Церковь земную называют воинствующей – она на
передовой в сражении с грехом и силами зла. Каждый
христианин считается воином Христовым. Кто же тогда
священник?
Батяня
Родоначальник
династии столичных священнослужителей Дзичковских
– митрофорный протоиерей Александр – был
настоящим героем. Его портрет помещен в галерее Центра
просвещения и милосердия Белорусского Экзархата рядом с
портретами новомучеников и исповедников земли
белорусской, пострадавших в XX веке от гонений на
церковь и причисленных к лику святых.
Выходцу из крестьян непросто было в начале 1930-х стать
священником, особенно на территории Западной Белоруссии.
Александр Дзичковский почти десять лет служил псаломщиком
в храме, окончил Пинское духовное училище, рукоположен в
диаконы. Война застала его семью в Лунинце. Отец Александр
подпадал тогда не под одну расстрельную статью оккупантов
– пекли хлеб для партизан, передавали донесения,
прятали местных крестьян, заподозренных в связях с лесными
отрядами. Долгие три года, до самого освобождения
Беларуси, отец Александр скрывал в своем сарае пожилую
еврейскую женщину. А ведь у него тогда было уже шестеро
детей…
После войны вызвали в НКВД – что делал во время
оккупации, не предал ли Родину, сотрудничая с врагом? В
конце допроса следователь, рыдая, упал батюшке в ноги
– та самая спасенная женщина оказалась его матерью.
Глава династии был истинным бессребреником. Когда в 1946-м
его рукоположили в священники, он объявил, что денег за
требы брать не станет. В то время у Дзичковских был надел
земли, на которой все они трудились, от мала до велика.
Потом землю обрезали до порога, забрали в колхоз. А
люди-то привыкли, что батюшка ничего не берет. Семья
голодала. Дошло до того, что отец Александр вынужден был
посылать старшего сына Геннадия с сумой по деревням.
Бедствовали до 1954 года, пока не пришло назначение на
другой приход.
Был настоятелем сельской церкви в Жлобинском районе,
служил в приходах Брестской, Гродненской, Гомельской
областей, Костромы. Батюшку не раз «приглашали в
компетентные органы». Зачем крестил младенцев?
Почему побелил храм без санкции властей?.. Умер отец
Александр в 1982-м в Гомеле, там и похоронен. Крест
пастырского служения пронес через все десятилетия
безбожия.
Благо чинить
– Мои родители Александр и Феодора сами жили набожно
и сумели в душах детей, а нас было десятеро, пробудить
любовь к Богу, – вспоминает представитель второго
поколения династии митрофорный протоиерей Геннадий
Дзичковский, настоятель главного столичного храма –
Свято-Духова кафедрального собора, благочинный Минского
городского благочиния. – Не случайно все пятеро
сыновей стали священниками. Лет с одиннадцати я читал и
пел на клиросе, потом присоединились две сестры и брат.
Неплохо тогда звучала в храме исполняемая на четыре
детских голоса «Да исправится молитва моя».
Учась в десятом классе, Геннадий не сомневался: пойдет в
Минскую духовную семинарию. Но получить документы для
поступления в духовную школу было в 1954-м невозможно,
даже медицинскую справку. Пришлось идти на хитрость
– собирать бумаги якобы для консерватории.
Нередко студентов семинарии, размещенной в Жировичах,
вызывали в местный сельсовет. А там «лица в
штатском» настойчиво рекомендовали парням подумать о
будущем, сулили радужные перспективы, если те откажутся от
избранного пути. Ну а если не откажутся…
Воевали с семинаристами и студенты соседнего
сельхозтехникума, которым внушали, что чернорясые –
враги науки и прогресса. А врага, как известно, надо бить.
– И хлопцы из техникума нападали на нас, но мы
держались вместе и не давали своих в обиду, –
рассказывает отец Геннадий. – А вообще учились
радостно и легко, атмосфера под покровом великой
белорусской святыни – Жировичской иконы Божьей
Матери – была молитвенная, благодатная.
Он окончил курс первым в разрядном списке, то есть с
лучшим результатом. Рукоположенного в 1958 году в диаконы
22-летнего Геннадия Дзичковского направили в Никольский
собор Бобруйска. Домой к отцу-диакону зачастил специалист
по атеистической пропаганде, призывал отречься от Христа,
мол, ты молодой, брось все это, работу дадим прекрасную.
– Слушал его, слушал и, в конце концов, выгнал:
«Вот Бог, а вот порог», – улыбается
батюшка. – Странные были годы, трудные для церкви.
Существовало негласное распоряжение, что Беларусь должна
стать первой в СССР атеистической республикой. В 1963-м
закрыли Минскую духовную семинарию. «Больше попов у
нас не будет! – заявлял Хрущев. – Последнего
покажем в музее»…
Сыну Дзичковских с трех лет врезалось в память, как, придя
с вечерни, рыдали родители – на собор навесили
замок. Клир расформировали по разным приходам.
Рукоположения
в священники диакону Геннадию пришлось ждать до 1974
года, когда отношение к людям в рясах стало чуть более
лояльным. Батюшку сразу назначили настоятелем храма и
благочинным в Барановичах, потом в Витебске.
