...если мы сами забываем пространства своей
истории, эти площади будут застроены людьми, которые бы хотели, чтобы у
нас вообще не было никакой истории. Как и изобретатель новой хронологии Николай Александрович Морозов,
какой-то своей дорогой, то ли на Луну, то ли в иные пределы уходил в
Шлиссельбурге и другой «вечник», Герман Александрович Лопатин.
Этот выпускник Петербургского университета
блестяще защитил диссертацию на звание кандидата естественных наук и
уехал за границу, где начал переводить «Капитал» Карла Маркса.
Одновременно с этим, будучи членом Генерального совета Интернационала,
Герман Лопатин вёл борьбу с идеологическим противником Карла Маркса,
бывшим шлиссельбургским узником Михаилом Бакуниным.
В 1884 году Лопатин вернулся в Россию, чтобы убить
досаждавшего революционерам жандармского подполковника Георгия
Порфирьевича Судейкина и воссоздать разгромлённую «Народную волю».
Как и следовало переводчику «Капитала», Герман
Александрович, несмотря на некую склонность к мистицизму, отличался
основательностью. Совершив успешный теракт, он принялся составлять - с
полными фамилиями и адресами - список членов новой «Народной воли»,
который потом при аресте изъяли у него. Никто в Шлиссельбурге,
разумеется, не упрекал Германа Александровича, что он, по сути, сдал
полиции всю восстановленную «Народную волю», но Лопатин всё равно
держался строго и обособленно. В голодовках и отказах от прогулок, как и
в других ребяческих протестах шлиссельбуржцев, за которые, впрочем, те
платили порою своими жизнями, не участвовал.
И то ли близость с Карлу Марксу, то ли
естественно-научное образование, то ли склонность к оккультизму, но с
годами заключения в Германе Александровиче выработалась холодная,
пугающая даже и атеистов-народовольцев своей безпощадностью ненависть к
православию.
Когда престарелая княгиня Мария Александровна
Дондукова-Корсакова, печалившаяся, что арестанты в Шлиссельбурге
совершенно лишены духовного призрения, упросила коменданта повесить в
камерах иконы, Герман Николаевич потребовал у караульного жандарма,
чтобы образ немедленно убрали. Жандарм, наверное, запамятовал об этом
заявлении, а может, просто не понял существа требования, но Богородица
так и осталась на стене камеры, и Лопатин, не теряя слов попусту, сам
снял икону, расколол её на щепки и выбросил в унитаз.
Произошло это событие в июле 1904 года.
В те самые дни, когда в Казани произошла трагедия, потрясшая всю Россию.
1.
Ещё в царствование Иоанна Васильевича Грозного
после страшного пожара, уничтожившего 23 июня 1579 года весь посад,
дочери казанского стрельца Матроне явилась во сне Богородица. Она
указала место на пепелище, где 8 июля 1579 года и откопали облечённую в
ветхое вишнёвое сукно - это был рукав однорядки - икону...
Тотчас послали известить Казанского архиепископа
Иеремию, но он посчитал ненужным смотреть, что отыскала несмышленая
девочка, и к месту находки явился священник из ближайшей к пожарищу
Николо-Гостинодворской церкви. Первым этот священник и поднял икону,
чтобы поставить на приготовленный помост.
Звали его Ермолай...
Пятьдесят лет исполнилось ему тогда, но словно и
не было их - в непроницаемых сумерках времени скрылась прежняя жизнь.
Едва только взял Ермолай в руки чудотворный образ, спала пелена, и сразу
во всей духовной мощи явился перед Русью великий святитель патриарх
Гермоген.
И случайно ли, что этот чудотворный образ и
сопровождал поднявшееся по призыву патриарха Гермогена ополчение Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского на его пути до Москвы?
Чудо, которое совершила икона с иереем Ермолаем,
превратив его в грозного святителя, оказалось только прообразом чуда,
совершённого 22 октября 1612 года, когда перед Пречистым Ликом Казанской
иконы Божией Матери разъединённые политическими симпатиями и
антипатиями, враждующие друг с другом русские люди вдруг очнулись и,
ощутив себя единым народом, сбросили с себя вместе с обморочностью смуты
и ярмо чужеземных захватчиков...
