27 июня отмечалось 300-летие Полтавской битвы, значимость которой для эпохи Петра I сопоставима с ролью Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне. За три прошедших с тех пор столетия возникали и рушились государства, несколько раз передвигались границы, сменяли друг друга политики и правительства, но отношение к Полтавской битве всегда оставалось неизменным. И вот в канун празднования годовщины главного сражения Северной войны мировая общественность с удивлением узнала, что почета заслуживают не былые защитники родной земли, а ее предатели. И пока ученые глотали успокоительные таблетки, представители казачества из разных уголков планеты, включая казаков Волгоградского округа Всевеликого войска Донского, отправились на Полтавское поле, чтобы на месте почтить память своих предков, которые 300 лет назад вместе с другими российскими войсками под предводительством Петра I наголову разгромили шведскую армию.
Не рядовая проверка Отношение к публицистам, пытающимся переписывать историю в угоду заказчикам из мира большой политики, в народе всегда было пренебрежительным. Нет ничего гнуснее, чем приписывать заслуги тем, кому современники плевали в лицо. В этом были уверены все волгоградские казаки, ехавшие в Украину на празднование победы российских войск под Полтавой. На следующие сутки после Международного дня единения славян на российско-украинской границе казакам устроили далеко не рядовую проверку. В то время, когда автомобили после недолгой процедуры таможенного и пограничного контроля быстро пересекали границу, автобус из Волгограда проверяли тщательно и в течение нескольких часов. Казакам пришлось выполнить требование построиться в ряд и предъявить к осмотру сумки, снисходительно смотря на овчарку, которая, обнюхивая вещи, пыталась найти в них нечто запрещенное. Но, так и не обнаружив, жалобно посмотрела на хозяина. Потом один из пожилых казаков давал объяснения, что он при заполнении декларации в темноте (а время было ближе к полуночи) не заметил строчку мелкими буквами, а потому вовсе не везет на территорию Украины взрывоопасные вещества. Задавали вопросы другому казаку, который в графе о ввозимой на территорию Украины литературе написал, что читает в дороге некий приключенческий роман. Непонятно, что искал украинский страж порядка на страницах двух волгоградских газет, усердно читая заголовки и рассматривая фотографии в ночи при помощи фонарика. В конце концов нас пропустили, и мы въехали на территорию Украины. — Даже у европейских стран, которые столетиями воевали друг с другом, давно не существует такой проверки, — произнес в автобусе под общее одобрение кто-то из казаков.
Просто Иуда Цены в украинских магазинах неожиданно удивили. Сравнивая их с прошлогодними, невольно удивился заметному подорожанию продуктов. — Кризис? — поинтересовался у одной из продавщиц. Та в ответ только вздохнула и зачем-то ткнула указательным пальцем вверх. Не особенно откровенными оказались владельцы других торговых точек по дороге на Полтаву. Люди, как мне показалось, устали от политики. Хотя, если быть до конца честным, многие из украинцев, увидев на борту волгоградского автобуса изображение Родины-матери, невольно провожали его взглядом. А в Харькове люди даже махали руками в знак приветствия: то ли были рады видеть гостей из братского государства, то ли в памяти всплывали рассказы предков о том, что земли чуть ли не до Харькова еще столетия назад входили в состав Всевеликого войска Донского. А вот на улицах Полтавы было не многолюдно. Проезжая по городу, мы насчитали всего лишь пару плакатов, посвященных 300-летию Полтавской битвы. — В украинских средствах массовой информации постоянно говорилось, что Полтавской битве не следует придавать особого исторического значения, — рассказал председатель Харьковского отделения Союза русского народа Михаил Толстоусов, который вместе с волгоградскими казаками направился на молебен в Крестовоздвиженский монастырь. — Смириться с попытками переписать историю в угоду существующему политическому режиму не могут многие граждане Украины. Поэтому, когда власти организовали фестиваль Мазепы, по стране прокатилась молодежная акция: на лбу Мазепы, который изображен на 10-гривенной купюре, народ писал слово «Иуда» и пускал деньги в дальнейшее обращение. Как это выглядело, Михаил Анатольевич продемонстрировал на месте. Достав из кармана 10-гривенную купюру, он быстро написал на лбу Мазепы четыре буквы. Сразу же вспомнилась пара строк из «Полтавы» Пушкина: «И где ж Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?». — Это вам на память! — протянул мне 10 гривен с надписью собеседник. Но, вспомнив, какую проверку пришлось пройти на границе, и понимая, что на обратном пути во время прохождения таможенного и пограничного контроля о происхождении слова «Иуда» на лбу у Мазепы, возможно, мне придется давать долгие объяснения и без проблем, скорее всего, не обойдется, от подарка я вежливо отказался. — Тогда я ее в оборот пущу! — ничуть не стушевался Толстоусов.
