Беседа с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом Восточно-Американским и Нью-Йоркским
–
Ваше Высокопреосвященство, когда Вы впервые посетили
Латинскую Америку?
– Мое знакомство с латиноамериканским регионом
произошло в 1987 году. Южно-Американской епархией тогда
управлял епископ Иннокентий (Петров; 1902–1987). У
него была интересная жизнь. Владыка Иннокентий сражался в
Гражданской войне, участвовал во взятии Екатеринбурга в
июле 1918 года. Он побывал в печально известном доме
Ипатьева вскоре после расстрела государя Николая II и его
семьи. В 1948 году Иван Петров – так звали владыку в
миру – перебрался в Аргентину. В 1957 году стал
иереем, отцом Иоанном. После смерти архиепископа
Буэнос-Айресского и Аргентинско-Парагвайского Афанасия
(Мартоса; 1904–1983) принял монашество и возглавил
осиротевшую епархию.
Основное время епископ Иннокентий проводил в Асунсьоне
(Парагвай), поэтому-то Первоиерарх Русской Зарубежной
Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский
Виталий (Устинов; 1910–2006) и направил меня в
Аргентину. Поездка вспоминается мне приятной и светлой.
Наиболее ярким впечатлением была церемония переименования
одной из улиц аргентинской столицы в честь святого
равноапостольного князя Владимира.
Вместе с настоятелем Свято-Троицкого храма в Буэнос-Айресе
протоиереем Валентином Ивашевичем я ездил в провинцию
Мисьонес, где Зарубежная Церковь располагает двумя
приходами. Будучи в гостях у пожилого украинца дона Хуана,
который выращивал чай мате, мы попробовали этот напиток,
передавая по очереди калебас – специальный сосуд с
металлической трубочкой (бомбильей). В городе Трес-Капонес
за обедом женщины пели национальные украинские песни, что
мне напомнило детство, проведенное среди украинских
эмигрантов.
Помимо Аргентины, я нанес визит в Бразилию, Чили, Парагвай
и Уругвай. В Сан-Пауло служил во многих храмах. В Сантьяго
меня сопровождал настоятель Свято-Троицкого
Богородице-Казанского храма архимандрит Вениамин (Вознюк).
Он показал мне дом архиепископа Леонтия (Филипповича;
1904–1971), правящего архиерея Чилийско-Перуанской
епархии в 1953–1969 годах, и подарил его облачение,
изготовленное из японского шелка и расшитое цветами. В
Асунсьоне я сослужил с владыкой Иннокентием в Покровском
храме, а в Монтевидео совершил литургию в Воскресенской
церкви – единственном русском храме в Уругвае.
– В какой период своей истории, на Ваш взгляд,
Южно-Американская епархия достигла наибольшего
расцвета?
– Время расцвета епархии длилось довольно долго. В
20-х годах прошлого века, когда в Новый Свет хлынул поток
беженцев из большевистской России, повсеместно началось
строительство православных храмов. В 1960-х годах в
Латинской Америке действовали четыре архиерейские кафедры:
Аргентинско-Парагвайская, Бразильская, Чилийско-Перуанская
и Венесуэльская. Интересно, что митрополит Виталий
(Устинов), Первоиерарх РПЦЗ в 1985–2001 годах, в
первой половине 1950-х годов был епископом Монтевидеоским,
викарием Сан-Паульской и Бразильской епархии. Он основал в
Сан-Пауло монастырь преподобного Иова Почаевского, устроил
приют для мальчиков, открыл типографию.
– Как Вы оцениваете
современное положение епархии?
– Южно-Американская епархия находится в глубоком
кризисе. Тому есть свои причины: нехватка духовенства,
редкость богослужений, отсутствие у прихожан, особенно в
провинции, необходимых церковных знаний. Все это привело к
неутешительным последствиям. Например, в Парагвае десятки
россиян вступили в брак с католиками и теперь ходят в
католические храмы. К счастью, они не забывают своих
корней и, когда выдается возможность, посещают
православные службы.
Проблему кадров священнослужителей решить непросто.
Семинарию при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле
окончили десятки выходцев из Латинской Америки, однако
большая их часть поселилась в США. Конечно, в Зарубежной
Церкви есть желающие служить в Южно-Американской епархии,
но одни из них не владеют испанским или португальским, а
другие не знают русского и, соответственно,
церковнославянского языков.
В январе 2010 года мы понесли тяжелую утрату: умер молодой
священник отец Родион Арагон, который недавно был
рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем
Богородице-Владимирского прихода в Сан-Хосе, столице
Коста-Рики. До него священники Русской Православной Церкви
не жили в Коста-Рике постоянно. Теперь тамошние прихожане
вновь остались без пастыря.
– Может быть, кризис
епархии – зеркальное отражение трудностей,
переживаемых русской диаспорой?
– Безусловно, это взаимосвязано. В 1987 году я
застал русскую колонию в непростой момент. Ее численность
значительно сократилась. Сотни россиян из-за материальных
проблем уезжали в другие края, прежде всего в США. Увядали
организации соотечественников. Практически свелось к нулю
издание русскоязычных газет и журналов. Перестали выходить
книги. С тех пор мало что изменилось.