К сожалению, в XIX веке наши прославленные
историки вскользь упоминали об этих событиях, спеша скорее миновать
запутанные переулки и загороженные площади нашей истории...
Но если мы сами забываем пространства своей
истории, эти площади будут застроены людьми, которые бы хотели, чтобы у
нас вообще не было никакой истории.
События конца XIX - начала XX века доказали, что
застройка эта ведётся в нашей стране не только в переносном, но зачастую
и в самом прямом смысле.
В 1896 году Константин Маковский создал
наполненную высоким патриотическим пафосом картину «Минин на площади
Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Интересно, что
примерно в это же время как раз напротив церкви, с паперти которой, по
преданию, обращался к нижегородцам Кузьма Минин, купец Н.А.Бугров
построил ночлежный дом, послуживший А.М.Горькому прототипом ночлежки в
пьесе «На дне».
С одной стороны, конечно, благотворительность, а с другой - откровенное глумление...
Бугров и Горький как бы свели и поставили друг
против друга воодушевлённую идеей спасения Родины, объединённую
жертвенным порывом Россию Минина и Пожарского и Россию деклассированных,
спившихся босяков, все помыслы которых сведены к поиску выпивки.
И они смотрели друг на друга, эти две России, и не узнавали себя.
Н.А.Бугров принадлежал к тому типу волжских купцов, о которых трудно
сказать, чего - самобытности или самодурства - больше в них, но мы не
будем утверждать, что он осознанно выбирал место для своего ночлежного
дома, из которого - его слова! - «как из омута, никуда нет путей».
Это и не важно...
За Бугрова выбирали место ночлежки те тёмные силы, которые, по свидетельству современников, порою всецело завладевали его душой.
Ну а Максим Горький, создававший свою пьесу об
обитателях багровского дома, думается, о символизме соседства этого дома
с Россией Минина и Пожарского знал совершенно определённо. На дно в его
пьесе, художественные достоинства которой весьма относительны,
погружаются не только обитатели ночлежки, но и вся Русь, ещё сохранившая
способность противостоять предательству и измене, Русь, ещё обладающая
силой спасти саму себя.
Пьесу «На дне» Алексей Максимович Горький написал в
1902 году, а 29 июня (12 июля по новому стилю) 1904 года в час ночи из
летнего храма при Богородицком женском монастыре украли саму чудотворную
икону...
Кражу совершили профессиональный церковный вор
Варфоломей Андреевич Стоян, называвшийся Чайкиным, и его подельник,
карманник Ананий Комов.
В ту же ночь на окраине Казани, в доме Шевлягина
по Кирпично-Заводской улице, где Стоян-Чайкин арендовал целый этаж, эти
словно сошедшие с горьковских страниц монстры разрубили топором
Первообраз чудотворной иконы Казанской Божией Матери, чтобы побыстрее
отделить от неё драгоценные камни и золото. Обломки и щепки от
чудотворной иконы тёща Чайкина, 49-летняя Елена Ивановна Шиллинг,
«отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни», сожгла в железной
печке.
2.
Надо отдать должное полиции. Расследование
преступления было проведено грамотно и оперативно. Смотритель
Александровского ремесленного училища Владимир Вольман, прочитав в
газетах, что при краже был сломан замок наружной двери собора, сообщил в
полицию о золотых дел мастере Николае Максимове, заказавшем у него в
училище мощные разжимные щипцы, совершенно ненужные в ювелирной работе.
Максимов после очной ставки с Вольманом сознался, что заказал щипцы по поручению своего давнего покупателя Фёдора Чайкина.
Полиция, несмотря на поздний вечер, немедленно
отправилась в дом Шевлягина по Кирпично-Заводской улице, однако
обнаружила там только Елену Ивановну Шиллинг и дочь Прасковьи Кучеровой
девятилетнюю Евгению. Сам Чайкин за несколько часов до появления полиции
вместе со своей гражданской женой Прасковьей Кучеровой уехал на
извозчике на пристань.
18 июля Чайкин и Кучерова были задержаны в каюте
прибывшего в Нижний Новгород парохода «Ниагара». У задержанных оказались
фальшивые паспорта на имя супругов Сорокиных.
