Русский
человек запросто может прийти к храму часа в два ночи и начать
заплетающимся языком молиться, а то и что-то требовать. Один батюшка
рассказывал, как к нему в деревенский храм приходили по ночам мужики со
своим наболевшим:
- Отец, а какой там Бог есть, кому молиться? Вот жена у меня сволочь, вот надо что-то такое… Какой «сплю», ты ж поп!
Впрочем, все-таки именно в храм идут, а не к «нервному врачу» и не к участковому…
Протоиерей Всеволод Чаплин. Лоскутки
Наверное, неправильно будет назвать эту книгу серией
обрывочных зарисовок, как часто представляет книгу сам ее автор. Это –
сборник миниатюрных и лаконичных новелл. В каждой из них метко схвачена
только одна черта. Но черта характерная и важная. Это те вехи и опорные
моменты восприятия мира, которые надо зафиксировать, обсудить,
запомнить. Вокруг каждого лоскутка можно написать немало статей, а
можно просто взять книгу и думать, думать… Здесь нет церковной «кухни»,
так чаемой некоторыми читателями, в них есть только толчок к тому, чтобы думать, переживать, осмыслять. Вышел
новый соборник протоиерея Всеволода Чаплина «Лоскутки-2», а значит
снова впереди такие долгие вечера с такой небольшой книгой.
- К написанию зарисовок меня побудила потребность высказать то, что
ранее не удавалось высказать в других форматах – докладах, публичных
выступлениях, интервью, относящихся к тематике моей церковной работы, –
рассказывает отец Всеволод. – Хотелось зафиксировать на бумаге и
поделиться мыслями о духовной жизни и пастырской практике, о внутреннем
состоянии человека, о явлениях культуры, о судьбах России и мира, а
заодно и веселые истории, которые приходилось слышать – все это не
входило в другие привычные форматы. Возможно, я сказал все, что хотел
сказать в этом формате. По крайней мере не планирую возвращаться к нему
в ближайшем будущем.
- Как строится ваша работа над книгой?
- Работа над «Лоскутками» обычно проходила так: на клочках бумаги я
записывал то, что хотелось сохранить на память, а затем в отпуске, в
командировках эти записи оформлялись, ведь в Москве у меня нет ни
свободных вечеров, ни выходных дней.
Что
происходит в аду? Как совместить вечное наказание с милосердием Божиим?
Многие не раз задавали себе этот вопрос. Вполне возможно, что там
окажутся прежде всего люди, для которых будет просто невыносимо
присутствие в Царстве Бога, пред лицем Его. Будут там сидеть
критические умы и ругаться, ругаться, ругаться друг с другом, кривясь
от всякого доброго слова, от каждого упоминания имени Божия… Таких
среди нас, увы, немало. Уже сейчас их жизнь превращается в сущий ад –
ничего светлого, все плохо, особенно Церковь и Бог. И мир, Им
созданный, ужасен, и люди кругом отвратительные, а уж разговоры о вере
и морали – «тьфу, тьфу, уберите это отсюда»… Если такая жизнь для них
станет вечной, если от нее нельзя будет уйти ни в самоубийство, ни в
дурман, – это может оказаться хуже любых печей и сковородок. |
- Выходит, что название «Лоскутки» – имеет несколько смыслов?
- Да, это разрозненные обрывки воспоминаний и размышлений, разбитые
на несколько тем, но почти не систематизированные. Эта книжка – одна из
многих, издаваемых сегодня. Слава Богу, сегодня многого публикуется
книг священниками и мирянами – духовная и научная литература,
миссионерские и детские издания, романы, рассказы, поэзия… Сегодня мы
переживаем золотой век православной литературы, православной мысли:
пишется намного больше, чем на рубеже 19-20 веков, в Серебряный век
русской литературы. Есть удачные тексты, глубокие. Есть тексты не очень
удачные. Но важно, что тот массив текстов, который издается в нашей
Церкви каждый месяц, каждый год, не может не породить настоящей
христианской культуры. Сегодня каждый человек может найти для себя
укрепление в вере. И нам нужны не только книги, надо, чтобы это
возрождение охватило и другие области культуры, чтобы были фильмы,
песни, плакаты, слоганы, клипы.
