Беседа с иереем Николаем Савченко, и.о. настоятеля Успенского собора РПЦЗ в Лондоне
– Отец Николай, вы сопровождали в России
Курскую-Коренную икону Божией Матери – святыню
Русского Зарубежья. Что в эти дни произвело на вас самое
сильное впечатление? – Наверное, самое сильное
впечатление – это огромное количество народа,
которое собиралось, чтобы почтить икону. В городе
Курске на молебне, проходившем на площади перед
кафедральным собором, было больше 50 тысяч человек. А
когда икона находилась в Москве, то каждый день к ней
приходило порядка 15 тысяч человек, в отдельные дни
– около 20 тысяч. Больше людей пропустить было
просто невозможно. Они шли, начиная с семи часов утра и
до позднего вечера, в отдельные дни храм закрывался
очень поздно – около полуночи. Рано утром обычно
приходили работающие, днем – больше пенсионеры и
паломники из других городов, а вечером – родители
с детьми и много молодежи. Поразило такое обилие
народа, который терпеливо переносил все трудности,
связанные с необходимостью дождаться своей очереди,
чтобы приложиться к святыне. Как правило, стоять в ней
приходилось около трех часов, и люди переносили все это
без ропота, без раздражения, подходили к иконе со
слезами на глазах. Видно было, как они почитают Матерь
Божию, насколько готовы трудиться и претерпевать
лишения ради того, чтобы почтить Ее. Знаменательно, что
к иконе приходило большое количество молодежи. Это
свидетельство того, что Церковь в России уже давно
состоит не только из бабушек, но она все больше
прирастает молодым поколением, и этот процесс уже,
вероятно, не остановить, что очень отрадно. Это мои
самые сильные впечатления.
– Курская-Коренная икона местом своего
постоянного пребывания имеет здание Синода РПЦЗ в
Нью-Йорке. Совершаются ли паломничества к этой святыне
паствой Русской Зарубежной Церкви?
– Скорее справедливее сказать, что икона прибывает к
нам. Начиная с 60-х годов XX века она покидала Нью-Йорк
много-много раз. Вряд ли существует хотя бы один приход в
Русском Зарубежье, куда бы еще не доставляли
Курскую-Коренную икону, за исключением, может быть, только
совсем новых, образованных за последние год-два. Ее возили
и по Европе, и по Америке, и в Австралию, и на Святую
Землю. Несколько лет назад она находилась некоторое время
и в нашем лондонском приходе.
К сожалению, мы в Зарубежье в некотором роде даже привыкли
к этой святыне. Тем более отрадно видеть, как люди в
России с трепетом и благоговением ее встречают. В
последний день пребывания иконы здесь, когда совершалось
патриаршее богослужение в Курской Коренной пустыни, вокруг
обители стояли многотысячные толпы людей, которых не
пропускали в монастырь, так как было уже просто невозможно
вместить всех. Они терпеливо стояли, молились и слушали
доносившиеся из динамиков звуки службы. Это, конечно, нас
сильно вразумляет. Мы видим, что народ русский готов
претерпеть ради Христа, и это вселяет надежду на то, что
Россия и дальше будет шествовать путем духовного
возрождения.
– Местом пребывания иконы изначально была именно
обитель в Курске. Сейчас Курская-Коренная, как
историческая святыня Русского Зарубежья, остается за
рубежом. Будет ли передан в Россию список чудотворной
иконы, с тем чтобы она хотя бы таким образом вернулась к
нам?
– Да, сейчас этот вопрос обсуждается. В первый же
день пребывания святыни в Курске Святейший Патриарх Кирилл
подарил архиепископу Курскому и Рыльскому Герману икону
Божией Матери «Знамение» в окладе, с тем чтобы
верующие молились перед ней в то время, когда сама святыня
покинет Россию. Мы, конечно, понимаем, что здесь, в
России, икону чтит огромное количество верующих людей,
гораздо большее, чем у нас, но, к сожалению, так
оказалось, что Курская-Коренная икона – последняя
святыня Русского Зарубежья. В России много святынь, а у
нас их, в общем-то, почти нет. Зарубежье волей-неволей
наследует эту проблему западного мира, когда мало святости
и слишком много разнообразных соблазнов. Мы, в данном
случае, вдобавок испытываем удаленность от Родины и порой
даже отсутствие возможности услышать родной язык. Вокруг
чуждая культура, которая становится все менее
христианской, а духовная атмосфера все более душной и
спертой. В ней все больше греха и безразличия к вечным
вопросам бытия. Из-за этого повсеместного духовного
оскудения мы не готовы расстаться с нашей последней
святыней. Конечно, очень жаль, что в Россию так и не
смогли доставить мироточивую Иверскую (Монреальскую) икону
Божией Матери. Так попущено было, чтобы хранителя ее
убили, и она была похищена. Это было тягчайшей трагедией
для нас, но так судил Господь. Видимо, мы слишком привыкли
к святыне.
– Каково, на ваш взгляд, значение события
принесения в Россию Курской-Коренной иконы?
– Мы воспринимаем эту икону как прообраз Русской
Церкви. Курская-Коренная икона была татарами рассечена на
две части, так и Церковь была разделена надвое
большевиками. Как икона соединилась, обрела целостность,
так объединилась и наша Церковь. На доске иконы остался
след от былого раскола для того, чтобы люди видели, что за
злодеяние было совершено и какое затем произошло чудо. При
объединении двух частей Русской Церкви тоже какой-то
зримый след от былого разделения остается, и он служит
напоминанием о милости Божией, даровавшей нам в России и
Русском Зарубежье чудо обретения духовного единства. Было
бы хорошо, если бы Курская-Коренная икона почаще
привозилась в Россию и в Курск, в частности. Хотелось бы,
чтобы и святыни из России привозились в страны Запада, что
объединяло бы не только нас, но и укрепляло единство с
верующими других Поместных Православных Церквей.
Пребывание Курской-Коренной иконы в России, все те
отрадные события, свидетелями которых мы были в эти дни,
говорят о духовном возрастании народа нашего земного
Отечества. Сейчас это начинают осознавать все больше и
больше людей на Западе, особенно консервативные христиане.
Некоторые принимают Православие, и мы ожидаем увеличение
количества таких обращений. К сожалению, в настоящее время
христианские Церкви Запада – Англиканская,
Епископальная, Лютеранская – переживают тяжелейший
духовный кризис, в первую очередь связанный с вопросами
нравственности. Они все больше провозглашают грех нормой.
Католическая Церковь также испытывает последствия реформ,
ведущих в сторону значительного упрощения, так что у
католиков уже мало что остается от нашего общего
исторического наследия. Возможно, именно поэтому наиболее
мыслящие и нравственно чуткие люди на Западе с надеждой
смотрят на Православие и на Россию.
С иереем
Николаем Савченко
беседовала Ольга
Кирьянова
28 / 09 / 2009
|