За отступление от Бога Россия наказывалась Западом. Могло показаться, что 11 сентября 2001 года в одночасье рухнула недавно утвердившаяся однополярная модель мира во главе с Америкой. Что ''третьей силой'', вдруг заявившей о себе после развала СССР была поколеблена вера в мамону, в золотого тельца. Но новая реальность – мир, со страху вроде бы вынужденный стать более справедливым, ожидающий, что ООН и международный трибунал наведут долгожданный порядок, а экологи спасут нас от вымирания – это более серьёзное испытание для России! Сегодня нам нужно опасаться новых ''друзёй'' России, которые попытаются задушить её в объятиях, - Китая в союзе с исламскими странами и Объединённой Европы, архитектором которой выступает папа Римский. Именно в этом тревожном контексте обращены к нам слова удивительного человека, священника и писателя Дмитрия Дудко: '' Особенно мне хочется обратиться к людям искусства, писателям и художникам. Вам дано слово, которым можно оправдаться и осудиться. Нас давно сбивают на то, что писатель с Богом – это повреждение таланта. А как раз на этом и зреет талант. Возьмите хотя бы литературу последнего времени, лауреатов Нобелевской и других премий. Для кого она? Для удовлетворения честолюбия, а для души ничто есть''. Писатель – творец, свой талант он получает от Бога и, если заменяет Его место в сердце собственным гипертрофированным ''я'', получается та пустая, виртуальная литература, которую мы имеем в последние годы. Сочинения, воспевающие пороки и тлен, не отображающие реальность, а полные болезненных фантазий авторов; они не лечат, а калечат, не направляют на путь истинный, а ввергают в заблуждения и ничего, кроме отвращения у нормальных людей не вызывают. Я согласен с мнением главного редактора издательства ''Симпозиум'': '' Люди устали от формалистских изысков – когда всё, что идёт под вывеской ''постмодернизм'', на самом деле просто одно плохое произведение в другом''. Подобную макулатуру издают огромными тиражами, а достойные книги – мизерными, не выходящими за пределы Садового кольца, тиражами. Сегодня очень актуальны размышления Ф. М. Достоевского о литературе ( Дневники писателя 1860 год): '' Критика пошлеет и мельчает. В иных изданиях совершенно обходят иных писателей, боясь проговориться о них. Спорят для верха в споре, а не для истины. Грошовый скептицизм, вредный своим влиянием на большинство, с успехом прикрывает бездарность и употребляется в дело для привлечения подписчиков. Строгое слово искреннего глубокого убеждения слышится всё реже и реже. Наконец, спекулятивный дух, распространяющийся в литературе, обращает иные периодические издания в дело преимущественно коммерческое, литература же и польза её отодвигаются на задний план, а иногда о ней и не мыслится''. Кто же виноват в сложившейся ситуации? Только ли ''вражьи силы''? Нет! В этом есть и наша вина: мы сами порой зажигаем и поддерживаем ''светильники'', свет которых – тьма. Боимся вступиться за правду – а как все? Вдруг не так поймут? Пора избавляться от иллюзий и дутых авторитетов, оставив их в прошлом – и пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Пора осознать это и в дальнейшем не повторять уже сделанных ошибок. У нас нет на это ни времени, ни права. Сейчас нам и в культуре и в политике нужны трезвые, мужественные люди с верой в Россию и русский народ; реалисты, а не мечтатели и мистификаторы, суесловы и пустобрёхи, клеветники, которые ''страх Божий потеряли, а совесть чёрт выкрал''. Категорически не согласен с мыслью, когда-то высказанной М. Цветаевой, о том, что писатель – существо имморалистическое. Возражу ей словами Л. Леонова из статьи '' Талант и труд'': ''… Не меньше таланта писателю положено иметь ум, совесть и душу''. И дополню цитатой И. Солоневича: '' Мы были самым бедным народом Европы, или, точнее, самыми бедными людьми Европы. И в то же время мы были самыми сильными людьми мира и самым сильным народом истории. Мы были бедны потому, что нас раз в сто лет жгли дотла, и мы были сильны потому, и только потому, что моральные соображения у нас всегда перевешивали всякие иные''. О либеральных писателях, пропагандистах чужебесия, говорить не стану. Коснусь только представителей патриотической оппозиции: интернационалистов и националистов. Особенно хочется остановиться на литераторах из левой оппозиции, которые, прикрываясь смесью социалистической и псевдоправославной