Среди этнических предпосылок раскола особую роль занимает участие во
внутримусульманской борьбе новообращенных мусульман или, на
религиоведческом жаргоне, "конвертов". В настоящее время точная
численность новообращенных мусульман неизвестна. Некоторые
мусульманские лидеры, в частности председатель Совета муфтиев России
Равиль Гайнутдин, говорят о "десятках тысяч русских, принимающих
ислам", православные эксперты полагают, что их численность не превышает
двух-трех тысяч человек, а сами "русские мусульмане", как ни странно, с
ними солидаризируются. Действительно, число активных "русских
мусульман" не превышает нескольких сотен, однако благодаря постоянным
пиар-кампаниям они кажутся большой и влиятельной группировкой. Большинство традиционных мусульманских организаций России имеют
джентльменское соглашение с Русской Православной Церковью о недопущении
взаимного прозелитизма. Такое соглашение подразумевает, что его стороны
не ведут целенаправленной миссионерской работы друг в отношении друга,
однако принимают людей, самостоятельно решивших сменить веру. В то же
время некоторые мусульманские организации не признают, либо нарушают
такие договоренности.
Помимо программ дагвата - "призыва к исламу", существуют и другие
предпосылки, обуславливающие увеличение численности "русских
мусульман".
Среди причин, побуждающих людей принимать ислам, можно выделить две основных - общественные и религиозные.
В России наиболее велико число новых мусульман, которых к смене веры
побудили смешанные браки (особенно актуально это для женщин).
Распространенный среди тюрских народов ханафитский мазхаб суннизма
позволяет жениться на христианке, не принуждая ее к смене веры, поэтому
ислам принимают в основном жены арабов и представителей
нахско-дагестанских народов. Любое направление ислама запрещает
мусульманке выходить замуж за христианина, поэтому изредка можно
услышать и о принятии исламской веры будущим мужем. Человек, живущий в
преимущественно мусульманском окружении, вполне может принять ислам,
чтобы "быть как все". Афганская война и чеченские войсковые операции
породили феномен насильственного обращения в ислам в плену (к этой теме
обратился режиссер Владимир Хотиненко в своем фильме "Мусульманин"). На
круглом столе информационно-аналитического агентства "Росбалт" "Ислам и
Христианство. Межэтнические отношения: диалог культур" полномочный
представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
С.В.Кириенко отметил и экономические предпосылки для обращения в ислам.
По его словам, отмечались случаи принятия ислама мелкими
предпринимателями в надежде избежать поборов со стороны этнически
мусульманских преступных группировок, либо же просто влиться в
мусульманское деловое сообщество.
Численность людей, принявших ислам по идеологическим мотивам,
значительно меньше. По классификации православного исламоведа
Ю.В.Максимова, в исламе их привлекает, с одной стороны, его рационализм
и простота, а с другой - изощренный мистицизм суфизма и шиитских сект
группы "гулат". Другими факторами здесь могут стать также неизменность
основных положений ислама по сравнению с некоторыми направлениями
христианства (католичеством, протестантизмом), минимальные требования в
ряде сфер и даже врожденная склонность к смене веры. Среди
"идеологических" новообращенных немало людей с высшим образованием, они
осознанно исповедуют ислам и могут вести полемику с представителями
других религий.
На практике нередко можно увидеть и разные сочетания описанных факторов.
Необходимость для новообращенных мусульман зарекомендовать себя с
положительной стороны способствует их религиозному рвению (часто,
правда, выражающемуся в так называемом "синдроме неофита"), что наряду
с достаточно высоким уровнем образования или технических навыков
позволяет им со временем занимать ведущие роли в мусульманских общинах.