Ко мне однажды пришел бородатый старик в поношенном костюме с большой палкой, как у Деда Мороза. Представился:
- Я Господь, творец вселенной. Вот этими руками создал весь мир.
Сейчас должен его спасти. Буду строить космодром в Иерусалиме для
летающих тарелок. Из них выйдут мои ангелы, избавят человечество от
скверны. Никто другой этого сделать не может – только я, всемогущий,
вездесущий, вечный творец.
- А мы-то чем можем помочь?
- Деньгами. Для начала на билет до Иерусалима.
|
- Но не происходит ли так, что литература от такого обилия
текстов начинает выхолащиваться, и увеличение тиражей и наименований
приводит к понижению уровня и тому, что в магазинах становится больше
книг поверхностных и безвкусных и меньше настоящей духовной литературы?
- Конечно, есть литература бесполезная, пустая, ориентированная на
чисто житейские запросы и их «духовное обслуживание», и низводящая
христианство на этот уровень. Это было, есть и будет. Наша же задача –
замечать лучшее, говорить об этом, воспитывать любовь и вкус к чтению,
продвигать тексты, которые развивают людей духовно и ставят их на
правильный путь.
Нужно больше работать со светскими магазинами, чтобы там на полках с
надписью «Религия» не доминировали оккультные книги и «православные»
сонники-лечебники. Сегодня в некоторых епархиях достигнуто соглашение
между крупными книжными магазинами, распространителями церковной
литературы и православными экспертами. Думаю, что этим путем пойдут и в
других местах.
Общество в
России становится все более расколотым. «Элита» и «плебс», Москва и
регионы, богатые и бедные, старики и молодежь… Разный язык, разные
песни, разные кварталы, разные магазины. Не дай Бог, будут еще и разные
храмы. Между «классами» – все больше отчуждения и даже неприкрытой
вражды, выплескивающейся в политику, газеты, телевидение. «Собрати
расточенная» – вот задача, которую Церкви никак нельзя оставлять. |
- Лоскутки – это фрагменты из дневника? А как вы в целом относитесь к ведению священниками Интернет-дневников?
- Я не веду дневник и считаю это достаточно странным занятием.
«Лоскутки» были написаны для обсуждения некоторых значимых для Церкви
тем, адресовывались они пастырям и мирянам Православной Церкви. Эта
работа имела начало, и возможно, обрела свое завершение.
Думаю, что надо писать, когда есть, чем поделиться, а священник
всегда должен оставаться священником. Полагаю, что священнику в
Интернете не стоит дискутировать под псевдонимом и создавать себе
виртуальное alter ego , мало похожее на облик пастыря. Надо все время
помнить о лежащей на нас ответственности за свои слова перед людьми и
перед Богом. Я лично не против того, чтобы священники вели
Интернет-дневники, но мерилом полезности этого должна быть духовная
польза, которое пастырское слово приносит. Мерилом должны быть плоды
духа – любовь, радость, мир, вера, кротость, воздержание – плоды,
которые апостол назвали критериями плодотворности христианской жизни.
В храме
Живоначальной Троицы в Хорошеве появилась замечательная традиция: после
воскресных и праздничных богослужений, даже зимой, Владыка Марк
разливает всем прихожанам по стакану чая. Подается и самое простое
угощение – печенье, карамельки… Люди, многие из которых до этого
уходили сразу после отпуста, теперь стали общаться, говорить друг с
другом, задавать вопросы Владыке и духовенству. Как немного иногда
нужно, чтобы приход становился настоящей общиной! |
С протоиереем Всеволодом Чаплиным беседовала главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова. |