Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 501
Главная » 2009 » Июнь » 16 » Доклад на конференции "Александр Невский - Имя России"
Доклад на конференции "Александр Невский - Имя России"
17:07

Значение духовного наследия Святого и Благоверного князя Александра Невского для формирования морально-боевых качеств вооружённых защитников России.

 Ваше Высокопреосвященство! 
Все честные отцы, уважаемые матушки настоятельницы! 
Уважаемый Андрей Валерьевич! 
Братья и сестры! 
Друзья!


Трудно переоценить глубину исторической заслуги Святого и Благоверного князя Александра Ярославовича. Она сегодня явно недооценивается. Да, Александр Невский победил в проекте ОРТ «Имя Россия», где его блистательно представил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, в его бытность ещё Митрополитом Смоленским и Калининградским, но этого недостаточно. 

Нам следует не только глубоко изучать духовное, государственное, военно-политическое наследие Святого князя Александра, но учиться у него личному смирению, духовной стойкости, государственной мудрости и прозорливости, политическому и дипломатическому искусству, его воинскому и полководческому мастерству.
Духовное наследие Святого Князя это вся его жизнь. Всё его поведение, все дела, слова и поступки есть один большой урок беззаветного самоотверженного служения Отечеству. Жизнь Александра Невского вся без остатка отдана России. 
Политика князя Александра Невского на Западе, это защита Православия с оружием в руках. 
На Востоке его политика сводилась к предотвращению любой ценой степных нашествий. 
Он ясно осознавал свою сверхзадачу, сохранить Русь от духовного порабощения Западом и от физического истребления татаро-монгольскими ордами. 

Сдерживать праведный гнев народа против иноземного ига, подчиняться и кланяться ханам, беспощадно бить немцев, шведов, литовцев, усмирять гордыню удельных князей, воссоздавать разорённую русскую землю и строить единодержавную Русь – всё это выпало на долю молодого князя. 
Ведомый Божием Промыслом, за многочисленными внешними проявлениями различных событий он видел их глубинную суть и ясно сознавал куда идти, что и как делать. 
Наше обращение к урокам Святого и Благоверного князя Александра Невского как нельзя своевременно. 
Сегодня, как и начале 13 века, Россия подвергается страшному натиску с Запада, и как века назад, эта агрессия направлена, прежде всего, против духа и сути России, против Православия, против нашей Русскости. 

Все походы Запада против России, всегда были направлены не просто против её суверенитета и территориальной целостности, а на уничтожение русской цивилизации, на искоренение нашей само тождественности и само идентичности. 
Продолжается этот поход и сегодня. Американо-израильский центр «Стратегический прогноз» в мае 2005 года подготовил обзор: «Обсуждая судьбу России». В рекомендациях обзора чётко сказано: «США должны предотвратить, ни при каких обстоятельствах (!!!) не допустить нового появления России на мировой арене – как региональной власти и как потенциального глобального противника».Совсем недавно в зону ответственности Европейского командования США (их всего 9), был включён такой пункт: «Россия - европейская и азиатская страна, входящая в зону ответственности Европейского командования США». Боевая расшифровка этого понятия такова, цитирую: «зона ответственности, это географическая зона, закреплённая за боевым командованием, в рамках которого его командующий уполномочен планировать и вести боевые операции». 
В переводе с военного языка это значит, что Россия, которая давно провозглашена «зоной жизненных интересов США», теперь стала мишенью конкретной группировки её Вооружённых сил. 

