«Приимешь жизнь и венец на небе...»
Виктор
Саулкин,
Русская народная линия
25.01.2011
Беседа с обозревателем радио «Радонеж» о воине Евгении Родионове …
Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее.
Искупи кровью для потомков те блага, которые кровью купили для тебя предки.
Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу отечества, ты умрешь преступником или рабом;
умри за веру и отечество, и ты приимешь жизнь и венец на небе.
Свт. Филарет, митрополит Московский
- Виктор Александрович, Вы много передач на радио «Радонеж»
посвящаете Русскому воинству. Радио «Радонеж» - одно из первых
православных СМИ рассказало о подвиге нашего современника воина Евгения
Родионова. В Ваших прямых эфирах можно услышать голос солдатской матери -
Любови Васильевны Родионовой. После публикаций в православных изданиях
многие светские газеты с большим уважением рассказывали о воине Евгении.
Как Вы расцениваете утверждение секретаря синодальной комиссии по
прославлению святых протоиерея Максима Максимова, которое он озвучил в
интервью «Комсомольской правде», о том, что «Евгению Родионову не быть
святым»? Для того чтобы наши читатели знали о чем идет речь, приведем
отдельные отрывки из этого интервью:
«ВОИН ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ НЕ СТАНЕТ СВЯТЫМ
- А почему воин Евгений (Родионов) почитается лишь Астраханской и Енотаевской епархией?
- Насчет указанной вами епархии это неправда. Сама епархия
канонизировать его не могла и не канонизировала, а потому и местночтимым
он быть не может.
- Сразу несколько источников в Интернете говорят об этом...
- Добросовестно или недобросовестно заблуждаются...
- Но почему не канонизировали?
- Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти
человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом
виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему.
- То есть нужно привести чеченцев, которые отрезали ему голову,
чтобы они подтвердили, что Евгений отказался снять нательный крестик?
- Вопрос вообще в ответственности таких свидетелей. Тем более они убиты, время упущено.
- С другой стороны, уже написано о его христианской жизни, которой он жил до армии...
- Не знаю, никто этого не подтвердил.
-...а в ряде храмов той же Сербии его почитают как святого...
- Ввести в заблуждение даже вас оказалось возможным. И их тоже.
-...а еще один известный священник говорил, что Евгений принял мученическую смерть за Христа.
- Он это сказал, видимо, исходя из существующих легендарных
представлений об этом. Единственный живой свидетель, который может
рассказать об этом, - это мать, которая, заметим, не присутствовала при
гибели сына, поэтому свидетелем может быть названа условно. Я вот так
же, как вы сейчас мне вопросы задаете, у нее спросил: «Откуда известно,
что сын принял смерть именно так?» Она сказала, что это общая,
типологическая ситуация со всеми русскими воинами, попавшими в плен и
убитыми. Но Церковь не может опираться на типологические свидетельства.
Потому что в одной и той же ситуации люди поступают по-разному. Ведь так
мы придем к тому, что поставим вопрос о канонизации тысяч погибших в
Чечне солдат. А почему нет, если вопрос типологический? Или вы меня
будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают?..
Знаете, что меня лично удивляет здесь?
- Что?
- С какой легкостью люди берутся судить о смерти. Обвиняя меня,
например, что я не почитаю реального мученика, что я за это - проклятый
от Бога человек... Хотя я совершенно не понимаю, откуда у них-то столько
дерзновения!.. За осторожность никто не будет наказан. А вот за
оплошность... Были пионеры-герои, и вся страна зачитывалась их житиями.
Теперь это все неактуально. Для молодежи нужны теперь новые герои. Вот
как рассуждают люди! А при чем здесь Церковь тогда и канонизация?»
В. Саулкин. Надеюсь, мнение этого довольно молодого
протоиерея не выражает мнение всей Синодальной комиссии. Там есть и
более опытные люди, с более взвешенной и глубокой позицией. Как можно
расценивать такое заявление? Как бы получше подобрать слова...
Во-первых, как безответственное и не очень компетентное. И вот почему я
так считаю; протоиерей Максимов должен по роду своей деятельности знать,
что прославляет святых Господь. А задача комиссии собирать материалы о
почитании церковным народом угодника Божия, свидетельства о чудесах.