К тому времени полиция уже произвела тщательные
обыски на квартирах Максимова и в доме Шевлягина. На квартире Максимова
были найдены жемчужины, в которых монахиня Варвара, состоящая многие
годы при чудотворной Казанской иконе, опознала украшения с похищенной
святыни.
Успешным был обыск и на Кирпично-Заводской улице.
Полицейским удалось найти тайники, наполненные драгоценностями. Согласно
протоколу, в ходе обыска удалось обнаружить: «куски пережжённой
проволоки, 205 зёрен жемчуга, перламутровое зерно, камешек розового
цвета, обломок серебра с двумя розочками, 26 обломков серебряных
украшений с камнями, кусочек золота, 72 золотых обрезка от ризы,
завёрнутые в рукав платья, 63 серебряных обрезка ризы и венца, пластинка
с надписью «Спас Нерукотворенный» (Негодяями была украдена из храма при
Богородицком женском монастыре ещё и богато украшенная икона Христа
Спасителя. Её постигла та же участь, что и икону Казанской Божией
Матери...), серебряный убрус, смятый в комок, и другие подобные предметы».
Важные показания дала девятилетняя Евгения
Кучерова. Она показала, что накануне кражи Чайкин вместе с Ананием
Комовым уходил поздно вечером из дома. Каждый имел при себе шпалеру
(револьвер). Утром девочка проснулась на рассвете и увидела, как отчим
рубит секачом икону Спасителя, а Комов топором - икону Казанской Божией
Матери.Разрубленные куски иконы были сложены в железную печь, после чего
бабушка (Елена Шиллинг) зажгла огонь... От дыма она вытирала рукавом
глаза, и это не понравилось Чайкину.
- Мамаша у нас сегодня плаксивая... - сказал он Комову.
Читаешь эти показания, и вспоминается сон, приснившийся в 1579 году дочери казанского стрельца Матроне.
Прекрасным в этом сне был Лик Богородицы, но дышал пламенем.
- От иконы исходило пламя, и прямо на меня, будто готовое сжечь... И голос
я слышала... - Матрона наморщила лоб и повторила, стараясь не пропустить и
не перепутать ни одного слова: - «Если ты... не поведаешь... глаголов Моих...
то Я... явлюсь в другом месте...»
Сверстница Матроны, Евгения Кучерова, через 325
лет воочию увидела это ужасное пламя. Оцепенев, смотрела она, как режет
отчим сияющие драгоценными камнями ризы. Потом подняла с полу
откатившийся камешек с Казанской иконы Божией Матери и сжала его в
кулачке. Показания Евгении Кучеровой помогли задержать последнего
подозреваемого - «юркого, подвижного человека с плутовато-хищным
выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху», -
Анания Комова. Он был арестован в день праздника Казанской иконы Божией
Матери.
3.
Тем летом произошло долгожданное для России событие. 30 июля 1904 года родился наследник престола царевич Алексей.
«Когда я буду царём, - скажет он своему наставнику, - в России не будет бедных и несчастных».
Но мы знаем, что ненавистники России помешали
стать царём этому долгожданному царевичу, родившемуся - увы! - после
того, как святотатцами уничтожена была великая святыня России...
После уничтожения Казанской иконы Божией Матери
начинаются и самые тяжёлые поражения русско-японской войны, и Кровавое
воскресенье, и вся смута 1905 года...
Странно и как-то обречённо переплетаются между собою даты тех событий...
Слушание дела в казанском окружном суде происходило в дни, когда японцы пошли на четвёртый штурм Порт-Артура.
Столь схожий с героями Горького Варфоломей Стоян
(Чайкин) рассказывал на суде, как сжигали они национальную святыню
России. Он говорил это и «суетливо, с гримасами всматривался в публику»
своими «наглыми до дерзости глазами».
Строчили в блокнотах газетные репортёры.
Присяжные заседатели, позёвывая, слушали рассказ
убивца чудотворной иконы. Согласно их вердикту, Варфоломей Стоян за своё
преступление получил 12 лет каторги, Ананий Комов - 10 лет каторжных
работ. Приговор ювелиру Николаю Максимову - два года и восемь месяцев
арестантских рот и по пять месяцев тюремного заключения - Прасковье
Кучеровой и Елене Шиллинг был ещё мягче. Сторожа Фёдора Захарова,
кстати, ввиду недоказанности его преступления, а также заслуг перед
Отечеством (он был награждён медалями за Крымскую войну 1853-1856 годов и
«За усмирение польского мятежа» 1864 года), присяжные заседатели
оправдали.
