На
этот раз рубрика «Смысловая
география» — не такая, как обычно.
Она будет посвящена не епархии и даже не
отдельному региону. В каком-то смысле она
охватит половину земного шара. Мы хотим
рассказать об экспедиции к берегам Америки знаменитого
российского барка «Крузенштерн». Началась она
этим летом, о ней много писали в газетах,
сообщали по телевидению. И у этой экспедиции была
одна важная, как нам кажется, особенность:
впервые на борт легендарного судна поднялся
священник — отец Александр
Пермяков, клирик
Свято-Андреевского храма в
Калининграде. Вместе с курсантами и офицерами он
пересек Атлантику, прошел вдоль побережья США и
теперь решил поделиться личными впечатлениями.
Отец Александр служил молебны под
парусами — в часовне,
построенной на борту корабля. Карабкался по грот-мачте,
а после обсуждал с курсантами и офицерами историю
Византии. Удивлялся обычаям коренных
американцев и потомков русских
эмигрантов. А еще размышлял о человеке и о
месте веры в его жизни. Казалось бы,
священнику и положено постоянно об этом
размышлять. Но мы публикуем не просто мысли
священника. То, что вы
прочитаете — это путевые заметки,
своего рода дневник отца Александра, где он
искренне и подробно рассказывает о пережитом. А
дальнее путешествие, как известно, часто
заставляет посмотреть на давно знакомые
вещи с неожиданной стороны.
|
|
..Священнослужители —
в каком-то смысле идеальные романтики. Иначе
зачем современные батюшки при достаточно
высоком уровне образования бросают
престижную работу, чтобы ехать в деревню
поднимать дух народа, и делают это без отпусков и
выходных? Я это к тому, что никто не сможет лучше
священника «романтизировать»
профессии врача, учителя, офицера, моряка...
«А сделать это нужно, чтобы на практике
воспитать в молодом поколении стремление к
служению своему Отечеству, своей
семье», — сказал однажды ректор Балтийской
государственной академии рыбопромыслового
флота (БГАРФ) Владимир Волкогон. У
БГАРФ есть научно-практическая база —
знаменитый барк «Крузенштерн», на котором
студенты уходят в длительные учебные экспедиции. А
на барке помимо прочего есть православная
часовня во имя святого праведного
Феодора Ушакова. Ну а храм без
священника — это все равно,
что парус без ветра…
Летом этого года «Крузенштерн» уходил
в очередное дальнее плавание. Решили, что
вместе с курсантами и офицерами в экспедицию
должен отправиться батюшка. Приходу, где я
служу, помогал Андрей Анатольевич
Крайний — в ту пору директор рыбного
порта Калиниграда. Он-то и познакомил меня с
руководством БГАРФ. Так я попал на
«Крузенштерн».
19 апреля 2009 года.
Православная Пасха
...Ночью мы встречали воскресшего Христа
Спасителя, а в полдень под звуки
духового оркестра «Крузенштерн»
отправился в дальний поход: вначале по
портам Европы, затем — в США
и Канаду. Сам я остался на берегу, служить
Пасхальные службы. Только позже, в июне, я
должен был вылететь в Америку, догнать
«Крузенштерн» в Чарлстоне, пройти на барке
вдоль побережья Соединенных Штатов Америки до
Бостона и оттуда улететь в Москву. Пока
же я снабдил экипаж духовной литературой, а
часовню — всем необходимым для
проведения молебнов и панихид.
«Крузенштерн» я провожал с замиранием
сердца. У меня было ощущение, что воскресший
Господь явился на корабль для того, чтобы
подготовить Своих чад к чуду
Пятидесятницы и к последующей проповеди
истинной веры в Америке.
26 июня 2009 года. Сутки, в которых 30
часов
…Такое бывает, когда летишь на запад, обгоняя
на самолете движение земного шара вокруг
солнца. Разница во времени между Москвой
и Атлантой — шесть часов. Время
полета — десять. Сутки удлинились до тридцати
часов...
Салон самолета похож на небольшой кинотеатр, в
котором тебя постоянно кормят. В центре —
большой экран и фильмы, которые можно смотреть и на
русском и на английском языке. На кресле тебя ждут
наушники, подушка под голову и плед.
|
Священник Александр Пермяков |
…Я
в рясе и с крестом. В целом отношение людей
к священнослужителям нормальное. Американцы
в большинстве своем улыбаются. Для
них правило хорошего тона — гордиться
своими религиозными убеждениями при формальной
терпимости к другим. Зато наши очень стесняются
публично исповедовать свою
конфессиональную принадлежность. Хотелось бы надеяться,
что это от скромности или от неумения выразить
свою любовь к Церкви.
