Беседа христианина с мусульманином об истине Пресвятой Троицы
Беседа христианина с мусульманином
об истине Пресвятой Троицы
Ирина Петрова Увы,
мы часто не умеем разъяснить ни себе, ни другим самых важных мест
православного учения. Между тем необходимость в этом в наши дни очень
велика. Многие тянутся к вере. И настораживаются, когда на самые
насущные вопросы получают путаные ответы.
С этой проблемой
Русская Церковь столкнулась всерьез в XIX веке, пытаясь обращать ко
Христу мусульман, язычников, буддистов. Учебники по богословию и для
коренных-то русаков были сложны. Как же пересказать их подчас
неграмотным людям, принадлежащим к чужой культуре? И вот оказалось, что
попытки найти простые доходчивые слова нас самих обогащают.
Одну
из таких попыток предпринял в свое время и митрополит Антоний
(Храповицкий), авторитетнейший архиерей в дореволюционной России,
учитель, наставник целой плеяды наших архипастырей.
Его рассказ,
который мы сегодня публикуем, посвящен учению о Пресвятой Троице,
полемике двух христиан со старым татарским муллой. От этого диалога мы
можем получить двойную пользу. Во-первых, принять к сведению приведенные
в ней аргументы. Во-вторых, поучиться, как следует добродушно говорить с
человеком, который не разделяет наших убеждений.
Ибрагим,
старый татарский мулла, был хороший знакомый псаломщику Ивану
Федотовичу, который умел прекрасно говорить по-татарски; они часто
рассуждали о вере и спорили, какая вера лучше – татарская или русская.
Однажды после долгого спора Ибрагим сказал:
– Ты умный человек, и если бы ты согласился прочитать наш Коран, то, наверно, сделался бы добрым магометанином.
–
А я тебе хотел сказать, что ты очень добрый человек, – отвечал
псаломщик, – и если бы ты узнал нашу веру, если бы прочитал Новый Завет,
то полюбил бы христианство и принял крещение.
– Знаешь что,
– воскликнул мулла, – дай мне твой Новый Завет, а я тебе дам Коран.
Назначим 40 дней сроку, чтобы нам узнать новую книгу чужой веры, а до
того времени не будем говорить о вере ни слова и даже видеться друг с
другом небудем.
Как сказали, так и сделали. Иван Федорович
начал читать Коран, а Ибрагим Гасанов – Новый Завет. Хотелось им при
встрече друг с другом поговорить, но, помня свои зароки, они расходились
молча, и только на сороковой день Ибрагим рано утром пришел к
псаломщику с книгой. Щеки его горели, и глаза блестели: он хотел
говорить о Евангелии и о Посланиях апостольских, но удержал себя и
спросил псаломщика:
– Понравился ли тебе Коран?
–
Многое понравилось, – отвечал псаломщик, – но это я знал и раньше из
христианских книг, которые написаны до Магомета и из которых Магомет
научился. Не правда ли, ты все это читал в Новом Завете?
– Читал, но ведь Магомет учил еще многому, кроме того, что ты сказал.
–
А все, что Магомет говорил сверх Нового Завета, мне не понравилось, –
отвечал псаломщик, – но, если я начну говорить об этом, ты рассердишься,
а лучше ты обрадуй меня, расскажи, что тебе понравилось в христианской
вере.
– Мне почти все понравилось, – отвечал мулла, – я
жалею, что раньше не читал ваши книги. Ты знаешь, я прямой человек и не
люблю лукавить, как другие, а потому хоть и тяжело мне признаться, но
скажу тебе как доброму человеку по секрету от моих жен и приятелей, что
когда я читал слова Иисуса о прощении врагов и любви к Богу, то я плакал
от радости и целовал книгу; а когда прочитал о подвигах апостола Павла в
Деяниях, то дал себе слово больше никогда не проклинать его, как делал
раньше. Но всe-таки я не могу быть христианином. Вот ты сказал, что
Магомет ничего доброго не прибавил к христианской вере, а я скажу: хотя
многое доброе он убавил, но и прибавил одно доброе, лучше сказать,
исправил вашу веру в одном правиле. Он сказал, что Бог один, а вы учите,
что богов три: Отец, и Сын, и Святой Дух.
Федотович замахал руками и воскликнул:
–
Как тебе не стыдно клеветать на нас! Пусть, – прибавил он спокойнее, –
пусть такие глупости говорят ваши невежды-торговцы или те хитрецы,
которые, рассуждая о вере, не истины ищут, а стараются обмануть простых
людей. А ты ведь не напрасно называешь себя прямым человеком; ну, скажи,
где же ты прочитал в Новом Завете о трех богах? Ведь Иисус Христос
прямо говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого
истинного Бога».
– Так, так, – отвечал Ибрагим. – И много
других есть изречений в Новом Завете о единстве Божием, а по другим
изречениям выходит, что и Иисус есть Бог, Святой Дух – Бог; значит, три
Бога?
– Поговорим об этих изречениях подробнее, – сказал
Федотович. – Я, по крайней мере, вижу, что ты всe-таки читал мою Книгу, а
поэтому я успокоился. Итак, ты согласен с тем, что в Евангелии Иисус
Христос признается Богом?
– Знаю, зачем ты меня об этом
спрашиваешь: прежде, со слов наших старых мулл, я говорил, что в
Евангелии Иисус не признает Себя Богом и что это выдумали позднейшие
христиане, начиная с апостола Павла. Теперь, прочитав Евангелие, я знаю,
что в нем изложена та же самая вера, которую проповедовал Павел и
которую вы содержите, потому что если Иисус и не сказал ни разу прямо:
«Я Бог», то всe-таки давал всем понять, что Он Бог, потому что говорит:
«Я и Отец одно», «прежде нежели был Авраам, Я есмь».
– Ах,
как мне радостно слышать слова евангельские их твоих уст! – воскликнул
снова псаломщик Федотович с радостью. – Как рад я, что ты больше не
будешь обвинять апостола Павла и христиан в искажении Евангелия.
–
Напрасно радуешься, – ответил мулла, – пока я думал, что учение о
Троице выдумали христиане, я не считал Евангелие учением многобожников, а
теперь, хотя полюбил твое Евангелие больше прежнего и, прибавлю по
секрету, больше нашего Корана, но вижу, что наравне с самыми святыми
истинами о жизни оно содержит учение о трех богах.
Псаломщик опять заволновался:
– Да ведь сам же ты привел слова Нового Завета о единстве Божием.
–
Да тем хуже, что Завет ваш сам себе противоречит: сколько ни говори,
что Бог един, но если у Бога есть еще Сын, то будет два бога, а если
есть еще Дух Святой, Который не Отец и не Сын, то уже выйдет три бога, а
не один.
Когда мулла говорил эти слова, то к говорящим
подошел сгорбленный старичок-странник, одетый очень бедно, в лаптях, в
широкой шляпе, опираясь на простую палку. Он поклонился сидевшим на
бревнах собеседникам и, видимо, готовился попросить у псаломщика
гостеприимства, но, услышав последние слова татарина, вдруг
встрепенулся, вытянулся во весь свой рост и обратился к Ибрагиму с
вопросом:
– А ты Евангелие прочитал?
– Да, – сказал тот, – и Евангелие, и Послания.
– Слава Богу, – вздохнул странник, – уже за одно это скажу тебе, что ты хороший человек.
–
А ты, старик, какой человек? – спросил мулла, удивляясь его смелости и
не зная, сердиться ли ему, или смеяться. – Меня хорошим вся деревня
называет, а твою похвалу, пожалуй, назад возьми: тебе Федотович и так
даст кусок хлеба и ночлег.
– Да, я и голоден, и спать хочу,
– сказал старик, – и человек самый худой, но Спаситель мой, Христос,
лучше всех, и для Его славы, и для спасения твоей души я готов не спать
всю ночь и не есть, если только ты согласишься один час поговорить со
мною о Пресвятой Троице.
Мулла с удивлением посмотрел на этого нищего, которого бледное лицо разгоралось, а глаза устремлялись к небу.
–
Зачем тебе голодать, – сказал он, – вижу, что ты человек благочестивый,
пойдем все трое ко мне, подкрепимся пищей и послушаем тебя.
Когда
они вошли в дом, то две жены муллы с удивлением посматривали из-за
занавески на вошедшего нищего – Федотовича они и раньше часто видели у
своего господина и ему не удивлялись.
Приняв пищу вместе с гостями, мулла обратился к гостю-старику:
–
Дед, я догадался, о чем ты будешь говорить мне, но я это слышал уже от
его сына-семинариста (он указал на псаломщика). Ты, наверно, скажешь,
что Бог один, но в Нем три личности, и три эти личности составляют одно,
как в солнце свет и теплота или во рту человека дыхание и слово, а
человек один. Только мне эти сравнения показались пустыми: я сам могу
назвать тебе много вещей, которые состояли из отдельных частей, а все
части составляют одно; вот и стол: у него четыре ножки и пятая – доска, а
стол один; только это всe не к делу.