Что должен делать благочинный?
– Благо чинить, – отвечает отец Геннадий,
– разбирать жалобы, конфликты, если они возникают в
среде священнослужителей. А главное, решать споры мирно,
спокойно, с любовью. Ведь когда любишь человека, все
простишь.
Самого же настоятеля в витебском храме поначалу приняли в
штыки. «Подчиняться 40-летнему молокососу?»
Два пожилых священника между собой тоже не ладили.
Поздравления с Днем ангела посылали теле-граммой. Но
терпение отца Геннадия растопило лед. Стали общаться,
ходить друг к другу в гости.
Довелось батюшке по благословению митрополита Филарета
послужить и за океаном – в русском Свято-Никольском
соборе Нью-Йорка с 1985 по 1992 год. Прихожан было
немного, в основном пожилые.
– Служить Богу и людям везде нужно, но я рад был
вернуться домой. Родину не заменит никакая слава
человеческая, – рассуждает священник.
Отец Геннадий возглавляет минский Свято-Духов кафедральный
собор с 1995-го. Удостоен права ношения двух крестов, а
также митры, отчего и звание – митрофорный
протоиерей. Единственный из действующих священников
Беларуси отмечен высшей церковной наградой –
Патриаршим крестом.
На роду написано
Казалось бы, Георгию Дзичковскому, сыну и внуку столь
заслуженных батюшек, прямая дорога по их стопам.
– Но будучи юношей, не задумывался об этом пути,
– признается отец Георгий. – Окончил
музыкальное училище, однако в консерваторию направления не
дали, поскольку не слишком высокие оценки были по научному
атеизму и прочим подобным предметам. Работал в музыкальной
школе, призвали в армию. А после дорога определилась сама
собой. Для меня всегда образцом в жизни был отец. Хотелось
стать таким, как он. Родители привили мне веру, а вера
православная зиждется на любви к людям и Богу. Вспоминаю,
как папа своей добротой переубеждал многих… Ну а
здесь, в Минске, в кафедральном, скажу как человек,
пришедший в клир со стороны: наш стержень –
отец-настоятель. Мы все грешные люди, у каждого есть
слабости, но он покрывает их отеческой любовью.
Протоиерей Георгий Дзичковский начинал служение в сане
диакона в 1981-м в Витебске. Его жене-студентке тогда
сказали: «Девочка, забирай документы или выгоним из
института с позором. Нам тут дьяконши не нужны!»
Потом был Гомель, рукоположение в священники, Никольская
церковь, Петро-Павловский собор.
В 1986-м 1 мая дети отца Георгия и матушки Татьяны играли
в песочнице, когда город накрыло чернобыльское облако.
Пришли домой, запорошенные какой-то рыжей сажей.
Последствия сказались позже – опухоль. Но дочка
верила в чудо, и оно произошло. Побывав в Корме, где тогда
открыли мощи праведного Иоанна Кормянского, она
выздоровела. А вот матушке Татьяне избежать операции не
удалось…
У отца Георгия тогда и мысли не возникало попросить
перевода в более чистую местность. Ведь у всех беда.
Дезертировать?
Лет через пять явилась к правящему архиерею Гомельской
епархии делегация из пригородной деревни:
«Понравилось, как тут один батюшка служит. А у нас в
Тереничах надо церковь из разрухи восстановить. Отпустите
его!» «А батюшка согласен?» –
спросили ходоков. Батюшка не возражал: «Хочу хоть
один храм построить». И построил. Да не один –
в соседнем приходе тоже.
Попроситься в Минск все же пришлось, чтобы быть поближе к
родителям, поддержать, помочь. Горе заставило. В 1997-м
после тяжелой болезни умерла сестра отца Георгия, муж ее
скончался еще раньше, осиротели дети. Их опекуном стал
дед, отец Геннадий. Они с матушкой Маргаритой забрали
ребят к себе.
– Для меня кафедральный собор всегда был такой
высотой! Недостижимой, – вспоминает протоиерей
Георгий Дзичковский. – Тут служат корифеи богословия
– отец Сергий Гордун, отец Федор Кривонос,
публикации которых до того читал в церковной печати.
Думал, кто я рядом с ними! Но встретил здесь такую любовь,
и столько напитался доброго – не передать словами.
К священнику несут то, с чем больше некуда пойти.
Недоумение, боль, тяжкие укоры совести.
– Пастырю в подобных случаях тоже нелегко, потому
что все пропускаешь через собственное сердце, –
говорит отец Георгий. – Но надо просить у Господа
мудрости, терпения. И находить для каждого теплые, добрые
слова любящего отца, к которому пришли на покаяние дети.
Чтобы успокоить их, утешить, дать силу для борьбы с
грехом.
Молодо – не зелено
В столичные храмы пришли представители четвертого
поколения династии. Все они диаконы. Сын отца Георгия
Геннадий служит в Свято-Петро-Павловском соборе, племянник
Николай – в храме Оптинских старцев, зять Виталий
– в Александро-Невской церкви. Станут ли батюшками?
– До священника надо еще дорасти, – в один
голос отвечает молодежь.
В добрый час!
|