Святейший Патриарх Кирилл: «Без плода духа нет жизни и нет жизни вечной»
Предстоятель Русской Православной Церкви произнес первосвятительское слово в Великий понедельник в Высоко-Петровском монастыре …
18 апреля, в Великий понедельник, Святейший Патриарх Московский
и всея руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в
Свято-Сергиевском соборе Высоко-Петровского монастыря, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом:
Радуюсь,
что поприще Страстной седмицы начинается с этого монастыря, одного из
самых древних в нашей столице. Высоко-Петровский монастырь связан с
именем святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, которого мы
неслучайно называем святителем Московским, потому что именно он избрал
Москву местом, где должен был быть воздвигнут кафедральный собор всея
Руси, и куда должна была переместиться кафедра Первосвятителей земли
Русской. Поэтому святитель Петр — основоположник Москвы как
Первопрестольного града, и память о нем сохраняется с таким
благоговением, что и ныне каждый Патриарх, восходящий на
Первопрестольную кафедру, принимает в руки свои подлинный жезл святителя
Петра как символ преемства со Святой Русью, с Киевскими холмами, где
совершилась тайна воцерковления народа нашего, и с первыми усилиями
святителя Петра по созиданию Москвы как Первопрестольного града
святителей земли Русской.
Каждый день Страстной седмицы
отмечен особыми воспоминаниями, указал Патриарх Кирилл: «После
торжественного входа в Иерусалим Господь каждый вечер, проведя день в
Святом граде, отправлялся с учениками Своими на гору Елеонскую. В эти
дни Он обращал к ним особо сильные, исполненные глубочайшего смысла
слова, открывая тайны Царствия Божиего, приоткрывая завесу будущего
всего человеческого рода.
С понедельником связано особое
событие. По пути в Иерусалим Господь и Его ученики увидели смоковницу —
инжирное дерево, покрытое богатыми листьями. Проголодавшиеся путники
подошли к этому дереву, и Господь стал искать плод, но ни одного не
нашел. И тогда Он проклял смоковницу.
Известно, как
критики Евангелия — люди, которые по разным причинам не могли и не могут
принять слово, переданное роду человеческому Господом Иисусом Христом, —
критиковали этот отрывок. Замечательно отвечает на эту критику
святитель Иннокентий Херсонский. По его словам, дело, конечно, не в том,
что Господь, обиделся на смоковницу: «хотелось вкусить плода, а его нет
— так будь ты проклята». Совсем не то хотел сказать Спаситель, но
осудил смоковницу, чтобы дать нам пример того, что бесплодие наказуемо.
И
совершенно неслучайно в этот же день Он рассказывает притчу о злых
виноградарях — тех самых, которые не хотели отдавать плодов виноградника
своему господину и побивали посланных к ним и, наконец, сына его убили.
В прямом смысле эта история относилась к народу иудейскому, который в
своей религиозной жизни перестал к тому времени плодоносить, почему и
Спаситель пришел — чтобы и этот народ, и все народы земли оказались
способными приносить плод. И притча о виноградарях помогает нам понять
смысл осуждения смоковницы. Господь осуждает бесплодие, когда человек не
приносит плода, когда вся жизнь проходит, — а плода нет.
У
каждого может быть свой плод. Один плод видим только близким, родным.
Есть и такие плоды, которыми наслаждаются многие, — величайшие
изобретения, творческие прозрения, замечательные произведения искусства.
Бывают удивительные таланты, которыми некоторых одаривает Бог, чтобы
они руководили другими людьми, — тогда плодом является общее действие
многих, направленное на улучшение жизни. Но Господь, осуждая и
смоковницу, и виноградарей, имел в виду в первую очередь иные плоды, а
именно плоды духа. Плод, который вызревает в глубине человеческой души,
должен принести каждый из нас; и если мы явимся на Страшный суд, не имея
этих плодов, то будем осуждены и прокляты так же, как бесплодная
смоковница.
Может быть, страшные слова, обращенные
Господом к тому древу и ставшие назиданием для многих, помогут и нам в
начале Страстной седмицы понять, что без плода духа нет жизни и нет
жизни вечной. Мы знаем, что это за плод. И апостол Павел учит нас об
этом; и проповедь церковная внушает нам изо дня в день, что есть плод
духа.
Страстная седмица и дается нам для того, чтобы,
пройдя поприще Святой Четыредесятницы и, может быть, что-то не успев
сделать за эти сорок дней Великого поста, мы в эти святые дни,
проникаясь смыслом всего того, что Бог во Христе совершил ради нашего
спасения, подвигли себя к тому, чтобы принести плод Господу, плод нашей
жизни, которым и оправдаемся на Страшном суде Божием. Аминь. Источник: Русская народная линия
|