В настоящее время среди мусульманских лидеров России достаточно много
этнических христиан. В первую очередь это один из идеологов Совета
муфтиев России, политический советник его председателя Вячеслав-Али
Полосин, до 1999 года бывший заштатным протоиереем Калужской епархии
Русской Православной Церкви. Среди политических и региональных духовных
лидеров российского ислама можно отметить активиста мусульманской
общины Санкт-Петербурга "Ад Дауа" Ислама Яблокова, одного из лидеров
"Исламского конгресса" Хусейна Макарова, владимирского криминального
"авторитета" Сергея Басова (Пащенко), ваххабитских эмиссаров
Олега-Абузара Марушкина и Олега-Мустафу Стародубцева, а также
руководство Национальной организации русских мусульман. Среди части
российской уммы весьма популярна "русская дворянка" Валерия-Иман
Порохова, автор "Перевода смыслов Корана" и бывшая телеведущая.
В мусульманской среде также активно циркулируют вполне правдоподобные
слухи о русском (или даже еврейском) происхождении еще одного
мусульманского лидера - главы Евразийской партии России и вакиля
(управляющего делами) ДУМАЧР Абдул-Вахеда Ниязова, который до 1991 года
был по паспорту Вадимом Валериановичем Медведевым.
Высокая активность русских мусульман обуславливает их деятельное
участие во внутренней жизни мусульманской общины и, как следствие,
участие в расколах, которые приобретают с их помощью особую
составляющую. Чувствуя свою определенную ущербность по сравнению с
этническими мусульманами, новообращенные мусульмане инстинктивно
обращаются к отрицающей этнические границы концепции "исламской нации",
чем немало раздражают своих единоверцев. Другим конфликтогенным
фактором является то, что "русские мусульмане" в большинстве своем
тяготеют не к умеренному традиционному исламу, а к его экстремистским
проявлениям.
Политический советник председателя Совета муфтиев России Вячеслав-Али
Полосин принял ислам летом 1999 года и сразу включился в работу Совета
муфтиев, быстро став его самым плодовитым публицистом. Осенью 1999 года
он принял участие в избирательной кампании общественно-политического
движения "Рефах", став главным редактором рефаховской "Мусульманской
газеты", а впоследствии и сопредседателем "Рефаха".
Свою деятельность Полосин осуществлял в двух основных направлениях.
Летом 2001 года он на базе своих полемических статей издал брошюру
"Манифест новой России: третий путь - прямой", в которой резко
критиковал православное христианство и доказывал необходимость принятия
ислама для русского народа. Параллельно с этим он включился в борьбу
против главного оппонента Совета муфтиев верховного муфтия ЦДУМ Талгата
Таджуддина, обвиняя его в отступлении от ислама.
Промежуточным итогом такой деятельности Полосина стало резкое ухудшение
отношений между Советом муфтиев России и Русской Православной Церковью.
В конце 2001 года председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
направил муфтию Равилю Гайнутдину письмо с просьбой прокомментировать
кощунственные антихристианские выпады официального представителя Совета
муфтиев и настоятельно рекомендовал воздержаться от активной рекламы
новообращенных мусульман, поскольку она противоречит базовым принципам
межрелигиозного диалога.
Антитаджуддиновские заявления бывшего православного священника также не
имели особого успеха, так как исходили от человека, имеющего об исламе
достаточно смутное представление и часто допускающему противоречащие
исламской догматике высказывания.
Весной 2001 года Али-Вячеслав Полосин вышел из
общественно-политического движения "Рефах", переживавшего в то время
период кризиса. Через некоторое время он стал открыто интриговать
против лидеров Евразийской партии России (ставшей преемницей "Рефаха")
Абдул-Вахеда Ниязова и муфтия Нафигуллы Аширова, провоцируя конфликт
уже внутри Совета муфтиев России. Впоследствии курируемый Полосиным
сайт Союза мусульманских журналистов www.islam-info.ru неоднократно
критиковал политику Совета муфтиев России, в частности, выступив против
одобренного этой организаций празднования 4 ноября как Дня народного
единства.
