Главная » 2011»Январь»10 » К 30 - летию Архиерейского служения Архиепископа Берлинского и Германского Марка
К 30 - летию Архиерейского служения Архиепископа Берлинского и Германского Марка
02:35
30 лет прошло
с тех пор как архиепископ Марк (д-р Арндт) был рукоположен во епископа
30 ноября 1980 года. Германская Епархия определена его духовным
почерком, его руководством – подчиненным деснице Божией. Один он начал
свой монашеский путь в г. Висбадене на горе при русском храме св. прав.
Елисаветы в 1975 году. Постепенно вокруг него вырос круг его учеников,
которым он всегда открывал взор на целостность Православной Церкви. Его же
духовными отцами и учителями были иеромонахи и схимонахи Серафим и
Серафим, Николай и Никодим и архимандрит Авель, подвизавшиеся на святой
горе Афон. Последний – игумен Свято-Пантелеймонова монастыря,
приехавший в 1978 году в Россию, больше не смог вернуться на Афон, но
смог впоследствии устроить монастырь, живущий по афонскому уставу в
Рязанской области (Архимандрит Авель, Москва 2008, С. 112-114). Именно
о. Авель благословил сегодняшнего архиепископа Марка на монашество. Но
надо назвать и архимандрита Юстина (Поповича), учеником которого надо
считать владыку Марка, и с которым последний познакомился, когда начал
изучать богословие в Белградском богословском факультете. А вместе с
преподобным отцом Юстином, который был прославлен Сербской Церковью в
2010 году, следует назвать и плеяду его учеников, ныне архиереев –
митрополита Амфилохия, епископов Артемия, Афанасия, Иренея. Сербская
Православная Церковь для владыки Марка не менее родная, чем Русская. Что
касается Русской Церкви, то архиепископ Марк начал собеседования с
епархией Московского Патриархата в Германии. Они проходили с 1993-го по
1997 год и положили основу для дальнейшего диалога.
А вместе с тем, владыка Марк оказался в
самом центре тяжелого конфликта, который развернулся вокруг русских
святынь 1997-2000 вследствие связей пост-советского государства и
Церковью в России, с одной стороны, и хранительницей святынь старой
России по всему зарубежью и в первую очередь на Святой Земле – Русской
Зарубежной Церковью, с другой. Архиепископ Марк проник своим взором
глубже конфликта. Он своим ясным и целеустремленным восприятием
настолько конструктивно развил, даже в противостоянии присутствовавшие
здесь в зачаточной форме возможности соприкосновения, что, в конце
концов, несмотря на многочисленные моменты крайней напряженности –
отсюда выросло чисто церковное разрешение противостояния: «Акт о
каноническом общении». Архиепископ Марк 2004-2007 председательствовал в
Комиссии по диалогу, участвовавшей в разработке «Акта» со стороны
Зарубежной Церкви. «Акт о каноническом общении» окончательно
засвидетельствовал неразрывное духовное единство Русской Церкви во все
десятилетия, когда ее части были внешне разъединены. «Акт» был подписан
17 мая 2007 года Святейшим Патриархом Алексием II и Первоиерархом
Русской Зарубежной Церкви, митрополитом Лавром, в храме Христа Спасителя
в Москве, чему последовала торжественная Литургия, при участии двух сот
священнослужителей обеих сторон и более пяти тысяч верующих из самых
разных стран мира. Так был подведен итог под внешним разделением,
длившимся восемь десятилетий. Россия ценит этого православного
иерарха, в жилах своих не имеющего ни единой капли русской крови, и
происходящего с культурной точки зрения из совершенно иного мира, но
сумевшего объединить в своем сердце любовью ко Христу эти разные миры. Многие сопровождали его на его жизненном пути. Спутники, которых он подготовил своей молитвой. Лишь нескольких назовем здесь: Это
преосвященный Агапит, епископ Штутгартский. Следуя своему духовному
отцу он помогал вливать в монастырь преп. Иова Почаевского в
Оберменцинге, предместье Мюнхена, новую струю монашеской жизни. Он же и
отстраивал издательское дело в монастыре, из чего вырос на двух языках
«Вестник Германской Епархии» (с 1981 года), издания молитвословов,
богослужебных и богословских книг на русском, немецком и даже английском
языках. Владыка Агапит – тогда Александр Горачек примкнул к монашеской
жизни еще в Висбадене и шел рядом с владыкой Марком до сего дня. Это
привело его в последние месяцы даже в Австралию (вскоре после тяжелой
автокатастрофы, которую он пережил вместе с владыкой Марком на
Штутгартской автостраде). Православный календарь, который иеромонах Марк
в Висбадене начал создавать в 1976 году еще с помощью пишущей машинки и
ножниц, был сперва продолжен при поддержке Стефана Талмацкого (который
сейчас трудится врачом в Австралии), а потом его развил (как настольный и
карманный) тот самый послушник Александр, который стал затем
архидиаконом и иеромонахом и епископом Агапитом. Затем протоиерей
Николай Артемов (рукоположен епископом Марком в 1981 во священника). Он
присоединился в 1978 году к архимандриту Марку в Висбадене и
сопутствовал ему в течение этих долгих лет. Прот. Николай замещает
владыку Марка в нашем Кафедральном Соборе, когда сам владыка в
разъездах. Его проповеди доступны на нашем сайте кроме русского и на немецком, когда он служит Литургию на немецком языке. Игумен
Евфимий (Логвинов) был некогда как мирянин реставратором в мастерских
Грабаря, там, где сейчас опять Марфо-Мариинская обитель, созданная
новомученицей Великой княгиней Елисаветой Федоровной. Он прибыл в
Мюнхен, стал послушником, иеромонахом и теперь ежедневно служит в
монастыре. Два десятилетия он ведет интенсивную переписку с верующими в