– Отчего же не к делу!? – воскликнул Иван Федотович.
–
Потому что – то вещи, а то живые существа. Вот найди мне, чтоб две
курицы составили одну птицу, или три льва – одного зверя, или три
человека – одного. Это ты мне никогда не покажешь: всe будет три
человека, а не один, и богов у вас три, а не один.
– А если покажу? – тихо спросил старик.
–
Если покажешь, – воскликнул мулла, – то я обещаю быть христианином и
крещусь! Только ты никогда мне этого не покажешь, – прибавил он
торопливо и еще громче, потому что услышал сердитый кашель за
занавесками.
– Никогда ты мне этого не покажешь и
христианином я не буду, а, скорее, тебя обращу в ислам, – снова
заговорил он громко. – Пойдем продолжать нашу беседу на улицу, а здесь
пусть убирают со стола.
Федотович взялся за шапку и шепнул мулле:
– Однако у тебя сердитые жены, уйдем от них поскорее.
Усевшись по-прежнему на бревнах, мулла засмеялся и сказал:
–
Вот не могу научиться вашему терпению к жене. Всякое непослушание или
вмешательство в мой разговор со стороны жен меня так сердит, что не будь
вас, я бы проучил их. Ваш Павел говорит, что муж и жена одно тело, а я
так себя чувствую, что как будто я – свет, а они – темнота, я – тепло, а
они – холод; где я, там нет им места, а как они забирают место, так
меня теснят. Ну да Бог с ними, говори, буду слушать.
– Нет,
– отвечал старик, – говори ты сам, а я буду тебя спрашивать, чтобы не
моя, а твоя душа сказала истину. Скажи мне прежде, всегда ли ты
одинаково чувствуешь свою борьбу с женами за преобладание в доме? Потом
скажи, со всеми ли людьми ты такую борьбу чувствуешь, как будто вы друг
друга вытесняете с места, или с некоторыми хуже чувствуешь, а с
некоторыми лучше?
Мулла немного помолчал, а потом ответил:
–
Конечно, чувства мои к женам бывают разные; когда рассердишься, то,
кажется, на целом свете нам тесно втроем; когда бываешь спокоен, то они
мне не мешают, ну а ведь особенной нужды в них я тоже не чувствую – мне
65 лет, да им под 60 лет, нам не до нежностей: прошло наше время.
–
Пусть будет так, – сказал странник. – Теперь скажи мне, не чувствуешь
ли ты иногда нужду в том, чтобы жены были близко от тебя, не для
удовольствий, а для сердечной беседы, особенно, когда на долгое время
уйдешь от них?
– Ну, конечно, иногда и соскучусь по своим старухам, – отвечал Ибрагим, – только мы ведь хотели говорить о Боге, а не о женах.
–
Дойдем и до Бога, – был ответ странника, и лицо его озарилось кроткой
улыбкой. – Скажи мне еще, мулла, кого ты любишь, кроме жен? Есть у тебя
дети?
– Есть милый сын мой, в Казани учится, и красавец
какой! Ах, как мне скучно бывает, если долго не вижу его; теперь ожидаю
его к себе со дня на день. Он такой ласковый мальчик, и хотя гораздо
ученее меня, но всe не хочет обидеть старика своим превосходством и
спрашивает моих объяснений, а того не понимает, глупый мальчик, что я
сам вижу, насколько он умней меня, и радуюсь этому, а еще больше
радуюсь, что вижу его смирение и желание уступить мне. Была у меня еще
дочка, да умерла, бедная.
– Скажи теперь, добрый мулла, –
продолжал старик свои вопросы, – для сына и для тебя везде довольно
места, и вы не мешаете друг другу, как мешают тебе жены?
Лицо муллы озарилось блаженной улыбкой.
–
Что ты говоришь мне! – воскликнул он. – Да если бы мы были среди моря
на маленьком камне, то нам было бы не тесно: мы бы и там уступали место
друг другу, и каждый из нас готов бы броситься в воду, чтобы спасся
другой.
– Видишь, мулла, – сказал странник, – не всегда и
не все люди мешают друг другу. Не расскажешь ли ты нам, бывают ли такие
минуты, когда и с женами ты так же дружен бываешь, как с сыном?
Мулла продолжал говорить уже как бы не для странника, а самому себе, отдаваясь голосу своего сердца.