риторики, паразитируя на доверчивости народа и ностальгии по утраченным иллюзиям, проводят политику тех, с кем они вроде бы усиленно борются. Лицемерные рассадники шизофрении и пораженчества, вечно протестующие мечтатели и защитники химер, ищущие вчерашний день, который уже прошёл, они не знают русского народа, не понимают его стремлений. Прося помощи в борьбе против ''ненавистного режима'' у кого ни попадя, начиная с ''китайских братьев'' и ваххабитов и заканчивая недобитыми березовскими, эти ''свои'' – радетели народного счастья становятся хуже чужих. Подобные ''друзья народа'' становятся всё больше похожими на русских эмигрантов, поддержавших Гитлера в войне против СССР. ''Может ли быть достойным нашей трагической истории мировоззрение, сформированное одним лишь марксизмом? Нет, в таких условиях не может оно быть не ущербным, каким и я был до поры до времени. Меня, как и многих из моего поколения спасло от полного краха лишь нравственно-эстетическое начало народной жизни, сформированное предыдущими поколениями'', – говорил в 1997 году очень искренний русский писатель Василий Белов, отвечая на вопросы ''Исторической газеты''. Нельзя с ним не согласиться… Справа к левым патриотам примыкают певцы ''русского фашизма'', проповедники манихейской ереси на русский лад. Огненная свастика настолько закрутила им мозги, что они порочат крестную жертву; отказывают Христу распятому, а ждут некоего своего Солнечного героя – ''Христа с копьём''. С ними в итоге смыкаются и православные радикалы – наследники тех русомасонов, что свергали царя в феврале 1917 года. Это представители явления, которое я называю ''русской порчей''. Очень чётко их охарактеризовал Виктор Острецов в своей книге ''Масонство, культура и русская история'': '' На самом деле ''правое масонство'', с его ''арийством'', ''породой'', романтической героикой и прочей ''демонической фантазией'', является лишь предельным выражением ''левого'' франкмасонства, ''демократического'' и ''либерального'', пронизанного иудейской догматикой. Более того, это ''правое'' масонство, проявление которого мы видим и сегодня, есть та дорога, которая ведёт вместе с прочим масонством от мифической республики и мифической ''демократии'' к той монархии, где монархом станет Антихрист''. Чтобы закончить с этой братией, приведу поговорку: ''Господи, избави меня от таких друзей, а с врагами я как-нибудь сам разберусь''. Между этих полюсов-крайностей держатся приспособленцы – мещане и ремесленники от литературы, избегающие острых тем, убаюкивающие народ припевом: ''А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо…''. Возомнившее себя миротворцем жалостливое ''болото'' пытается отменить суд нелицеприятный. Пытающиеся примирить непримиримое - этакие новые маниловы, они всё время ноют: ''Ну, ребята, ну не ссорьтесь, мы же все русские!''. Позволю себе привести ответ приснопамятного владыки Иоанна на вопрос А. Проханова о событиях 1993 года: '' Вот вы сказали, что русские начали стрелять в русских, православные в православных. Если бы эти люди чувствовали себя действительно русскими и православными, подобное безумие было бы невозможным! Случившаяся трагедия как раз и есть результат помрачения нашего национально-религиозного сознания. Такова общая причина всякого братоубийства, начиная ещё с ветхозаветного Каина''. И далее: ''Стоит, пожалуй, ещё раз сказать, что главные причины всех русских бед нам надо искать в самих себе. Что никакие злоумышленники не смогли бы раскачать русскую государственность, если бы мы сами не ослабили её, подточив основы державной мощи России''. Пришла пора, избавившись от эвфемизмов и не боясь кого-то обидеть, всё называть своими именами. Лучше меньше, да лучше… Мы всё ждём – вот появится лидер, вождь, какой-то духовный авторитет, который всё знает, готовый взять на себя ответственность за всё, и поведёт нас в нужном направлении. Не обольщайтесь, этого не будет! Тем более не надо творить кумира на пустом месте. Времена наступили тяжкие, но не всё потеряно. Если вера наша с горчичное зерно, горы будут двигаться по нашему желанию, и сбываться ожидания наши, а не лжепророчества партийных идеологов, скрестившихся с астрологами, шаманами и дервишами. Пришло время сказать ''нет'', с одной стороны – правым фанатикам, живущим по букве вместо духа, а с другой – всеядным левым ''патриотам'', готовым пожертвовать всеми нами, но вступить во второй раз в одну и ту же реку.