Валерия-Иман Порохова, автор весьма сомнительного с точки зрения
большинства исламоведов и мусульманских лидеров "Перевода смыслов
Корана", в своей деятельности не ограничилась только научными
изысканиями. В 2000 году она вошла в общественно-политическое движение
"Рефах" и стала активным популяризатором его идей. Весной 2001 года
муфтий Равиль Гайнутдин заявил на пресс-конференции, посвященной
празднику Курбан-Байрам, что Вячеслав-Али Полосин и Валерия-Иман
Порохова "многое делают для популяризации ислама среди русских и других
христианских народов".
В 1995 году в Республике Чувашия было создано альтернативное
Чебоксарское ДУМ Чувашии юрисдикции ВЦКДУМР. Его возглавил муфтий Марат
Архипов, чуваш по национальности. 11 ноября того же года председатель
Регионального ДУМ Республики Чувашия в составе ЦДУМ муфтий Альбир
Крганов собрал съезд махалля республики и сравнительно безболезненно
ликвидировал начинающийся раскол. Такая легкая победа над региональной
структурой весьма сильного тогда ВКЦДУМР во многом объяснялась позицией
президента Чувашии Николая Федорова, крайне болезненно относившегося к
распространению ислама среди чувашей.
В июне 2004 года несколько группировок "русских мусульман" приняли
решение создать Национальную организацию русских мусульман (НОРМ),
призванную объединять только этнических русских. Лидерами НОРМа
почему-то стали два украинца - Абу-Талиб Степченко и Абдуль-Керим
Черниенко, исповедовавшие соответственно суннизм и шиизм.
Первоочередной задачей НОРМа было названо обращение в ислам хотя бы 5%
русских, что теоретически позволило бы сформировать мусульманскую
властную элиту. Духовным наставником НОРМа стал лидер Исламского
комитета Гейдар Джемаль, который даже среди радикалов выделялся своей
патологической ненавистью к христианам, иудеям и действующей власти.
Свою помощь НОРМу предложил и Культурный центр при иранском посольстве,
особенно заинтересованный в "шиитизации" будущей властной элиты.
Созданию НОРМа предшествовала публичная дискуссия московского джамаата
"русских мусульман" "Бану Зулькарнайн" ("Нация Александра
Македонского") с Вячеславом-Али Полосиным, который обвинялся в целом
ряде прегрешений. Так, он "осудил перед кафирами редактора сайта
русских мусульман Koran.ru Шамиля Матвеева", "вонзил нож в спину еще
неокрепшему Русскому Мусульманскому Движению", а работа его сайта Союза
мусульманских журналистов "вообще должна вызывать у кафиров только
одобрение". Опубликованный на сайте "Коран.ру" перечень обвинений
заканчивался выражением Полосину "вотума недоверия как публичному
деятелю, представляющему позицию русских мусульман в глазах широкой
общественности". В свою очередь лидер Союза мусульманских журналистов
упрекал своих оппонентов в излишнем радикализме и пропаганде идей
национального превосходства.
После создания НОРМ место главного врага "русских мусульман" вместо
Полосина занял муфтий Татарстана Гусман Исхаков, публично усомнившийся
в полезности "конвертов" для российской уммы. Председатель НОРМа
Абу-Талиб Степченко потребовал "пресечь экстремизм и национализм со
стороны муфтия Татарстана" и попросил рассматривать свое требование как
обращение в прокуратуру. Впоследствии, правда, НОРМ предпринимал вялые
попытки подружиться с некоторыми муфтиями, однако так и не дождался
открытой поддержки со стороны кого-либо из них.
К началу 2005 года в среде "русских мусульман" сформировались несколько
группировок. Одну из них составили лояльные официальному мусульманскому
духовенству "конверты", как правило выраженные сторонники либеральных
политических ценностей. Самыми известными из них стали Вячеслав-Али
Полосин, Валерия Порохова и Марат Архипов, задействованные в работе
структур Совета муфтиев России. Противники "конформистов" презрительно
именовали последователей Полосина "татарскими шестерками" и указывали
на присутствие в их рядах группы "русских мусульман-сионистов", к
которой относились опальный пресс-секретарь Совета муфтиев России
Джаннат-Сергей Маркус, его супруга Анна Леон и сотрудник
пиар-подразделения околоправославной секты русанцовцев Валерий
Емельянов.
