5 июля в пресс-центре РИА «Новости» состоялась
пресс-конференция на тему «Введение института
военных священников: будет ли исключена дискриминация
среди личного состава?» Заявленная тема включает в
себя и другие важные вопросы, например такие: каково
служение священника в армии? нуждаются ли военнослужащие в
беседе с представителями духовенства? На эти и другие
вопросы журналистам отвечали председатель Синодального
отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и
правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий
Смирнов, председатель Конгресса еврейских религиозных
организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган и
начальник Управления по работе с верующими военнослужащими
ВС РФ Главного управления по работе с личным составом
Борис Лукичев.
|
|
По
решению президента страны в 2009 году Министерству
обороны было поручено создать Управление по работе с
верующими военнослужащими. В Министерстве обороны
ввели 240 должностей военных священников и 9
гражданских должностей. Если в вооруженном
формировании среди личного состава есть 10 процентов
верующих одного вероисповедания, то туда можно
назначить военного священника. Начать решили с
зарубежных баз, поскольку духовная помощь там
наиболее востребована. Сейчас на Черноморском флоте
служит протоиерей Александр Бондаренко, в Абхазии
– иерей Александр Терпугов, на базе в Южной
Осетии – иерей Андрей Зизо, на 201-й базе в
Таджикистане – иерей Роман Чебоненко.
– Сейчас, – отметил Борис Лукичев, – со
стороны Русской Православной Церкви и других традиционных
религиозных объединений мы имеем полное понимание. Отец
Димитрий Смирнов проводит тщательную работу по подбору
кадров; можно сказать, что на 50 процентов она уже
выполнена. Но на назначение каждого священника должно быть
согласие министра обороны.
Мы взаимодействуем также и с представителями
мусульманства. Есть решение назначить в Южный военный
округ для работы с верующими военнослужащими-мусульманами
муллу. Нынешнее требование Министерства обороны –
назначать священников, прежде всего, в удаленные
гарнизоны.
– Институт военного духовенства возрожден в нашей
стране около 20 лет назад. Примерно тысяча человек
трудились и будут трудиться после того, как военные
священники будут включены в штат вооруженных формирований,
– рассказал протоиерей Димитрий Смирнов.
Он также заметил, что в СМИ часто задавались вопросы: как
введение института военных священников согласуется с
Конституцией? возможно ли взаимодействие
священнослужителей и армии, согласуется ли оно с заповедью
«не убий?» На последний вопрос отец Димитрий
ответил так:
– У нас не Министерство убийства, а Министерство
обороны. Нет ничего катастрофического в том, что освящают
корабли, подводные лодки. Каждый танк – временное
жилище для военнослужащего, не говорю уж о подводной
лодке, в которой он живет до полугода. Цель нашей армии
– оборонять нашу державу, защищать жен, детей, храмы
и монастыри. Что касается введения штатной структуры, то
нас волнует такой факт: за два года назначено только шесть
священников. Многие представители военного духовенства
трудятся на внештатной основе.
– Я думаю, если Церковь идет в армию, то будет
справедливо, если армия придет в Церковь. Надо готовить
священников, которые будут знатоками культуры народов,
традиционно принадлежавших к другим религиям России.
Военные священники знают цену жизни и смерти, поэтому из
них получаются лучшие миротворцы и участники
межрелигиозного диалога. Обязательно нужны краткие и
простые солдатские молитвенники. Я считаю, что знакомство
с основами родной религии убережет солдата от суеверий,
жестокости, безнравственности. Религия подкрепляет
достоинство человека, равенство всех людей перед Богом. А
отсутствие религии лишает жизнь святости. Когда Россия
приобретает веру, она начинает лучше понимать свою миссию
– хранить и преумножать данное Богом.
Чего опасаются призывники? Насилия. К сожалению, некоторые
религиозные активисты бойкотируют подготовку мальчиков к
службе в российской армии. Нужно менять этот подход,
– предложил раввин Зиновий Коган.
Было отмечено также, что важно учитывать разницу между
военными священниками и военными капелланами. Последние
появились в российской армии до революции, когда призывали
людей, католиков по вероисповеданию, из Прибалтики и
Польши. Для них назначали военных капелланов, имевших
воинское звание. И сегодня, к примеру, в армии США, Италии
и Польши военные капелланы имеют воинское звание и
административно подчинятся командиру. Военные же
священники – люди Церкви, прикомандированные к
армии. Их богослужебная деятельность будет полностью
подчинена священноначалию, но свое участие в
воспитательной работе личного состава они будут соотносить
с задачами, которые ставит перед собой подразделение. Это
зависит от договора, заключенного с командиром, ведь
священника назначают в качестве помощника командира по
работе с верующими военнослужащими. Командир должен
обеспечить священника жильем, рабочим местом, средствами
связи и транспортом по необходимости.
Военные священники также пройдут специальную подготовку.
Будет набрана учебная группа из 20–25 человек, их
научат основам военного дела, военно-технической политики.
Однако священники не будут комбатантами, хотя их введут в
курс армейской жизни. Как показывает практика, многие
священники, ныне окормляющие солдат, сами бывшие военные.
Протоиерей Димитрий Смирнов рассказал и о критериях отбора
военных священников:
– Есть критерий, заданный отцом Сергием
Серебрянским: в военное духовенство должны отбираться
лучшие из лучших, но это, пожалуй, относится к вещам
желательным. Сейчас у нас около 30 тысяч представителей
духовенства, включая служащих за границей, тогда как в
Российской империи их было в десять раз больше. Мы
учитываем опыт военной службы, для нас большую ценность
представляют священники, бывшие офицерами. Нам нужны
священники, которые, во-первых, любили бы армию,
во-вторых, желали бы ей послужить. Если это у человека
есть – всему остальному можно научить.
– Мы хотели бы, чтобы солдаты поняли, в чем
заключается христианское отношение к жизни, к своему
сотоварищу. Нужно, чтобы не было ни одного случая попытки
суицида, побега, самострела. Если нам удастся в течение
года донести до ума и сердца солдата это – мы будем
считать, что служение данного священника выполнено на 100
процентов, – так определил отец Димитрий цель
военного служения.
|