Когда мы приземлились в Атланте, совершилось
маленькое и важное чудо. Я, ни слова не
понимая по-английски, умудрился получить свой багаж,
пройти таможенный досмотр, ответить на вопросы
полиции, сесть в поезд внутреннего метро,
переехать из Атланты в другой аэропорт, из которого
через час вылетал мой самолет на Чарлстон.
…Я по-прежнему в подряснике. Американцы меня
не стесняются, ведут себя абсолютно раскрепощенно,
очень громко смеются и, как мне кажется, шутят. Атмосфера
праздника передалась и мне. Было радостно оттого, что
кому-то очень хорошо. Но при этом и немного грустно,
потому что они, по моему мнению, совершенно не умеют
быть серьезными. Однажды я смотрел фильм, который
сняли американцы по Евангелию от Матфея.
Христос там все время веселится, шутит.
Меня удивила эта авторская трактовка
Евангелия. Вот Христос забрался на гору
и стал людей учить (см. Мф 5:1). И хотя в
Евангелии Он именно сел, как делали это
еврейские раввины, но в фильме
Христос ходит среди людей, а они сидят. И вот
Он увидел, что кто-то «на галерке»
уснул. Взяв ведро воды, Христос
подходит к человеку и выливает на него
воду под хохот и аплодисменты всех остальных.
И вот теперь, мне кажется, я понял, почему
американцы сделали его таким: они не хотят видеть
Христа скучным. Американские пасторы боятся, что если
Он будет вести себя иначе, то будет
неинтересен, Его могут не заметить.
…В самолете на Чарлстон меня посадили рядом с
девушкой, которая предложила мне свой
недоеденный сэндвич после того, как поужинала.
Должно быть, по моей неловкости, она поняла, что я
иностранец, и как настоящая патриотка своей страны
взяла на себя гуманитарную функцию. Я был ей очень
признателен за оказанную честь. Нет, я не обиделся.
Разве она виновата в том, что ее
научили только так пропагандировать щедрость и
великодушие своей страны?
…Когда я прибыл в Чарлстон, уже темнело. На
такси приехал к пирсу и неожиданно попал... на маскарад. Я
шел со своим багажом на судно, а вокруг меня
хохотали и пили пиво разные пираты, конкистадоры.
Вообще, жители Чарлстона — настоящие
эпикурейцы, ищущие легкой и веселой жизни. Они
очень любят болтаться по городу в разных старинных
нарядах с бутылочкой пива. Самыми популярными
костюмами здесь являются пиратские. И конечно же,
серая форма южных штатов времен гражданской
войны. Эта ностальгия очень похожа на нашу
российскую страсть к белогвардейской тематике.
Правда, у них здесь нет практически никакой
идеологии.
27 июля 2009 года. Первые
молитвы
…Проснулся поздно. Действительно,
вчерашний день был долгим и насыщенным событиями.
Познакомился с экипажем и распорядком дня на
корабле, поговорил с капитаном
«Крузенштерна» Михаилом Новиковым и
после обеда все вместе служили
водосвятный молебен.
|
|
…Я
отправился в Чарлстон знакомиться с
достопримечательностями. Город в
буквальном смысле утопает в цветах,
здесь очень много садов и парков. И в
то же время среди местной молодежи Чарлстон
получил неофициальное прозвище «приют
маньяков»: в городе немало заброшенных
домов, которые идеально подошли бы для съемок
какого-нибудь фильма ужасов. А еще жители
Чарлстона почти никогда не говорят о политике.
Именно здесь из года в год фиксировалась
самая низкая явка избирателей во
время президентских выборов.
«Новости и современные технологии
доходят в Чарлстон с полувековым
опозданием», — шутят жители. С этим
утверждением трудно не согласиться, ведь
многие чарлстонцы до сих пор в качестве
средства передвижения используют конные
подводы. Человек, приехавший в
магазин за покупками на лошади, —
явление привычное.