Проверять, разумеется, действительно ли такое почитание присутствует,
истинные ли чудеса. Народное почитание является одним из критериев
святости, как и чудеса по молитвам к святому, его нетленные мощи. Но
есть множество святых мучеников, в древности пострадавших за Христа, чьи
мощи не сохранились, и о жизни их ничего неизвестно. Известно лишь, что
они не отреклись от Христа. Кстати, о некоторых мучениках мы знаем, что
они и крещены не были - крестились кровью. Они и крестик, как Женя не
могли отказаться снять - не носили в те времена еще нательные крестики.
Помните, как один из тех, кто охранял Севастийских мучеников увидел
небесные венцы и присоединился в ледяном озере к воинам-христианам,
заменив собой того малодушного, что отрекся от Спасителя? Дополнил число
- 40 святых Севастийских мучеников, пострадал за Христа. Известно ли
протоиерею Максимову что-либо о жизни этого мученика? Поэтому
утверждение о том, что Евгений Родионов никогда не будет прославлен,
потому что, якобы, ничего неизвестно о его христианской жизни до службы в
армии, в устах секретаря комиссии по канонизации удивляет. Может быть,
ему стоит перечитать жития святых мучеников первых веков?
Во-вторых, утверждение о том, что нет никаких свидетельств о подвиге
Жени, кроме слов его матери - откровенная ложь. Почему я так уверено об
этом говорю? Да потому, что несколько лет назад мы в ряде передач
подробно ответили на подобное утверждение протоиерея Максима,
высказанные в одном из его интервью в церковных СМИ. Приводили
свидетельства о гибели мученика. В наших передачах о подвиге воина
Евгения размышляли известные пастыри. Они называли подвиг воина
достойным прославления, считая, что Женя, отказавшись снять крест,
несомненно принял смерть за Христа. Замечательно сказал протоиерей
Димитрий Смирнов, который возглавляет синодальный отдел по
взаимодействию с Вооруженными силами: «Прославят воина Евгения через 10
лет, через 5, или через 50, или 100 не столь важно. Но я не сомневаюсь,
что он мученик за Христа». На чем основана наша уверенность в том, что
воин Евгений сохранил верность Христу? Дело в том, что когда главарь
банды Хайхороев увидел фотографию Жени в руках Любови Васильевны, он
сказал: «Этот сам виноват. Снял бы крестик - остался бы жив». Сказано
это было в присутствии представителей ОБСЕ, «Врачей без границ»,
солдатских матерей, так что свидетели были. Не совсем понятно, почему
этого свидетельства о подвиге воина-мученика недостаточно протоиерею
М.Максимову. Когда журналист, удивившись, спрашивает:
«- То есть нужно привести чеченцев, которые отрезали ему голову,
чтобы они подтвердили, что Евгений отказался снять нательный крестик?» Протоиерей Максимов уверено отвечает: - Вопрос вообще в ответственности таких свидетелей. Тем более они убиты, время упущено».
Вызывает удивление и утверждение протоиерея М.Максимова о том, что
всех, кто считает воина Евгения святым, оказывается, ввели в
заблуждение. Неужели он считает, что многие священники, среди которых
есть люди известные высокой молитвенной жизнью, русские и сербские
архиереи, монашествующие и огромное число простых православных людей
почитающих память воина-мученика - это все недалекие или слишком
экзальтированные люди? Люди, которых можно легко ввести в заблуждение,
так как они не имеют духовного опыта и лишены трезвости в рассуждениях, в
отличие от самого протоиерея М.Максимова. Удивляет подобное отношение к
православному народу. Может быть, стоит более внимательно и уважительно
относится к народному почитанию. Напомню, что народное почитание всегда
считалось одним из самых главных свидетельств святости подвижника.