( Меня могут спросить: а не ''центрист'' ли я? Отвечу словами И. Солоневича: '' Ни правее, ни левее. Это просто глубже''.) Кого Господь хочет наказать, того лишает разума. В нашей ситуации гордыня лишает многих и зрения. И тогда самообольщённые ''твари'' сбиваются с борьбы с власть предержащими на бунт против ''неправильного Неба''. Один из православных святых написал: ''Уныние – самый тяжкий грех, ибо оно порождает отчаяние''. А что ещё может возникнуть в душе человека, читающего книги и статьи подобных представителей ''духовной оппозиции'' и проповедников близкого ''конца света''? Издревле на Руси говорилось: ''Если даже завтра – конец света, сегодня – иди и сей!''. А нынешние ''властители дум'', пораженцы и паникёры, призывают сложить руки и сдаться на милость врагам. Навеваемое их творениями разочарование во всём, сознание бессмысленности бытия подталкивают человека либо пуститься во всё тяжкое, чтобы хоть ''перед смертью надышаться'', либо - деградировать в наркотиках и пьянстве. Эти авторы – искусители, о которых в Библии сказано: не может мир без соблазнов, но горе тому, через кого соблазны в мир приходят. У ''русских патриотов'' стало общим местом – винить во всех бедах неких заговорщиков. Собственную дурь, или тот факт, что немало русских занимаются подрывной деятельностью против России по рецептам тех же тайных обществ, замечать не хотят. Страшно признаться в том, что сегодня главный враг не ''жид'', а интернационал жидовствующих, который побеждает благодаря нашей апостасии и, зачастую, приближает своё торжество нашими руками. ''Боже, прости им, ибо не ведают что творят'' - так можно сказать только о малой части ''ревнителей'' России и веры, о другой – знают, но грешат сознательно, из корысти, чтобы не упустить своё. Какие же выводы можно сделать из сказанного? Истина в толпе не живёт. Несколько человек, объединившихся в истине – сила! Искренний, мыслящий в чистоте сердца простой человек может быть разумнее самого высокообразованного. Заумные рассуждения какого-нибудь известного учёного или писателя порой не стоят одной единственной фразы старенького священника, которого превозносящиеся ''русские патриоты'' считают ''старым чудаком и простаком''. Напомню: ''выше ума – мудрость, выше мудрости – премудрость, а надо всем – святая простота… ''Быть русским – есть дар служения'' – написал в середине 90-х митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Добавлю: быть русским писателем – вдвойне! Это огромная ответственность и огромный труд – ''беспощадный с максимальной отдачей себя'' (Л. Леонов).
Многие теперь твердят, что '' в начале было Слово'', но не каждый знает, что ''слово – глагол творящий'' и ''всяким словом оправдаетесь, и всяким словом осудитесь''. За каждый помысел, душевный порыв, за то, как распорядился отпущенным тебе временем и силами, придётся держать ответ.
И последнее из того, что хотелось сказать. Нам выпало жить в стремительно меняющемся мире, ощутить на себе влияние процесса сжатия исторического времени – пережить этап, подобного которому, по мнению академика С. П. Капицы, не было за всю историю человечества. За короткий срок пережить смену целых эпох, крушение империи и идеологических мифов; стать свидетелями разрушения, казалось бы, несокрушимых твердынь и периодически ощущать, как ''почва уходит из-под ног''.
Вынести это не всем под силу. Тем более невозможно - пережить всё это, находясь на острие событий, в пике напряжений, и не утомиться, не растратить своих душевных сил …
Мир находится в точке бифуркации, то же – и литература. Молодые силы должны продолжить дело старых бойцов, у которых уже и глаз, и сноровка не те, чтобы укрепить ослабленный литературный фронт. В новых условиях нужны не просто новые литературные имена, а новые писатели, мыслители мирознатцы: ''новые мехи для вина нового''. Незадолго до своей кончины старец Николай с острова Залит дал исчерпывающий ответ на вопрос, волнующий многих патриотов в: когда воскреснет Святая Русь? Он сказал: '' А она и не умирала!''. Веры только в нас маловато, а сомнений в собственных силах много. Не зарывайте свой талант в землю, помните: кому многое дано, с того много и спросится! В заключение приведу слова Василия Белова из его книги ''Записки на ходу'': ''Не может такого быть, что у нас нет будущего. Выберемся!''.
Октябрь 2002г. Александр Огородников.