«Индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви»Православная Церковь в Америке
является неотъемлемой частью русского Православия. У
ее истоков стояли монахи-миссионеры из Валаамского
монастыря, направленные Святейшим Синодом Русской
Православной Церкви на остров Кадьяк (Аляска) в 1794
году для создания духовной миссии. В 1840 году Синод
учредил Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию,
которую возглавил епископ, впоследствии митрополит
Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов;
1797–1879), «апостол Америки и
Сибири», прославленный в лике святых.
В 1924 году Русская Православная Греко-Кафолическая
Церковь в Северной Америке провозгласила временную
автономию, а в 1937 году – полную автономию в
статусе митрополичьего округа. В 1946 году VII
Всеамериканский Собор в Кливленде (штат Огайо) принял
решение о вхождении митрополии в юрисдикцию Московского
Патриархата. Но контакты с Москвой начались лишь в 1960-е
годы, а 31 марта 1970 года состоялось восстановление
канонических отношений. 10 апреля того же года Русская
Православная Церковь даровала Американской митрополии
автокефалию.
Сегодня Православная Церковь в Америке объединяет более
700 приходов, при которых окормляются более миллиона
верующих.
Предстоятель Православной Церкви в Америке именуется
Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и
Канады. Более года этот титул носит Блаженнейший
Митрополит Иона (в миру – Джеймс Паффхаузен).
Он родился в Чикаго (штат Иллинойс) в 1959 году и
принял крещение в Епископальной Церкви США. Впоследствии
его семья переехала в Калифорнию. Джеймс получил
образование в Калифорнийском университете в Сан-Диего и
Калифорнийском университете в Санта-Круз. В 1978 году
присоединился к Православию в Казанском храме Московского
Патриархата в Сан-Диего. Обучался в Свято-Владимирской
семинарии Православной Церкви в Америке в Крествуде (штат
Нью-Йорк). Получил степени магистра богословия и магистра
теологии в области догматики.
В конце 1980-х годов некоторое время провел в СССР, где
изучал русский язык, сотрудничал с Издательским отделом
Московской Патриархии, знакомился с жизнью Русской
Православной Церкви, проявляя особый интерес к
монастырскому деланию. Духовным отцом Джеймса Паффхаузена
стал наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне
епископ Троицкий) Панкратий (Жердев).
В 1994 году был рукоположен в диакона, затем во
священника. В 1995 году принял монашество в
Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Кейнане (штат
Пенсильвания) с именем Иона. По возвращении в Калифорнию
служил в нескольких миссиях, основал монастырь и ряд
миссионерских общин. Весной 2008 года поставлен в
архимандрита.
1 ноября 2008 года отец Иона был хиротонисан во
епископа Форт-Уортского, викария Южной епархии. 12 ноября
того же года XV Всеамериканский Собор в Питтсбурге
(штат Пенсильвания) избрал его Архиепископом Вашингтонским
и Нью-Йоркским, Митрополитом всей Америки и Канады. 28
декабря 2008 года в Николаевском соборе в Вашингтоне
Архиерейский Синод Православной Церкви в Америке
торжественно возвел епископа Иону на первосвятительскую
кафедру.
Публикуемая ниже беседа состоялась в первых числах
декабря 2009 года, в ходе визита Митрополита Ионы в Россию
по случаю празднования 15-летия московского
представительства Православной Церкви в Америке, и
посвящена деятельности этой Церкви в Латинской
Америке.
– Ваше Блаженство, в каких латиноамериканских
странах представлена Православная Церковь в Америке?
– Юрисдикция нашей Церкви распространяется на
Мексику. Раньше мы располагали приходами также в
Аргентине, Бразилии, Перу и Венесуэле. Но одни из них ушли
в Русскую Зарубежную Церковь, другие закрылись.
Несколько общин в Латинской Америке хотят войти в состав
Американской Православной Церкви. Мы были бы рады принять
этих верующих, но о них некому будет заботиться, поскольку
у нас крайне мало священнослужителей, говорящих на
испанском или португальском языках.
Один священник – надеюсь, он скоро станет епископом,
– начал миссию в Эквадоре, в городе Гуаякиль, где
осела крупная палестинская колония. К сожалению, в
последние годы его благая инициатива затухла. Я слышал,
что в центральноамериканских странах, в частности в
Сальвадоре, живет много палестинцев. Любопытно, что они не
посещают приходы Антиохийской Церкви и просятся под наш
омофор.
Константинопольский и Антиохийский Патриархаты
предпочитают окормлять греческую и арабскую диаспоры. Мы
не понимаем этого. Церковь должна давать пастырскую опеку,
прежде всего, местным духовным чадам. Такова
принципиальная позиция Православной Церкви в Америке.
– Когда был образован Мексиканский экзархат?
