Ветераны Группы «А» отдают дань глубокого уважения личности скончавшегося Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О давних отношениях, что существовали между спецподразделением и предстоятелем Церкви, рассказывает вице-президент Ассоциации ветеранов «Альфы» полковник запаса С. А. Поляков, возглавлявший его охрану во время исторического визита в Иерусалим в 2000 году.
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
— Когда произошло «знакомство», если так можно выразиться, спецподразделения «Альфа» с Патриархом Алексием?
— В год его интронизации. Начиная с 1990 года, сотрудники Группы «А» не раз обеспечивали личную безопасность главы РПЦ во время его архипастырских поездок по стране и за рубежом. Тогда наше спецподразделение возглавлял Герой Советского Союза В. Ф. Карпухин. В новейшей истории России были командировки в Прибалтику и на Западную Украину, в Ростовскую область и город Волгодонск — это после взрывов жилых домов в Москве и Буйнакске. И, наконец, охрана в Иерусалиме во время торжеств по случаю 2000 летия Рождества Христова. У него была потрясающая память на людей и на лица — однажды увиденного человека он вспоминал через годы. И когда говорил с кем то, говорил именно с ним лично, а не вообще. Все, кто был знаком с Его Святейшеством, отмечают его удивительную доброжелательность, терпимость в общении и внимательное отношение к людям. Мы это почувствовали на себе, охраняя его на Святой земле. Для меня лично эта поездка стала настоящим подарком, и я счастлив, что оказался с этим незаурядным человеком в самом центре торжеств. Такого события, чтобы четырнадцать патриархов собрались в одном месте, не было в истории Православия. На наших глазах происходило уникальное событие планетарного масштаба. И мы, сотрудники Группы «А», принимали в нем пусть и скромное, но, надеюсь, значимое участие.
— С точки зрения обеспечения безопасности, в чем было отличие этой поездки от обычных официальных государственных визитов?
— Церковь не является государственной структурой, и уже одно это обстоятельство накладывало на всю нашу работу определенную специфику. Когда, скажем, президент вылетает за рубеж, то за неделю до его официального визита вылетает передовая группа. Она готовит все маршруты движения, рассчитывает силы и средства, необходимые для обеспечения безопасности, устанавливает контакт со спецслужбами страны пребывания. В этой же поездке все было иначе. Во-первых, мы прибыли в страну, где государственной религией является иудаизм. Во-вторых, прилетели в одном самолете с Его Святейшеством — поскольку передовая группа не была предусмотрена статусом визита, то мы вынуждены были часто импровизировать, внося коррективы уже по ходу поездки. Всю организационную сторону дела взяла на себя Русская духовная миссия, с ней мы решали все возникающие вопросы.
— Какова была численность группы?
— Восемь человек.
— Вы должны были охранять лично патриарха или кого то еще?
— Только его. Особенно 5 го, 6 го и 7 го января — в эти дни все местные службы безопасности запаздывали. Мы приехали первыми, расставились: тут и «зачистка», и организация коридоров в толпе паломников для прохода патриарха и сопровождавших его лиц, и налаживание отношений с прессой… Вся тяжесть легла на наши плечи. Когда началась Рождественская литургия, то четверо наших сотрудников контролировали пространство, находясь на солее — это такой выступ перед алтарем; здесь были патриархи и главы государств, прибывших на торжества. К сожалению, дружной работы с израильской службой безопасности не получилось. Когда ее представители обеспечивали мероприятие в Троицком Соборе, расположенном на территории Русской духовной миссии, то они, например, не пускали ее сотрудников, пытались задержать хор Троице Сергиевой лавры. То есть вели себя неоправданно жестко.
— А как показали себя сотрудники палестинской службы безопасности?