России, представляет монастырь на конференциях в России, где читает
доклады. Монах Филарет (Лаби), родившийся и выросший во Франции,
перенял издательское дело, когда о. Агапита рукоположили в архиерея. Без
тихого и собранного делания этого труженика на ниве Господней многое из
того, что у нас имеется в Германской Епархии было бы просто немыслимо –
ни книги, ни «Вестник», ни два варианта календарей. Ежедневно он стоит
много часов на клиросе и поет во славу Божию. А с ним и другие более
молодые братья монастыря… Надо вспомнить о рукоположениях,
совершаемых владыкой Марком для духовного окормления православных людей в
разных городах и областях Германии и других стран; надо сказать и о
том, что под руководством владыки Марка возникла женская обитель под
Мюнхеном, которая поручена монахине Марии (Сидиропулу) и тесно связано с
Гефсиманской обителью – ведь не случайно владыке Марку с 1997 года
поручено наблюдать за монастырями Русской Зарубежной Церкви на Святой
Земле. Здесь следует вспомнить и о старшем священнике нашей Епархии:
прот. Димитрии Игнатьеве, который также все эти годы сохранял живое
общение с владыкой Марком. Отец и сын Игнатьевы – оо. Леонид и Димитрий –
знали молодого студента Михаила Арндта, когда он начинал знакомиться с
Православной Церковью. Под руководством о. Димитрия и г-жи У. Мельхерс
проходили во Франкфурте «Пасхальные семинары». Здесь молодой иеромонах
Марк читал богословские доклады. А в целом из докладов известных
богословов, которые читались на «Пасхальных семинарах» выросла пятитомная
серия книг «Встреча с Православием» (Begegnung mit der Orthodoxie),
изданная в Мюнхенском монастыре (1987-1990). Монастырь также издал серию
богослужебных переводов на немецкий язык о. Димитрия: здесь
представлена вся первая седмица Великого поста, вся Страстная седмица и
Пасха. В наши дни Комиссия Православной Церкви в Германии (ныне:
Архиерейская конференция) назначила группу по вопросам переводов,
которая представила новый перевод «Божественной Литургии». Этот текст
включен в новое издание немецкого молитвослова (2010). Но это не
последний проект, необходимы дальнейшие исправления, переводы, труды. Так
в кратких словах обрисована часть деятельности нашего архиерея,
резиденция которого в монастыре в Мюнхене (где он старается регулярно
бывать), которому конечно поручены приходы Русской Зарубежной Церкви по
всей Германии, но не только это, а и приходы в Австрии, Англии и
Ирландии, в Дании, где также под его руководством развивается приходская
и монашеская жизнь. О частых поездках в Россию (кроме США и Св. Земли),
об участии в разных Комиссиях в связи с возрождением церковно-соборной
жизни после Поместного Собора 2009 года и с приготовлением следующего
Поместного Собора, мы здесь говорить не будем – об этом можно прочесть в
«Вестнике», где каждая поездка отмечается хоть кратко. В проповедях
архиепископа Марка можно отметить влияние преп. Юстина Челийского
(Поповича), новозаветные толкования которого владыка Марк уже много лет
переводит на немецкий (см. „Bote der deutschen Diözese"), участвуя и в
переводе на русский (см. «Вестник»). Кроме того примером для него служат
творения святителя Филарета Московского (Дроздова), которому владыка
Марк еще во времена преподавания в университете хотел посвятить свою
профессорскую работу. Но ввиду перехода на церковную стезю этот труд
превратился в ряд докладов (см. Православный семинар 2009 и др.).
Митрополит Московский Филарет внес огромный вклад в жизнь Русской Церкви
XIX века и в развитие русского языка. В церковном единстве со своими
учителями и учениками архиепископ Марк живет в служении Святой Церкви. Проповеди,
которые владыка Марк – следуя своему примеру, св. Филарету Московскому –
старательно готовит, он в Мюнхенском Кафедральном Соборе всегда читает
на русском языке – их симультанно переводят в приделе храма на немецкий.
Но в монастыре Владыка проводит по-немецки курс «Православной
догматики», и однажды в месяц организуется его встреча с
немецкоговорящими семьями нашего прихода. Итак,
30 ноября 2010 будем праздновать 30-летие архиерейской хиротонии
владыки Марка, который только что вернувшись из Святой Земли и
посетивший несколько приходов, слетал на два дня в Киев, откуда вернулся
прямо на заседание Приходского Совета, а в декабре опять будет как в
Нью-Йорке, так и в Москве. Согласно настойчивому желанию юбиляра наше
празднование должно быть скромным, гораздо скромнее чем празднование 25-летия.
Но все же присутствовать будет Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви,
Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Восточно-Американский и
Нью-Йоркский. Ожидается также Высокопреосвященнейший Иларион
Волоколамский, Председатель ОВЦС. Каким бы скромным ни было само
празднование – Мюнхенский Кафедральный Собор был обновлен, покрашен в
белый цвет снаружи и изнутри, блестят отчищенные паникадила (люстры).
Ждем гостей. Но при взгляде на нашего архиерея почему-то сразу
вспоминается, что после его поездок в Нью-Йорк, Москву и
Франкфурт-Висбаден – в Соборе нам предстоит «Православный открытый семинар»
(26-28.12) и тут же по окончании семинара начнется Епархиальное
собрание (28.12.-29.12), на котором будут участвовать все
священнослужители, старосты приходов и казначеи, а также ряд других
церковных деятелей. Много еще предстоит дел до Нового года и Рождества… И
после того тоже.
Кафедральный собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене