8 декабря в патриаршей гостинице
«Даниловская» состоялась премьера
документального фильма Алексея Денисова
«Батюшки особого назначения»
(совместный проект Даниловского монастыря,
телеканала «Россия», благотворительного
фонда «Крейсер ”Варяг”»).
Фильмография Алексея Денисова насчитывает не
один десяток фильмов, в этом ряду –
фильм, посвященный русской православной
общине в Австралии, основанной русскими
эмигрантами первой, послереволюционной,
волны, фильмы о генералиссимусе А.В.
Суворове и генерале М.Д. Скобелеве, о
событиях русской истории начала ХХ века.
Особенностью стиля кинопублицистики А.
Денисова является, в первую
очередь, достоверность каждого упомянутого в
его фильмах факта и вместе с тем оценка
минувших или недавних событий с точки зрения
интересов русского народа и российского
государства, с позиции любви к великому
народу и его культуре, к великой Российской империи,
которая возникла на земле как естественное
следствие двух этих первых
условий.
Фильм «Батюшки особого назначения»
представляет, с одной стороны, историческую
ретроспективу служения духовных пастырей
в рядах российской армии, а с другой –
документальную фиксацию сегодняшнего служения
православного духовенства в
военных гарнизонах. В течение минувшего
года съемочная группа телеканала «Россия»,
работавшая над фильмом, посетила разные точки нашей
страны, ближнего зарубежья, Европы,
побывав везде, где под боевыми
знаменами российской армии и флота вместе с
военнослужащими стоят священники Русской
Православной Церкви.
Пастыри Церкви не стали дожидаться указаний
высокого руководства для того, чтобы
прийти на помощь армии: изначально это был почти стихийный
порыв, который влечет христианина туда, где
ближний нуждается в духовной помощи и просто
в помощи. О том, что этот порыв не был
излишним или неуместным, свидетельствует тот
факт, что Церковь прижилась в армии и на флоте
и что сотрудничество между Церковью и армией
продолжает расширяться. Теперь этот факт
зафиксирован документальным фильмом.
Летом этого года присутствие Церкви
в армии было признано правильным на самом
высоком государственном уровне. И
выход в свет нового фильма Алексея
Денисова послужил хорошим поводом для
очередной встречи в Даниловом монастыре
представителей духовенства, армии,
общественности и госструктур.
Пресс-конференция, посвященная премьере
фильма, некоторым образом стала церковно-армейской
конференцией, созванной как раз в то
время, когда сотрудничество Церкви и
армии перешло на новый уровень.
Святейший Патриарх Кирилл планировал
побывать на премьере фильма, но задержался на
праздновании 189-летия Академии ракетных войск
стратегического назначения имени Петра
Великого, которую он посещал в тот же день.
Приветствие патриарха зачитал
председатель синодального отдела по
взаимодействию с вооруженными силами и
правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий
Смирнов.
Приветствие Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси
Кирилла
Дорогие братья и сестры! Приветствую
всех участвовавших в
создании фильма ”Батюшки особого назначения”,
всех, кому дело духовного возрождения
нашего Отечества дорого и близко.
Вот уже полтора десятилетия после почти
векового гонения на религию и Церковь
в нашей стране православные
священники и духовные лидеры иных традиционных
исповеданий возвращаются в
армейские казармы, жизнь воина приобретает
духовное измерение, уже никого не удивляет
присутствие священника на военных
учениях или в ”горячей точке”. Это
обстоятельство не может не радовать,
ведь именно силой духа во все века
была сильна великая русская армия. Сегодня
призыв лучшей части общества к духовному
обновлению армейской среды услышан властью.
В июле этого года Президент России на
совещании с лидерами религиозных организаций
заявил о целесообразности введения
института воинских и флотских
священнослужителей. И все мы верим, что
этот важный шаг принесет свои благие плоды уже
в ближайшем будущем. В проекте, который
сегодня представлен на суд зрителей, для меня
особенно важен еще один аспект – это общее
дело, в котором дружно, рука об руку трудились
светские и церковные люди, объединенные общим
стремлением ко благу нашей великой Родины. И хотя
подобных совместных проектов еще не так много,
телеканал ”Россия” и Данилов монастырь
продемонстрировали, что у Церкви и
общества есть множество тем и
направлений, на которых мы можем и должны объединять
наши усилия. И да поможет всем нам в этом
Милосердный Господь!
