Чтобы подавить дух и свободу клириков и мирян, не просто лишить прав,
но подавить саму волю к свободе, творчеству и активности, вводится
принцип, выраженный словом «послушание». Оно воскрешает древнюю
традицию, освящено богатым опытом монашеского подвига. Остаётся
наполнить слово нужным содержанием, чтобы никто не заметил подмену.
Тогда слово станет орудием подавления клириков и господства над стадом
Христовым. Что стоит за великим словом, которое определяет меру нашей
любви к Богу: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Мое» (Ио.14,23-24).
Это слово выражает существенный принцип христианской этики. Каждое дитя
принимает его как заповедь матери. Однако нельзя забыть об опасности,
сопутствующей всякой добродетели. Есть такая опасность и в послушании.
Эту опасность несёт грех человекоугодия. Почтенный протоиерей сообщает ставленнику секрет карьеры: -
Священнику следует знать два слова, чтобы жить в любви с архиереем:
«простите, святый Владыко» и «благословите, святый Владыко». Молоденький дьякон в Алтаре Собора советует ставленнику: -
Главное, почаще прогибайся перед Владыкой. Забот не будет, а хлеб с
маслом будет. Главное, вовремя прогнуться». Вспоминается классика. «Мне завещал отец: во-первых угождать всем людям без изъятья- Хозяину, где доведётся жить,<
... Читать дальше »
28 сентября, по окончании встречи с молодежью, Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл посетил место строительства кафедрального
Успенского собора Витебска.
Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы к кресту преподобной
Евфросинии Полоцкой, установленному напротив строящегося Успенского
собора, у смотровой площадки, с которой открывается вид на город
Витебск.
У входа в кафедральный храм Его Святейшество встречал настоятель собора протоиерей Михаил Мартынович и духовенство Витебска.
Предстоятель Русской Православной Церкви окропил освященной водой стены
храма и ознакомился с ходом работ по возрождению Успенского собора.
Кортеж Святейшего Патриарха также сделал остановку у здания Витебского
духовного училища, где Его Святейшество встречали первый проректор
протоиерей Александр Ракунок, преподаватели и учащиеся. Студенты
преподнесли Предстоятелю написанную ими икону с изображением Распятия.
Святейший Владыка благословил учащих и учащихся и окропил стены здания
освященной водой.
После распада СССР Россия, переживая трудное становление своей государственности, долгое время находилась в полосе глубокого духовного кризиса. И больше всего это отразилось на армии - государственном институте, идеологизированном во все времена в силу своего специфического предназначения и поэтому наиболее чувствительном к любым социальным потрясениям.
И естественно, что в армейской среде, как и во всем обществе, возникает необходимость обретения новых источников духовных и нравственных сил, которые способствовали бы укреплению национального самосознания, единства народа и армии, возрождению, сохранению преемственности в традициях российского государства и его Вооруженных сил. В этих условиях возрастает влияние религиозных конфессий на все стороны нашего общества, в том числе и на Вооруженные силы. В истории Государства Российского Православная церковь всегда занимала особое место, оказывая исключительное влияние на формирование морально-нравственного климата в обществе, и особенно в армии. Крещение Руси началось с дружины Великого князя Владимира, и это было символично, послужило примером для всех подданных. Христианские традиции, складывающиеся на протяжении тысячелетия: представления о грехе и добродетели, святости и преступлении, чести и б
... Читать дальше »
Данилов ставропигиальный мужской монастырь и Домовый храм в честь святой мученицы Татианы при МГУ объявили набор на Православный лекторий для молодежи при Политехническом музее г. Москвы.
С октября 2009 года по май 2010 года молодые люди и девушки в возрасте от 16 до 30 лет смогут прослушать курс лекций по «Основам православного мировоззрения».
Впервые в рамках одного образовательного проекта слушателям будут предложены несколько курсов лекций и бесед: «Основы изучения Библии», «Церковь в современном мире», «Основы православного вероучения», «Богослужение в православной Церкви».
