Вчера,
12 декабря, в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, по благословению правящего
архиерея владыки Евлогия, была проведена Панихида по почившему 180 лет назад в
монастырских застенках монаху-прозорливцу Авелю, которого еще при жизни многие почитали
за пророка, а сегодня часто называют «русским Нострадамусом».
Семь
лет назад здесь, на народные деньги, в тюремном прогулочном дворике была
установлена гранитная плита с датами рождения и смерти прозорливца, с евангельской
надписью «Нет пророка в своем отечестве» и с главным его изречением: «Святая Русь процветет аки крин небесный».
К
сожалению, с датой смерти вышла ошибка - на камне был выбит 1841 год, а не 1831,
как следует из всплывших несколько позже архивных документов, хранящихся во
Владимиро-Суздальском музее заповеднике, полноправном хозяине, кстати, Спасо-Евфимиева
монастыря. То есть, коротко говоря, документы, конечно, существовали, и раньше,
но инициативная группа, состоящая, в основном, из православных мирян, о них
ничего не знала, а те, кто знал, штатные сотрудники музея, имеющие доступ к
архивам, в инициативную группу не входили. Поучилась, как говорится, накладка. То
ли по этой причине, то ли по какой-то другой - скорее, все же по первой, чисто
формальной - но плита через какое-то время с территории тюремного дворика была
демонтирована и перемещена (до лучших, надо думать, времен), в складские
помещения.
Сомнения
по поводу даты смерти монаха, однако, существовали уже тогда... В своей
заметке, вышедший, в день установления плиты под названием «Есть ли пророки в нашем
отечестве?», я специально оговорился:
«Дата
смерти монаха Авели до сих пор в точности не определена. Одни источники (большинство
интернетовских, к примеру), называют 1841 год (эта дата и высечена на памятной
плите). Другие склоняются к 1831
г. Разночтения в датировках, тем более, когда вопрос
касается определения годов рождения - смерти монахов - дело довольно частое.
Так, например, мы до сего времени не знаем в точности даты рождения и смерти
суздальского святителя епископа Феодора или смерти святой княжны Евфросинии
Суздальской. Даже дата рождения великого русского полководца, не проигравшего
ни одного сражения, Александра Васильевича Суворова, в одних случаях пишется - 1730 г., в других - 1729.
Даты рождения монаха Авеля также разняться. Одни исследователи указывают 1757 г. (так выбито на
плите), другие, как в дошедшем до нас «Житии» - 1755 г.».
В Дополнение к этой заметке я
опубликовал два документа, вывешенные для всеобщего обозрения в экспозиции
монастырской тюрьмы. Вот они:
1). Из
донесения архимандрита Парфения правящему архиерею Владимиро-Суздальской
епархии, 1830 г.:
«...В
церкви, состоящей при арестантском отделении, святителя и чудотворца Николая
иконостас и образа пришли в совершеннейшую ветхость, на исправление коих
содержащийся в сем монастыре монах Авель жертвует собственных 1500 р.»
2).Из
завещания монаха Авеля монастырю, 1830 г.:
«Преклонные
лета мои, а с тем вместе и недуги, свойственные человеку, готовящемуся
предстать пред суд Предвечнаго, обязуют (меня) своевременно сделать следующия
распоряжения... В следствие собственно мною благоприобретенной... капитал... в
5 тысяч рублей... почитать отныне впредь вечною собственностью и
принадлежностью Владимирской Епархии Суздальского Спасо-Евфимиевского
монастрыря».
Оба эти документа дают нам
основание полагать, что дата смерти монаха Авеля - 1831 г. - все же более
близка к реальной, нежели дата - 1841
г. Здесь всё говорит о том, что слова о «человеке,
готовящемся предстать пред судом Божиим» - не просто фигура речи, а монах
действительно предчувствовал свою близкую кончину. Мог ли относительно себя
самого ошибаться тот, кто безошибочно предсказывал даты великих исторических
событий и смерти русских монархов?»