***
Выступавшие на пресс-конференции сказали
следующее.
Алексей Григорьевич Денисов,
автор и режиссер фильма, руководитель Студии
исторического документального кино телеканала
«Россия»:
|
Кадр из фильма |
– У всех участников
съемочной группы, которая работала в
войсках в течение минувшего года,
было такое ощущение, которое точно выразил диакон
Алексий Заварнов, сказавший, что,
разговаривая с нашими военными, он
испытывает ощущение, что прикоснулся к
святыне. Абсолютно такое же ощущение было у нас,
и мы попытались это донести. Потому что,
наверное, никому в нашей стране в
последние 15–20 лет не было так тяжело, так
больно, как нашим военным, нашей армии. И топтали
ее, и унижали, и рвали на куски, и голодом
морили, и денег не платили, но – самое
поразительное – она все равно
жива. В ней есть и солдаты, и офицеры,
которые сегодня и здесь присутствуют и перед
которыми я преклоняюсь, которые нас с вами
действительно защитили и защищают.
Продолжают защищать каждый день и каждый час,
пока мы занимаемся своими обыденными делами,
спим, едим, воспитываем детей… Низкий
поклон им и огромное спасибо за то, что они согласились
принять участие в нашем фильме.
Душа человека – это такая вещь, которая
не вмещается ни в один экран, большой ли,
маленький ли, длинный ли фильм, короткий ли… Это
вечность, перед которой можно только замирать с
каким-то изумлением, как перед великой тайной
Божией. Армия для меня после съемок этого фильма стала еще
ближе, еще дороже. И те слова, которые часто
говорят без всякого смысла, иногда походя, о
том, что, дескать, Церковь и армия – это оплот
государства, выражают то, что так и есть на
самом деле!
И еще, конечно, я хочу сказать слова благодарности
тем священникам, которые помогали нам в
создании этого фильма. Потому что,
действительно, когда все в стране
бросили нашу армию, кто пошел помогать солдату
бескорыстно, без всякой выгоды для себя, без
всякой задней мысли? Это были только наши
священники. И благодаря им наша армия не утратила
веры в справедливость, веры
в правду, без которой армия
существовать не может. Спасибо им, тем, кто
в дальних гарнизонах, очень бедных при нынешней
реформе, при скудости во всем, продолжают
окормлять военных, помогать им всем, чем
могут, иногда и отдавать свое последнее.
А закончить свое выступление я хочу
словами великого русского философа И.А. Ильина
– об этих словах, мне кажется, надо людям
напоминать посредством телевидения каждый
день: «Государство без Бога – злая
каторга, культура без Бога – вавилонская
башня, армия без Бога – ржавое железо».
Сергей Александрович Попов,
председатель Комитета Государственной Думы по
общественным и религиозным организациям:
– Тема военных священников в
армии – это тема, которая сегодня ощущается не
просто как очень актуальная, а как пронзительная. Не
случайно Дмитрий Анатольевич Медведев на
эту тему высказался очень определенно и дал
поручение Министерству обороны внимательно
проработать этот вопрос и юридически закрепить его
решение. Сегодня у нас в российской армии 400
военных священников, построено 83 храма.
Я вспоминаю, как три года назад я был на Итурупе
– есть такой остров Курильской гряды, там была
дивизия, теперь полк. Я на Итуруп приезжал два
года подряд – четыре года назад и три года назад.
Четыре года назад там закладывали храм; когда я
приехал через год, в храме уже началось
богослужение. Этот храм расположен на самом
восточном крае России.
Есть желание в войсках, конкретных
воинских частях, чтобы при них служили
полковые священники. И мы должны эту идею
продвигать, обдумывать и прилагать усилия для
конкретного воплощения этой идеи в жизнь.
Безусловно, по этому поводу есть много
вопросов, есть здесь и много сложностей,
в том числе юридических. Но я уверен, что
внимание гражданского общества к этой проблеме
сыграет свою роль.
Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник
Данилова ставропигиального мужского
монастыря:
– Мы рады приветствовать
всех собравшихся в этом зале –
людей, неравнодушных к судьбам
Отечества. Мы приветствуем тех,
кто потрудился над созданием фильма о военном
духовенстве России. Радостно, что память
народная не поддалась под натиском гонений на веру и
Церковь, и теперь мы, возрождая храмы,
возрождаем и ту роль, которая самим Господом
была определена Церкви в ее помощи ратному
воинскому служению. Той роли, которая всегда
была у Церкви в русской армии на протяжении
многих веков. Православная
вера всегда поддерживала русских людей,
помогала им выстоять в труднейших
обстоятельствах, была духовным фундаментом
русского государства и его могучей армии. Вера
как основа воспитания воина-патриота
всегда несла и будет нести в себе ту
несокрушимую силу, которую мы называем силой духа.
Хочется привести слова Святейшего
Патриарха Кирилла: «Убежден, что источником
подлинного мужества и несгибаемой стойкости
воинов может быть только вера в
Бога и любовь к Родине. Вера
возвышает воинское служение до служения
Богу. Подлинный патриотизм может жить только в
той душе, которая способна благоговейно чтить
святыни своего народа; истинная вера
рождает истинный патриотизм. И да поможет нам всем
Господь в укреплении веры и
возрождении традиций военного
духовенства».
Валерий Петрович Баранов,
генерал-полковник, заместитель главкома
внутренних войск МВД по
военно-научной работе:
– Это первый фильм за последние несколько лет,
который показал роль и место священника в
нашей армии. Мы сегодня ищем идею, которая объединила бы
всех нас. Зачем ее искать? Тысячелетняя история
государства Российского ясно показывает нам,
что такая идея – это наша вера.
Я дважды командовал объединенной
группировкой войск на Северном
Кавказе и был свидетелем того, что, когда
в группировку приезжали батюшки, люди
подтягивались, люди становились
совершенно другими – и солдаты, и офицеры. Я
хотел бы сказать и о батюшках, которые сегодня несут
службу в наших частях. Ведь они бескорыстно
эту службу несут. Они не приписаны ни к какому
армейскому ведомству. Они за
собственные деньги, деньги своих прихожан едут
на Северный Кавказ и выполняют эту
миссионерскую деятельность. И я думаю, что чем быстрее
решится вопрос о введении института
военного духовенства в
вооруженных силах, тем крепче будет армия.
|
Кадр из фильма |
Протоиерей Всеволод
Чаплин, председатель синодального отдела по
взаимодействию Церкви и
общества:
– Мне приходилось участвовать в
самых первых контактах между Церковью и нашим
военным руководством. Очень
непросто давались первые шаги, нам пытались
говорить – не столько из военной среды,
сколько из среды политической, интеллектуальной, что
история ушла слишком далеко от всех примеров
взаимодействия Церкви и российского
воинства, которые были до революции. Те
самые люди, которые очень любят западный опыт,
говорили, что в данном случае он к России
неприменим. И аргумент, связанный с
присутствием священнослужителей в
большинстве армий мира, почему-то в России
отвергался. Сегодня все эти мнения
опровергла сама жизнь. Мы видим из опыта и
боевых действий, и мирного воинского
труда, что для российской армии присутствие
священнослужителя в ее жизни – это
совершенно естественная и нормальная
вещь, которая настолько естественна, насколько
естественны в армии такие вещи, как
боевое знамя, как воинская форма, как оружие,
как боевой дух. Сегодня, слава Богу, мы
постепенно пришли к тому, что государство поддержало
введение института военного
духовенства, и сейчас и от военных, и от
священнослужителей зависит, как эта
возрождающаяся система военного
духовенства будет организована, как
будут созданы условия для того, чтобы
священнослужители участвовали полноценно
не просто в жизни воинских
коллективов, а в жизни каждого
человека, который носит военную форму и желает
иметь духовное руководство со стороны
православного священника. Мы сейчас
постепенно приходим и к решению вопроса о том, как
будет организовано межрелигиозное
взаимодействие в армии – это очень
важный момент. Наша Церковь всегда
приветствовала свободный доступ
людей разных вероисповеданий, которые реально
присутствуют в армии, к
священнослужителям и обрядам своих религий.
Я совершенно убежден в том, что наше
воинство и Православная
Церковь, как и представители других
традиционных религий, всегда будут вместе. Без
этого нет будущего у армии, без этого нет будущего у
страны. Мы знаем, сколько сильных государств
бесславно ушло в прошлое, вне
зависимости от того, сколько у них было денег,
оружия, территорий. Нам сегодня пытаются сказать, что
деньги, оружие и территории – это самое
главное. Да, это все важные вещи,
но легко все это потерять, если у тебя нет
настоящего духа, если ты не знаешь, ради чего ты должен
жить и ради чего ты можешь отдать свою жизнь.