28 июля 2009 года. Воскресенье. Чудо малой
Пятидесятницы
...В этот день был составлен график работы
храма на «Крузенштерне». Три раза в день я
должен быть в храме и совершать богослужения,
общаться с экипажем барка. Обычно утром я читал
молитвенное правило, в обед служил
панихиду, вечером — молебен о
путешествующих. Литургию служить на корабле я
не мог. Не было антиминса*. И если бы не мое
первоначальное предубеждение против
американского Православия, то я
наверняка нашел бы в Чарлстоне место, где
собираются православные христиане.
...А в Чарлстоне, оказывается, целых два
православных прихода! Причем это
совсем не «молодая гвардия», а очень
красивые храмы в самых густонаселенных районах
города. Об этом я узнал, когда к нам на палубу
поднялся отец Джон Паркер, настоятель
православного храма в честь
святителя Тихона в городе Чарлстоне. Он
привез свою матушку с детьми и тех прихожан,
которые смогли к нам прийти.
Наше общение с отцом Джоном было чудом малой
Пятидесятницы. Я почти не говорю по-английски.
«Фазэр Джон» еще меньше говорит по-русски.
Но я без всякого логического объяснения обнаружил
в нем большое сердце замечательного Божьего
человека. Мы начали общение с
водосвятного молебна в часовне
корабля. Я читал требник по-русски. В некоторых
местах американцы пели тропари по-английски. По
окончании молебна отец Джон подарил нашей часовне
большую икону одного из самых известных в
Америке православных
миссионеров — святителя Тихона
(Белавина)**. До своего
Патриаршества владыка Тихон
организовывал православную жизнь
на Американском континенте: строил храмы, создавал
учебные заведения, проповедовал
святую веру всем, кого Господь к
нему посылал. И это принесло обильные плоды: я видел
настоящих православных: глубоких,
целеустремленных, понимающих свою веру и
готовых ее открыто исповедовать. Это
были не только русские, но и греки, африканцы, итальянцы,
арабы, живущие в США.
Американские верующие больше всего оценили
наше руководство по приходскому
консультированию, которое позволяет приходу
активно осваивать базовые понятия
православного христианства и
распространять свои убеждения среди
представителей других конфессий. Отец Джон
благословил русскоговорящих американцев
перевести пособие на английский язык. И я надеюсь,
что через эту литературу вскоре в
православные храмы Америки потянутся
новые и новые силы думающей и ищущей молодежи.
29 июля 2009 года. Литургия в
чарлстонском храме святителя Тихона
…Литургию с отцом Джоном мы служили на
двух языках: русском и английском. Удивительно
и приятно было слышать, как хор на каждый возглас
ектеньи, произнесенный мной по-русски, отвечал тоже
по-русски, правда с легким акцентом:
«ГоспУди, помилуй». Евангелие
мы тоже читали на двух языках. По местной
традиции мы делали это лицом к народу. В целом
иконографическая традиция, певческая школа и
богослужение православных американцев
находятся под большим влиянием России. Я заметил,
что почти все мужчины прихода носят бороды. На
ком-то из них я даже видел рубашку-толстовку.
Вообще, американцы очень нас идеализировали,
как мы когда-то греков. Они, похоже, думали,
что все русские самим фактом своей
«русскости» — уже стопроцентные
православные.
|
|
Сам
храм святителя Тихона — это особенное
чудо любви. Храм проектировал американский
инженер. И хотя по вероисповеданию он был
протестантом, Господь положил ему на сердце
построить чарлстонский храм в византийском
стиле. И когда он стал знакомиться с
православной архитектурой, то понял, что
храм — не что иное, как модель
вселенной. По мере того как архитектор
углублялся в православное
богословие, он все больше становился
православным человеком. Надо сказать,
что в Чарлстоне на сто тысяч населения приходится
шестьсот церквей самых разных конфессий. Наш
инженер обратился к ним за помощью, и многие баптисты,
методисты, лютеране и епископалы откликнулись и общими
усилиями построили православный храм.
По мере того как эта помощь приходила, наши
благодетели один за другим принимали святую
веру. В то время, когда мы были
в Чарлстоне, в храме святителя Тихона
было уже около двухсот прихожан, причем только
двадцать процентов из них являются
выходцами из православных семей.
Большинство же — это неофиты,
принявшие Православие
осознанно. Удивительная особенность
храма — он органично соединяет стиль
Византии эпохи исихазма и местный колониальный
стиль кантри, что позволяет ему выглядеть
как естественное выражение американской
религиозности.
