Сергей Васильевич Иванеев, кандидат
юридических наук, доцент кафедры ВУНЦ
СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»,
профессор Академии военных наук
Завтра может
быть поздно!
В
связи с нарастанием межэтнической напряженности, связанной с событиями на
Манежной площади и Невском проспекте, где бушевали толпы молодых парней,
возмущенных безнаказанным убийством группой северокавказцев русского парня
Егора Свиридова, вновь обострилась взаимосвязь религиозной и этнической
самоидентификации. Естественно, противостояние славянского, русского населения
и мусульман, о котором говорят некоторые российские руководители, искусственно
и провокационно. В последнее время некоторые из политиков стали делать
выходящие за рамки всякого здравого смысла заявления и обвинять русских в
фашизме. Ведь это - на грани абсурда. Кто же может в это поверить?
Мы
все должны осознать, что в России массовая религиозность граждан является
потенциальным источником конфликта, т. к. всякая религиозная система, как результат антагонистических
социальных условий, в своём содержании имеет (и сохраняет) недружелюбное,
а то и откровенно враждебное отношение к другим религиям. Это отношение,
принимая гипертрофированные формы, может экстраполироваться на целые
сообщества, находящиеся вне данного религиозного культа, что особенно очевидно,
когда в уличных беспорядках противостоят друг другу молодые люди, разделяющие
иные религиозные убеждения. Тогда межнациональный конфликт приобретает особенно
жестокие и фанатичные формы, превращаясь в религиозную войну на полное
истребление противника и всех иноверцев.
С
тех пор как религия приобрела характер превалирующей формы общественного
сознания она вступила в конфронтацию с инакомыслием и научной философией. Эта
история продолжается и до сих пор, т.к. достаточно констатировать только один
факт: на всем сегодняшнем мусульманском Востоке мы не можем назвать ни одного
философа – представителя диалектико-материалистического мировоззрения. С самых
основ ислам находился в конфронтации с инакомыслием. Поначалу более-менее
терпимое отношение к инакомыслию позволялось властью халифов, и об этом могут
свидетельствовать мысли и взгляды отца арабской философии Аль-Кинди (ок. 800 -
ок. 870), жившего в Басре и в Багдаде, который, обращая внимание на сказочные
места Корана, из которых нельзя почерпнуть серьезных знаний, утверждал, что «в
нем нет порядка, стиля, изящества или тонкости композиции. С начала до конца он
полон противоречий, одна сентенция уничтожает другую, а целое младенчески
слабо».
Но это был выдающийся ум, богословие ничего не могло поделать с ним, а затем
начинается полоса жесточайшего преследования инакомыслия, которая дошла и до
нашего времени. Примеров этому несть числа и мы не станем доставлять нашим
читателям неприятных мыслей. Все указанное способно выдвинуть ситуацию в мире
за рамки нормальных цивилизованных межэтнических и межконфессиональных отношений.
Проблема приобретает поистине общепланетарный масштаб.
В последнее время ввиду клерикализации
общества стало очень трудно проводить лекционные и семинарские занятия на тему
светскости государства по Конституционному праву РФ со студентами-мусульманами,
т.к. любая попытка говорить об исламе с позиций диалектико-материалистической
теории как социально-духовном явлении вызывает с их стороны бурю протеста.
Основная масса студентов-мусульман в резкой и агрессивной форме начинают
защищать ядро мусульманского вероучения, культ Аллаха и ортодоксальное
отношение к нему.
Доходит до абсурда: председатель Совета
муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин провел встречу в 2009 году с ректором
Московской финансово-юридической академии А.Г. Забелиным в московской резиденции
СМР в Выползовом переулке, где темой разговора стало обсуждение перспектив
сотрудничества СМР и МФЮА в области воспитательной работы среди студентов.
Муфтий приветствовал инициативу ректора одного из известнейших гуманитарных
вузов столицы, имеющего множество филиалов по стране, организовать в учебном
заведении работу молельных комнат, для студентов и сотрудников, исповедующих
ислам (!). Достигнута предварительная договоренность и о курсе лекций
по духовно-нравственной теме, которую в МФЮА будут читать специалисты
Совета муфтиев России.
А
что же делать неверующим студентам в МФЮА? Ведь таким образом нарушаются их
конституционные права! Мы ведь живем в светской стране! Ситуация с табуизацией
ислама в обществе привела к тому, что срываются целые конференции, где к исламу
подходят с точки зрения научно-материалистического уровня.
В
целом нельзя не согласиться с мнением генсека Совета Европы и
председателя Норвежского нобелевского комитета Турбъерна Ягланда, высказанное
им в связи 60-летием Европейской конвенции о правах человека: «Мы не можем
допустить разжигания насилия и ненависти, но я готов всеми силами защищать
право критиковать государство, политических руководителей, религии, их мифы и постулаты, а также право людей мирно
протестовать против выражения таких мнений – в статьях, на телевидении, в
искусстве или при помощи карикатур. Если мы допустим компромиссы в вопросах
свободы выражения мнений, будет поставлена на карту сама судьба нашей
демократии. Без свободы выражения мнений не может быть свободы вообще».