–
О, да, только это бывает во время общей грусти, когда мы вспоминаем о
нашей бедной Фатиме. Это была такая добрая, кроткая душа, что обе жены
мои любили ее одинаково; так любили ее, что и Соломон-Царь не мог бы
отгадать, кто из двух жен была ее матерью. Добрая душа умершей дочери
только о том и старалась, чтобы в доме был мир, и когда мы ладили, она
прыгала от радости, точно ей сто рублей подарили.
– Еще
будь добр, скажи мне, когда ты сам бываешь ближе к истине, тогда ли,
когда ссоришься с женами за преобладание в доме, или вспоминаешь с ними о
дочери?
– Ну, что и спрашивать об этом, – засмеялся
Ибрагим, – в ссорах нет ничего хорошего, а одна только глупость. А когда
мы говорим с женами о Фатиме и поплачем с ними, то я вижу, что и я не
злой человек, и они – добрые бабы, а потом, смотришь, опять шайтан
пройдет и спутает нам головы, и мы мучаем друг друга бранью, точно
забываем, что это глупо и жестоко. А когда снова вспомним Фатиму, то я
по лицам старух читаю их мысли; да и сам думаю о том же. Да, наша
добрая Фатима, Бог лишил нас твоего присутствия, но мы когда говорим о
тебе, то у нас у трех бывает как бы одна душа, потому что всe злое
уходит от нас, а остается только доброе; мы даже чувствуем все трое, о
чем каждый из нас думает; нам даже иногда кажется, что и Фатима сидит
среди нас и улыбается нашему единодушию.
Странник взял муллу за руки и сказал:
–
Мулла, ты больше не скажешь, что невозможно двум или трем существам
стать одним! Не твои ли были сейчас слова, что одна душа и одни мысли
бывают у вас всех трех?
Мулла встрепенулся:
– Ты
поймал меня на словах, хитрый старик! – воскликнул он, но без гнева, а,
напротив, улыбаясь. Потом опустил голову и заговорил медленно: «Да, я
узнал что-то новое и от тебя, и от самого себя; ты умный и хороший
человек. Скажи только мне сам потолковее, что следует из моих
признаний».
– Изволь, – кротко и радостно заговорил
странник. – Из твоих признаний выходит, что люди потому только не могут
верить в то, что три Лица Святой Троицы составляют одно Божественное
существо, что они, враждуя друг с другом, думают, будто всякий человек
или вообще всякое живое существо противно другому и мешает ему, так что
не может один и другой быть одним существом.
Выходит дальше, что
борьба людей слабеет, когда они не поддаются шайтану, который их
ссорит. Тогда они чувствуют любовь друг к другу и им не тесно, а
радостно бывает вместе.
Теперь скажи: если даже для нас, грешных
людей, бывают такие минуты просветления, когда всякая рознь исчезает
между нами, то не больше ли еще сознают всегда Свое единство Отец, и
Сын, и Святый Дух? И если ты и родные твои в самые разумные часы твоей
жизни чувствуете единство души, то зачем называешь ложным наше учение,
что Отец, и Сын, и Дух Святой – один Бог, а не три бога?
Слушая
эти новые для себя слова, мулла широко открыл глаза и даже рот от
изумления; долго не мог он ничего говорить и тер лоб рукой.
–
Постой, еще одно слово, – заговорил он наконец, – ведь по-твоему
выходит, что не только Бог может быть один и в то же время троичен, но и
мы, люди, можем быть такими. А ведь мы все – не одно. Пусть мне иногда
кажется, что душа моя сливается с другими, кого я люблю. Но ведь я не
всех люблю, да и те, кого я люблю, всe-таки остаются отдельными
существами.
– Друг мой! – сказал в ответ старик, всe
смягчая свой голос. – Ведь ты сам сказал, что твое единство с другими ты
чувствуешь не тогда, когда заблуждаешься, а, напротив, когда бываешь
настоящим разумным человеком. Если это с тобой бывает не часто, а с
другими почти никогда, то разве этим мы измеряем истину? Ведь все люди
постоянно грешат, а всe-таки мы оба с тобой скажем, что грешить
неразумно, что справедлива только добродетель, хотя и редко встретишь ее
на земле.
– Хорошие слова ты говоришь, – задумчиво прервал
его речь Ибрагим, – но трудно поверить мне, чтобы душа моя могла
сродниться со всеми людьми, даже с врагами.
И тут в разговор вмешался псаломщик: –
А разве тебе не понравилось учение Иисуса Христа, что ближний наш есть
не только всякий наш родственник или друг, но и всякий вообще человек?