Выход в море
...Я ждал этого момента с каким-то трепетом. Нас
провожали на пирсе несколько человек. Это были
простые американцы, знакомые курсантов и
членов команды. По корабельному радио было
сказано: «Курсантам второй смены и палубной
команде построиться у правого борта». Началась
отработанная до мелочей процедура отхода корабля.
Палубная команда — профессиональные
матросы, «белая кость» парусника. Это они
обучают курсантов работать со сложным
такелажем***.
Отошли от берега. По судовому радио
раздается новая команда: «Внимание,
парусный аврал! Курсантскому составу собраться
у первого и у второго грота. Форма
одежды — рабочее платье». На курсантах
синие робы, страховочные пояса, ботинки с каблуками
и головные боры. Это техника безопасности.
Грот — это не нора на палубе, а
грот-мачта****.
Подъем на сайлинг
Обычно пассажиров корабля выпускают на
мачты под строгим контролем — техника
безопасности. После прохождения необходимого
инструктажа человеку могут разрешить забраться на
так называемую марсовую площадку. Она
находится на высоте пятиэтажного дома и снабжена
специальными перилами и страховочными
приспособлениями. У юнг «Крузенштерна»
марсовая площадка именуется «песочницей».
Поэтому капитан из идейных соображений разрешил мне
забраться выше, на площадку, которая
называется «сайлинг».
|
|
Под
чутким руководством боцмана первого
грота я стал подниматься сперва на марсовую
площадку. Проделывать все это
впервые — страшно, особенно на
восемнадцатиметровой высоте. Корабль
качает, мачта как будто бы шатается.
Пристегиваешься карабином за трос и
смотришь вниз… Люди на
палубе — как муравьи. Набираю побольше
воздуха. Впереди еще один подъем. Судорожно
переставляю зажим карабина выше, начинаю
осторожно двигаться дальше… Боцман
наверху молчит. Значит, все в
порядке. Вот и сайлинг. Здесь амплитуда
отклонения мачты сильнее, зато море отсюда очень похоже
на небо. И ненадежная твердь как бы
уплывает из-под ног, и хочется опуститься на
колени. А еще лучше — лечь. Но ложиться
нельзя. Читаю Иисусову молитву и улыбаюсь
боцману. И теперь мы с ним забираемся на рею, на самый
ее край...
Нет, из аскетических соображений не надо сюда больше
забираться. Такую гордость очень трудно победить.
|
|
Когда
я спустился с небес на грешную палубу, то
встретил одобрительные взгляды
курсантов: вот, теперь-то ты, батюшка,
знаешь, что такое быть матросом парусного судна.
Почему-то в этот момент мне
вспомнились слова Святейшего
Патриарха Кирилла, сказанные по случаю
освящения «Крузенштерна» в 2008
году: «Если Господь кого-то
выбирает для служения, Он тому
человеку дает себя проявить через
преодоление испытаний». Как мне теперь кажется,
эта фраза удивительно точно описывает
службу курсантов и офицеров на корабле.
А еще я понял, почему за всю историю практик на
«Крузенштерне» ни один курсант не упал с мачты
в море или, не дай Бог, на палубу. Ведь там,
на высоте, из страха руки все сжимают
крепче... Я подумал о том, что Господь мне дал
пример того, что такое страх Божий. Если он у
человека есть, то и в экстремальной ситуации
человек не упадет. А если нет, то свалится на
ровном месте.
30 июня 2009 года.«Гибель империи»
и пять столпов ислама
...После ужина обсуждали с курсантами фильм
«Гибель империи. Византийский урок»
архимандрита Тихона (Шевкунова). У меня было
заготовлено несколько вопросов.
Например, я спрашивал ребят: зависит ли
обороноспособность государства от религиозности его
граждан? Какая религия способна создать идеального
воина, а какая — идеального гражданина?
Курсанты долго спорили между собой. Конечно, я не ждал от
них конкретного ответа, и сам не предлагал им
такого. Важным было само обсуждение. Впрочем,
меня порадовало то, что они отметили некоторое
сходство византийской социально-политической
парадигмы и современной российской
действительности.