Но самое возмутительное в высказывании протоиерея Максима, это явное
оскорбление Любови Васильевны Родионовой. Неужели он не понимает,
постоянно подчеркивая, что все, что мы знаем о смерти Евгения известно
со слов матери, тем самым оскорбляет Любовь Васильевну? Таким образом он
косвенно обвиняет ее в обмане, считая, что словам матери нельзя
доверять. Как будто мы слышим слова некого судейского клерка и речь идет
о материальном наследстве, правах на недвижимость. Надо заметить, что
житие святых князей-мучеников Василька Ростовского и Михаила
Черниговского составила дочь Михаила и супруга Василька княгиня Марья
Ростовская. Она же обретала мощи у доблестного князя Василька, брошенные
татарами в поле. В отличие от чеченских бандитов татаро-монголы не
продавали тела замученных. Я думаю, что протоиерей Максим Максимов не
поверил бы княжне Марии. Татары же не оставили документальных
свидетельств, что князь Василько отказался от почетного предложения
Батыя вступить в их войска и стать монголо-татарским воеводой. Но мы
знаем, что монголо-татары всегда старались особенно доблестных
полководцев побежденных народов поставить воеводами своих туменов. Так
что это тоже можно назвать «умопредставлениями». И не верить словам
летописи, на том основании, что составлялся летописный свод при дворе
княгини Марии. «Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах
смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или
сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему» - мог
бы сказать протоиерей Максим, если бы решал вопрос о возможности
прославления св. блгв. князя-мученика Василька. Многие бы наши святые,
если руководствоваться подобной логикой, не стали бы святыми, их жития
также можно назвать «умопредставлениями» - документальных свидетельств
нет.
- Логика железная. Вроде бы трудно возражать. Нет
документальных свидетельств - и мы не прославляем воина-мученика. А
свидетельство матери не подходит...
В.С. Мне хотелось бы напомнить протоиерею
М.Максимову, что Любовь Васильевна, когда рассказывала впервые о том,
как погиб Женя, была человеком еще невоцерковленным. Она не имела
никакого представления и не могла в то время даже думать о канонизации
Евгения. Просто рассказала, как все было. Что ей сказал Хайхороев, как
боевики ей говорили: «Сама виновата. Плохо его воспитала. Снял бы крест,
стал бы нашим братом. Мы его бы женили, дом купили. А он у тебя борзый
был». И поверьте, Любовь Васильевна искренне всегда говорит, что ей не
нужна канонизация. Она же не вернет сына и ничего к ее любви к Жене не
добавит. Любовь Васильевна довольно долго была удивлена отношением
православных к Евгению, как к святому. Она говорила, что Женя был очень
добрый и хороший мальчик, но обычный, такой как все. Для матери,
конечно, самый дорогой и любимый. Женя крестик надел, когда был у
бабушки в 1989 году. А ему было 11 лет. Бабушка уговорила внука
причаститься Святых Таин, а на нем не оказалась крестика. Батюшка надел
крестик на мальчика и первый раз в жизни Женя исповедался и приступил к
Чаше. Любовь Васильевна потом уговаривала Женю снять крест: ребята
засмеют. Он не снимал никогда. На фотографии секции самбо, в которой
занимался Женя, (все раздеты по пояс) крест на груди только у Родионова.
Любовь Васильевна, когда откапывали тело Евгения, сказала: если
крестика нет, значит не он.
Что еще нужно, как свидетельство христианской жизни юноши протоиерею
Максимову? В 11 лет надел крест, соединился со Христом в таинстве
Причастия. Не снимал крест, несмотря на уговоры матери, на недовольство
тренера. И не снял крест под угрозой смерти. По отзывам всех в школе и
на фабрике, где поработал до армии, был очень добрый, отзывчивый чистый
юноша. Что желает услышать протоиерей М.Максимов: «По средам и пятницам
не вкушал младенец Евгений материнского молока, на переменах в школе
творил непрестанную молитву»?
Я, признаюсь, не могу понять этого протоиерея. Священник как никто
должен чувствовать чужую боль, страдание. Может протоиерей М.Максимов
представить, что пережила мать, которая год ходила по горам с
фотографией пропавшего сына. Затем нашла его тело. Должна была продать
квартиру, все вещи, чтобы выкупить сначала тело сына у боевиков, а затем
достать еще денег, чтобы выкупить его главу. И сама везла на родину,
чтобы похоронить. Для нас это глава святого мученика, мощи. А для матери
это голова родного сына. Это протоиерей М.Максимов способен понять и
почувствовать?
Любовь Васильевна с тех пор более 70 раз была в Чечне. В зоне боевых
действий, где и вертолеты валили, и колоны на фугасах подрывались. Да и
сейчас в горах Кавказа идут постоянно спецоперации, иногда очень
интенсивные. Потери есть. Так что даже сегодня это не поездки на курорт.