В день оглашения вердикта суда присяжных японцам
удалось овладеть господствующей над Порт-Артуром высотой, и они начали
вести прицельный огонь по русским военным кораблям, стоящим на рейде...
Разумеется, сатанинское деяние Варфоломея Стояна
(Чайкина) и его тёщи, «старой сводни» Елены Ивановны Шиллинг, отличается
от замешенной на откровенном глумлении благотворительности купца
Багрова, от русофобских сочинений Горького, от холодной ненависти к
православию Германа Александровича Лопатина, от поздравительных
телеграмм, которые посылали японскому микадо революционные петербургские
студенты, но отличается только своими масштабами.
По сути, это однотипные явления.
Одна задача тут - как можно сильнее оплевать и
унизить русского человека, одна цель - лишить его всякой надежды на
национально-ориентированное устройство своей собственной страны...
4.
Мы уже говорили, что признание Петра I, сделанное
им после штурма Орешка: «чрез всякое мнение человеческое сие учинено и
только единому Богу в честь и чуду приписать», - это речь русского царя.
И когда прозвучали эти слова, буквально через
несколько дней караульный солдат увидел замерцавший из-под кирпичной
кладки свет Казанской иконы Божией Матери, замурованной здесь, когда в
годы смуты шведам удалось захватить Орешек.
Воочию было явлено и царю, и солдату, как смыкаются эпохи...
В 1611 году, перед тем как пойти на штурм,
молились ратники Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского перед Казанской
иконой Божией Матери. Задержавшись на девяносто лет, 1611 год пришёл и в
древнюю русскую крепость Орешек. И здесь, завершая освобождение Руси от
иноплеменных захватчиков, явилась Пречистая Богородица Казанским Ликом
Своим!
Мы знаем, что священник Ермолай, первым
разглядевший икону Казанской Божией Матери, превратился в святителя
Гермогена, но нам неведомо, кем стал солдат, первым увидевший
Шлиссельбургский образ Казанской иконы Божией Матери. Может, он погиб в
безконечных петровских войнах, а может быть, закончил жизнь в крепостной
неволе.
Другая эпоха, другое время пришло...
Пётр I - сохранились только глухие упоминания о
его распоряжении поместить обретённую икону в крепостной часовне, - по
сути, никак не отреагировал на находку, не захотел вдуматься в то
великое значение, которое скрыто было в произошедшем чуде.
Почему он не пожелал придать государственного статуса чудесному обретению иконы Казанской Божией Матери в Шлиссельбурге?
Может быть, ему не хотелось начинать историю новой
столицы с напоминания о смуте, в которой его прадед, возведённый в
митрополиты Лжедмитрием I, а в патриархи - Лжедмитрием II, играл не
самую героическую роль? Или ему важно было показать, что приневские
земли он не освобождает, а завоёвывает для России впервые?
Разница незначительная, если оценивать результаты
военной кампании, но чрезвычайно существенная, если задуматься о
духовном смысле войны, которая велась тогда на берегах Невы.
Говорят, что Пётр I прорубил окно в Европу...
На самом деле окно в Европу здесь было всегда, и
требовалось только отодрать старые шведские доски, которыми это окно
пытались заколотить.
Но Пётр всё делал сам, и даже когда он действовал в
русле, определённом всем ходом русской истории, он действовал будто
никакой истории не было до него и вся она - это беда всех наших
реформаторов! - только при нём и начиналась...
Как бы то ни было, но Пётр не придал государственного статуса чудесному обретению иконы Казанской Божией Матери в Шлиссельбурге.
Шлиссельбургский образ, почти целое столетие
прождавший за кирпичной кладкой человека, который освободит здешнюю
землю от неприятеля и вернёт икону России, так и остался за стенами
крепости.
Николай Михайлович КОНЯЕВ
(Окончание в следующем номере)
http://www.russdom.ru/node/4364 |