Делегация благотворительных организаций Санкт-Петербурга
приняла участие в конференции по обмену опытом, организованной в Москве
Отделом внешних церковных связей и агентством ООН в России. По
окончании мероприятия, представив свои проекты и послушав о программах
ООН в области социального служения, петербуржцы поехали домой 27 ноября
на «Невском экспрессе». В 21.30 поезд резко затормозил. О том, что
происходило дальше, редакции «ТД» и «Церковного вестника» рассказал
председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии
протоиерей Александр Степанов.
- Нас было 5 человек – директор Центра социальной адаптации
святителя Василия Великого Юлиана Никитина, руководитель Фонда
«Диакония» Елена Родалевская, представители Детского кризисного центра
при Чесменском храме и я.
Мы сели в поезд и поехали – все было, как обычно. «Невский экспресс»
– сидячий поезд, хотя некоторые вагоны по европейскому образцу
разделены на купе. Мы ехали как раз в таком. В 21.30 экспресс резко
затормозил. Я сидел лицом по ходу поезда и чуть не вылетел из сиденья,
но успел схватиться за подлокотники. Ну, остановились и остановились…
Мы даже шутили, что лось на пути вышел. Первое впечатление, что ничего
особенного, хотя вроде кто-то видел вспышку в окне. И только потом
стало ясно, что вспышка была от того, что сошедшие с рельс вагоны
срубили столбы и оборвали провода.
Через некоторое время начались разговоры о том, случилось что-то
серьезное. Мы все звонили домой, говорили о задержке, хотя связь была
плохая. Минут через 15-20 из третьего вагона, который сошел с рельс,
пошли люди. К нам в купе зашла немолодая женщина и мужчина средних лет,
возбужденные, с вытаращенными глазами, начали рассказывать, что вагон
трясся по шпалам. Было видно, что они сильно потрясены, но о травмах и
жертвах не говорили. Мы посидели еще минут пять, и я пошел смотреть,
что делается.
Дверь нашего вагона была открыта, я посмотрел назад. Там темнотища и
только редкие огоньки мелькают. Я позвал одного из наших мужчин с собой
узнать, не нужна ли помощь. Когда мы дошли до покосившегося вагона,
впечатление было сильным. Тут навстречу бежит проводник, я спрашиваю:
«Помощь нужна?» – «Да-да, идите скорее, там всем работы хватит».
Мы побежали и довольно далеко, метров через 500, увидели вагон,
лежащий на путях на боку, а на дороге – обломки вагона, оставшегося в
сцепке. Вокруг люди – кто ползает, кто ходит… Темнота непроглядная.
Меня потрясло, что крыша вагона была собрана гармошкой, как будто он на
крыше по шпалам ехал. Еще метров через 200 – 300 лежал самый ужасный
последний вагон. Он не был перевернут, но стоял без колес. Колеса,
пружины, сорванные провода были разбросаны вокруг. Мы об них
спотыкались, я несколько раз упал. Потом в Интернете писали, что вагоны
улетели, но это не так. Их сбросили уже потом, в ходе ремонтных работ.
Оторвавшиеся вагоны стояли на путях, но без колес. Потом я увидел
лежащего человека, бросился к нему, хотел помочь, а он оказался мертвым
с внутренностями наружу. Дальше на путях лежало еще три или четыре
трупа. И это в полной темноте, лес вокруг.
Потом глаза привыкли, мы подсвечивали дорогу мобильником. Рядом была
электрическая подстанция и стал доходить свет от столба с фонарем. У
последнего вагона стояли люди, как я потом понял, это уцелевшие
пассажиры. Большинство – с ушибами, лица разбиты. И полная неразбериха.
На земле лежало шесть-семь раненых, женщина со сломанной ногой стонала.
Молодая пара – у девушки, похоже, был перелом позвоночника, а у парня
раздроблены ноги, они лежали рядом. Девчонка с открытыми переломами
ног. Кровь вокруг, темно, все мобильниками светят. Торцы вагонов
разворочало, и двое мужчин оказались сплющены в тамбуре, в который
вышли покурить. Кости разбиты, они орут невероятно, их пытались
достать. Нашли где-то лом и топор. Все два часа, что я там был, упорные
люди старались им помочь, но их нельзя было двигать. Одного сумели
вытащить, а второй, вероятно, умер.
Все вспоминается какими-то проблесками. Я провел там два часа, все
время что-то носил, собирал, рвал тряпки, помогал бинтовать, выносить,
хотя транспортировали в основном мужики посильнее. Но происходившее я
помню очень фрагментарно.