— Со стороны палестинцев было проявлено полное понимание момента. Мы установили с ними контакт и дальше уже работали вместе: у Гроба Господня, в Старом городе, в Вифлееме — на месте рождения Иисуса Христа… Когда мы въезжали в резиденцию главы Палестинской национальной администрации Ясира Арафата, то нас приняли на очень высоком уровне. Чувствовалось доверие, симпатия к нам. Местные арабы прекрасно понимали, что многие вопросы, связанные с независимостью Палестины, напрямую связаны с позицией России. На второй день визита палестинцы попросили нас надеть форму, чтобы четко обозначить свое присутствие на торжествах. Мы согласились. Четыре сотрудника экипировались, остальные остались в штатском. Греки, насколько я знаю, никого не допускали ко Гробу Господню в военной форме. Настоятель храма опешил: «Все без охраны, а ваш патриарх…» Тогда сотрудник «Альфы» ответил: «Мы так любим нашего патриарха, что можем себе позволить выделить охрану, чтобы ничего не случилось». А потом, когда греки убедились, что мы не только не создаем трудностей, но напротив, привносим в это столпотворение организационное начало, обеспечивая порядок и личную безопасность всех патриархов, — тогда они смягчились и дали очень высокую оценку нашей работе.
— Скажите, во время визита возникали какие нибудь сложные моменты, связанные с обеспечением безопасности Его Святейшества?
— Нет, нас больше беспокоила общая организация торжеств. 4 го января были протокольные мероприятия, устроенные Русской миссией, а с 5 го по 7 е программу визита заполняли уже греки. Выяснилось, что толком они ничего не подготовили, начиная со встречи патриархов и глав государств и заканчивая Рождественской службой. Организация была очень слабой. Большая давка, теснота… Особенно туго пришлось 6 го января. Храм не был подготовлен к такому количеству людей, желавших принять участие в церковной службе. Народу столько — невозможно пройти в алтарь! И вот мы помаленьку расчистили солею. Как отметили сами греки, мы поступили очень профессионально и сделали большое дело. 7 января на службу прибыли Ельцин (это, кстати, был первый визит руководителя страны за сто лет) и представители глав государств. Так как они приехали в середине литургии, то практически вся организация легла на плечи наших ребят и палестинцев.
— Пуговицы на костюме все оборвали?
— У меня на лацкане пиджака был знак в виде креста, просто так не снимешь. Так вот во время службы в Троицком соборе, когда приехал Борис Николаевич, его выдрали с «мясом». В условиях фронтальной давки нам удалось выполнить поставленные задачи, что отметили и греки. Мы не планировали обеспечивать безопасность других патриархов, но это получилось само собой. Была встреча у Яффских ворот, и когда процессия направилась ко Гробу Господню, то все патриархи шли рядом. Естественно, что в этой ситуации мы охраняли уже всех подряд. В Палестине мы находились под руководством Макарова Александра Игоревича. Поездка на Святую землю сдружила нас. Сейчас он руководит Департаментом общественных связей в аппарате полпреда Президента в ЦФО Г. С. Полтавченко. К сожалению, я не имею возможности назвать фамилии наших сотрудников — практически все они до сих пор служат в Управлении «А» Центра специального назначения ФСБ. Могу сказать лишь одно: за прошедшие годы они, как командиры, очень выросли, двое удостоены звания Герой России. Мне посчастливилось неоднократно общаться с Его Святейшеством, причем последний раз — накануне его внезапной кончины, во время службы, проходившей в соборе Успения пресвятой Богородицы Московского Кремля. Именно здесь девяносто один год назад было восстановлено патриаршество. В тот же день Алексий II отслужил в Донском монастыре молебен у мощей святителя Тихона. Ничто не предвещало его ухода из жизни. Для меня его смерть — настоящий шок, потрясение. Он унес с собой целую эпоху. Вечная ему память.
МОЛИТВА ЗА СПЕЦНАЗ
— Сергей Андреевич, расшифруйте, пожалуйста, в чем конкретно заключались особые взаимоотношения «Альфы» с главой Церкви?
— Все эти годы Святейший Патриарх Алексий не оставлял своим молитвенным участием действующее подразделение и ветеранское сообщество Группы «А». В одном из своих поздравительных писем он писал: «На протяжении веков ратный подвиг считался высшим проявлением любви к Отечеству, и сегодня воины спецподразделения являются верными слугами, поставленными мирным людям на добро и на отмщение делающим злое. Мужество сотрудников «Альфы» и верность воинскому долгу свидетельствуют о величии их духа, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Кто то скажет: это, мол, юбилейные слова. Ничего подобного! Патриарх действительно молился и за подразделение, и за его сотрудников. Когда весной 2000 года на территории Введенского района Чечни погиб наш сотрудник капитан Щекочихин, то Алексий II в алтарной части Храма Христа Спасителя принял его жену и маму, чтобы их поддержать. Каждый год на день архистратига Небесного воинства он встречался в Архангельском соборе Московского Кремля с руководителями Управления «А» и Героями России. Получали мы его архипастырское благословение и по конкретным боевым ситуациям. Конкретнее сказать не могу.