Актуальность
данной темы, естественно, несомненна, т.к. в России сейчас немало людей с
полным незнанием истинной сущности и целей современного модернизма ислама,
которые предпочитают оправдываться ссылками на толерантность и рассуждать с безответственной
демагогией на тему «прав человека». Таких невежественных «попутчиков» В.И. Ленин
называл «полезными идиотами». Подобные настроения направлены на укрепление
позиций ислама в обществе, его защиты от научной критики и неверующих граждан.
Граждане
России должны четко осознать для себя, что как и все религии, ислам, не упал с
неба, он возник как идеологическое средство феодализированных кругов
мекканско-мединской части, заинтересованный в главенстве над родоплеменными
арабами. В силу господствующего уровня обыденного сознания идеологическим
средствам объединения арабов стали религиозное знамя под эгидой веры в единого
«бога арабов» - Аллаха. Разноуровневое социально-историческое развитие
современной цивилизации и сравнительно слабое ее влияние на мусульманский мир
создает возможность консервации ислама. Недостатки международной демократии,
попустительства религии в любых ее формах, в том числе и ислама, мешает
разглядеть в нем архаическое содержание, несовместимые с уровнем и принципами
прогресса. Непонимание истинной сущности и целей современного модернизма ислама
сбивает с толку не только массы верующих, но и светскую общественность, наивно
полагающую, будто «вера пророка» безвинна в своем содержанием, и, если
существует мусульманский терроризм, то за это самое вероучение не в ответе.
Примером
непонимания истинной сущности и целей современного модернизма ислама являются
высказывания министра иностранных дел Франции Мишель Альо-Мари (Michele
Alliot-Marie), предостерегающие против беспочвенного страха перед исламом, и,
призывающие не путать обычных мусульман со сторонниками радикальных движений.
Свое выступление министр сделала в связи с публикацией во французской газете Le
Monde результатов опроса общественного мнения, согласно которым 40 % опрошенных
французов и немцев признались, что чувствуют в исламе угрозу их национальной
самобытности.
Европейская
цивилизация, свободная от жесткой религиозной детерминированности, которую и
оставила позади вместе со Средневековьем, постаралась позабыть весь кошмар,
порожденный религиозным фанатизмом. И еле пульсирующее сегодняшнее
исламоведение в Европе и США недостаточно разобралось в возможностях того
агрессивного потенциала ислама, которым он заряжен и удерживается как возможное
средство сохранения влияния на массы своих последователей в современных
условиях. Все это, несомненно, ослабляет бдительность и способствует натиску
исламского радикализма на немусульманский мир. Усилия последнего
небезрезультатны. Ислам всемерно усиливает свое влияние не только на
мусульманский мир, но и внедряется в немусульманские страны всеми доступными и
недопустимыми методами: шумной саморекламой, угрозами и шантажом, ловкими
миссионерами и подпольными организациями, мусульманскими партиями и
проникновением в государственно-финансовые структуры, клерикализацией
социального бытия и разбойным терроризмом. И т.д. и т.п. Это очевидно. Тогда
закономерен вопрос: не пора ли мировому сообществу обратить внимание на
необходимость умерения непомерных претензий ислама на роль некоего лидера в
развитии современной цивилизации под флагом идей Корана и Шариата?
Сегодня
в ходу понятие «исламская цивилизация». Его содержание не соответствует
доподлинному понятию «цивилизация». Всякие претензии религии на
цивилизованность несостоятельны. Цивилизации определяются не по принципу
господства той или иной религии, а по социально-экономическим и культурным
основаниям, по тем морально-духовным ценностям, которые соответствуют
прогрессивным потребностям людей во благо их счастливой жизни. Религия лишена
таких критериев. Ее принципы жить во имя иллюзорного вечного счастья «за
гробом» пессимистичны и противоречат нормальным жизненным идеалам людей.
Поэтому понятие «исламская цивилизация» - натяжка, способ подменить
подлинный смысл цивилизации или придать привлекательный вид тому анахронизму,
принаряженному в восточную экзотику, который изжил себя исторически, нарядиться
в тогу «прогрессивной религии».
Если новое развивается, оно отвергает
устаревшее содержанием положительных его элементов. Это – объективный закон
бытия. Но из ислама, равно как и из других религий, современная развивающаяся
цивилизация ничего взять не может по той причине, что его сущность составляет
вера в сверхъестественные силы, что противоречит истине и напрочь отвергнута
наукой. Высокая духовность и мораль – непроизводная ислама, но включенная в его
вероучение и эксплуатируемая в качестве «доказательства» его ценности.