Меченосцы, Ливонский, Тевтонский орден, наступление Литвы, Швеции, походы Карла XII, Наполеона, Крымская война, гитлеровское нашествие, все послевоенные действия предыдущих и нынешней администрации США, правительства Великобритании, руководства Евросоюза, других западноевропейских стран и организаций, их маниакальное стремление расширять НАТО на Восток, всё это не частные случаи, а проявление единой и непрерывной во времени исторической устремлённости Запада на Восток, целеустремлённого насаждения им своего уклада жизни, своего миросозерцания всем другим народам огнём, мечём, их полным духовным порабощением. 
В XIII веке нашествие меченосцев, тевтонского ордена управлялось из Рима и было направленно, в отличие от монголо-татарского нашествия, на религиозное завоевание, на изменение самой сути завоёванных народов, всего уклада их жизни. Завоёванные средневековыми католиками территории и народы навсегда теряли свой облик. Так было бы и со всей Русью, если бы не духовная верность, государственная мудрость и воинское мастерство Святого Александра. Он склонил свою голову перед Батыем, но не склонил её перед его языческими идолами, не стал идолопоклонником. Он не испугался сделать Русь улусом монгольского царства, но сохранил духовное наследие Византии и Киева. Неоценимая и непреходящая заслуга Святого Александра Невского в том, что он защитил, отстоял и сохранил внутреннею силу, внутреннее богатство России, которое только и смогло обеспечить её государственное воссоздание, возрастание и укрепление. 
Это первый и величайший урок, который преподал нам Святой князь Александр Ярославович. Никогда никому не помогала измена своему духу, своей Вере, своей самобытной сущности. 
Попытка Даниила Галицкого получить помощь Запада, путём измены Православию, привела не только к полному подчинению Орде, но и к полной потере Галичем и Киевом духовной, творческой и самобытной силы, которая только и могла возродить народные силы, накопить их и подготовить освобождение. Киев утратил роль духовного и государственного центра Русских земель, потерял свою духовную и государственную значимость для будущего развития России и на многие века ушёл в почти в полный исторический провинциализм. 
Именно с этого момента, историческая инициатива и ответственность за построение Российского государства перешла к Суздалю, Ростову, Переславлю, Владимиру, затем к Москве. Им выпала трудная участь и высокая честь строить русскую государственность и русскую единодержавность под внешним гнётом ханов татаро-монгольского царства, преодолевая при этом и удельный сепаратизм.
К моменту встречи в 1223 году Киевской Руси с татаро-монголами на Калке, в ней уже было духовное Православное единство и осознание этого единства народами Русской земли, но не было государственного единства и единого государственного руководства. Князья, как сказано в летописях, «несли розно», русскую землю, кочевали из удела в удел, каждый стремился взойти на престол Великого Киевского княжества, а потому все они были временщиками в своих уделах, в пылу междоусобной борьбы часто грабили и разоряли их хуже тех же татар.

Суздальская земля долго была в стороне от общерусских дел, была приложением к Переяславскому княжеству. В суздальских князьях было неизвестное для Киевской Руси понимание своей княжеской власти как государственной деятельности. Они рассматривали княжество как свое достояние, и стремились укреплять его собиранием земель, а не их разорением. Основной чертой Суздальских князей было настоящее, внутреннее благочестие. 
Именно эти особенности жизни в Переславле, Суздале и Владимире оказали решающее воздействие на формирование внутреннего облика молодого князя Александра. 
Мы, военные профессионалы, недопустимо мало о нём знаем. Мы знаем, что 15 июля 1240 Александр проявил чудеса храбрости, ранил копьем в лицо зятя шведского короля, Биргера, командовавшего захватчиками. Нас учили, что благодаря использованию фактора внезапности Александр с малой дружиной разбил многочисленное войско шведов. Нам известно, что боевые походы молодого князя были стремительны, а его действия отличали решительность и смелость, соединённые с продуманностью и расчетливостью.
Но в наших учебниках ни слова о главных причинах его побед. Почему Александр оказался способен на такое поведение и такие действия? 
Это можно понять, лишь изучив летописи и житие Святого и Благоверного князя Александра Невского.
Глубинная причина всех свершений Святого Александра находится в его воспитании. Два важнейших обстоятельства определили мировоззрение, поведение, государственное и воинское служение Святого и Благоверного Князя. 
Во-первых, Русская Православная Церковь и церковная жизнь. Вся его жизнь определялась кругом церковных служб, он постоянно слышал и читал жития святых. Читать и писать Александр учился по Библии и Псалтыри, часто предпочитая чтение детским играм. Цельность Православия воспринималась им органично. Именно это оказало решающее влияние на его мировоззрение и формирование чувства долга князя перед его людьми. 
Во-вторых, княжич с детства готовился к битвам за Землю Русскую. Все его воспитание происходило под знаком предстоящей ему государственной деятельности во благо Русской земли. 
Внешне он был высок, силён, легок и ловок в движения, всегда первый на охоте и сече, обликом был светел и красив. Даже Батый, отпуская его из Орды сказал: «истину мне сказате, яко несть подобна сему Князя». А внутренне он был серьёзен, сдержан, сосредоточен, устремлен и решителен, умел хранить свои замыслы в тайне. С раннего детского возраста он ощущал себя хозяином и самодержцем своего княжества. Предстоящее ему княжеского служение он воспринимал, не как способ найти славу и прокормится, а как служение Православной вере, служение русской земле, русскому народу.
Поэтому, когда пришла весть, что Биргер вошел в Неву и высадился с большой ратью в устье Ижоры, угрожая Ладоге, Александр не колебался, он знал свой Долг и свято верил в помощь Бога. Летопись свидетельствует, что перед выступлением князь Александр пришел в храм Святой Софии, где коленопреклонно молился: «… Суди, Господи, обидящем мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне». А, выйдя из храма, князь обратился к дружине и ополчению со словами: «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и подоша». 
Сформулированный Святым Благоверным Великим Князем Александром Невским девиз: «Не в силе Бог, а в правде!» стал ведущей внутренней моральной установкой для воинов России на многие века. Через два года, подчеркивая справедливость и святость защиты Отечества от тевтонских захватчиков, Александр Невский вновь использовал библейский смысл слов в своем обращении к воинам перед ледовым сражением на Чудском озере: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет». 
Мы, употребляя это выражение Александра Невского, часто забываем, что ими он напомнил о словах самого Иисуса адресованных Петру, который, желая его защитить, обнажил меч и ударил им Малха. Христос остановил его и велел вложить меч в ножны со словами: «все взявшие меч, мечем и погибнут» (Матф. ХХVI, 52). 
Петр обнажил меч не в защиту учения Христа, а самого учителя, поэтому Христос не пожелал принять его жертвы, но точно указал, что против зла, тем более вооруженного, следует решительно бороться, не страшась прибегнуть к справедливому применению вооруженной силы. 
Здесь мы, военные люди, находим духовное обоснование святости воинского долга перед Отечеством и ответ лицемерам, которые под предлогом исполнения заповеди «Не убий!» отказываются защищать Россию от внешних и внутренних врагов. 

