление
Германии за счет русского снабжения – и это оттягивало победу
масонско-демократических держав. И потому Троцкий понукал красные отряды
к сопротивлению немцам (ведь именно Троцкому было поручено создавать
Красную армию и командовать ею, и масонскую пентаграмму символом Красной
армии выбрал именно он, целый год ранее изучавший масонство). И
вот, легко отбросив отряды красных "троцкистов" (тогда, конечно, этого
слова еще не было), 23 февраля немцы предъявили своим
ставленникам-большевикам новый ультиматум с еще более тяжелыми условиями
мира. Поэтому Ленин тоже вынужден был ставить ультиматум собственной
партии, угрожая в случае непринятия его позиции выйти из нее (а также и
из правительства) и начать борьбу против нее. Под таким давлением Ленина
24 февраля ЦК принял решение о немедленном заключении мира (7 – за, 4 –
против, 4 – воздержались). 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был заключен этот еще более грабительский (из-за стычек под Псковом) мир, знаменовавший собой безславный выход России из Міровой войны (о его условиях скажем в календаре на эту дату). Так
что объяснение "Дню Красной армии" 23 февраля следует искать отнюдь не в
военной области, а, вероятно, в иной. Что же такого приятного
жидобольшевикам случилось в этот день? 23 февраля (правда, по ст. ст.) в
1917 году, на еврейский праздник ненависти к антисемитам Пурим, в
Петрограде митингами, женскими демонстрациями и забастовками началась Февральская революция.
Поскольку большевики в ней не участвовали и даже не предвидели ее (она
была делом еврейского комитета под названием "Политбюро", меньшевицких
Советов, заговорщиков-масонов в Думе и подпольной организации Парвуса –
координация всех этих сил происходила в масонских ложах; см. в книге "Вождю Третьего Рима", гл. II-6),
то большевицким праздником ее объявить было трудно. Тем не менее и
отмечать этот день "народного восстания против ненавистного царизма"
очень уж хотелось. Видимо, именно поэтому и решили большевики не
упускать из своих "святцев" этот запавший в зрительной памяти день 23
февраля, придумав ему позже иное название. По новому стилю на этот день 8
марта (день Есфири в 1917 году) – был назначен международный женский день,
а его зрительное запечатление в дате старого стиля, перенесенной в
новый – возможно поэтому и стало "мужским днем" днем Красной армии?
(Такое предположение выдвинул диакон Кураев.) По официальному
объяснению советского времени, день 23 февраля 1918 г. "ознаменовался
массовым вступлением добровольцев в Красную армию" после декрета
Совнаркома о ее создании (БСЭ. Т. 8). Лишь с 1922 г. его стали отмечать
как праздничный "день рождения Красной армии" военными парадами. В 1923
г. в честь "Дня Красной Армии" и Флота впервые был издан соответствующий
приказ Реввоенсовета Республики. С тех пор ежегодно 23 февраля
отмечался как День Красной Армии. Еще позже Красной армии стали
приписывать даже "победу над немцами" в первом сражении в этот день под
Нарвой и Псковом. Разумеется, о "массовости добровольцев" можно
тут говорить лишь применительно к членам большевицкой партии, которые
вступили в красноармейские отряды. Народ же не воспринимал красных за
власть и не желал за них воевать. Ударным костяком Красной армии,
особенно в первый период, были мобильные карательные отряды
интернационалистов, безжалостные к чуждому им русскому населению. Они
насчитывали около 300.000 бойцов (венгров, австрийцев,
поляков, чехов, финнов, прибалтов, китайцев и др.). Исследователь этого
вопроса М. Бернштам пишет, что «это была денационализированная и
деклассированная человеческая прослойка, ... сорганизованная из
военнопленных и из люмпен-пролетариата разных стран, находившегося в
России на заработках», а также из «интернациональной социалистической
интеллигенции, оказавшейся в России или съехавшейся туда сразу после
революции». По советским данным, в 1918 г. интернационалисты составляли
19 % Красной армии, в 1920 г. после всеобщей мобилизации населения –
7,6 % ("Вестник РХД". Париж, 1979. № 128). Регулярная Красная
армия была создана Троцким лишь принудительной мобилизацией: на селе – с
показательными расстрелами "дезертиров" перед их односельчанами; в
городе – с широким применением системы заложничества. Главная причина,
заставившая даже около 20 % офицеров генштаба пойти "военспецами" на
службу к большевикам, было взятие в заложники их семей. Так под угрозой
расстрела близких удалось «заставить строить коммунизм тех, кто является его противником», – объяснил Ленин эффективный метод Троцкого (Троцкий Л. "Сталин").