— Многие ветераны Группы «А» оказывают помощь Церкви, в том числе по восстановлению разрушенных храмов. Их вклад высоко оценен Московской Патриархией. Кого персонально из представителей «Альфы» Патриарх Алексий отметил наградами РПЦ?
— Осенью 2007 года Его Святейшество «во внимание к трудам и в связи с 15 летием создания Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» наградил орденом Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского III степени президента нашей Ассоциации С. А. Гончарова и ветерана первого состава Группы «А», участника штурма дворца Амина майора Н. В. Берлева. До этого из числа представителей «альфовского» сообщества орденами Дмитрия Донского III степени были удостоены Герой Советского Союза генерал-майор Г. Н. Зайцев, члены Совета организации полковники В. В. Канакин, А. Н. Кумов и я. Кавалером ордена Святого преподобного Сергия Радонежского III степени является полковник В. И. Келехсаев. Еще несколько старших офицеров Управления «А» ЦСН ФСБ в разные годы получили медали РПЦ.
— Насколько я знаю, Его Святейшество оказывал поддержку не только самой «Альфе», но и подшефным общественным организациям.
— Совершенно верно. Так, например, в мае 2004 года патриарх в письме на имя митрополита Челябинского и Златоустовского Иова и губернатора Челябинской области Петра Сумина благословил деятельность Военно-патриотического молодежного объединения «Воин» имени Героя России Александра Перова — школы резерва подразделения антитеррора «Альфа». Он же благословил творчество Олеси и Рустама Неврединовых — нашего Театра «Альфа-Арт».
— Предвижу реплики тех, кто ненавидел патриарха: дескать, чего удивительного — агент КГБ «Дроздов» опекал «свою чекистскую паству».
— Эти люди, считающие себя тоже христианами, даже перед лицом смерти не смогли зажечь в своем сердце лампадку евангельской любви. Бог им судья! Теперь что касается агента «Дроздова». Я специально изучал этот вопрос и могу утверждать: все штампованные обвинения исходят от одного и того же источника — раскольника Глеба Якунина, изверженного из сана священника. Кстати, по тону своему эти перепевы очень напоминают журнал «Безбожник» 1920 х годов. Вообще тема о сотрудничестве русского духовенства с КГБ уже набила оскомину, поскольку она поднимается определенными кругами, преследующими вполне конкретные политические цели. И находятся люди, не имеющие прочного духовно-нравственного фундамента глубокой веры, склонные превращать обсуждение важнейших проблем церковной жизни в партийное собрание. Напомню суть вопроса. После августа 1991 года депутат Глеб Якунин, он же один из сопредседателей движения «Демократическая Россия», получил доступ к архивам союзного КГБ в рамках парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП. Вот тогда на свет Божий была извлечена информация по агенту «Дроздову». Казалось бы, чего проще: приведи ксерокопию документа с установочными данными. Или хотя бы в точности перескажи его. Однако этот мелкий бес стал цитировать некие выдержки из служебных документов. Вот и все доказательства!
— А как же публикации эстонского историка Индрека Юрьо?
— В начале 1990 х полыхал конфликт вокруг отказа зарегистрировать Эстонскую православную церковь Московского патриархата. И в этот момент очень удачно выплывает «оригинал» отчета 4 го отделения КГБ ЭССР об агентурной работе за 1958 год. Что примечательно, никаких других отчетов не существует. В упомянутом документе описывался некто — якобы священник «Дроздов», он же агент КГБ. В 1996 году эта архивная информация была опубликована в изложении и с комментариями. После были изведены тонны бумаги, но первоисточник оставался один и тот же — эстонская пресса.
— Патриарх редко рассказывал, каково было служить при коммунистах. Об этом широкая общественность узнала только после его смерти.