Социальные и морально-мировоззренческие нормы Корана и Шариата безнадежно
устарели как производное феодальных времен и условий. Всяческие потуги
реанимировать или модернизировать в качестве «вечных» ценностей – бесславная и
архивредная тщета. Она лишь консервирует давно отжившее свой век и мешает
развитию нового, передового. Это хорошо знали лучшие умы народов Востока, ратуя
за преодоление мусульманского анахронизма, - аль-Кинди, аль-Фараби, Авиценна,
Омар Хайям, Хамза Хакимзаде Ниязи и многие другие. Именно у них надо учиться
прозорливости и принципиальному отношению к исламу в его различных формах и
проявлениях.
Таким образом, в пору борьбы за
свое утверждение и до сегодняшнего дня ислам выразил враждебное отношение к
инаковерцам и неверию. Гуманизация современной цивилизации с объективной
необходимостью ослабляет позиции ислама в отношении к человеку. Остатки любых
религиозных проявлений с их огрублено-идеалистическим содержанием препятствуют
утверждению материалистического понимания и этим причиняют существенный вред
интересам прогрессивного воспитания нашего многонационального народа.
Извечный вопрос: «Что делать?»
В
современных условиях на первый план выдвигается задача дальнейшего углубления
антимусульманского воспитания коренного населения зон компактного проживания
исламского населения. Теперь особенно требуется такая организация системы
научно-атеистического воспитания, которая бы полностью освободила сознание и
быт людей от мусульманских традиций и углубила атеизацию на основе научного
мировоззрения. Активизация пропаганды научно-материалистических знаний среди
населения, широкое вовлечение верующих в общественную жизнь, внедрение новой
гражданской обрядности и всестороннее совершенствование прогрессивного образа
жизни составляют важнейшие направления борьбы против пережитков ислама.
В
школах и ВУЗах необходимо учащимся и студентам на основе
диалектико-материалистической теории разъяснять суть всякой религии. Верующие должны понять, что религия – это вера в сверхъестественное,
а не некий духовный признак народа или нации. Между тем в массе верующих
религия рассматривается именно своеобразным духовным двойником или неотъемлемым
свойством людей. И тогда считают, будто все люди непременно принадлежат к
какой-нибудь религии, не зная, что религия распространилась среди народов лишь
в силу их прошлых социально-исторических условий. Так и вера в Аллаха – не
вечная среди людей и отнюдь не составляет какого-то признака народа. Особенно
сейчас необходимо убеждать мусульманскую молодежь (чрезвычайно тактично!) в
земном происхождении религиозных книг-авторитетов, в несоответствии их
утверждений самой жизненной правде, научным представлениям о мире, в узости и
архаике религиозных идеалов.
Завтра может
быть поздно!
Бытие
контрастно в своей сущности.
Социальное
бытие в особенности, поскольку здесь место природной стихии уступает фактор
деятельности людей, социально-духовные интересы которых могут не совпадать, и
действительно не совпадают. До тех пор, пока человечество не придет к обществу социальной однородности,
она будет контрастировать в идейном и
мировоззренческом отношении. Поэтому в современных сообществах, какими
бы претензиями они ни руководствовались, нет и не может быть единства
идейно-мировоззренческих концепций.
Итак,
резюмируем сказанное.
Борьба за научное мировоззрение всегда
была нелегкой. На пути исторического восхождения к объективно верным взглядам
на мир и закономерности социального развития были и войны, и застенки, и костры
инквизиции. Сегодня эти формы борьбы умерены цивилизацией. И тем не менее, она
все еще страдает от противостояний в мировоззренческой сфере.
Вечный вопрос: что же делать?
Руководствуясь
диалектико-материалистической теорией, прежде всего, изменять основу
общественного бытия – социально-экономическую систему с тем, чтобы она не
порождала социального неравенства людей и создавала условия для развития
научно-прогрессивных взглядов на мир. И поскольку сегодня религия в любых ее
формах продолжает оставаться наиболее массовым духовно-мировоззренческим
явлением, отягощенным архаикой отсталых традиций и чреватыми
потенциально-опасными идеологическими взрывами, мировое сообщество просто
обязано ограничивать деятельность религиозных конфессий.
Среди последних ислам является наиболее
заряженным социально-консервативными и средневековыми мировоззренческими
идеями. Несмотря на модернистские подчистки его содержание неизбывно до тех
пор, пока зиждется на своей высшей святосте – Коране.
Факты массового нашествия мусульман на
Москву и попытки застройки ее мечетями не должны быть оставлены без внимания
Правительства РФ. Необходимо срочно обратиться к положительному опыту Советской
власти об ограничении влияния ислама на сознание масс, возродив многообразные
формы научно-материалистического воспитания населения.
Сдвинуть разом
социально-мировоззренческую махину, ислам, невозможно. Но постепенно
ограничивать его активность на основе научного мировоззрения необходимо.
Таково веление времени!
|