Более многочисленную группировку "русских мусульман" составили бывшие
члены фашистских и неоязыческих организаций, которые пришли в ислам
после долгих духовных исканий и видели в нем преимущественно
эффективный инструмент для борьбы с "жидо-масонским заговором",
"антинародным режимом Ельцина-Путина" и "ведущим геноцид русского
народа иудеохристианством" в лице Русской Православной Церкви. Такого
рода "конвертов" отличала также идея о превосходстве русских над
другими национальностями (за исключением, может быть, чеченцев и
некоторых арабов) и, как следствие, теория о том, что российский ислам
должны возглавлять именно русские, а не "продажные татарские муфтии".
"На Русских как на передовом бастионе Арийской расы в полной мере лежит
миссия Зулькарнайна (МЕ), соорудившего железные ворота для сдерживания
инфернальных орд гогов и магогов" - гласит Декларация о создании
движения русских мусульман, обнародованная в 2004 году джамаатом "Бану
Зулькарнайн".
Большая часть постфашистских "конвертов" первоначально объединилась в
рамках НОРМ, однако их крайняя разнородность быстро привела к
многочисленным расколам. Так, вышедший в НОРМе на первые роли
Абдуль-Керим Черниенко стал активно насаждать среди ее членов шиизм,
утверждая, что эта форма ислама более подходит для утонченных русских
мозгов. По словам Черниенко, доля шиитов среди новообращенных мусульман
достигла 90% в Москве и 40% в целом по России, что вызвало резкую
критику суннитского крыла нормовских "конвертов".
Резкая полемика между шиитами и суннитами внесла первый раскол в ряды
НОРМ, однако этим дело не ограничилось. В то время как нормовские шииты
сгруппировались вокруг Черниенко и его сподвижника из Йошкар-Олы
Абдуллы Веснина и стали создавать свой собственный джамаат (его
официальный сайтом стал ресурс www.shianet.ru), нормовские сунниты
сплотились вокруг нового лидера этой организации - Вадима Сидорова по
кличке "мухтасиб Харун ар-Руси". Бывший неязычник (и лидер "Бану
Зулькарнайна") Сидоров, так же как Черниенко со Степченко, имел к
русским достаточно отдаленное отношение, что не помешало ему
трансформировать НОРМ в непримиримо националистическую структуру.
Впоследствии приверженцы Сидорова, которых осталось не более ста
человек, разделились на сторонников и противников Гейдара Джемаля,
который неожиданно начал блокироваться с проправительственным
Российским исламским наследием.
Помимо нормовцев и "конформистов" в среде активных "русских мусульман"
можно выделить группировки последователей неосуфизма и "русских
ваххабитов". Довольно малочисленные последователи первой группировки,
самыми известными из которых стали основатель петрозаводской общины
"русских мусульман" Мустафа-Олег Стародубцев, впоследствии перешедший в
тарикат тиджанийя, и лидер ордена Ниматуллахи Леонид Тираспольский, уже
не проявляют особой активности, в то время как последователи второй
группировки почти еженедельно попадают в оперативные сводки МВД и ФСБ.
Среди "русских ваххабитов" можно выделить "идеологов" и "исполнителей".
Представители первой группы как правило неплохо образованы, что
позволяет им входить в среднее звено руководящего состава ваххабитских
организаций. Именно "русскому ваххабиту" Олегу-Абузару Марушкину и его
жене Елене-Лейле обязан своим появлением ваххабитский анклав в
Ромодановском районе Мордовии. В настоящее время изгнанный из Мордовии
Марушкин возглавляет региональную районную ячейку астраханской общины
знаменитого Айюба Астраханского (Омарова). Конфликты между "русскими
ваххабитами" и этническими мусульманами-традиционалистами отмечались
также в Санкт-Петербурге, Москве и Самаре.
