Эксперт Хамед Абдель-Самад предсказывает скорый крах исламского мира …
В Германии вышла книга Хамеда Абдель-Самада – «Закат исламского мира» с подзаголовком «Прогноз», сообщает «Немецкая волна».
Прогноз, как говорит само название книги, весьма неутешительный. По
мнению автора, отсталость мусульманских стран, косность тех, кто правит
многими из них, неизбежно ведет к тому, что исламский мир канет в
небытие, как это произошло совсем недавно с тем, который называли
«социалистическим лагерем». В последние годы много говорят о растущей
опасности исламского фундаментализма. Очень неожиданно звучит в этом
контексте тезис о скорой гибели исламского мира. Сегодня мало кто
решится предсказывать исторический крах ислама, тем более в не столь
отдаленной перспективе.
Политологу и исламоведу Хамеду
Абдель-Самаду 38 лет. Он родился и вырос в Египте, в семье имама. Его
воспитывали в жестких нормах шариата. Уже ребенком он практически знал
наизусть Коран. Позже учился в университетах Каира и Аугсбурга.
Последние годы живет и работает в Германии. Абдель-Самад разочаровался в
мировоззрении ислама. «Я действительно поменял вероисповедание, -
подчеркивает он. - Я сменил веру на знание». Абдель-Самад по-прежнему
считает себя мусульманином, а не атеистом, но говорит, что отошел от
веры в том смысле, в каком ее сегодня понимает большинство мусульман:
как абсолютно закрытую систему с претензией на непререкаемую истину.
Вышедшая в прошлом году автобиографическая книга Абдель-Самада «Мое
прощание с небом», в которой автор рассказывает о своей юности и о том,
как он отошел от ислама, была встречена с огромным интересом. И с
ненавистью. Абдель-Самада прокляли радикальные имамы, а исламские
фанатики угрожали ему расправой. Его дом постоянно охранял полицейский
наряд.
«Если
бы ислам был фирмой, он бы давно обанкротился, - подчеркивает
Абдель-Самад. - Исламу необходимо было бы провести упорядоченную
процедуру банкротства, своеобразную инвентаризацию, переоценку
ценностей, в результате которой придется, наконец-то, расстаться со
многими своими представлениями - о Боге, об обществе, о женщинах, о
врагах и об идеалах». Автор книги «Закат исламского мира» говорит
о том, что исламу придется именно расстаться с прежними
представлениями, а не пересмотреть их. По мнению Абдель-Самада,
модернизация ислама могла бы быть только радикальной. Авторитарны,
конечно, все религии, но ни одна из них столь глобально и исчерпывающе
не определяет жизнь верующих, как это делает ислам, поэтому полумерами
тут не обойтись, уверен Абдель-Самад.
Западные критики
Абдель-Самада утверждают, что именно ислам распространялся в последние
десятилетия особенно бурно, становясь все ортодоксальнее и радикальнее,
поэтому скорее нужно констатировать его наступление, чем закат. Что же
касается отсталости, то ведь и Христианство на заре своего существования
не было религией богатых и образованных. Победного шествия Христианства
это, однако, не остановило. Это справедливо и для других религий.
Некоторые
немецкие рецензенты заходят даже так далеко, что считают тезисы
Абдель-Самада прямо противоположными истине. По их мнению, в данном
случае отсталость ведет не к закату, а к расцвету, причем не ислама, а
исламского фундаментализма. Малообразованные массы скорее подвержены
фанатизму, чем скептически настроенные интеллектуалы. Подавляющее
большинство иракских, афганских и палестинских шахидов принадлежат к
низшим слоям общества. Кроме того, росту исламского фундаментализма
способствует тот факт, что в мусульманских странах у него нет серьезных
мировоззренческих конкурентов. http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/01/14/obrechen_li_islam/ |