К чтению лекций приглашены:
• председетель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиерпископ Волоколамский Иларион, • председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, • председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, • настоятель Домового храма в честь святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, • ведущи
... Читать дальше »
Дерево, ставшее орудием казни, считалось нечистым, и кресты просто-напросто выбрасывали. В окрестностях Голгофы скопилось множество крестов, среди которых, как справедливо полагала царица Елена, должен был быть и Крест Господа.
Сегодня Святая земля, Израиль - едва ли не центр христианского мира. И даже те, кто не признают себя православными, стремятся съездить на берега Иордана, чтобы своими глазами увидеть эти благословенные места, подробнейшим образом описанные в Библии.
Во времена императора Константина (IV в.) Иерусалим был для него примерно тем же, что сейчас для нас мифическая Атлантида или легендарная Троя.
Константин закладывал основания будущей великой империи - Византии, строил прекрасный Константинополь и параллельно занимался изучением христианства. Нельзя с уверенностью сказать, что он был совершенно верующий человек, но, по крайней мере, увлекался исследованием этой религии очень серьезно.
Одним из наставников императора стал Евсевий Кесарийский - выдающийся для своего времени человек. По значимости для Церкви его, наверное, можно сравнить с древнегреческим ученым Геродотом. Геродот стал "отцом" истории, Евсевий - родоначаль
... Читать дальше »
Святая мученица Людмила, княгиня чешская, была выдана
замуж за чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое Крещение от
святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став
христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры
своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения
в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет.
Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь
и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава,
которое продолжалось 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, от нее
имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил
18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына,
Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы.
Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою
свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г.
Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время,
когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление
Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у
городской стены. От
... Читать дальше »
Крест, как известно, в древности был орудием позорной казни.
«Позор» — зрить, зрелище: над головой распятых была табличка с
описанием состава их преступления… Проходящие мимо останавливались,
читали, обсуждали зримое. Кто-то плевал на распятого, насмехался над
ним, или выражал гнев, презрение, осуждение. Кто-то – молча проходил
мимо, а кто-то с кем-то вступал в спор, комментируя казнь и приведшие к
ней события… Знамение, так сказать, пререкаемое. Пререкаемым знамением крест остается до сих пор. Нецерковные люди
высокомерно обвиняют православных в пережитках язычества: мол,
поклоняются предмету, фетишу. Оккультно ориентированные граждане, коих
– немало в наше времечко, считают крест чем-то вроде амулета «от
сглаза», и нередко приходится видеть у них на шее, рядом с крестом,
всякие обереги, знаки зодиака и тому подобное. Считающие себя атеистами
— заново «открывают Америку», твердя о том, что мол под знаком креста
из века в век злые церковники творили крестовые походы, аутодафе,
анафематствования науки и культуры и прочие «мракобесия». Высоколобые
ученые в тиши кабинетов пишут многотомные исследования о формах крестов
древнеегипетских, о солярной символике и о начертании иудейской буквы
«тав»…
Беседа с иереем Николаем Савченко, и.о. настоятеля Успенского собора РПЦЗ в Лондоне
– Отец Николай, вы сопровождали в России
Курскую-Коренную икону Божией Матери – святыню
Русского Зарубежья. Что в эти дни произвело на вас самое
сильное впечатление?
– Наверное, самое сильное
впечатление – это огромное количество народа,
которое собиралось, чтобы почтить икону. В городе
Курске на молебне, проходившем на площади перед
кафедральным собором, было больше 50 тысяч человек. А
когда икона находилась в Москве, то каждый день к ней
приходило порядка 15 тысяч человек, в отдельные дни
– около 20 тысяч. Больше людей пропустить было
просто невозможно. Они шли, начиная с семи часов утра и
до позднего вечера, в отдельные дни храм закрывался
очень поздно – около полуночи. Рано утром обычно
приходили работающие, днем – больше пенсионеры и
паломники из других городов, а вечером – родители
с детьми и много молодежи. Поразило такое обилие
народа, который терпеливо переносил все трудности,
связанные с необходимостью дождаться своей очереди,
чтобы приложиться к святыне. Как правило, стоять в ней
приходилось около трех часов, и лю
... Читать дальше »