Еще раз об астрологии и оккультизме
Недавно Государственная Дума приняла
постановление, как бы ограничивающее пропаганду СМИ колдунов и
целителей. Именно «как бы». Потому что эти ограничения, как всегда,
слишком условные, и по существу ничего не меняют. А угроза, возникшая в
умах и сердцах миллионов людей вследствие атеизма — пустоты, всё более
заполняемой чернотой, — возрастает. Хуже всего, что многие из приходящих
в церкви не понимают, насколько это опасно. Кто из нас не слышал ссылки
на волхвов, пришедших в Вифлеем поклониться Богомладенцу, о которых
сама Церковь поёт в тропаре праздника Рождества как о «звездам
служащих»? Хотя на самом деле Церковь этими словами свидетельствует, что
Бог, ставший человеком, силён спасти ищущих истину от самых мрачных
заблуждений и самого безнадёжного идолопоклонства, но она требует
решительного отказа от лжи и покаяния.
Необходимо знать, что всякая область,
соприкасающаяся с неизвестным духовным мiром, доступна тонкому
проникновению в неё зла. Псевдонаучный оккультизм часто влечёт к распаду
подсознательного в разуме человека. Когда подсознательное подчинено
оккультному воздействию, неизбежны различные психические отклонения.
Немалое число именующих себя христианами
советуются с гороскопом, полагая, что астрология — это чисто природное
явление. Ещё раз повторим: такая эксплуатация доверчивости и невежества
(не только народного) — настоящий бич современности. Фатализм убивает
надежду, заключая наше будущее в неумолимый детерминизм.
Никто не отрицает связи между звёздами и землёй,
точно так же, как то, что некие «космические силы» могут оказывать
влияние на человека. Но в том-то и суть, что Христос пришёл избавить нас
от тирании злых сил, пытающихся подчинить нас. «Ныне же, познав Бога,
или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к
немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить
себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не
напрасно ли я трудился у вас», — говорит с тревогой апостол (Гал. 4,
9—11). После пришествия Христа в мiр наше будущее — только в руках Бога
любви, Который до конца уважает дарованную нам свободу.
В своё время блаженный Августин безпощадно
сражался против астрологии, под каким бы видом она ни выступала. Он
оценивал её в нравственном плане как убийственную эпидемию, как
опустошительную чуму, потому что она отрицает свободный выбор, личную
волю и нравственную ответственность. «Растленные нравы — вот что
астрология приписывает небу, убеляя эти нравы, поскольку они якобы
исходят от звёзд», — писал он. Занятие астрологией означает принятие
знания от бесов, и святитель рассматривал это как прелюбодеяние души,
совершаемое в доме врага. Что касается книг по астрологии, он
благословлял их просто сжигать.
Что сказать о так называемых целителях? Исцеления,
которые они предлагают, могут быть порой реальными, но это всегда
происходит ценой перехода от телесного к душевному (не очищенному
благодатью Божией), и влечёт за собой цепь ещё более тяжёлых болезней.
Призывание Бога, святых, порой перед иконами, в этих случаях — только
камуфляж. На самом деле всё здесь противоположно благодатному дару
исцеления. По сути «целитель» почти откровенно говорит: «Я могу исцелить
вашего ребёнка, но это будет совершено силой бесовской, и значит ценой
его души». Настоящее исцеление не совершается ни передачей флюидов, ни
магнетическими пассами, оно даётся тогда и так, как благословит Господь в
ответ на молитву христианина или Церкви. Оно никогда не совершается ни
силой, ни властью человека, но есть дар Божий (Деян. 8, 19).
Упомянем и о некоторых методах анестезии,
например, так называемой софрологии. С помощью искусственного сна
(гипноза, музыкального ритма, повторения одной и той же фразы и т. д.)
эта практика может действовать на подсознательное без всяких преград,
изменяя таким образом психическое состояние человека. Перед нами — одна
из возможностей манипулирования личностью.
Но среди самых серьёзных явлений есть то, по
поводу чего Церковь не может не бить особую тревогу. Это — магия и
колдовство (заклинания, фетишизм), часто скрывающиеся под христианскими
символами и образами. Сюда же относится спиритизм. Но ведь только
Христос даёт подлинное общение с невидимым мiром. Потому всякий намёк на
общение с духами, представляющими демонический мiр, делает человека
участником их восстания против Бога, игрушкой их обмана. Одним словом,
все виды оккультизма — телепатия и ясновидение, гадание на картах и
хиромантия, а также различные методы воздействия (гипноз, мистицизм)
должны быть отвергнуты христианами с предельной решимостью.