Если у людей будет ясное представление об
этом, появится и оружие, появятся и
территории, появятся и деньги. Потому что
человеческий дух созидает силу народа. Если
сила утрачена – ничто не спасет, если сила
сохраняется, и возрождается, и укрепляется –
страна имеет будущее, и мы вместе с ней.
Рустам Валеев, помощник
Верховного муфтия России, руководитель
отдела по взаимодействию с силовыми
структурами Российской Федерации при Центральном
духовном управлении мусульман России:
– Фильм действительно задел за живое. За
что мне нравится сегодняшний кризис, так это за то,
что телеканалы начали заниматься съемками подобных
фильмов и прекратили покупать эту западную
жвачку для глаз, на которую теперь у них нет денег.
Вот это уже отрадно! А если серьезно говорить,
то действительно, слава Богу, что
государство дошло до мысли, что полковые
священники нужны.
Историю России не перекроить: она была такая, какая она
есть. Российская армия в течение всей
своей истории была армией, которая защищала
веру и Отечество. И в первую
очередь эту линию в армии проводили
полковые священники. Мы с протоиереем
Димитрием Смирновым пару лет назад были на сборах
военных священников. Я встречался
с мусульманами, служившими в этой части,
видел и православных, видел и
взаимоотношения между мусульманами и
православными. Там, где в
войсковой части есть священник,
поверьте, меньше дедовщины, меньше
самоволок. Там меньше кляуз друг на друга.
Мусульманам я говорил так: «Ребята, нет у
вас тут пока муллы, не хватает у нас
кадров, вы идите к православному
батюшке, и точно так же он вас примет, точно так же
он вас выслушает. Точно так же, как любой
мусульманский имам, даст вам какие-то жизненные
советы». И они с пониманием к этому относятся.
Точно так же, как православные батюшки с
пониманием относятся к тому, что к ним приходят
военнослужащие другой веры: они так же их
принимают, как своих. Будем надеяться, что дело
военных священников не
остановится. И будем готовить кадры.
Александр Иванович Арутюнян,
генерал-лейтенант юстиции, заместитель главного
военного прокурора:
– Занимаясь каждодневно вопросами
законности и правопорядка, мы сталкиваемся с
проблемами духовно-нравственного
воспитания тех людей, которые преступают закон.
Очевидно, что преступление, любое
правонарушение – это поступок
безнравственный, и поэтому для нас ясен
ответ на вопрос, для чего нужны
священнослужители в армии и какую роль они
выполняют. В соответствии с
поручением президента законопроект будет в ближайшее
время подготовлен и станет полноценным
законом. При принятии всех этих норм закона
будут учтены требования 14-й статьи Конституции
– принцип светскости нашего государства
отменен не будет. Принципиальная же позиция
Главной военной прокуратуры
такова: священнослужители в армии уже
есть, они полезны, и их деятельность будет полезна и
в будущем.
Борис Михайлович Лукичев,
советник Президента России по внутренней
политике:
– В феврале 1992 года прошло
первое собрание российских офицеров. Это
собрание было исключительно воинским, вне
всякой политической окраски. На нем выступал
нынешний патриарх, в то время митрополит,
Кирилл. Позже по его благословению здесь,
в Даниловом монастыре, при отделе
внешних церковных связей был
сформирован координационный комитет, в который
вошли представители Русской
Православной Церкви и
представители других традиционных религий. Здесь,
в этом зале, в 1994 году прошла первая
конференция «Армия и Церковь».
Прошло 15 лет, и наконец принято решение.
Глава государства распорядился, и
Министерство обороны сейчас уже все сделало
для того, чтобы обеспечить принципиальную
возможность работы священников в
армии. Священники сейчас могут включаться
в армейскую структуру как должностные лица, и теперь
следующая главная задача заключена в том,
чтобы найти достойных священников. Хорошо, что
среди священнослужителей есть люди, которые прошли
армейскую школу, которые знают, «почем фунт лиха и
чем порох пахнет». Они это дело
подхватят.
***
|
Кадр из фильма |
Затем участники пресс-конференции
ответили и на вопросы журналистов.