Любовь Васильевна на горные заставам, к пограничникам, к десантникам, к
мотострелкам десятки тонн грузов перевезла лично ею для ребят собранных
вещей и продуктов. Ее ребята там встречали криками: «Мама! Мама
приехала!». А сколько раненных она вытащила из тяжелых ситуаций,
некоторым нашла деньги на сложные операции за рубежом, дорогие немецкие
протезы. Она и есть настоящая «солдатская мать». Любовь Васильевна так и
говорит: «Они теперь все мои дети». И это сказано не для красного
словца. Вам это подтвердят все, кто знает Любовь Васильевну. Живет она
очень нелегко. Но вся ее жизнь - бескорыстное служение ребятам, которые,
как Женя, защищают Родину. Она не понаслышке знает сложности их службы,
тяжелой и опасной боевой работы. То, о чем протоиерей Максим Максимов,
по-видимому, представления не имеет. Да ему это, наверное, не интересно.
Любовь Васильевна не только дела милосердия творит, но и ко Христу
многих привела. Помогает и храмы открывать в воинских частях. Вся ее
жизнь сегодня это проповедь о Христе. Не только словом, но и делами. При
этом Любовь Васильевна уверена, что таких как Женя было немало. Бандиты
многих пытались заставить принять ислам, чтобы сделать предателями и
заставить себе служить. Были и малодушные, те, кто становился для
боевиков «братьями по вере». И известно, чем они закончили.
Любовь Васильевна считает, что большинство ребят, попавших в плен, не
отреклись и многие за это приняли смерть. Она сама видела тела трех
распятых солдат и надпись «Пусть ваш бог вас воскресит». До сих
пор скорбит, что не пыталась узнать их имена. Наверное, к этим ее
словам и придрался протоиерей М.Максимов, считая, что, по словам Любовь
Васильевны, такая смерть «типологическая». Но мы считаем, что
прославление воина-мученика Евгения, когда состоится, должно звучать
так; «воина Евгения и иже с ним пострадавших». Имеем виду при этом не
только расстрелянных бандитами попавших вместе с Женей в плен Андрея
Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова, но и всех наших ребят,
чьи имена нам неизвестны. Мы же знаем, как иногда Церковь чтит память
древних христианских мучеников; святой и воины иже вместе с ним
пострадали. Любовь Васильевна постоянно подчеркивает, что не считает
Женю самым достойным, думает, что таких ребят было много. А я знаю не
только от Любови Васильевны, но и от офицеров о распятых русских
солдатах, чьи тела им приходилось снимать с крестов. Могу протоиерея
М.Максимова познакомить с этими офицерами. И думаю, настоящая мать
Русского солдата, Любовь Васильевна имеет не меньше права говорить людям
о Христе, чем этот молодой протоиерей.
- Суровое высказывание. Но вероятно, справедливое. То, что
выпало на долю Любови Васильевны Родионовой, то, что ей пришлось
пережить, трудно представить...
В. С. Объясню свои слова о протоиерее и солдатской
матери. Пусть протоиерей М.Максимов представит себя в горах. 100 дней
плена. Что такое чеченские концлагеря и зинданы, пусть спросит у игумена
Филиппа Жигулина. Священник Сергий Жигулин, работник ОВЦС был захвачен
бандитами вместе с настоятелем храма Архистратига Михаила в Грозном во
время первой Чеченской войны отцом Анатолием Чистоусовым. Отец Анатолий
тогда ему сказал: «Слушай, если нас тобой убьют, мы же за Христа
пострадать можем?» Игумен Филипп говорит, что о. Анатолий по состоянию
своей души, как бы даже порадовался, был готов к этому. Их разделили
затем. о. Анатолий пророчески сказал ему: «Ты выйдешь». Игумена Филиппа
Жигулина после долгих месяцев плена освободили. Священник Анатолий
Чистоусов сподобился мученического венца. Это было ясно. И хотя его
матушка, тоже Любовь, до конца не желала верить в смерть мужа, но во
время второй Чеченской на теле убитого боевика нашли документы ДГБ
республики Ичкерии. И подтвердилось - бандиты казнили о. Анатолия.
