Главная » 2011»Январь»29 » Александр Агеев: «Странно, что кого-то смущает православный банкинг»
Александр Агеев: «Странно, что кого-то смущает православный банкинг»
10:46
Президент Клуба православных предпринимателей подвел итоги круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты» …
«Странно, что кого-то смущает тема православного банкинга. В мире,
например, стремительно развиваются исламские банки, которые согласуют
финансовые операции с требованиями шариата по многим позициям, начиная
от поручительства и кончая процентной политикой и способом участия банка
в капитале клиента», - сказал в интервью «Русской народной линии» один
из организаторов состоявшегося в рамках XIX Международных Рождественских
чтений круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты»,
генеральный директор Института экономических стратегий РАН, президент
Клуба православных предпринимателей, доктор экономических наук,
профессор Александр Агеев.
В ходе заседания отмечалось, что нравственный бизнес - важнейшая
составляющая общественной жизни, а кризис доверия, пренебрежение деловой
репутацией в бизнес-среде абсолютно неприемлемы. Оживленную дискуссию
вызвали различные формы практического участия религиозных организаций в
экономической жизни страны и объединение финансовых институтов для
координации совместных усилий по выработке финансовых инструментов,
основанных на принципах православной этики хозяйствования. «Участники
пришли к выводу, что создание тех или иных финансовых инструментов с
учетом норм православной этики возможно. Многие банки, в том числе
ведущие, открыты к этому диалогу и готовы задействовать эти инструменты в
своей деятельности, после того как их предложения будут одобрены
Святейшим Патриархом Кириллом. В ближайшем будущем пакет таких
предложений будет нами совместно представлен вниманию Его Святейшества»,
- рассказал по итогам работы круглого стола ответственный секретарь
Совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси П.А.
Шашкин.
«Во-первых, речь не идет ни о каком внедрении каких-либо финансовых
инструментов в тело Церкви. Церковь не только и не столько социальный
институт, сколько то, что находится в душах людей. Все верующие
составляют единое тело Церкви. Но, во-вторых, есть тело финансовых
систем. Эти финансовые системы существуют в рыночных полях и подвержены
государственному регулированию. В-третьих, помимо государственного
регулирования, помимо законодательства существуют различного рода
добровольные обязательства, которые принимают на себя субъекты
финансовой деятельности. И что касается этих обязательств, то они могут
быть менее жесткими, более жесткими, более или менее высокими - это уже
вопрос личного морального выбора личности или юридического лица, которое
также действует через людей, имеющих свои нравственные установки.
Поэтому речь идет о том, какого рода ограничениями и правилами
руководствуются участники финансовой деятельности», - пояснил А.Агеев.
«Если посмотреть на реальную практику финансового сектора, то мы
обнаружим, что помимо нарушений закона, что само по себе является
преступлением, есть множество лазеек для недобросовестного поведения, и
этими лазейками пользуются для обмана клиентов и партнеров, для
мошенничества, прямых и завуалированных хищений. Это - нарушения
важнейших религиозных заповедей и моральных норм, - продолжил эксперт. -
И поэтому, когда мы говорим о православном банкинге, православных
финансовых инструментах, то мы ставим вопрос о распространении на
регуляторы и практику финансовой деятельности нравственного
самоограничения, нравственного самовозвышения. Любой банк может
добровольно заявить, что он следует стандарту социальной ответственности
и заранее уведомить все заинтересованные стороны, что он следует
моральным правилам, которые обычно строже закона и на первый взгляд
менее выгодны ему, а более выгодны клиентам и партнерам. Но в
долгосрочной перспективе таким образом банк повышает свою репутацию,
неосязаемые активы, расширяет устойчивую клиентскую базу, что
оборачивается в конечном счете большей эффективностью. Иной банк может
лишь следовать нормам, установленным регулятором и законодательством, а
также рынком и конкуренцией. Любой банк действует в коридоре этих
ограничений. Иногда банкирам может казаться, что преступное и/или
недобросовестное поведение рентабельно. Но это - стратегическая ошибка,
философия сиюминутной выгоды. Финансовая деятельность, возвышаемая до
понимания социальной и духовно-нравственной ответственности, является
важнейшим условием жизнеспособности банка».
«Кто-то может усмехнуться, знаем, мол, мы наши банки. И будет прав. Наши
банковские практики еще очень далеки даже от планок, поставленных
законом и мировыми нормами. Но в том, что они и менее
конкурентоспособны, чем многие зарубежные, есть указание на более низкую
степень социальной ответственности банковской деятельности в РФ. И
важно иметь в виду, что сегодня мировые инвестиционные и банковские
стандарты и модели делового совершенства немыслимы без создания систем,
гарантирующих, как минимум, социально-ответственный бизнес и защищающих
интересы потребителей финансовых услуг. Опять же, мы не идеализируем
зарубежье. Там свои беды с деловыми хищниками. Но тренд в пользу
развития добросовестности, в том числе на конфессиональной почве –
глобален», - заключил Александр Агеев. Источник: Русская народная линия.