Как
рассказал протоиерей Николай Балашов, отец Дорофей учился в Московских
духовных школах и был рукоположен в священный сан в Майкопской епархии
Русской Православной Церкви. Потом он, по его просьбе, был уволен из
штата Майкопской епархии, но остается ее заштатным клириком, как и
иеромонах Андрей (Ампар), прошедший такой же путь.
Несколько
лет назад отец Дорофей отправился учиться в Грецию. Он сообщал, что
работает над диссертацией, тема которой - место захоронения святого
Иоанна Златоуста в Команах. В прошлом году иеромонах Дорофей обратился в
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата с просьбой
предоставить ему справку о том, что он является клириком Русской
Православной Церкви. Он объяснил, что такая справка необходима ему для
того, чтобы продолжить обучение в университете Салоник и довести до
конца свой научный труд, и его просьба была удовлетворена.
На
вопрос корреспондента абхазского издания - дала ли Московская
Патриархия согласие на возведение о. Дорофея в сан архимандрита и
является ли он теперь кандидатом в епископы, о. Николай ответил, что это
утверждения не соответствуют действительности.
По
его словам, Русская Православная Церковь не давала согласия на переход
иеромонаха Дорофея в клир Элладской Православной Церкви, а только клирик
Элладской Церкви может быть возведен в более высокий сан иерархом этой
Церкви и тем более рассматриваться в качестве возможного кандидата на
епископское служение. Согласно действующим церковным правилам,
разрешение на такой переход дается только Священным Синодом Московского
Патриархата в ответ на соответствующий запрос (которого в данном случае
не было), и отпускная грамота на основании синодального решения
подписывается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. О том, что
отец Дорофей теперь именуется архимандритом, Московская Патриархия
узнала лишь из сообщений в абхазской печати, где была опубликована и
грамота, подписанная иерархом Греческой Церкви митрополитом Гуменисским
Димитрием. В связи с этим из МП были направлены официальные запросы в
Гуменисскую митрополию и в Священный Синод Элладской Православной
Церкви.
«Из полученных разъяснений следует, что
отец Дорофей просил дать ему возможность для улучшения его
материального положения временно, на период обучения, служить на
каком-либо из приходов данной митрополии, в пределах которой он проживал
на территории одного из монастырей. А по правилам греческих Церквей,
иеромонах служит в монастыре. Если же он находится вне монастыря, то
должен иметь сан архимандрита, который в греческой традиции вовсе не
имеет такого высокого значения, как, например, в Русской Церкви. В
Греции монашествующие после окончания учебного заведения и рукоположения
в священный сан сразу именуются архимандритами, если они не будут
проходить дальнейшее послушание в стенах монастыря», - рассказал
протоиерей Николай Балашов.
«Поэтому решение
митрополита Гуменисского имело значение и силу исключительно в пределах
его епархии, - пояснил священник. - Несомненно, митрополит Димитрий
никак не предполагал, что его добросердечный поступок, направленный лишь
на оказание материальной поддержки студенту-иностранцу, получит со
стороны последнего такую неожиданную интерпретацию и такой
политизированный резонанс в абхазском обществе. И уж конечно, не следует
думать, будто архимандрит, даже и в Русской Церкви, где это
действительно высокое звание, "без пяти минут епископ". Такой образ
мысли указывает на внутреннее устроение, весьма далекое от монашеского
духа, в основе которого лежат смирение и послушание».
В
этой связи зампред ОВЦС МП напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла,
сказанные им летом прошлого года на Соловках: «Самое отвратительное в
Церкви - это монашеский карьеризм», - подчеркнул тогда Предстоятель РПЦ,
пожелавший послать «очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых
голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не
состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты».
Отец
Николай Балашов, продолжая разговор о ситуации в Абхазии, сказал, что
по благословению Святейшего Патриарха иеромонахи Андрей и Дорофей
несколько дней назад были срочно вызваны в Москву на беседу с
митрополитом Волоколамским Иларионом для обсуждения сложившейся
ситуации, связанной с острым противостоянием в среде абхазского
духовенства и абхазского народа в результате объявлений о созыве в
Новоафонском монастыре некоего «церковно-народного собрания», которое не
предусмотрено канонами Церкви и на которое никто из иерархов Церкви
благословения не давал.
Однако иеромонахи
отказались приехать. На своем последнем, мартовском заседании Священный
Синод Русской Православной Церкви принял решение о необходимости
упорядочения статуса заштатного духовенства. Утверждено «Положение о
практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат».
Всем архиереям предписано до 1 июля представить в Патриархию сведения о
заштатных клириках их епархий, священнослужение которых будет теперь
регулироваться особыми правилами.
«Полагаю, что
в рамках этих решений может быть рассмотрено и положение двух заштатных
клириков Майкопской епархии в свете их нынешней деятельности. Всякое
долготерпение Священноначалия по отношению к клирикам когда-то может
иметь конец, даже если оно обусловлено пониманием трудностей положения
Православия в Абхазии и немногочисленности священнослужителей из числа
дорогого нам абхазского народа», - подчеркнул протоиерей Николай
Балашов.
Корреспондент абхазского издания
попросил о. Николая прокомментировать слова отца Андрея (Ампара): «Нас
не смущает, что может произойти раскол и может появиться вторая Церковь,
это нормально. В любом православном государстве существует не одна
Церковь, а множество. И если Абхазии будет суждено пойти по этому пути,
ничего страшного в этом нет».
«Трудно даже
поверить, что такое мог сказать православный иеромонах, - ответил о.
Николай. - Это - поистине страшные слова, свидетельствующие о помрачении
церковного сознания. Раскол - это величайшая беда для Церкви. Грех
раскола не смывается даже мученической кровью, как говорил святой Иоанн
Златоуст. Этот великий подвижник был, как известно, оклеветан, но, хотя
собор принял против него неправедное решение, он не пошел против воли
иерархов, не стал основателем раскола, но скончался в ссылке в Команах. И
вот ныне мы слышим подобные высказывания на земле, которая освящена его
мученическим подвигом! Очень хочу надеяться, что отец Андрей и все, кто
разделяет такой образ мыслей, одумаются. Раскол может принести
неисчислимые бедствия Православию в Абхазии и согласию в абхазском
обществе. Конечно, он только отдалит и последующее каноническое решение
вопроса о статусе Церкви в Абхазии. Упаси Бог пойти по такому
погибельному пути и способствовать созданию церковного раскола!
Напротив, надо приложить все усилия для сохранения единства среди
духовенства и всех верующих, для укрепления любви, мира и взаимного
терпения, для общего труда ради возрождения церковной жизни».
«Дай
Бог, чтобы здравомыслие восторжествовало, чтобы политикой занимались
политики, а священнослужители – заботились о спасении человеческих душ, о
христианском просвещении сердец, учили любви к Родине и добрососедству с
окружающими народами, учили верности супругов и крепости семей,
почитанию родителей и знанию своей истории, самоотверженному служению
ближним и добросовестному труду. Такой нам из России видится "страна
души". Таковы, насколько нам известно, традиционные ценности абхазского
народа», - заключил протоиерей Николай Балашов.
Источник: Русская народная линия.