Но, несмотря ни на что, русские люди не теряют твердость в
вере. Большую надежду в меня вселяют новые поколения. В
дни своего первого визита в Буэнос-Айрес я встречался с
русской молодежью, и увидел, что она стремится
проникнуться русской духовной традицией, больше узнать о
Русской Православной Церкви. Молодые люди прекрасно
понимают, что единственное место, вокруг которого они
могут сплотиться, – православный приход. Я поделился
с ними своими мыслями на этот счет. Прошло несколько лет,
и в Сан-Пауло собрался первый Южноамериканский съезд
русской православной молодежи.
– Южно-Американская кафедра вдовствовала три года
с момента кончины епископа Александра (Милеанта;
1938–2005). В июне 2008 года в Буэнос-Айрес был
назначен владыка Иоанн (Берзинь), получивший титул
епископа Каракасского, а позднее и Южно-Американского.
Какие перемены произошли в епархии за время его
служения?
– Само присутствие архиерея
чрезвычайно важно. Вследствие преклонного возраста и
болезни митрофорного протоиерея Владимира Скалона,
единственного священника Воскресенского кафедрального
собора в Буэнос-Айресе, епископ Иоанн регулярно
совершает богослужения в этом храме. Молитвы владыки
укрепляют духовные силы его прихожан.
В сентябре 2009 года пришло известие, что аргентинские
власти встали на сторону Воскресенской общины в
имущественном споре с группой лиц, ушедших в раскол после
восстановления в 2007 году канонического общения внутри
Русской Церкви. Раскольники пытались изменить устав
Русской православной ассоциации в Аргентине, выступающей
как юридическое лицо Зарубежной Церкви, с целью захватить
ее собственность. Они сместили с поста председателя
ассоциации протоиерея Владимира Скалона и ввели в ее
состав новых членов. Отец Владимир и протоиерей Игорь
Булатов, настоятель Покровского и Свято-Гермогеновского
храмов в пригороде Буэнос-Айреса, подали жалобу на
раскольников в Министерство юстиции Аргентины. В
результате двухлетней тяжбы генеральный инспектор юстиции
восстановил отца Владимира в должности и объявил
недействительными решения собраний ассоциации, вынесенные
в 2007–2008 годах.
– Чем вызвано неприятие большинством приходов
Русской Зарубежной Церкви в Латинской Америке Акта о
каноническом общении с Московским Патриархатом?
– Многие клирики и миряне Южно-Американской епархии
изолированы от остальной Церкви. Они мало интересуются
происходящим на исторической родине и живут устаревшими
представлениями о Московском Патриархате. В этом кроется
причина того, что более половины южноамериканских приходов
вышли из подчинения священноначалию и примкнули к так
называемому Временному высшему центральному управлению
Русской Зарубежной Церкви во главе с
«епископом» Агафангелом (Пашковским),
запрещенным во служении нашим Архиерейским Синодом и
лишенным епископского сана. В безвыходной ситуации
оказались прихожане в Сан-Пауло: они вынуждены окормляться
у раскольников, поскольку канонических приходов в этом
городе просто нет.
– Какие Вы видите пути уврачевания церковного
разделения?
– Главный путь – молитва о тех, кто отделился
от церковной полноты. Раскольники должны научиться
следовать постановлениям, принимаемым единой Церковью по
внушению Святого Духа. По моему мнению, в скором будущем
заблудшие братья осознают, что пребывание в расколе
– духовный тупик.
– Насколько усугубило раскол появление у
неканонической «Южно-Американской епархии»
своего «архиерея» –
«епископа» Григория (Петренко)?
– Думаю, ничего существенно не изменилось.
«Епископ» Сан-Паульский и Южно-Американский
Григорий не относится враждебно к Русской Зарубежной
Церкви. Он занимает выжидательную позицию, и я молюсь,
чтобы Господь указал ему правильный путь.
– Какое значение имели Дни России в Латинской
Америке, прошедшие в октябре-ноябре 2008 года?
– Для всех участников это было очень значимое
событие. Архиереи и священники из России познакомились с
бытом приходов Зарубежной Церкви. Русскоязычная диаспора
впервые молилась за богослужениями, совершаемыми сонмом
священнослужителей двух ветвей Русской Церкви. Тысячи
латиноамериканцев посредством выставки «Православная
Россия», концертов хора московского Сретенского
монастыря и общения с православными священниками
приобщились к богатствам русского Православия.
– Как развиваются отношения Русской Зарубежной
Церкви с христианскими Церквями региона?
– В Латинской Америке у нас сложились хорошие,
добрососедские отношения с инославными Церквями. Там
преобладают римо-католики, и мы не можем игнорировать
Католическую Церковь. Однако Зарубежная Церковь исключает
какие-либо экуменические инициативы и совместные моления.
– Поддерживаете ли вы связи с органами
государственной власти стран Латинской Америки?
– Да, Русская Зарубежная Церковь по мере
необходимости контактирует с государственными структурами.
В ходе Дней России в Латинской Америке церковную делегацию
принимали первые лица ряда стран. Но в основном мы
сотрудничаем с посольствами и консульствами России,
которые неизменно оказывают нам содействие.
С Восточно-Американским и Нью-Йоркским митрополитом
Иларионом
беседовал Мигель
Паласио http://www.pravoslavie.ru/guest/34955.htm |