В
РПЦ призвают к общественной дискуссии на тему толкования российского
законодательства о противодействии экстремистской деятельности.
"Толкование закона (о противодействии экстремизму. – Прим. ред.) в связи
с различием между унижением личности и пропагандой превосходства
личности, с одной стороны, и утверждением об истинности или ложности
взглядов – с другой, необходимо обсудить, уяснить и сделать", – заявил
во вторник глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и
общества протоиерей Всеволод Чаплин. Представитель Церкви выступил на
проходящей в Москве конференции "Религиозный фактор в
социально-политической жизни современной России", сообщает портал
"Интерфакс-Религия".
По его мнению, это необходимо для того, чтобы "помочь нашим
государственным органам более четко определять, что из себя представляет
религиозный или политический экстремизм". Священник убежден, что
существующий подход в российском и международном праве не предполагает
"автоматического объявления экстремистскими любых высказываний, которые
настаивают на истинности или ложности той или иной системы взглядов".
Он указал на то, что большинство православных верующих настроены
на конструктивный диалог и сотрудничество с религиозными меньшинствами,
в первую очередь с традиционными. "Я не думаю, что целью диалога разных
религий и конфессий должно быть нивелирование религиозных различий,
создание некой "религии будущего", которая будет закручена вокруг
ценностей утилитарного порядка", – сказал Всеволод Чаплин.
По его словам, религиозные общины России вполне способны, о чем
говорит ее история, на диалог, который предполагает не размывание
собственной идентичности, а "уважение к мнению собеседника или оппонента
и одновременную готовность взаимодействия с ним в тех или иных делах,
полезных для всех религиозных общин и общества в целом".
Выступавший также коснулся термина "толерантность", который, как
напомнил он, в одном из документов ЮНЕСКО предполагает приятие
"практически любых человеческих особенностей и способов самовыражения
личности".
"Я думаю, что данный вопрос также является темой для серьезного и
прямого диалога между представителями религиозного сознания и
секулярного мира, поскольку верующий человек, как правило, считает, что
среди проявлений человеческой индивидуальности есть хорошие и плохие
вещи, есть вещи, связанные с истиной и ложью, нравственностью и
безнравственностью", – заявил Чаплин.
Священнослужитель подчеркнул, что для верующего человека
естественно иметь представления о том, "что такое хорошо и что такое
плохо, даже если эти представления не совпадают с теми или иными
правовыми нормами, являются более глубокими, чем эти правовые нормы, или
не совпадают с теми или иными установками доминирующей политической
культуры".
Русская линия