— Зато то, что он говорил, не оставляет никаких сомнений относительной его нравственной позиции. И как его завещание на бывшем полигоне НКВД в Бутово стоит храм Воскресения Христова. Там, где в безвестных ямах и рвах было захоронено в 1937 году около тысячи человек, патриарх каждый год служил панихиду. Более двухсот из них прославлены в лике святых — они входят в Собор Бутовских новомучеников. Патриарх называл это место «Русской Голгофой». При нем же были прославлены Царские мученики, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара, многие другие жертвы. По сути, единство Церкви, разрушенное революцией, гражданской войной и богоборческой властью, было восстановлено в мае 2007 года именно кровью новомучеников. Мы может только догадываться, какое давление оказывалось на главу Церкви с целью не допустить прославления последнего российского самодержца Николая II и его Семьи — чего стоили патриарху проявленные твердость и убежденность в необходимости этой канонизации. Господь призвал его в очень тяжелое и непростое время. Отдавая дань его памяти, многие сейчас вспоминают его слова, которые звучат как завещание: «Без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и учения, никакие деньги и товары, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия».
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
— Какое наследие, на Ваш взгляд, оставил нам отошедший в вечность глава Церкви?
— Обретение долгожданного единства Русского Православия. Он сумел сделать то, что по понятным причинам не удавалось его предшественникам — объединить разбитую гражданской войной и разбросанную по всему миру Церковь. Ему, родом из «буржуазной» Эстонии, было много легче говорить с «другими» русскими. Он понимал эмигрантов и их потомков как никто другой. Почти год назад скончался митрополит Лавр. Его подпись — вторая, которая скрепляет документ о каноническом общении. Владыка Лавр умер в первую неделю Великого поста. Святейший Патриарх Алексий II — в первую неделю Рождественского. Верующим людям трудно удержаться от параллелей: положив конец вековому расколу, оба иерарха до конца выполнили свою миссию. Напомню, что процессу врачевания ран активно содействовал президент Владимир Путин, встретившийся впервые в 2003 году в Нью-Йорке с митрополитом Лавром. Перед своей кончиной Алексий впервые после объединения Церкви отслужил литургию в храме Зарубежной Церкви — в мюнхенском кафедральном соборе во имя Святых Новомучеников Российских. Это было 30 ноября 2008 года. Через четыре дня его не стало… Когда мы говорим о каноническом единстве Церкви, мы не должны забывать о роли Его Святейшества в сохранении «площадки» для этой консолидации. Ведь после Беловежских соглашений, когда кругом все делилось и кололось, Церковь могла разделить участь государства — погибнуть под обломками рухнувшей советской империи, разбежаться на множество национальных поместных образований. И тогда бы к трагическому расколу 1920 х годов прибавился бы новый разлом — «парад церковных суверенитетов». Однако этого не произошло. Церковь смогла сохранить юрисдикцию на всей своей канонической территории, проводя активную миссионерскую деятельность. Да, на Украине Филарет Денисенко увел часть приходов за собой. Произошел раскол Эстонской Церкви — его, кстати, Алексий II переживал особо остро, как предательство. То была тоже исключительно политическая акция. Могут сказать одно: единство Церкви как мистической и земной связи единоверного народа на постсоветском пространстве, хоть и разделенного границами и идеологиями, было предопределено свыше. Но именно под руководством Его Святейшества замысел Господа был претворен в жизнь — вопреки, казалось, всему!
— В последний год своей жизни Патриарх Алексий, для которого сохранение единства Церкви являлось главным и высшим приоритетом, сорвал еще один раскол, который был запланирован и пышно обставлен — на Украине.
— Раскол должен был состояться летом 2008 года во время визита Вселенского патриарха Варфоломея в Киев. Его встречали эскортом мотоциклистов, огромными плакатами и стройными колоннами по пути следования. Одновременно повсюду спешно снимались портреты главы «москальской» РПЦ.
— Но ведь народ разобрался, что к чему, не так ли? В Киево Печерской лавре нашего патриарха встречали здравицами и осыпали цветами. Люди пришли по велению души, а не по разнарядке.
— Господь все расставил по своим местам. Люди кричали: «Алексий — наш патриарх!» Разорвать православных по национальному признаку не удалось. После искреннего общения с паствой Его Святейшество встречается с Вселенским патриархом всего на несколько минут и тот отказывается участвовать в раскольническом действе. Учитывая состояние здоровья Святейшего, поездка стала для него настоящим подвигом. Отдавая все силы, он хорошо понимал, каковы для него могут быть последствия. И они не замедлили быть — таблетки нитроглицерина уже не помогали. Визит в Донецк пришлось отменить. Однако свою миссию патриарх выполнил. Его усилиями раскол был предотвращен.