К каждому военспецу был приставлен комиссар, без одобрения которого
приказы командира не выполнялись. Комиссар имел право арестовать
командира. За сдачу белым Казани были расстреляны и командир, и комиссар
5-й армии... Главнокомандующий И.И. Вацетис (он же командир
Латышской дивизии) писал Ленину: «Дисциплина в Красной армии основана на
жестких наказаниях, в особенности на расстрелах... Безпощадными
наказаниями и расстрелами мы навели террор на всех, на красноармейцев,
на командиров, на комиссаров... смертная казнь... на фронтах
практикуется настолько часто и по всевозможным поводам и случаям, что
наша дисциплина в Красной армии может быть названа, в полном смысле
этого слова, кровавой дисциплиной» ("Память". Париж, 1979. Вып. 2). Это,
конечно, давало огромный процент дезертиров: 1919 г. было задержано 1
млн. 761 тысяча дезертиров и 917 тысяч уклонившихся (Оликов С.
Дезертирство в Красной армии и борьба с ним. М., 1926) – это была
половина численности всей Красной армии! Но остальные были вынуждены
воевать. Белые же, как правило, не могли обезпечить выполнения своих
приказов о мобилизации и применять подобные кары не решались. Тем
более они не могли прибегать к методам, которые Ленин советовал Троцкому
для обороны Петрограда: «Если наступление начато, нельзя ли
мобилизовать еще тысяч 20 питерских рабочих плюс тысяч 10 буржуев,
поставить позади их пулеметы, расстрелять несколько сот и добиться
настоящего массового напора на Юденича?» (Латышев А.Г. Рассекреченный
Ленин. М., 1996). Красная армия воевала не только против белых
армий, но и против гражданского русского населения, подавляя повсеместно
тысячи восстаний внутри страны. Именно в этой связи Бернштам отмечает,
что упомянутый выше столь высокий процент иностранцев-карателей уникален
для гражданских войн. «Для войны, в которой основные операции – не
стратегические фронтовые, а подавление повстанчества и сопротивления
коренного населения, роль 8-19-процентного ударного костяка, именно на
подавлениях сосредоточенного, является ... ключевой в победе режима над
населением» ("Вестник РХД". Париж, 1979. № 128). С 1946 г. 23
февраля отмечалось в СССР со слегка измененным названием как "День
советской армии и военно-морского флота"; в посткоммунистической РФ в
названии праздника слово "советской" было лишь заменено на "российской"
и в 1995 г. этот день был законодательно утвержден Госдумой и Ельциным
праздником с ритуальным салютом. Сегодня это праздничный "День защитника
отечества". Не желая отказываться от этой даты, ныне даже некоторые "необелогвардейцы" призывают переосмыслить праздник, не отменяя его: указывают на то, что именно в ночь с 22 на 23 февраля начался знаменитый Ледяной поход
первого зачатка Добровольческой белой армии, и потому, мол, этот же
день "защитника Отечества" можно связать с нею. Нам кажется это
предложение неудачным, поскольку возник этот праздник именно в красной
традиции и нынешние власти связывают его по-прежнему с нею. Это вместе с зеркально-параллельным "праздником" 8 марта – фактически замаскированное празднование антимонархической революции. Подлинный день памяти русского воинства, установленный в 1769 г., отмечался в России 29 августа (ст. ст.). См. также 26 ноября (ст. ст.) – день Георгиевских кавалеров. М.В. Назаров
(по книге "Вождю Третьего Рима", гл. III) |