- Геронда, как случается, что люди верующие доходят до безбожия?
-
Возможны два варианта. В первом случае человек мог быть очень верующим,
Божественная сила многократно действовала в его жизни, и он переживал
много очевиднейших чудесных событий, но впоследствии дошел до того, что
помрачился в вере. Такое случается, если, к примеру, человек без
рассуждения ударяется в эгоистичное подвижничество, то есть относится к
духовной жизни сухо и говорит: "Как подвизался такой-то святой? И я буду
также". И он начинает свой безрассудный подвиг. Но потихоньку - он и не
чувствует этого - в нем начинает формироваться ложное ощущение того,
что если он и не достиг уровня такого-то святого, то, во всяком случае,
должен уже находиться где-то неподалеку от него. И он продолжает
усердствовать в подвиге. Но если до этого помысла Благодать помогала
ему, то отныне она начинает его покидать. Ибо что общего у Благодати
Божией с гордостью? Поэтому человек уже не может подвизаться, как
раньше, и начинает себя насиловать. Однако это насилование порождает в
нем тревогу. Находит и туман гордости, приводя его в помрачение. И,
несмотря на то, что он столько сделал, несмотря на действия Божественной
Благодати и чудесные события, у него потихонечку начинают появляться
помыслы неверия, и он сомневается в бытии Бога.
Второй вариант -
это когда кто-то неграмотный вздумает заняться догматикой. Э, да у него
не в порядке с головой! Я говорю не о том, чтобы кратко ознакомиться с
каким-то догматом. Но если даже и образованный хочет заняться чем-то из
области догматики с гордостью, то и его за гордость оставит Благодать
Божия, и у него начнутся сомнения. Конечно, я говорю не о тех, в ком
есть благоговение. Человек благоговейный может и не быть образованным,
однако с рассуждением, немного, насколько это доступно его пониманию,
ознакомившись с каким-то догматом, он может его уразуметь. Но если в
область догматики входит человек, не верующий в духовную жизнь, то он,
если даже и имел раньше немного веры, потом не будет иметь ее вовсе.
- Геронда, неверие чрезвычайно распространилось в нашу эпоху.
-
Да, но часто видно, что даже в тех, кто говорит, что не верует в Бога,
присутствует скрытая малая вера. Как-то раз один паренек сказал мне: "Я
не верю в то, что есть Бог". - "Подойди-ка поближе, - сказал я ему в
ответ. - Слышишь, как поет соловей? От кого получил он это дарование?".
Несчастный юноша сразу же пришел в умиление. Жестокость неверия исчезла,
и его лицо изменилось. В другой раз ко мне в каливу пришли два
посетителя. Им было примерно лет по сорок пять, и жизнь, которую они
вели, была очень мирской. Как мы, монахи, говорим, что "раз эта жизнь
суетна, то мы отказываемся от всего", так и эти двое, еще будучи
молодыми, решили прямо противоположное: что "иной жизни нет". А потому
они оставили учебу и ударились в жизнь мирскую. Они дошли до того, что
превратились в развалины и душевно, и телесно. Отец одного из них умер
от горя. Второй пустил на ветер имение матери и довел ее до сердечной
болезни. После того, как мы с ними поговорили, они взглянули на вещи
иначе и сокрушались: "Мы стали ни на что не годны". Одному из них я дал
икону для его матери. Я хотел дать икону и другому, но он ее не брал.
"Дай мне, - говорил он, - одну из тех дощечек, которые ты пилишь. В Бога
я не верю, но верю в святых". Тогда я ответил ему: "Будь человек
зеркалом или крышкой от консервной банки, если на него не упадут
солнечные лучи, то он не будет блестеть. Святые просияли от лучей
благодати Божией, подобно тому как светила отражают солнечный свет".
Несчастную
молодежь одурманивают различными теориями. Принимая посетителей у себя в
каливе, я заметил, что обычно пара марксистов лет пятидесяти
присоединяется к группам молодых людей и одурманивает их. Марксисты не
веруют, и если ты хочешь доказать им бытие Бога, то они начинают судить
Его и сыпать вопросами: "Почему это так, а это сяк?" Пророк Исаия
говорит, что те, кто не хочет спастись, не понимают [1]. Однажды я
сказал им: "Видите светила? Они же не прикручены к верху гайками, кто-то
удерживает их на небесной тверди. То, что предсказали о Христе пророки,
исполнилось. Мы имеем стольких святых, бывших прежде страшными
неверами, палачами, идолопоклонниками, но после уверовавших во Христа и
засвидетельствовавших свою веру мученичеством. Некоторым из них для
того, чтобы они не говорили о Христе, отрезали языки, но с отрезанным
языком они говорили еще лучше! Каждый день Церковь совершает память
стольких святых! Их присутствие живо. И даже, если не находим их мы, они
находят нас сами. Многие подвижники в пустыне, не имея месяцеслова и не
зная, память какого святого совершается Церковью, говорят в молитве:
"Святые дня, молите Бога о нас". И святые являются им и открывают им
свои имена, к тому же и имена у этих святых трудные. Потом подвижники
смотрят в месяцеслов и убеждаются, что в тот день праздновались
явившиеся им святые [2]. Как вы это объясните?" После этого они меня
спросили: "Почему же святые идут к монахам, а не помогают народу,
испытывающему нужду?" - "Парни, - спросил я их в ответ, - вы сюда что,
на самолете прилетели?" - "Нет, - говорят, - на машине приехали". -
"Хорошо, а вы по дороге сюда, пока ехали, сколько видели часовен? [3]
Они же не выросли сами собой, как грибы после дождя. Святые помогли
людям, и от благоговения они построили эти часовенки, возжигают в них
лампадки. Духовные люди восходят вверх настолько, насколько отбрасывают
материальное. Материалисты тоже не остаются без прибыли, хоть какой-то:
сделают, к примеру, столько-то кружек, получат столько-то денег, если
сделают больше, то получат больше. Вы же занимаетесь одной лишь
пропагандой и останавливаетесь на этом: никакого барыша вам ждать
неоткуда. Вы несчастнее всех, потому что если вы добьетесь того, чего
хотите, то весь ваш идеал заключится в муке марксистского рабства". В
конце они сказали мне: "Ты очень хороший человек, мудрый, справедливый…"
В
любом случае, хотят этого люди или нет, придет время, когда все они
уверуют, потому что зайдут в тупик. И тогда вмешается Христос.
__________________________________________________
1) Ср.: Ис. 6, 9-10.
2) 3 июня
1979 года Старец Паисий молился по четкам, говоря: "Святые дня, молите
Бога о нас". Он не помнил, память какого святого совершалась в тот день,
и не мог найти очки, чтобы посмотреть в месяцеслове (всего несколькими
днями ранее Старец переехал в келью "Панагуда" и еще не разобрал свои
вещи). Тогда его посетил святой мученик Лукиллиан, память которого
празднуется 3 июня, и трижды повторил ему свое трудное имя.
3)
Среди благочестивых христиан Греции распространена традиция устройства
вдоль дорог крохотных часовенок, обычно в благодарность Богу, Пресвятой
Богородице или святым, или же в память близких, погибших в автомобильных
катастрофах. - Прим. пер. Источник: сайт "Третий Рим".
|