Памятники против краски Волгоградским казакам в Крестовоздвиженском монастыре, куда они прибыли на молебен, были настолько рады, что прихожане долго не отпускали гостей из России, рассказывая об уникальной истории православного храма. Но к началу митинга в центре Полтавы у памятника Славы донцы все равно успели. С иконой и под развевающимся знаменем они заняли свое место в рядах российских и украинских казаков, прибывших в Полтаву отмечать 300-летие победы войск Петра I над шведской армией. И пока с импровизированной сцены звучали призывы не допустить уничтожения настоящей истории, в другой стороне сквера украинские стражи порядка оперативно окружили группу неких подозрительных граждан с нездоровыми лозунгами. Это потом я узнал, что на митинг не пустили сторонников Мазепы. — Вот такие пару лет назад облили краской памятник Петру I, — указывая на шумную толпу окруженных, обратился ко мне один из пожилых жителей Полтавы. — Вообще, у нас в последнее время краской часто балуются. В прошлом году памятник Пушкину обливали дважды, а памятник Славы, который установили почти двести лет назад, измазали полгода назад. — Слышал, что в Полтаве к 300-летию битвы хотели установить памятник Мазепе и принять подарок из Швеции — памятник Карлу XII, — только и успел произнести, как собеседник в ответ замахал руками и выдал несколько гневных фраз. Хоть в украинском языке я не силен, но слова «под дых» и «по рылу» понял сразу. — Собираются они, — иронично и нараспев несколько раз произнес он фразу. — Я, может, тоже 30 лет собираюсь к куму в Миргород, да больные коленки не пускают…
Вместе От конечной остановки автобусов до Полтавского поля идти не более десяти минут. Каково же было удивление, когда у подножия братской могилы русских воинов, павших 27 июня 1709 года, мы увидели… шведские флаги. Оказалось, что гости из Скандинавии прибыли на 300-летие сражения по приглашению украинской стороны. По задумкам организаторов, юбилейную дату они собирались отпраздновать как день примирения и скорби по погибшим воинам, что немало удивило тех, кто знает настоящую историю. Например, всем известно, что после сражения погибших шведов захоронили неподалеку от братской могилы русских солдат, отдав и тем, и другим все воинские почести. Подобное уважительное отношение к солдатам врага, павшим с оружием в руках (а не бежавшим с поля боя, как Мазепа и Карл XII), в те времена европейские императоры, считавшие себя благородными людьми, демонстрировали редко. А два столетия спустя после битвы на шведской могиле была установлена мраморная плита. Так что примирение бывших противников на Полтавском поле уже давно состоялось, а погибшие с обеих сторон оплаканы поколениями. Тогда к чему все эти новейшие призывы к примирению? И какой здравомыслящий человек может примириться с идеей, что предатели заслуживают национального уважения? Кстати, присутствовавший на торжествах в честь 300-летия победы в Полтавской битве советник Президента РФ Виктор Черномырдин, между прочим, сделавший немало для реставрации памятников заповедника «Полтавское поле», во время проведения пресс-конференции выразил уверенность, что 310-летие Полтавской битвы народы России и Украины отпразднуют вместе. Эдуард ЛАПИН. Волгоград — Полтава — Волгоград |