— Критики часто упрекали Церковь и ее главу, что она излишне приблизилась к светской власти, занимаясь восстановлением влияния в русле имперских тенденций. Некоторые сетовали, что Алексий — не патриарх Гермоген. Что Вы думаете по этому поводу?
— В историю Церкви Его Святейшество навсегда вошел как объединитель и примиритель. Он осторожно вел корабль путем спокойной открытости миру, что раздражало «ревнителей» из числа прославителей царя Иоанна Грозного, Григория Распутина и бывшего епископа Диомида. Одновременно он сделал все для локализации ереси «обновленцев», которые в начале 1990 х годов раскинули свои лукавые сети. Помните, на волне безбрежной демократии в Москве появились священники, призывавшие реформировать «архаичную» Церковь — приблизить ее к новым «общечеловеческим» реалиям. В богослужебной практике они предлагали отказаться от церковно славянского языка (народ, дескать, его не понимает) и перейти на современный русский, сократить и ослабить посты, молитвенное правило, особенно перед причастием, что является путем к профанации таинств, прежде всего центрального — Евхаристии. Не трудно представить, что ожидало нас, не прояви патриарх в то смутное время разумную твердость и принципиальность в отношении «Сретенского братства». При нем наша Церковь нисколько не пошла навстречу мирским требованиям, не увлеклась модернизацией, но продолжала оставаться на евангельских позициях. А насчет власти… в социальной концепции РПЦ, принятой в 2000 году, дословно сказано: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь «совершать дело спасения людей». Если власть принуждает православных к отступлению от Христа, Церковь должна отказать государству в повиновении». Патриарху Алексию вполне удалось выдержать дистанцию в отношениях с властью. Президенты подходили под его благословение — и не так важно, только ли по собственной вере или еще и из за того, что Россия остается страной православной и им необходима поддержка Церкви и ее паствы. Ну, а Церковь поддерживает власть, потому что всякая власть — от Бога. Но не более того.
— И есть тому примеры.
— Конечно. Во время войны с Грузией патриарх призвал к миру, напомнив, что Грузия — также православная страна. У Кремля не было выбора 8 августа: отказ от защиты осетинского народа означал бы новый кризис доверия к Москве на Северном Кавказе и новый «парад суверенитетов». У Алексия II выбор был. И он был сделан: вести свою политику своими средствами, не копируя все маневры государственной дипломатии. В настоящее время Россия не имеет даже дипломатических отношений с Грузией, зато церковные связи сохраняются. 12 октября представители Православных Церквей всего мира, собравшиеся в Стамбуле, констатировали: «Приветствуем позицию Русской и Грузинской Церквей во время недавнего конфликта и их братское сотрудничество. Таким образом, обе Церкви исполнили долг служения примирению». Патриарх считал неуместным визит Папы Иоанна Павла II в Россию — даже вопреки приглашению Бориса Ельцина. Четкой и принципиальной была его позиция по вопросу о Царских останках. Невзирая на весьма сильное давление со стороны еще ельцинского окружения, включая обращение тогдашнего генерального прокурора Юрия Скуратова, патриарх без комплексной экспертизы не согласился признать «екатеринбургские останки» подлинными. Такую же последовательность он проявил, когда в середине 1990 х годов не дал благословения на установление в России эрзац-монархии, призванной декорировать тогдашний олигархический режим. В 1992 году патриарх Алексий торжественно отпел последнего, как говорят, законного наследника престола — великого князя Владимира Кирилловича. Ко всем остальным членам этой семьи он относился ровно и никого не выделял, чтобы не сеять раздор.
— Патриарха Алексия называют не только церковным, но и политическим деятелем. По Вашему мнению, кем он был?