Журналист "Независимой газеты" Василий Суриков отмечал, что "еще до
начала контртеррористической операции учащиеся медресе Йолдыз из
Набережных Челнов и Альметьевского исламского института, прослышав о
том, что в Чечне бесплатно глубоко и истинно преподают ислам в
специальных институтах, небольшими группами устремились туда.
Установлено, что своеобразным подстрекателем выступил житель РТ, удмурт
по национальности, некий Алексей Ильин".
Самым ярким представителем "идеологов", безусловно, может считаться
главный редактор сайта "Коран.ру" Шамиль Матвеев, который всегда
открыто заявлял о поддержке чеченских боевиков и даже написал
компьютерную игру, в которой пользователю предлагалось расстреливать
русских солдат от лица террористов Шамиля Басаева. Именно его сайт стал
первым ресурсом "русских мусульман" и благодаря умелой "накрутке" до
сих пор занимает второе место по посещаемости среди русскоязычных
исламских порталов. Радикализм Матвеева вызывал неудовольствие даже у
Вадима Сидорова, который на форуме сайта "Правоверие.орг"
(www.pravoverie.org) с сожалением отмечал, что "не знал бы я лично
Шамиля, сказал бы, что он провокатор, как многие и считают. Но лично я
списываю это на такую своеобразную диссидентскую демшизу, которую он, к
сожалению, никак не изживет".
Другую группу "русских ваххабитов" составляет своеобразный технический
персонал, звено исполнителей. В обязанности таких людей, принявших
ислам в плену, либо вследствие влияния мусульманского окружения входит
непосредственное проведение террористических актов и разные
вспомогательные работы, подобные охране заложников. Славянская
внешность исполнителей притупляет бдительность сотрудников
правоохранительных органов, а их технические навыки бывают очень
полезны для подрывного дела.
27 сентября 1999 года был предотвращен теракт на владикавказском рынке
"Фаллой". Его готовили выпускники диверсионно-разведывательной школы
Абу Саида - одного из сподвижников Хаттаба - Николай Епринцев и Виктор
Мирошкин. 1 декабря 1999 года группа татарстанских ваххабитов из города
Кукмор взорвала несколько веток магистрального газопровода на границе
Республики Татарстан и Кировской области. Среди непосредственных
исполнителей теракта был и один русский - 21-летний Олег Бабушкин. В
июне 2000 года в Грозном было совершено два теракта
террористами-смертниками. В их роли выступили принявшие ислам Александр
Алексеев и Сергей Дмитриев. В феврале 2001 года прошел суд еще над
одной группировкой, подчиненной Хаттабу, занимавшейся похищениями
людей, членом этой группы состоял 27-летний Максим Гапонов. 19 декабря
2003 года в Ульяновске были арестованы десять членов экстремистской
организации "Джамаат", подозреваемых в подготовке террористических
атак, разбоях и грабежах. Общая численность этой группировки достигала
80 человек, преимущественно русских и чувашей. Как верно отмечает автор
статьи "Тайный отряд "золотого миллиарда" Петр Иванченко, этот список
можно продолжать еще долго.
В целом же известно, по меньшей мере, о 200 "русских мусульманах",
арестованных за участие в экстремистских и террористических
организациях, что позволяет считать их сообщество самой криминогенной
этноконфессиональной группой в стране. Кстати, и в западных странах
новообращенные мусульмане печально известны своим крайним радикализмом,
непримиримостью к христианству и симпатиях к "Аль-Каиде".
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что новообращенные
мусульмане стали по-настоящему серьезной проблемой для всего исламского
сообщества России. Подавляющее большинство "конвертов" пополнило ряды
экстремистов и даже террористов, что бросило тень на весь российский
ислам, у противников которого появились дополнительные аргументы.
Действительно, пока еще никто не дал внятного объяснения феномену, при
котором принятие ислама - уважаемой мировой религии - русским или
русскоязычным человеком с высокой долей вероятности трансформирует его
в непримиримого радикала, антисемита и христианофоба.
|