При этом оставалось одно важное
обстоятельство: на корабле было около двадцати
человек из мусульманских семей. Я понимал, что о них
нельзя забывать. Им, конечно, хотелось, чтобы с ними
пообщался мулла. Я решил зайти к ним в спальное
помещение перед сном. Попросил собраться и спросил
их, знают ли они пять столпов ислама? Они
сказали, что нет. « А хотите я вам
расскажу?» — говорю. —
«Хотим!»
Уселись кто на полу, кто на кроватях, и я стал
рассказывать. Что меня очень сильно
обрадовало — так это их серьезность при
обсуждении вопросов веры. А когда я
увидел их желание знать традицию своих
отцов, то мне стало как-то очень больно за нашу
крещеную молодежь. Сразу вспомнилось, что стремление
обсудить с молодым человеком возможность
применения религиозной веры в бытовой
жизни часто наталкивалось на угрюмое
противодействие: «Я уже крещеный, чего
вы от меня хотите?» А в компании
сверстников считается нормальным рассказать
кощунственный анекдот, посмеяться над
священниками и над святынями. И никому не
придет в голову заступиться за веру
своих расстрелянных дедов...
|
|
Однако
общение с курсантами «Крузенштерна»
неожиданно стало примером совсем другого
поведения такой крещеной молодежи. Пока мы
беседовали с мусульманами, в наш кубрик
один за другим стали просачиваться русские и
постепенно, поначалу неловко, включаться
в разговор. Атмосфера тайны невольно
стала передаваться и им. Исчезли глупые шутки и
идиотские вопросы. Кто-то жевал
жвачку — и получил от своих
подзатыльник. Спрашивали об инквизиции, о
крестовых походах и о том, что же такое настоящее
христианство. А потом мы вместе пели под
гитару песни Цоя, Шевчука и Кинчева.
Напоследок я научил мусульманских ребят играть песню
Вячеслава Бутусова «С причала
рыбачил апостол Андрей». Так разговор о пяти
столпах ислама закончился обсуждением вопроса о
том, какой должна быть религиозная вера, чтобы за
нее можно было бы умереть с благословением, а не
с проклятием на устах…
...Эта встреча помогла мне завязать
дружественные отношения с мусульманами, и один из
них по прибытии в Калининград сказал: «Мои
родители благодарят вас, отец Александр, за то, что
вы заботились о нас, и приглашают вас к нам
в гости в Астрахань».
Заметки на полях. Художник, который придумал
море
...В море я не встречал ни одного атеиста!
Даже сомневающегося… Нет, вовсе
даже не потому, что экстремальные условия жизни
приучают человека к более трезвому и
внимательному отношению к самому себе. Просто,
должно быть, есть такая красота, которую можно
увидеть только в море. И любой честный
человек скажет, что эта красота разумна. В
море я нашел еще одно подтверждение тому, что Бог
создал для нас природу как признание в
любви…
.
3 июля 2009 года. Прибытие в Бурри,
пригород Нью-Бедфорда
...Здесь находится знаменитая Массачусетская морская
академия. В Нью-Бедфорде на борт
«Крузенштерна» поднялись два американских
офицера:
— Вы сможете поучаствовать с нами
в параде, посвященном Дню независимости
Америки?
— Конечно! Для нас это большая честь.
Через несколько минут обсуждения деталей мероприятия один
американец спрашивает другого:
— А вы в этом году кто?
— Как это кто? Мы пираты! —
отвечает тот.
— Нет, это мы пираты, а вы в этом
году — русалки!
Одним словом, парад в
Америке — это не первомайская
демонстрация, а скорее карнавал.
4 июля 2009 года. Парад
...Утро было солнечным, но не жарким. Когда наши курсанты
надели парадную форму и построились в колонну, я
подумал: «Почему мы так стесняемся своей
русскости? У нас такие красивые дети, а если их
вдохновить на служение, они свернут
горы…»
...Колонну «Крузенштерна»
возглавляли преподаватели Массачусетской
морской академии. Следом шли капитан
«Крузенштерна» и весь командный
состав барка. Юнги несли огромный
государственный флаг России, за ними шагали члены
палубной команды и курсанты в белых робах. Замыкали
колонну члены экипажа и иностранные практиканты.
|
|
...Американцы
умеют делать шоу. За нами на некотором отдалении ехала
машина с металлистами в цепях, которые играли на
электрогитарах и пели о том, как они любят Америку.