— Пастырем с большой буквы, который никогда не подменял собой Церковь. Русским дворянином из немецкого служивого рода. Человеком, имеющим Божий дар созидания. У него было такое редкое для нашего времени качество, как умение слушать и вникать в то, что человек ему говорил. Я неоднократно наблюдал, как после причастия он буквально преображался. Тот, кто подходил к нему, получал позитивную энергию и заряд любви. Удивительные светлые глаза патриарха смотрели вам как бы в самую душу. В малосущественных вопросах он шел на многие компромиссы, но в делах принципиальных стоял непоколебимо и окончательное решение принимал всегда сам. В этом заключалось его «жизненное кредо» — слушать всех, но и быть независимым. Помните его выступление в Совете Европы? Он критиковал то, что на Западе критиковать не принято. И его слушали. Русский патриарх говорил, что политкорректность — это еще не мораль, что свобода одних легко превращается в оскорбление других. Что не сможет быть свободы для греха. Что нельзя ненавидеть человека, но нужно ненавидеть его грех. Конечно, Святейший не был политиком в том расхожем качестве, как это мы часто понимаем. Однако значение его личности, сыгравшей огромную роль в истории Церкви и народа, будет со временем только возрастать. И не случайно, что Борис Ельцин, уходя в отставку, попросил именно патриарха освятить своим присутствием сугубо светский ритуал передачи «ядерного чемоданчика». Я согласен с оценкой главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды: «Он не был фигурой просто компромиссной, то есть той, которая не вызывала ни у кого возражений. Он был фигурой объединяющей. А это принципиальная разница».
— Помните, как патриарх благословил Бориса Ельцина на «царство» в 1991 году? «Вы приняли ответственность за страну, которая тяжело больна, — сказал он тогда. — Да укрепит вас Господь. Будьте достойны, и мы будем молиться за вас». Эти слова наши «патриоты» ставили ему в вину.
— Можно немного переставить слова, и получится: «мы будем молиться за вас, если вы будете этого достойны». Владимир Путин назвал Алексия II «настоящим патриархом» и «не только религиозным, но и государственным деятелем». К этому, допустим, можно по разному относиться, но, по оценке многих религиозных деятелей, не будь его патриаршего авторитета, жизнь значительной части общества, относящей себя к православным христианам, оказалась бы совсем другой — и едва ли лучше. Прощание с Его Святейшеством вылилось в настоящее торжество Православия. Вдумайтесь, всего за три дня в Храм Христа Спасителя пришло более ста тысяч (!) человек, отстоявших в очереди от пяти до восьми часов — с цветами в руках, под ветром и ледяным дождем. И днем, и ночью. Было много молодежи и людей среднего возраста. В обозримом прошлом я не помню примеров подобного рода.
— А прощание со Сталиным?
— По массовости — да, по содержанию — нет. Тогда, весной 1953 года обезумевшие люди давили друг друга, чтобы увидеть в гробу «живого бога». По разным оценкам, жертвами массовой свалки стали от нескольких сот до трех тысяч человек. То, что мы увидели сейчас — пример совершенного иного рода. За три дня, что люди стояли в Храм Христа Спасителя, не произошло ни одного инцидента. Фактически на наших глазах произошло народное прославление пятнадцатого Патриарха всея Руси.
— Патриарх неоднократно призывал ввести в российских школах преподавание основ православной культуры — тема, торпедированная известными силами.
— Действительно это так. Знаю, что Его Святейшество очень тяжело переживал сложившуюся ситуацию, он был глубоко опечален. Министр Фурсенко обманул и его, и президента. Он не прислушался к мнению российских регионов, включая Татарстан и многие национальные республики. Поэтому положительное решение по данному вопросу стало бы, на мой взгляд, лучшим памятником Его Святейшеству. Фундаментом культуры России является Православие. И если молодежи не преподавать основ — того, что является базисом нашей цивилизации, то мы потеряем будущие поколения, а значит и Россию. Выход из тяжелейшего экономического кризиса лежит в первую очередь в сфере морали и нравственности. Об этом в одном из своих последних интервью, фактически как о своем завещании, говорил Патриарх Алексий. Так что вопрос о преподавании основ Православия в школах должен быть обязательно решен положительно, чтобы молодые люди — вне зависимости от их национальности и вероисповедания — получили возможность прикоснуться к нашей духовной истории и традиции. Поняв страну, в которой они родились и живут, наши дети и внуки сохранят ее для будущих поколений.
Источник: "Спецназ России" № 12 (147) декабрь 2008 г. |