Изучение духовного наследия Святого Александра убедительно показывает выдающуюся роль Православия в объединении России и защите ее от многочисленных захватчиков. Если внимательно проанализировать лучшие морально-боевые качества, присущие нашим воинам, признаваемые всеми и составляющие их преимущество, то истоки этих качеств мы неизменно обнаружим в Православии:
Выдающийся русский философ и патриот И.А.Ильин писал: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники её рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа, развёрнутого в её исторических войнах…». 
События в Цхинвале в августе 2008 года вновь показали, что особым отличием воинов России было и остается, вопреки распространяемым небылицам, боевое братство, войсковое товарищество, взаимовыручка и взаимопомощь на поле боя, готовность жертвовать собой за товарища. Истоки этого величайшего воинского качества русских воинов мы находим в библейской заповеди «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15: 13). 
Так действовали десантники геройской 6 роты (десятилетие подвига мы будем отмечать в 2010 году), которые сознательно жертвовали собой за «други своя», сражаясь с озверевшей бандой профессиональных международных и наших внутренних боевиков-террористов. 
Так действовали в Чечне морские пехотинцы 55-й дивизии морской пехоты, которые не оставили в ходе многомесячных боев на поле боя ни одного раненого, ни одного убитого своего товарища.

Изучая духовное наследие Александра Невского мы приходим к более глубокому пониманию очевидной исторической истины, что главнейшими истоками духовных сил нашего народа и его вооруженных защитников всегда были, являются сегодня и будут впредь Православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой верой. Православие и сегодня наше главное духовное оружие, которое делало нас непобедимыми во всех прошлых сражениях, и которое поможет нам устоять и победить в любой будущей войне. 

Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом для духовно-нравственного, воинского и патриотического воспитания народов России и военнослужащих российских Вооруженных Сил. 
Мы не добьёмся успеха в возрождении России, если не сохраним и не укрепим Святую Православную Веру, не восстановим и не отстоим, подобно Святому Александру наши духовно-нравственные традиции и устои. 
Но мы их обязательно сохраним и отстоим!

 

Честь имею!

 Источник: http://www.pobeda.ru/content/view/10318/1/

Просмотров: 847 | Добавил: missia | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024