Следом катился армейский грузовик,
замаскированный под пиратскую шхуну с русалками и
«русалами». На улицах по всему маршруту
движения процессии стояли стулья, скамейки,
шезлонги, на них сидели и лежали люди, они принесли с
собой термосы и пластиковые контейнеры с
гамбургерами. Видя русских моряков, они
кричали: «Russia — forever!
Спасибо!» Несколько курсантов
«Крузенштерна» в русской национальной
одежде демонстрировали акробатические номера
впереди колонны. Сентиментальные американцы
буквально плакали от радости. Никогда в
Бурри еще не было ничего подобного.
Воодушевлению, с которым встречали
здесь наших, позавидовала бы любая
поп-звезда.
В центре города «пиратская шхуна» догнала
нашу колонну. Российские курсанты поднялись на
«борт», чтобы сфотографироваться с
«корсарами». И тут начинается
импровизация. Пираты нападают на наших
моряков, чтобы взять их в плен, но
наши — крепкие ребята: голыми руками бросают
пиратов «за борт»... А когда приехала
полиция, мы сказали, что передаем захваченную нами
пиратскую шхуну Соединенным Штатам в качестве
гуманитарной антикризисной помощи в честь Дня
независимости Америки. Потом об этом написали
местные газеты.
9 июля 2009 года. В Бостоне
...Прибыли в Бостон. Здесь происходит
«Парад парусов». На протяжении
всего нашего пребывания в этом порту
«Крузенштерн» пользовался особой
популярностью у жителей города. На других судах едва
ли можно было бы заметить нескольких скучающих
туристов, но на нашем корабле была настоящая
очередь. В Бостоне очень много русских: одни
приходят посмотреть на мореходную легенду, другие хотят
почувствовать себя в России. И
в этой ситуации особенно важным
становится то, что на барке «Крузенштерн»
есть не только судовой музей, но и часовня.
Мне запомнилось высказывание одного из
моряков: «Корпус парусника — это
тело корабля, паруса — душа, а
часовня — сердце». Эти слова я
случайно подслушал и подумал: «Сколько же поэзии и
музыки сокрыто в наших людях. Особенно в
моряках…»
...В Бостоне корабль простоял пять дней. За это
время часовню в храме посетили тысячи
людей: как американцев, так и россиян,
проживающих в США. Были американские
пасторы — хлопали меня по плечу. Были
армяне — пожимали мне руку. Я очень благодарен
этим людям за то, что они пришли к нам, за то, что
интересуются нашей жизнью и нашей верой.
Русская речь
Бостон — удивительный, полный
контрастов город. Родина американской
независимости. Здесь кофейные компании успешно
провели первую информационную блокаду
английского чая. Здесь находится знаменитая церковь
Park Street Church, с кафедры которой в 1829 году
Уильям Ллойд Гаррисон выступил с
первой в истории Америки публичной речью,
осуждающей рабство.
В Бостоне я видел много музеев и
небоскребов, но больше всего меня поразил
православный храм в честь
Богоявления Господня, построенный на окраине
Бостона на средства русских эмигрантов. Эта
небольшая церковь входит в юрисдикцию
Зарубежной Православной Церкви.
Когда заходишь внутрь — как будто
попадаешь в старую дореволюционную Россию. И
в запахе ладана — как будто благоухание
того Петербурга, в котором могли
встретиться Шаляпин, Мандельштам, великая
княгиня Елизавета Федоровна,
Столыпин… И русскую речь, которую я здесь услышал,
хотелось пить потрескавшимися от жажды губами, как
чистую воду: «Весьма польщена... Будьте
любезны... Премного благодарен...»
12 июля 2009 года. Служим Литургию в
храме Богоявления в Бостоне
...Рядом со мной — девять курсантов
и один офицер-воспитатель. Служили на русском языке,
хотя на запричастном стихе было несколько песнопений
по-английски. Служить в этом храме с местными
прихожанами — сильное ощущение,
удивительный опыт. Просто потому что
понимаешь: Православие
здесь — самое дорогое, что есть у этих русских
людей.
...Главная
святыня храма — икона святых
новомучеников и исповедников
Российских. Ее особенно почитают русские
американцы, потому что исповедничество
наших предков — доказательство
истинности их веры. А православным
американцам, по-видимому, больше нас приходится
эту веру исповедовать перед
вопрошающими взорами представителей
других религий.