Речь идёт не просто о сфере, исполненной
двусмысленности, но о сферах, где как рыба в воде действует князь тьмы.
Потому последствия губительны прежде всего для умственного здоровья.
Занятия оккультизмом часто приводят к распаду личности. Многочисленны
патологические случаи, вызванные даже самыми поверхностными контактами с
оккультизмом (галлюцинации, безумие, депрессии, шизофрения, паранойя,
тяга к преступлениям и т. д.). Это может доходить до острого психоза и
умственного расстройства. В роду активных оккультистов часто находят
последствия до третьего и четвёртого поколений, которые выражаются в
алкоголизме, венерических заболеваниях и психозах. Так называемая
медиумичность часто является наследственной. Высокий процент самоубийств
среди них — общепризнанный факт, так же как смерть в мучительной
агонии. Эти совпадения, подтверждаемые миллионами свидетельств
психических расстройств, — не могут не вызывать тревоги.
В духовном плане оккультизм — общепризнанная
абсолютная преграда для истинной жизни, утрата способности молиться,
отвращение к слову Божию, удаление от Таинств и презрение к ним,
«аллергия» на святые места, хульные и грязные мысли, страх и отчаяние.
Лик любви Божией искажен, доверие к Промыслу Божию подорвано, вера —
анемична.
Надо ли напоминать, с какой лёгкостью столько
людей, именующихся христианами, дают себя обмануть эзотерическими
учениями и ложными духовными экспериментами. Вместо того чтобы больше
узнавать в Церкви о своей христианской вере, они вверяют себя самозваным
«просветителям». Сколь многие из них интересуются оккультизмом, в том
числе гороскопом, там, где иные «продвинутые» современные богословы с
лёгкостью относятся к этому синтезу. Именно здесь «сатана хочет явить
себя ангелом света». Но слово Божие никогда не бывает нейтральным по
отношению к тому, что должно у духовно здравого человека вызывать
отвращение. Смотри, например, о спиритизме: Мф. 18, 10—12; Ис. 8— 9 и
книга Царств о Сауле; о хиромантии и магии: Лев. 19, 31; 20, 6; 27; Ис.
44, 25; Иер. 29, 8—9; Езек. 21, 26; Ос. 4, 12; Зах. 10, 2; Деян. 13, 6;
16, 16; 19, 18; об астрологии: Мф. 17, 2—5; Цар. 17, 11; Ис. 47, 9—14. И
увенчивает всё Второе Послание к Коринфянам ап. Павла: 2 Кор. 6, 14—16.
Первые христиане предпочитали умереть мученической смертью, нежели
согласиться на такого рода идолопоклонство.
Парадоксальным образом человек эпохи великих
научных и технических достижений подвержен влиянию оккультных знаний,
как если бы он не отрицал невидимого мiра, о существовании которого и
знать ничего не хочет. Что-то в его сокровенной глубине говорит ему, что
он составляет с ним единое целое.
Все эти явления связаны на разных уровнях с мiром
падших ангелов. Бесовское воздействие может простираться от простого
помрачения до одержимости. Раздвоение личности, паралич воли —
относительно редкое явление. Враг может занимать часть сердца, часто
может препятствовать всецелой нашей отдаче себя Богу, согласно заповеди:
«Возлюби Господа всем сердцем твоим». Но какова бы ни была глубина
вражеского захвата, Господь всегда хочет освободить нас. В Своей Церкви
Он даёт нам все необходимые для этого средства. Кто отказывается
прибегнуть к ним, тот делает для себя напрасным Крест и Искупление.
Каждый из нас имеет власть разорвать эти тёмные
связи силой своего Крещения. Древнее оружие, испытанное в веках,
остаётся самым современным — для старых и юных: Иисусова молитва,
обращение к Божией Матери, к Ангелам и святым, к Таинствам (не как к
магическим средствам, но с сыновним доверием Богу) и прежде всего —
открытие нашего сердца в Таинстве покаяния и Евхаристии.
Захват искусителем всегда связан с этой молчаливой
конспирацией между ним и нами. Пока есть в нашей жизни не выявленные на
исповеди «секреты» греха, мы — во власти врага. Но как только этот
секрет открыт, мы вырываемся из власти тьмы. Если кто знает за собой
подобный грех, пусть немедленно, не откладывая на завтра, бежит в
церковь к священнику на исповедь.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ http://russdom.ru/node/3552 |