Корр.: Отец Кирилл, чем был вызван визит Святейшего Патриарха Кирилла на Ваш приход?
И.К.: Это давняя традиция - посещение патриархами в Великую субботу нескольких московских храмов. К нам это был первый визит вообще.
Корр.: А Вы знали, что именно в Великую субботу в Ваш храм приедет Патриарх?
И.К.: Нет, это было неожиданностью. Информированные
люди мне говорили, что визит Патриарха к нам будет планироваться как
отдельное и основательное мероприятие. Когда 17 марта, в день памяти св.
князя Даниила Московского, в алтаре Троицкого собора Данилова монастыря
Святейший напомнил мне мое интервью в газете «НГ-религия», где я
художественно описываю, как проходил внезапный приезд его в один из
московских храмов в центре города в будний день, и сказал, что и к нам
он так приедет, то я подумал: «Ну уж мы-то разузнаем и как следует
подготовимся». Как показали дальнейшие события - я оказался наивным
человеком. Мы действительно были застигнуты врасплох.
Корр.: А чем обусловлено такое особое внимание к Вашему приходу?
И.К.: Ну, во-первых, это большой комплекс напротив
храма Христа Спасителя, единственная сохранившаяся усадьба в центральной
части столицы. Во-вторых, наш храм является древнейшим храмом
Замоскворечья - не так давно ему исполнилось 350 лет. Это один из
красивейших храмов Москвы. В-третьих, при храме имеется реальная,
сплоченная община. В-четвертых, храм св. Николы на Берсеневке -
по-прежнему единственный храм в столице, не принявший ИНН. Наконец,
богослужения в храме совершаются по старому обряду, по полному уставу, в
ежедневном режиме. Все это, как мне кажется, вызвало у Святейшего
Патриарха повышенное внимание к нам.
Корр.: Как проходило это посещение? Что рассказывал Патриарх, о чем спрашивал?
И.К.: Я уже говорил, что все было неожиданным. Утром
прошла большая служба - с 7.00 до 12.00 (подготовка к службе началась в
половине пятого утра). Затем, до половины второго освящались куличи и
пасхи (в основном мы освящаем их в притворе храма после ночной службы).
Вечером начинаем в половине шестого читать павечерницу, а затем каноны и
правило ко Святому причащению. Параллельно совершается исповедь. Так
вот, заверенный, что никакого визита к нам не будет, я решил перед
ночной службой пару часов отдохнуть. Попросил помощников повесить на
дверях кельи и в коридоре, ведущему к ней, объявление «Не безпокоить»,
прилег. Часа через полтора проснулся от грохота и громких разговоров в
коридоре. Первое, что спросонья подумал: «Ну, получите вы у меня - нет
от вас покоя!». Потом слышу: «Патриарх едет! Патриарх едет!». Меня
просто сдуло с кровати. Судорожно пытаюсь одновременно (!) надеть рясу,
скуфью и сапоги, застегнутые на молнию. Правая нога подворачивается -
ушиб пальца. Впереди - ночная служба... С ужасом представляю, что по
нашей безалаберности храм закрыт и Предстоятель Церкви стоит у его
закрытых дверей.
Корр.: К чему Патриарх проявил сугубый интерес, посетив вас?
И.К.: Первое, что он сделал - попросил меня
рассказать о Палатах думного дьяка Аверкия Кириллова - одной из самых
старинных гражданских построек Москвы. Подвальное помещение Палат
относится аж к эпохе Иоанна Грозного. Здание довольно большое - 1100 кв.
метров. Когда-то оно было соединено с нашим храмом крытым ходом. Там же
стояла колокольня - «Замоскворецкая свеча», высотой 44 метра (разрушена
в 1932 году).
Патриарх спросил: «Были ли попытки это здание сделать музеем,
например?». Я ответил, что в начале 90-х, когда здание было в городской
собственности, была идея устроить в Палатах Центр древнерусской
культуры. Потом здание было передано в федеральную собственность и все
как-то заглохло.
Корр.: На что еще он обратил внимание?
И.К.: Только что закончилась генеральная
реконструкция нашего храма, стены его сияли белизной, лепка «заиграла».
