Вначале
вероятнее всего, гордость наша, это только занятость собой, почти
нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в
легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, любит
казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить, проявляет особые
вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в
чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе
перебивая чужую речь. Одновременно, проявляется огромная зависимость от
чужого одобрения, в зависимости от которого, человек то внезапно
расцветает, то киснет. В такой стадии настроения человек остается еще
светлым и этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя
встречается и в зрелом возрасте.
Счастье такому человеку, если
на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (такие
как женитьба, семья, забота о престарелых родителях), работа, труд на
огороде или пасеке. Или, привлеченный красотой духовного подвига
священства или монашества, увидит свою нищету и убожество и возжелает
благодатной помощи себе и ближним. Если этого не случится, духовная
болезнь гордости развивается дальше.
Так появляется искренняя
уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом
многословии. Болтливость, с одной стороны, отсутствие скромности, а с
другой, услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия
ничуть не уменьшается от того, что это многословие порой часто на
серьезную тему. Гордый человек может иногда толковать о смирении и
молчании, прославлять пост, участвовать в богословских дискуссиях.
Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования и он
посягает на чужую волю (и не перереносит посягания на свою),
распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится наглым и
нахальным. Свое дело всегда важное, а чужое нет, так он берется за все,
во все вмешивается и не всегда доводит дело до конца. На этой стадии
настроение гордого человека портится. В своей агрессивности он,
естественно, встречает противодействие и отпор. Проявляет
раздражительность, упрямство, сварливость, он убежден, что никто его не
понимает, даже его духовник. Столкновения с миром обостряются, и
гордец окончательно делает бесовский выбор: «я» против людей, (но еще
не против Бога). Душа становится потемненой и холодной, в ней
поселяется надменность, презрение, злоба и ненависть. Помрачается ум,
различение добра и зла делается запутанным и заменяется различением
«моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим в
обществе, его цель становится поразить других. Он жадно ищет
известности, хотя бы скандальной, и мстит этим миру за свое
непризнание. Так если он монах, то может бросить монастырь, где ему
все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила
самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру,
общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант, -
на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору,
некоторые победы. На этой же почве скорее всего создаются расколы и
ереси.
Наконец, на последней стадии,
человек разрывает с Богом. Если раньше он делал грех из-за юношеского
бунта, то теперь разрешает грех, который его не мучит, он делается его
привычкой. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное,
но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство
полной безопасности, в то время, как идет к гибели. Собственно говоря,
такое состояние мало чем отличается от сумашествия. Гордый человек в
такой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он
беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или
слышит только то, что совпадает с его взглядами. Если же ему говорят
что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды,
издевается и яростно отрицает. Наиболее распространенные формы
душевной болезни, такие как, мания величия и мания преследования,
например от секретных служб, вытекают из «повышенного самоощущения» и
немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и
психиаторы считают, что к душевной болезни (например, паранойя) ведут,
главным образом, преувеличенное чувство собственной личности,
враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности адаптации,
извращенность собственных суждений. Классический параноик никогда не
критикует себя, он всегда прав в своих глазах и недоволен окружающими
людьми и условиями своей жизни.
Гордость есть крайняя
самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева,
жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она,
по словам святых оптинских старцев, - «медная стена» между нами и
Богом; она, - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком
грехе. Ведь всякий грех, есть вольная отдача себя своей или чужой
страсти, сознательное упразднение закона Божия, дерзость противная
Богу, хотя «гордости подверженный, как раз имеет крайнюю нужду в Боге,
ибо люди спасти такого не могут» («Лествица преп. Иоанна»). Гордый
человек, как правило, не видит своего греха. Некий разумный старец
увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный
умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости».
Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою
гордость, как не этим ответом!»
Если человеку трудно просить
прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает
других, то это безусловно, признаки гордости. Так, сосредоточенность в
себе, но не молитвенное уединение, уводит человека от окружающего
мира и от Бога, то есть от Церкви, однако не следует забывать о
тщеславии, которое также рождает гордость. Бес тщеславия радуется,
говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем
больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия, - «Когда я храню
пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его -
тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я
тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше.
Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще
больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно
вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству,
непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется
тщеславная оглядка на себя, и вот - хорошие движения души исчезают или
умирают. Из-за тщеславия умирает лучшее, что есть в нас, значит, - мы
убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем
призраками.
Бороться с такой болезнью
души, по святоотеческому определению, можно, смирением и послушанием,
по отношению к любимым людям, близким, законам мира, объективной
правде, разумной красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание
закону Божию, наконец, - послушанием Церкви, ее уставу и ее
таинственным воздействиям. В нашей жизни сейчас не стало места
созерцанию Бога, а обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению», по
словам святителя Афанасия Великого, сделалось нашей природой и стало
каким-то инстинктом самосохранения, как в телесной, так и в душевной
жизни. «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя», говорит нам
Господь Бог, в Священном Писании. Отвержется и отвергается каждый день
и пусть каждый день, берет человек свой Крест, - крест терпения обид,
перенесения огорчений и болезней, принятия заслуженного и
незаслуженного поношения, полного послушания Промыслу Божьему о нас. И
тогда ему откроется путь в царство вечного покоя и глубочайшего
смиренномудрия, которое истребляет все страсти. «Гордость есть крайнее
души убожество», по словам святого преподобного отца Иоанна
Лествичника, а Бог наш, Который гордым противится, только смиренным и
дает благодать!
Iеромонахъ Еvтvхiй
Нью Йорк. 2010. http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/art_hiermonkevtihypride.html |