Вагон некоторое время летел по шпалам без колес, все внутри было
разворочено – кресла, железные ящики, поручни, корзинки для газет – все
это с острыми железными углами и оно крутилось, как в мельнице, как в
барабане. И вот этими обломками людей переломало, порезало. Пол был
покрыт толстым слоем всего этого добра и в нем лежали люди. Выносили их
оттуда долго. Споры, крики, куда выносить – на улице холодно, в вагоне
теплее и не на земле. Но внутри они завалены. У кого-то сильные
кровотечения, в вагоне жгут не наложишь. Если травмы, то выносить надо
на жестком. Отломали два куска обшивки или какой-то перегородки и
использовали их, как носилки. Это было очень неудобно, потому что доска
узкая: восемь человек несли, а четверо держали того, кого несли, чтобы
он не сползал. Мы еще костры разводили, даже не столько, чтобы греться,
сколько ради освещения: брали из вагонов вещи, книги, и все это палили.
Те, кто мог ползать из пострадавших, подползали и грелись. Они почти
все были без обуви и полуголые, я не понимаю, почему. Мы им тряпками
ноги заматывали.
Не было никого, кто знал, что делать, кто взялся бы руководить. Если
бы сразу был свет и какой-то командир, можно было бы и больше людей
спасти. А в такой общей бестолковке трудно что-то сообразить. Я видел
сообщения в Интернете и по телевизору, что только пассажиры занимались
оказанием помощи, а экипаж – нет. Это неправда, проводники среди нас
были. Они принесли воду, несколько фонарей и матрасы, которых было
меньше, чем нужно, поэтому люди лежали на чем ни попадя. Жгуты делали
из простыней, пытались бинтовать. Потом наладили вынос людей из вагона.
Выяснилось, что с другой стороны полотна вокруг трансформаторной будки
была бетонированная площадка и на нее можно было класть людей. Там на
них хотя бы уже не наступали, и матрасы можно было в ряд выложить.
Тем временем около половины одиннадцатого, может чуть раньше,
подъехала милиция – три парня с рациями, но они тоже были в полной
растерянности. Больше долго никого не было. Раненым всем холодно, они
просили, чтобы их накрыли, но одеял было мало. Накрывали занавесками,
ковриками из коридора. Навалишь всего, а человек и так еле дышит. В
какой-то момент появился решительный парень – то ли врач, то ли
студент-медик старших курсов, он полез в сам вагон и там действовал,
жгуты накладывал.
Раненые терпеливо и обреченно лежали, истекали кровью. Проводник из
последнего вагона, с разбитым лицом, но целый, в одной рубашке ходил:
был в таком состоянии, что не мог ничего делать. Мы ему говорили, чтобы
он шел погреться в уцелевшие вагоны, но он повторял «нет, нет, я
старший, я должен».
Конечно, у меня были мысли, что надо молиться. Но в этой ситуации,
когда человек истекает кровью и ему надо срочно помогать, действуешь по
необходимости. А необходимость была порой простой – взять за руку и
погреть. Потому что можно себе представить, в каком растерянном и
покинутом состоянии лежит человек. Я старался поддержать, помочь, но
надо было очень конкретно действовать – не допускать, чтобы клали на
бетон или гравий, искать, что подстелить. В основном это были
практические действия. Я, конечно, никогда не видел в таком количестве
раны, кровь, жуткие увечья. Ужасно было видеть, когда у людей
практически оторваны конечности. Однако в таком напряженном состоянии,
это даже не то, чтобы не шокирует, но это не сбивает настолько, чтобы
впасть в ступор. Сами раненные вели себя очень мужественно, пустого
нытья не было, только стонали, когда их тревожили.
Поразило, что из уцелевших вагонов пришли помогать немногие,
процентов двадцать. Не могу сказать, что в них была потребность, потому
что и так неразберихи хватало. Но ведь примерно через час после
случившегося все уже знали, что именно произошло, так как проводники
бегали, как сумасшедшие, и окровавленные люди ходили, но идеи придти
помочь у большинства не возникло.
Потом приехали пожарники и МЧС. Они принесли нормальные брезентовые
носилки. Где-то в половине двенадцатого подошли наши женщины. Лена
Родалевская – врач, она быстро сориентировалась и стала объяснять, что
и как лучше делать. Таких людей очень не хватало. Начали подъезжать
скорые с местной подстанции. Пришли три женщины в камуфляже, видимо,
фельдшерицы, у них были бинты, они стали шины накладывать, делать
обезболивающие уколы. У нас ведь не было совсем ничего, только один
бесполезный пузырек йода. Потом МЧС поставили дизели со светильниками,
народ еще стал прибывать. Дальше подъехал караван скорых, подогнали
поезд для нас и аварийный поезд из Москвы. В нас уже необходимости не
было.
В Питер поехали те, кто получил незначительные травмы и все
пассажиры из тех вагонов, которые не пострадали. В 3.10 нас привезли на
Московский вокзал. Водой поили в поезде. К вокзалу подогнали кучу
автобусов, развозили всех желающих по домам, но многих встречали
родственники на машинах.
В субботу после всенощной я отслужил панихиду по
погибшим и молебен о здравии выживших. Наши женщины пережили это
стойко, но где-то через сутки стало значительно тяжелее… Договорились в
понедельник еще раз собраться и отслужить благодарственный молебен за
то, что мы уцелели.
Фото на главной странице: РИА Новости. |