Проект окормления соотечественников
Но на решении этих чисто церковных задач, как и обсуждению этих чисто церковных тем – возобновления взаимоотношений, сослужения, диалога, обсуждения всех накопившихся вопросов и проблем – программа визита не закончилась. В ходе этого визита, Предстоятелем Русской Церкви была поднята важнейшая проблема духовного окормления русскоязычных православных верующих – наших соотечественников в Турции. Подробное обсуждение этой темы состоялось на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с премьер-министром Турецкой Республики Р.Т. Эрдоганом в Анкаре. С этой же целью Предстоятель РПЦ посетил Российское посольство в Анкаре, где провел отдельную встречу с находящимися на территории Турции нашими соотечественниками.
Делегация Московского Патриархата привела последние статистические данные, согласно которым в Турции находится внушительная русская диаспора, намного превышающая греческую. Так, согласно этим данным, десятки тысяч русских проживают в Турции на постоянной основе, и около двух миллионов наших соотечественников посещают эту страну в течение летнего периода. И это при том, что греческая община Турции с каждым годом, к сожалению, сокращается: по последним данным на территории Турции в целом проживает не более полторы тысячи греков. Таким образом, именно русская диаспора, состоящая как из постоянно проживающих граждан, так и из приезжающих туристов, является основой православной паствы этого региона, окормлением которой необходимо заниматься! Как отметил Патриарх Московский, «в одном только районе – Анталии – на постоянной основе живут более 15 тысяч человек. Есть и другие места, где компактно проживают россияне, русские люди, русскоязычные люди, и возникают очень серьезные вопросы, связанные с духовной жизнью этих людей». Для решения проблемы окормления русской диаспоры, потребовалось решение вопроса о наиболее приемлемом способе такого окормления. По итогам переговоров между Предстоятелями, пока было принято решение об оказании непосредственного содействия Фанару в окормлении русской диаспоры направлением наших русскоязычных священников на территорию Турции, видимо, на временной основе, как священников Константинопольской юрисдикции.
Другим вопросом, поднятым в рамках проблемы окормления соотечественников, был животрепещущий вопрос обеспечения православной паствы необходимым количеством храмов. Предстоятель Русской Церкви на встрече с премьер-министром Турецкой Республики прямо сказал о том, что для религиозных нужд русской диаспоры и русских туристов в Турции, требуется строительство определенного числа православных храмов. И соответствующие договоренности были достигнуты: глава правительства Турции заявил, что он лично готов заниматься вопросом обеспечения православными храмами русскоязычных верующих, которые находятся в Турции. По итогам всех этих обсуждений окормления русской диаспоры в Турции как с Патриархом Варфоломеем, так и с премьер-министром Турции, Святейший Патриарх Кирилл заявил: «Надеюсь, на основе трехсторонних договоренностей нам удастся создать достаточно прочную каноническую систему пастырского попечения о православных русских, русскоязычных людях и о тех, кто посещает Турцию как паломники и туристы».
И первой наглядной реализацией этих договоренностей стало произошедшее во время визита освящение русского храма Константина и Елены. Этот храм находится в Бююк-Дере, недалеко от Стамбула, в резиденции Российского Генерального консульства. Он был построен в 1832 году на территории летней резиденции Посольства Российской империи. После революции его закрыли, и на протяжении советского времени богослужения в храме не совершались. Он находился в полном запустении вплоть до последних событий. Сейчас, после возрождения и освящения, Храм Константина и Елены является первым православным храмом в Турции, который принадлежит Московскому Патриархату и в котором ведутся богослужения на русском языке – для той самой многотысячной русской паствы!
Проект православного туризма
Помимо поднятия и обсуждения вопроса об окормлении русской паствы в Турции, предложения о строительстве необходимых для этого новых православных храмов, московская делегация предложила проект развития программы православного туризма. Предстоятель Русской Церкви на переговорах с главой турецкого правительства сделал предложение о реализации развернутой программы религиозного туризма по христианским святыням и историческим памятным местам, находящимся на территории Турции. Реализация такой программы очень важна прежде всего тем, что благодаря ей будут сохранены, отреставрированы, выведены из заброшенного состояния уникальные святыни и памятники христианского мира, находящиеся на территории Турции. А ведь по количеству святых и памятных христианских мест, с Турцией может сравниться только Святая земля. Предстоятель русской церкви подчеркнул выгодность реализации этой программы для Турции, поскольку она увеличит количество туристов из России, Украины и Белоруссии, а возможно и из других христианских стран мира, причем не только в туристический летний сезон, но круглогодично, благодаря чему может быть ликвидировано такое понятие в туристической практике, как «мертвый сезон».