Однако
на тот момент это было лишь косвенное умозаключение. Прошло время, когда одни дела
и заботы сменяются другими (всего, как говорится, не охватишь, а мы еще и «ленивы
и нелюбопытны»), и вот вчера, 12 ноября, в день Памяти монаха Авеля, всем приглашенным
на Панихиду в Преображенский собор Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, были
розданы ксерокопии того самого архивного документа, где от руки, в орфографии,
принятой в бывшей Российской империи, черным по белому писано:
«...Означенный
монах Авель Волею Божиею помер 1831 года ноября 29-ого дня и погребен в здешнем
Спасоевфимиевом монастыре за Никольскою церковью против алтаря».
Вопрос
с датой смерти, таким образом, отныне решен окончательно. Осталось только
перебить цифру «4» на «3», что, как уверяют резчики по камню, технически хоть и
не просто, но можно, и водрузить памятную плиту на прежнее место. А еще лучше - на место,
где непосредственно и покоятся мощи известного русского монаха-провидца Авеля, - сразу за «больничным»
Никольским храмом, рядом с алтарной стеной.
Помимо
торжественной Панихиды, прошедшей в одном из самых красивых соборов Суздаля - Спасо-Преображенском,
здесь, за алтарной абсидой Никольского храма была отслужена краткая Лития, с
пением тропарей «Со святыми упокой...» и «Вечная память»...
Вспомним
же (или напомним себе) основные вехи его жития.
По «Житию»,
(полное название которого: «Житие и страдания отца и монаха Авеля»), монах
Авель родился в 1755 году (дата эта также нуждается в уточнения; чаще
встречается - 1757 г.)
в Алексинском уезде Тульской губернии. По профессии он был коновал, но «о сем
(о коновальстве) мало внимаше». Все же внимание его было устремлено на
божественное и на судьбы Божии. Человек Авель «был простой, без всякого
научения, и видом угрюмый». Стал он странствовать по России, а потом поселился
в Валаамском монастыре, но прожил там только год и затем «взем от игумена
благословение и отыде в пустыню», где начал «труды к трудом и подвиги к
подвигом прилагати». «Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие.
Множество темных духов нападаше нань». Все это преодолел Авель, и за то «сказа
ему безвестная и тайная Господь» о том, что будет всему миру. Взяли тогда Авеля
два некии духа и сказали ему: «Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже
видел еси, и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только
избранным моим и только святым моим». С того времени и начал Авель
пророчествовать. Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив там недолго, стал
переходить из монастыря в монастырь, пока не поселился в Николо-Бабаевском
монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он написал свою первую книгу, «мудрую
и премудрую»...
Жил
монах Авель и во второй половине XVIII века и в первой XIX-ого. О нем во многих
исторических материалах сохранились свидетельства как о человеке, предсказавшем
крупные государственные события своего времени. Между прочим, за десять лет до
нашествия французов он предсказал занятие ими Москвы. За это предсказание и за
многие другие монах поплатился тюремным заключением. За всю свою долгую жизнь, -
а жил он более 80 лет, - Авель просидел за предсказания в тюрьмах, в общей
сложности, 21 год. Только во дни Александра I в Соловецкой тюрьме он отсидел
более 10 лет. Его знали: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. Они то
заключали его в тюрьму за его пророчества, то вновь освобождали, желая от него
же узнать свое будущее. За одно из таких очередных пророчеств Авеля, в
царствование Николая Павловича (как видно из указа Св. Синода от 27 августа
1826 года), приказали изловить и заточить «для смирения» в Суздальский
Спасо-Евфимиев монастырь. В этом монастыре, в первой трети XIX в. и окончил
свою жизнь прозорливец.
Пропоем же и мы ему
(трижды):
«Вечная память... Душа его
во благих водворится, и память его в род и род»...
Виктор Дауров, член Союза писателей
России, Суздаль, специально для «Русской
народной линии»