Мой друг, военный писатель Виталий Носков, во время второй войны
много ездил по горам Чечни, искал мощи о. Анатолия. Дело в том, что
бандиты перед войной обратились в епархию с предложением продать тело
убитого священника за 20 тысяч долларов. Но начались боевые действия,
огромное количество бандитов перебили, и концов уже было не найти. Хотя,
как говорят батюшки, Господь иногда чудесно открывает мощи святых.
- Кажется, Виталий Носков один из авторов фильма
«Миротворцы», посвященного отцу Анатолию, в этом фильме рассказывают и о
подвиге воина Евгения Родионова?
В.С. Совершенно верно. Фильм Сергея Роженцева.
Виталий Носков рассказывает о замечательном священнике, святом мученике
Анатолии Чистоусове, с которым Виталий познакомился в Грозном весной
1995 года. Фильм, кстати, получил Гран-при фестиваля «Золотой Витязь»,
лауреат многих других фестивалей. Писатель Виталий Носков - кавалер
ордена Мужества за тяжелейшие мартовские бои в Грозном, о которых
вспоминают в этом фильме, участник боев в Первомайской. Автор книги о
чеченской войне «Любите нас, пока мы живы», в которой много
документальных материалов, составитель «Книги Памяти» о погибших героях.
Удивительный человек, в свое время много потрудившийся над возрождением
Далматовского монастыря. Виталий не просто писатель, военный журналист -
он человек необычайно доброй и широкой души. Помогает постоянно людям,
многих спас в прямом смысле этого слова. Виталия я бы сравнил с
Константином Симоновым, для которого его боевые товарищи-фронтовики были
не только героями очерков. Я бы посоветовал протоиерею Максиму
встречаться с такими людьми, прежде чем рассуждать о подвиге воина
Евгения. Я настоятельно рекомендую протоиерею М.Максимову узнать у
игумена Филиппа, что собой представляли чеченские концлагеря.
Нацистские, по сравнению с ними, тоже, конечно, не курорт, но по уровню
зверской жестокости все же уступают. Игумен Филипп объяснит протоиерею
Максиму, что ведут себя люди в этих зинданах по-разному, и некоторые
ломаются. А Женю сломать не смогли. Пусть протоиерей М.Максимов
представит себе эти условия...
А затем представит: твой день рождения, тебе исполняется всего 19
лет. Стоишь ты в этих горах, а перед тобой настоящие звери, получающие
удовольствие от жестокости. Хорошо бы протоиерею М.Максимову показать
видеозаписи, на которых боевики перерезают горло пленным русским
солдатам. Снимали они такие зверства не только для собственного
удовольствия, на память о своих «подвигах». Одну такую запись первые два
дня крутили по ичкерийскому ТВ, когда банды Басаева и Хатабба вторглись
в Дагестан. Для поднятия боевого духа. Пусть протоиерей М.Максимов
посмотрит, с какой бесовской радостью и наслаждением эти осатаневшие
изуверы, режут людей. Может быть, что-то екнет. Но должен сказать нашим
читателям, что зря изверги позировали на этих кадрах. По видеозаписям
этих нелюдей, кто участвовал в казнях, определяли, находили и предавали
суду. Не ушли они от возмездия и на земле.
И вот стоишь ты перед этими нелюдями. День рождения Жени, 23 мая, в
том году этот день совпал с праздником Вознесения Господня, хотя Женя
вряд ли об этом знал. А перед тобой стоят звери в человеческом обличье с
кинжалами в руках и предлагают: «Сними крестик - останешься жив». И
главное, никто и никогда не узнает, где ты погиб - «пропал без вести» и
все. Никто никогда не узнает, как ты погиб, снял ты крестик, или нет.
Как думает протоиерей М.Максимов, перед кем стоял в этот миг Женя,
прежде чем в очередной раз отказался снять крестик? Я думаю, 19-летний
русский солдат в этот миг предстоял Христу. Нелюди ему отрезали голову,
но крестик с мертвого тела так и не сняли. И смерть у него была такая
же, как у многих христиан воинов-мучеников - «усекновение главы».
Протоиерей М.Максимов не понимает, что это подвиг мученика такой же, как у первых христиан? |