Знаете, нам есть, что показать. У нас главный иконостас написан в
рублевском стиле. В правом приделе, посвященном преп. Феодосию Великому,
общему житию начальнику - мраморный иконостас конца 19 века в
византийском стиле. Десятки великолепных старинных икон, около 150-ти
вновь написанных недавно почившей р.Б. Татианой. Голгофа, мраморные
киоты, мощевики и т. д.
Корр.: О чем Патриарх говорил в своем слове?
И.К.: Прежде всего, он отметил важность сохранения
старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви:
«во-первых, потому, что это сохраняет связь с нашим древним преданием»,
но также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через этот
обряд находят путь ко Христу».
По его словам, «в Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд».
«Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Вот на чем наша
Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми
задачами, с которыми должна была справиться, - что и привело к
революции, гражданской войне, безбожию», - подчеркнул он.
И еще: «Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви. А что касается
обрядов, то каждый из них - и новый, и старый - должны помогать людям
открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя».
Корр.: Если я правильно понял - теперь можно
говорить о полноценном признании со стороны Священноначалия статуса
Вашего храма как старообрядного в лоне РПЦ МП.
И.К.: И раньше не возникало никаких сложностей. Было
полное понимание со стороны почившего Патриарха Алексия II. Сейчас,
конечно, произошел особый случай - наш статус был гласно подтвержден на
самом высоком уровне. Когда Патриарх осматривал нашу канцелярию, и мы
оказались с ним наедине, я еще раз попросил его благословить мне
продолжить служение по старому обряду и по полному уставу. Благословение
было получено. Скажу даже больше - я пригласил Патриарха совершить у
нас молебен по старому обряду. Конечно, есть сложности из-за отсутствия
опыта совершения таких молебнов, но, в принципе, это предложение не было
отвергнуто.
Хотел еще добавить, что Патриарх обращал внимание буквально на все,
не обошлось без искушений. Так, например, пономари, впервые (!) не
убрали из алтаря чашки из-под запивки, и на это было обращено внимание.
Входит Патриарх в мою келью. Я: «Ну тут, более-менее, порядок». Он:
«Ты так считаешь?». Я в ответ хлоп-хлоп глазами. С моей точки зрения -
ну есть небольшой «художественный» безпорядок, а по критериям Патриарха,
это настоящий безпорядок.
Все эти замечания полезны монаху для смирения, они дают импульс для более критического и реалистичного взгляда на себя.
В Даниловом один инок мне говорит: «Видел я на сайте Патриархии фотографии посещения вашего прихода Патриархом.
Ты на них такой полный...». Патриарх также это подметил: «Что-то ты
располнел», на что я поспешил оправдаться: «Несколько десятилетий не ем
мяса». Он: «Значит, много мучного ешь» - в точку. Вот напасть - даже
обилие земных поклонов и метаний в Великий пост (на Марьино стояние их
930) не берут этот «трудовой мозоль», будь он неладен. Я благодарен за
это обличение. Знаете, у меня появился какой-то внутренний тормоз.
Заметил, что теперь, когда за столом глаза разбегаются, я начинаю делить
объем предложенной пищи на две или на четыре части.
Корр.: Изменилось ли Ваше отношение к Патриарху Кириллу после его визита к вам?
И.К.: А у меня к нему всегда было теплое отношение.
Во-первых, мы знакомы почти 30 лет. Во-вторых, он мне всегда
импонировал: динамичный, улыбчивый, жизнерадостный, отходчивый, полный
творческих идей, схватывающий все на лету. Яркая, сильная, волевая,
исключительно одаренная личность. Я, кстати, попросил у него прощения:
мало ли что было, какие высказывания и поступки, могущие его ранить и
огорчить. Нам нельзя заноситься, быть непочтительными, надо осознавать
высоту и ответственность патриаршего служения. Он тепло, по-отечески,
отреагировал на мой покаянный порыв. Понимаете, мы же как дети, нам
важно слово поддержки, внимание. Теплое слово, добрая улыбка окрыляют,
а, получив нагоняй, ходим понурые, долго не можем заснуть. И вообще все
долго обсуждаем, эмоционально делимся впечатлениями - так было и на этот
раз.
Источник: Русская народная линия