Оставшиеся на корабле курсанты потом
спрашивали тех ребят, которые побывали на
Литургии: «Что с вами сделали в
церкви? Вы вернулись оттуда такими
грустными...» — «Да мы не грустные,
мы радостные. Только радость у нас другая —
тихая».
15 октября 2009 года. Возвращение
домой
В Бостоне я на время простился с
«Крузенштерном» и улетел в Москву.
Только позже, в конце августа снова сел
на корабль в немецком Бремерхафене и вернулся
под парусами в родной Калининград в начале
сентября. В день прибытия епископ Балтийский Серафим
обратился к курсантам со словами о том, что
современный человек нуждается в таких
примерах святости, которые приучают его к
самостоятельному духовному подвигу, к
жертвенному служению. Думаю, что после всего
того, что ребята пережили в море, слово
владыки упало на благодатную почву их
сердец...
Заметки на полях. Два берега
Часто, произнося красивые слова о традиционной
русской вере, мы на самом деле воспринимаем
Православие только как местечковую
этнографию. Но для меня такие путешествия, как эта
экспедиция на «Крузенштерне», снова и
снова напоминают:
Православие —
интернационально. Вера, которой уже две тысячи
лет, может преображать людей вне зависимости
от их места проживания и гражданства. И может
связывать два берега Атлантики самой
прочной из всех возможных нитей...
Барк «Крузенштерн»
Построен как учебное судно. Произошло это
в 1926 году в Германии, и изначально
судно называлось «Падуя».
После Второй мировой войны перешло
к СССР и было переименовано. Технический анализ
показал, что корпус «Крузенштерна»
изготовлен из весьма посредственной
стали третьей марки. Но немецкие производители
знали, видимо, какой-то секрет: корпус
«Крузенштерна» до сих пор не тронула
ржавчина. Немцы при постройке судна поставили
на палубе множество разных механизмов, которые
помогали поднимать реи, ставить паруса и делать
прочие серьезные работы, не поднимаясь на мачты.
Российские моряки освободили палубу от этих
механизмов, оставив только самое
необходимое, и теперь все работы выполняет
палубная команда вместе с курсантами. В том
числе и по этой причине «Крузенштерн»
многократно становился призером международных
парусных регат: коллектив людей справляется с
поставленными задачами намного лучше механики и
компьютеров. «Крузенштерн» —
второй по величине четырехмачтовый барк
в России. Длина — 114,5 метров.
Ширина — 14 метров.
Водоизмещение — 5 783,9 тонн. Судно может
нести одновременно 34 паруса общей площадью 3 722
квадратных метров. Максимальная скорость под
парусами — до 17 узлов (примерно 31
километр в час). Мощность двух дизельных
двигателей — 1 000 лошадиных сил каждый.
Максимальная скорость под двигателями на тихой
воде — 10 узлов (около 18
километров в час). Парусник имеет
неограниченную мореходность, автономность
плавания — 25–30 суток. Судно может
принимать на борт до 150 курсантов. Штатная команда
насчитывает 57 человек.
Священник Александр
Пермяков
Родился в 1974 году в Перми. Закончил
Санкт-Петербургский строительный институт и
Смоленскую Духовную семинарию. В 2004 году
рукоположен в сан священника. Служил
настоятелем храма святого пророка Божия Илии в
поселке Взморье Калининградской области.
В 2007 году назначен штатным священником
калининградского храма во имя святого Андрея
Первозванного.
Примечания
*Антиминс — плат с зашитыми частицами мощей
христианских святых и надписанием епископа,
необходимая принадлежность для совершения
Литургии.
Освящается по особому чину только
епископом. — Ред.
**Святитель Тихон (в миру —
Василий Иванович Белавин) родился
в 1865 году. С 1917 года и до преставления
в 1925 году — Святейший
Патриарх Московский и всея Руси,
первый после восстановления
патриаршества в России. Причислен к лику
святых Русской Православной
Церковью в 1989 году. — Ред.
***Такелаж (от голланд. takel —
оснастка) — общее название всех
снастей на судне. Такелажные работы —
обеспечение функционирования надпалубных частей
судового оборудования. — Ред.
****«Крузенштерн» имеет четыре мачты. В
порядке отдаления от носа корабля их называют
фок-мачта, первая грот-мачта, вторая
грот-мачта и бизань-мачта. — Ред.
Фото Василия Семидьянова http://www.pravoslavie.ru/smi/1652.htm |