– Мексиканский экзархат существует с начала 1970-х
годов. В тот период епископ Мексиканской национальной
старокатолической Церкви Хосе (Кортес-и-Ольмос) завязал
контакты с нашей Церковью и вместе со своей общиной
перешел в Православие. Благодаря его трудам сотни
мексиканцев прониклись православной верой.
Недавно 5 тысяч индейцев из 23 населенных пунктов штата
Веракрус крестились в Православие. Однако на такую
огромную массу прихожан приходится всего один батюшка. В
Мексиканском экзархате вообще очень мало клириков. Все они
– мексиканцы, в том числе правящий архиерей –
епископ Алехо (Пачеко-Вера).
– Бывали ли вы в Латинской Америке?
– Я посещал только Мексику. Сейчас собираюсь в
Гватемалу. Там живет моя знакомая – игумения
Инес (Айау), настоятельница Свято-Троицкого женского
монастыря, который находится в юрисдикции Антиохийского
Патриархата.
В Гватемале мое внимание привлекает многотысячная группа
людей, желающая принять Православие. Большая ее часть
принадлежит к народу майя. Если мы возьмем к себе этих
гватемальцев, а также представителей коренного населения
из других стран Латинской Америки, то индейцы могут стать
главным этносом в Американской Православной Церкви. Лично
я был бы рад этому.
– Видно, что вы симпатизируете исконным
обитателям Американского континента…
– Я испытываю самые теплые чувства к индейцам. В
университете я изучал антропологию, увлекался культурами
майя и ацтеков. Это огромные и удивительные цивилизации.
Мне нравится Латинская Америка в целом – ее
искусство, музыка, литература, кухня. Латиноамериканцы
любят жизнь, они открытые и гостеприимные люди. Я рос в
Калифорнии – одном из самых испанизированных штатов
США, от своих друзей-мексиканцев немного усвоил испанский
язык (хотя говорю на нем плохо). Священник, присоединивший
меня к Православной Церкви, был мексиканцем. Звали его
отец Рамон Мерлос.
– Что общего и различного в миссионерской работе
с индейцами США и Латинской Америки?
– Честно говоря, я пока не знаю… Наша Церковь
имеет опыт миссионерства на Аляске, где служит
замечательный священник – протоиерей Майкл Олекса,
антрополог по специальности. Он карпаторос, а его жена
– из автохтонной народности юпик. Отец Майкл хочет
провести на Аляске съезд православных индейцев Америки.
Это будет крайне интересное мероприятие.
В бытность ректором семинарии отец Майкл предложил общине
из Гватемалы, алчущей Православия, направить двух своих
членов для получения богословского образования. Идея,
безусловно, хорошая, но люди, привыкшие к тропическому
климату, вряд ли бы вынесли аляскинские морозы.
– Встречаются ли латиноамериканцы среди ваших
прихожан в США?
– Конечно. В Калифорнии 35% населения –
латиноамериканцы, в Техасе – еще больше. Латины
присутствуют и в пастве, и в духовенстве нашей Церкви. В
Свято-Тихоновской семинарии учится мексиканец с индейскими
корнями, по имени Авраам. Он несет послушание иподиакона.
Один иподиакон в Сан-Франциско имеет колумбийское
происхождение. В конце ноября этого года я освятил новый
женский монастырь в честь Рождества Господня в Далласе,
настоятельница которого – бразильянка.
– Что, на ваш взгляд, привлекает
латиноамериканцев в Православии?
– Латины любят нашу литургию и иконы, их пленяет
глубокое почитание Божией Матери, присущее Православной
Церкви.
Надо сказать, что Католическая Церковь стремительно теряет
влияние в Латинской Америке, виной чему – ее тесные
связи с высшими классами общества. Значительная часть
бедных слоев, составляющих большинство населения региона,
разочаровалась в католических пастырях и примкнула к
протестантам, мормонам и другим сектантам.
Митрополит Андрес (Хирон), глава Ордена белого духовенства
имени святителя Василия Великого в Гватемале, ранее был
католическим священником. Он видел, что его руководство
ориентируется на богатых, и в начале 1990-х годов оставил
Католическую Церковь, так как хотел трудиться для народа.
Недавно митрополит Андрес сказал мне: «Я уже старый
и больной. Пожалуйста, возьми моих людей в свою Церковь
ради их спасения». Его общину трудно назвать
православной, но она постепенно познает православное
вероучение и приобщается к традициям Православной Церкви.
Помимо Гватемалы, владыка Андрес открыл приходы в
Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и других городах США, в
которых обосновались его соотечественники.
– Вы не боитесь конфликта с Католической
Церковью? Все-таки, несмотря ни на что, Латинская Америка
по-прежнему считается «главной епархией
Ватикана».
– Никакого конфликта не случится. Католическая
Церковь лояльно относится к Православию. Более того, я
вижу немалый потенциал у соработничества с Католической
Церковью, в первую очередь в противостоянии сектантству.
С Митрополитом Ионой беседовал Мигель Паласио
|