– Как будут отбираться священники для
службы в воинских частях, и кто будет
готовить их к этой службе?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Для службы
в воинских частях, в том числе
расположенных на Северном Кавказе, уже
готово 30 священников. Сейчас в
Ростове проходят военные сборы для
священников, и завтра вечером я
вылетаю туда, чтобы пообщаться с ними и дать им
необходимые наставления, потому что первые 13
человек уедут к месту службы в этом месяце.
Первый этап формирования военного
духовенства, по благословению
Святейшего Патриарха Кирилла и по указанию
Президента России, который является нашим
главнокомандующим, уже прошел в срок.
Как будут готовиться священники? С одной
стороны, будет вестись подготовка
офицеров, которые достаточно
воцерковлены, к принятию священного
сана. С другой стороны, священники, служившие
в армии, пройдут дополнительную подготовку. С
третьей стороны, мы планируем на базе вновь
создаваемого Рязанского сержантского училища создать
факультет для подготовки армейского
духовенства, на котором будут учиться и
православные, и представители других
традиционных религий. Эта подготовка будет самой
длительной по времени, где молодые люди будут
проходить полный семинарский курс.
– Как армия готовится к тому, чтобы
начать тесное взаимодействие с
Церковью?
Генерал-полковник Валерий
Баранов: В высших учебных
заведениях внутренних войск курсантам
будут читаться специальные курсы на протяжении всего
пятилетнего срока обучения. Поэтому, приходя в
войска, молодые офицеры будут уже подготовлены
к общению с представителями всех традиционных
конфессий.
Полковник Игорь Петрович
Сергиенко, член рабочей группы по подготовке
регламента и документации, сопровождающей
воссоздание института военного
духовенства: Статус
священнослужителя в армии будет
соответствовать статусу заместителя
командира части. Что касается подготовки
командиров к приходу священников, самое
главное – это психологическая и духовная
готовность принять их в свой
воинский коллектив. В армии на
высоких должностях, поверьте, служат те, кто
знает, что такое воспитание людей, и роль
священника в этом деле не будет недооценена.
Как по отношению к православным, так и к
мусульманам и представителям других конфессий.
– Кто будет начальником всего
военного духовенства? Ведется ли
сейчас подготовка для служения в армии
представителей других конфессий? Решен ли
вопрос о содержании военного
духовенства?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
Главой всего военного
духовенства будет православный
священник как представитель
главенствующей религии. Следующий
уровень управления – это координационный
совет, состоящий из представителей всех
традиционных религий. Квота представителей
духовенства в этом совете будет
соответствовать численному составу
верующих. Если в какой-то бригаде,
например, количество мусульман будет
соответствовать этой квоте, то
в нем будет присутствовать и мулла.
Если же нет, то взаимодействие с этими
мусульманами будет осуществляться через центральные
органы управления духовенством.
Мусульманской уммой пока что не осуществляется
регулярная подготовка военного
духовенства, потому что еще не определен
количественный состав мусульман в армии.
Но мы уже определяемся с кандидатурами мусульманских
представителей в координационном совете.
Для первого этапа пока нам требуются только
православные священники. И у нас такой
план, что структура создается именно из
православного духовенства, потому
что и буддистское сообщество, и сообщество
наших евреев, и мусульмане не имеют
центральной структуры. К сведению: в нашей
стране сейчас существуют 62 муфтия, поэтому ситуация
не простая. Поэтому структура военного
духовенства, состоящая из
православных священников, будет
помогать представителям других конфессий
осуществлять свои функции в армии. Это и
транспорт, и информация, и оповещение, и связь
с военнослужащими, которые исповедуют другие
религии. Эта схема принята всеми, с кем мы
сотрудничаем. Мы общаемся и с Центральным
управлением мусульман, и с
Северо-Кавказским, и с раввином,
который ответственен за
взаимодействие с силовыми структурами.
Это традиционно для России, и всегда у нас
руководителем военного духовенства
был православный священник. Потому
что, скажем так, неподавляющее большинство
(поскольку мы никого не давим) в армии и на
флоте принадлежит военнослужащим
православного вероисповедания.
По поводу зарплаты. Так как мы будем трудиться
для личного состава российской армии и флота, то
жалование священникам будет
выплачиваться из федерального бюджета. Будет
ли это специальная статья в военном бюджете
или как-то иначе, это уже дело государства.
***
В тот же день в 23:45 фильм был
продемонстрирован в эфире телеканала
«Россия». Повторный показ фильма
планируется в начале 2010 года.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33182.htm |