Результаты переговоров Московского Патриарха с Турецким Правительством и по этому вопросу были более чем обнадеживающими. Как отметил Предстоятель РПЦ, «мы наметили определенный план совместной деятельности, в частности, связанной с увеличением количества паломников из России, а может быть и из других стран, таких, как Украина, Беларусь, которые могли бы посещать Турцию не только для того, чтобы отдыхать или заниматься коммерцией, но и для того, чтобы посещать святые места». Вместе с тем, Патриарх Московский подчеркнул, что важным условием для паломнических поездок является предоставление возможности совершения богослужений: «это нечто новое для Турецкой Республики, но это необходимое условие для того, чтобы реально развивалось паломничество, а потенциал такого паломничества просто огромен», и в этом контексте сказав о необходимости строительства новых православных храмов.
Турция ждет русских паломников
По большому счету, основным итогом произошедшего визита делегации Московского Патриархата в Турцию можно считать заявленную готовность Русской Православной Церкви заниматься сохранением и укреплением Православия на этой территории, оказывать содействие и помощь Константинопольской Церкви в окормлении православной паствы этой страны!
Ведь, как известно, Константинопольский Патриархат находится в более чем плохих отношениях с Турецкими властями, и реально лишен самых элементарных условий и возможностей для окормления этой территории! Речь идет о ситуации, когда священникам Константинопольской Церкви запрещено ходить в священническом облачении, малочисленным храмам запрещено иметь обыкновенные церковные лавочки с самой необходимой церковной утварью, иконами и книгами, находящиеся на территории страны христианские памятники и святыни пребывают в заброшенном или оставленном состоянии, а о новых храмах, разумеется, не идет и речи… Очевидно, что такое положение дел может привести к самым критическим последствиям, вплоть до полного исчезновения православия на этой территории! И это при имеющимся внушительном потенциале – огромном числе оставленных и забытых христианских святынь и памятников христианской истории, миллионах туристов, а значит потенциальной паствы и паломников из православной России, Украины, Белоруссии и других стран.
В такой критической ситуации, предложенные московской делегацией в ходе произошедшего визита проекты – по окормлению русской православной паствы, по реставрации старых и строительству новых храмов, по восстановлению христианских памятников и святынь, по разработке паломнических маршрутов – являются едва ли не последней возможностью сохранить и укрепить православие на территории этого официально светского, а неофициально – исламского государства! Для современных межправославных отношений, это действительно беспрецедентная церковная политика братской поддержки и реальной помощи от Московской Церкви – Константинопольской, находящейся на территории Турции в столь плачевном положении. Как сказал архиепископ Илларион (Алфеев), «Мы готовы оказать содействие Константинопольскому патриархату в пастырском окормлении этих людей. Мы готовы и посылать наших священников, чтобы они, может быть, на временной основе становились священниками Константинопольского патриархата, и содействовать в реставрации храмов, и строить новые храмы».
Очень важно, что благодаря хорошим отношениям, имеющимся между Турцией и Россией, для делегации Русской Церкви оказалось возможным достичь всех нужных договоренностей с правительством Турции по реализации всех предложенных проектов! Как отметил Патриарх Московский Кирилл по итогам переговоров с турецким премьер-министром, «Турецкая Республика – это дружественная России соседняя страна», от правительства которой «я получил очень важное свидетельство о готовности откликаться на наши просьбы обеспечивать духовные нужды православных людей, которые сегодня живут в Турции и которые появятся в недалеком будущем»!
Разговор без «ударов в спину»
Вместе с тем, в заключенных Московским Патриархатом договоренностях, помимо чисто православного аспекта, связанного с предоставлением возможности сохранения и развития православия на территории Турецкой Республики, нужно сказать и о весьма существенном политическом аспекте. Во-первых, в складывающейся ситуации осуществления Русской Церковью такого непосредственного участия в окормлении территории Турции, которым Константинополь, к сожалению, не имеет возможности заниматься, влияние на его политику греческой диаспоры Америки может оказаться вторичным. А во-вторых, возможное продолжение со стороны Фанара политики вмешательства на каноническую территорию Московского Патриархата, теперь может иметь прямо обратные последствия. А надо отметить, что, к сожалению, единственный негативный итог состоявшихся переговоров двух Предстоятелей как раз и был связан с демонстрацией очень серьезных разногласий в оценке произошедших церковных конфликтов в Эстонии и на Украине. Но в новых складывающихся условиях, есть все основания предполагать, что по всем имеющимся конфликтным вопросам наконец-то будет достигнут консенсус. Так, говоря об итогах визита, архиепископ Илларион (Алфеев) подчеркнул, что несмотря на то, что разногласия, причем «очень серьезные», между двумя Церквами до сих пор сохраняются, теперь эти вопросы будут обсуждаться «в открытом и регулярном диалоге, который приводил бы к решению проблем с учетом позиций обеих сторон», причем «новый формат взаимоотношений уже не предполагает ударов в спину».
Елена Малер-Матьязова
|