Предстоящий чемпионат мира по футболу, который пройдет в Южноафриканской Республике в 2010 году, может «прославиться» неожиданным новшеством – категорическим запретом Международной футбольной федерации (ФИФА) молиться до и после футбольных матчей. Поводом для такого категоричного решения стал, казалось бы, обычный эпизод после матча, закончившегося победой сборной Бразилии над сборной США (!) в конце июня.
«Провинились» бразильцы, решившие поблагодарить Бога за удачу, собравшись в кружок. При этом многие из футболистов были одеты в майки с христианской символикой.
Вскоре в своем официальном комментарии ФИФА заявила о недопустимости каких-либо символов, слоганов и лозунгов на спортивной форме игроков. По мнению президента ФИФА Иозефа Блаттера, «это несет угрозу спорту». Стадион «не место для молитвы», – заявил президент ФИФА и пообещал запретить «любые религиозные манифестации» на ближайшем чемпионате.
Еддио Константини, глава Ватиканского спортивного фонда им. Иоанна Павла II, основанного в прошлом году в рамках Года Святого Павла, подверг острой критике эти слова главы ФИФА. Католический спортивный деятель счел такой подход абсолютно неприемлемым и назвал недопустимыми попытки «изгнать из спорта моральные ценности», которые приводят к деградации самого спорта.
По мнению Еддио Константини, моральные ценности в спорте помогут ему «вновь обрести свой смысл» и противостоять наступлению денег, допинга и других форм неспортивного поведения. Он считает, что молитвенное обращение к Богу за помощью перед футбольным матчем или выражение благодарности за победу после его окончания являются выражением личного права на свободу вероисповедания и поэтому не могут быть сочтены кем-то как оскорбление.
В качестве образца подхода к спортивной борьбе глава Ватиканского спортивного фонда напомнил слова апостола Павла: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного».
«Только духовный переворот среди спортсменов может помочь спорту заново отыскать свой подлинный смысл и преодолеть угрозы, происходящие от наркотиков, расизма и денег», – подчеркнул голова КСО.
Между тем, резкие высказывания Блаттера могут стать еще и новым поводом для межрелигиозного раздора. Болельщики обвинили руководство Международной федерации футбольных ассоциаций в двойных стандартах из-за политики по отношению к верующим игрокам.
Дело в том, что спустя несколько дней после инцидента с бразильцами футболисты египетской команды также совместно молились на футбольном поле, повернувшись лицами по направлению к Мекке, и их действия никаких нареканий со стороны руководства ФИФА не вызвали.
В блогах скандальную инициативу президента ФИФА сравнивают с деятельностью одиозной Мадлен Мюррей, которая в свое время добилась в США запрета на чтение молитв в государственных школах. При этом предводительница атеистов, немало «раскрутившаяся» благодаря своему богоборчеству, не гнушалась деньгами морально нечистоплотных пасторов, которые устраивали с ней совместные спектакли с яростными схватками защитников и противников веры с целью повысить телевизионные рейтинги.
Не совсем безупречна, впрочем, и репутация Иозефа Блаттера. Так, в 2001 году его имя было в центре скандала, связанного с банкротством компании-партнёра ФИФА ISL/ISMM. Тогда менеджеры бывшей компании-партнера Международной федерации футбола были обвинены в мошенничестве и присвоении денег от спонсорских контрактов ФИФА на общую сумму в несколько сотен млн. швейцарских франков. Суд пришел к выводу, что ФИФА была осведомлена о финансовых затруднениях ISL/ISMM за несколько месяцев до банкротства компании, однако не предприняла никаких действий для того, чтобы защитить свои средства.
Прославился Балттер и скандальным предложением ввести новую спортивную форму для участниц соревнований по женскому футболу, которых глава ФИФА задумал нарядить в весьма фривольные одеяния. Идея Блаттера вызвала бурю протестов со стороны многих спортсменок, обвинивших престарелого футбольного босса в оскорбляющем достоинство женщин сексизме. Блаттер, оправдываясь, заявил, что просто хотел таким способом привлечь болельщиков на стадионы, где происходят соревнования по женскому футболу.
Блаттер, таким образом, фигура довольно одиозная, скандальная и опутанная коррупционным шлейфом. Однако разговор сейчас идет не о личных прегрешениях Блаттера. Как это ни печально, но его воинствующий атеизм и непримиримое отношение к христианским убеждениям футболистов вполне вписываются в общее русло тупиковой идеологии западной толерантности. Толерантности, в рамках которой есть место всему, кроме традиционной христианской религиозности. И если запрет христианских молитв на стадионах будет реализован, это может стать крайне опасным прецедентом, дающим импульс к очередному витку кампании по дехристианизации Запада.
Максим Немов |