–
О, конечно, понравилось, особенно полюбилась мне притча Иисуса о
милосердном самарянине: увидел он врага своего еврея, брошенного
разбойниками чуть живым, слез с осла и обмыл раны больного, и привез в
город в гостиницу, а сам шел пешком. Да, этот самарянин был родной для
всех. И я согласился признать, что чем лучше и умнее человек, тем больше
он людей считает себе друзьями. Но ведь это одни чувства. Все добрые и
злые люди всe-таки отдельно жили, каждый в своем теле, как и мы живем
теперь отдельно.
– Да, – отвечал странник, – по-видимому,
пока отдельно, потому что мы ограничены телом. Но от тела освобождаются
люди после смерти, а по воскресении они приобретают такие тела, как
Христос воскресший: для этих тел нет препятствий и в пространстве,
потому что они быстро переносятся с места на место, они проходят и через
стену, и через воздух, как сказано в Евангелии.
– Итак,
по-твоему, выходит, – заговорил снова мулла, – что когда люди
освободятся от тела и от всякого греха, то они будут одним человеком,
оставаясь отдельными личностями? Вот найди мне такое изречение в
Священном Писании, тогда я поверю, что и учение о Троице ты правильно
мне изъяснил.
– На это уже я сумею ответить, – воскликнул
радостно псаломщик, тоже с удивлением слушавший странника. – Апостол
Павел повествует, как обращавшиеся ко Христу, дотоле враждебные между
собой, греки и иудеи, стали все вместе одним человеком.
То же
говорит и святой Григорий Нисский, поучая нас, что человечество одно, а
различны только личности. Так в человечестве, которое ограничено и
греховно, а в Божестве, где все Лица бестелесны и неограниченны, нет
никакого разделения, «но один воистину Бог наш».
Лицо муллы горело и радостью, и борьбой; он сказал, задыхаясь от волнения:
–
Я не знаю св. Григория – приведи мне такие слова Иисуса, из которых я
бы увидел, что любовь и разум среди людей должны восторжествовать с
такой силой, что они будут одно в своем множестве; тогда я уверую во Св.
Троицу.
Говоря так, Ибрагим вскочил на ноги:
–
О, тогда я пойму, почему христиане так дорожат своей Троицей! Я пойму,
что верить в единство Отца и Сына нужно для того, чтобы не поддаваться
нашему общему разделению на земле, а ожидать лучшей жизни, потому что
уже если в Боге истинном существует множественность в единстве, то нам
ли сомневаться в том, что и наше разделение может кончиться, и мы,
подобно триединому Богу, будем едино, как Он! Найди мне такие слова в
Евангелии или в Новом Завете, – воскликнул он снова, – и я буду дорожить
учением о вашей Троице больше всех прочих слов Иисуса.
–
Вот эти слова, – торжественно сказал Иван Федотович, раскрывая Новый
Завет, возвращенный ему сегодня муллой. – Слушай, какой молитвой
заключил Иисус Христос Свои прощальные наставления ученикам: «Не о них
же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино;
как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; – да
уверует мир, что Ты послал Меня».
Федотович начал важным и
торжественным голосом, но при словах «да уверует мир» голос у него
оборвался от умиленных слез, и он, плача, продолжал читать: «Да будут
едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и
да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня».
Глаза Ибрагима были орошены слезами:
– Но мой сын, мои жены! – воскликнул он, закрывая лицо руками.
Вдруг он почувствовал, что кто-то нежно прикасается к его рукам, покрывая их поцелуями.
–
Твой сын давно в душе христианин, – услышал он голос своих жен, – и
молится, чтобы ты позволил ему креститься и вместе бы крестился с ним.
–
Господин наш, – сказали они. – Мы слушали всю беседу твою с этими
добрыми людьми и хотя не всe поняли, что слышали, но видели, что они
тебе сказали слово Божие. Твоя вера будет и наша вера; в христианском
законе не бывает двух жен, но мы будем тебе сестрами и слугами, только
не оставляй нас.
Мулла заплакал от радости и в первый раз в жизни совершил на себе крестное знамение.
–
Будь нашим крестным отцом, – говорил он Ивану Федотовичу, пожимая его
руку, – а тебе, святой человек, – обратился он к страннику, – позволь
поклониться до земли по христианскому обычаю!
...К
удивлению муллы, странника уже не было среди них. Сначала мулла подумал,
что старик на время отошел от них и попросил псаломщика привести его
вечером. Вечером пришел Иван Федотович с вестью, что не мог найти
странника. Так и не узнали, что это был за человек.