Довелось присутствовать на богословском диспуте
между православными и мусульманами, прошедшем в гостинице «Россия»
несколько лет назад. Сторону Православия представлял отец Даниил,
ислама - Али Вячеслав Полосин.
В Москве в ночь с 19 на 20 ноября 2009 года
убит известный православный священник и миссионер, настоятель церкви
Святого апостола Фомы иерей Даниил Сысоев; регент храма Владимир
Стрельбицкий получил огнестрельное ранение. Убийца стрелял в настоятеля
храма, когда отец Даниил исповедовал прихожан. Преступник зашёл в храм
и громко позвал его по фамилии. Когда священник вышел, он два раза
выстрелил в него, а потом ранил регента. С места преступления убийца
скрылся, забрав оружие с собой. Он объявлен в розыск.
Святейший Патриарх Кирилл выразил
соболезнования его вдове, родным, близким, причту и прихожанам храма
Святого апостола Фомы: «Господь призвал к Себе Своего верного
служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и
мучеником за дело Евангельского Благовестия. Уповаю, что Победитель
смерти, Господь наш Иисус Христос вчинит душу верного раба и служителя
алтаря в селениях праведных, сопричтёт его «к торжествующему собору и
Церкви первенцев, написанных на небесах <...>, к духам
праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 23), — сказал Святейший.
В заявлении Предстоятеля Русской Православной
Церкви говорится: «Особо обращаюсь сегодня к своим братьям и чадам во
Христе. Все мы должны твёрдо помнить и знать, что путь служения Христу
и Его Церкви всегда связан с исповедничеством и даже мученичеством.
Трагическая смерть отца Даниила не должна поселить в наших сердцах
страх и малодушие, ослабить нашу ревность в совершаемом деле Божием.
Будем твёрдо идти путём Христовым, ибо это путь победы над злом и
грехом, путь, на котором нас не смогут остановить ни страдание, ни
смерть».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у
гроба застреленного священника-миссионера Даниила Сысоева призвал
православных к продолжению его дела — проповеди христианства и
отстаиванию Божией правды.
Отец Даниил похоронен на Кунцевском кладбище.
«Его твёрдая миссионерская позиция и вдохновенный
образ отпечатывались в сознании людей, ищущих дорогу к храму, глубиной
явленной веры и упования на Господа», - говорится в письме Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С этим согласны все, кому
посчастливилось слушать проповеди и выступления о. Даниила, широко
распространявшиеся посредством интернета. Будучи современным человеком,
священник - ему было всего 35 лет - вёл интересный и информативный
блог, постоянно обновлял и наполнял информацией сайт своего
миссионерского центра.
Довелось присутствовать на богословском диспуте
между православными и мусульманами, прошедшем в гостинице «Россия»
несколько лет назад. Сторону Православия представлял отец Даниил,
ислама - Али Вячеслав Полосин. Неудивительно, что мусульманская сторона
остановилась именно на его кандидатуре: оппонентам Православия
казалось, что бывший священник Полосин, перешедший в ислам и знающий
«изнутри» вероучение обеих конфессий, не оставит от доводов Сысоева
камня на камне.
Десятки сторонников Полосина предвкушали легкую
победу. Однако вышло наоборот: позиции отца Даниила были столь сильны,
а аргументы его оппонента настолько неубедительны, что, хотя официально
победителя не объявляли, триумф Православия сомнению не подлежал.
После второго диспута, будучи не в состоянии
противопоставить о. Даниилу столь же подготовленного оппонента,
мусульманская сторона отказалась от продолжения дискуссии. «Что
интересно, уже который год мусульмане боятся продолжить диспуты, писал
Даниил Сысоев в своём блоге незадолго до гибели. Я им поставил условие:
следующий диспут о Мухаммеде. И ведь никто не захотел!».
Его книга «Брак с мусульманином», в которой
священник подробно рассказывал обо всех подводных камнях и нюансах
такого предприятия, быстро стала популярной в православной среде - и
вызвала резкое неприятие среди радикальных исламистов. Характерно, что
возразить по существу они не могли, предпочитая обвинять в
«экстремизме» и «разжигании религиозной розни».
Прекрасное знание мусульманского вероучения очень
помогало о. Даниилу в миссионерской работе, важность которой была для
него несомненна. Начав ещё в студенческие годы с проповеди протестантам
(тема его кандидатской диссертации -«Антропология адвентистов седьмого
дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ»), Даниил Сысоев продолжил
её среди оккультистов, а затем, как писал он в своей автобиографии,
«занялся миссией среди мусульман». «Мы должны быть свидетелями
спасения, дарованного нам Христом для всех, а не выбирать, к какой
аудитории обратиться, - писал о. Даниил. - Не говорить, что, мол,
"сперва русских обратите, а потом и к другим народам пойдёте", а
возвещать Евангелие всем без исключения нашим ближним: и русским, и
татарам, и евреям, и папуасам. Вне зависимости от их социального
положения и возрастной группы».
Он так и делал - и более чем успешно. «Может, это
(угрозы убийством со стороны мусульман-экстремистов -ред.) как-то
связано с недавним обращением и крещением Вами убеждённой мусульманки?
Или Вы таких часто крестите?», - поинтересовался один из его
корреспондентов. - «Я таких крещу почти каждый месяц, спокойно отвечал
священник. - Не всегда только об этом говорю».
При этом он очень серьёзно подходил к «качеству»
новокрещённых, считая важным не только самый факт крещения, но и
обязательную катехизацию новичков. Для оглашенных (готовящихся к
крещению) при храме была открыта школа, в которой обучали основам
христианства.
Его деятельность не оставалась незамеченной как
друзьями, восхищавшимися энергией и безкомпромиссностъю молодого
священника, так и врагами, жаждавшими её остановить. Однако даже по
поводу угрожающих он испытывал не ненависть, а сожаление. «Обычные
язычники, сидящие во тьме, - прокомментировал священник - Жаль их. И
даже разговаривать ведь о вере не захотели. ...Среди мусульман живёт
тоска по встрече с Богом, а потому многие Его находят».
В своём далеко ещё не преклонном возрасте он жил,
всё время помня о смерти. «Сейчас уже не боюсь, - написал отец Даниил
волновавшимся за него единоверцам. - Отбоялся я уже лет пять назад. А
сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Всё в руках Бога. А
если что, так сразу в рай и без мытарств. Это же здорово!».
«В последнее время, - рассказывает его вдова
матушка Юлия, - он часто говорил и постоянно думал о смерти». Он шёл ей
навстречу с широко раскрытыми глазами. «Если человек осознал себя
гражданином Неба, как преподобный Сергий и Иоанн Богослов, то для него
смерть будет днём Радости, - делился своей уверенностью отец Даниил. -
Он не будет рыдать, что навсегда покидает родину, а, напротив,
радоваться, что наконец-то возвращается в своё Отечество, как радовался
этому преподобный Антоний Великий. В этом мiре мы лишь гости, - говорил
священник, - Родина наша - на небесах.»
Его наперсный крест, обагрённый мученической
кровью - самая высокая награда, которую можно было получить в этой
жизни. Воин Христа погиб на посту. Нет, не погиб - ушёл в жизнь вечную.
Отец Даниил Сысоев наконец вернулся Домой.
Яна Александровна АМЕЛИНА
Информация должна быть свободной. Ссылка - норма приличия. copyright © "Русский Дом"
|