Переживание празднования Рождества на Святой Земле, в тех местах, где
родился Спаситель – особый жизненный опыт. Сегодня он доступен
многочисленным паломникам из разных христианских стран, несмотря на то,
что город, связанный с Рождением Христа, расположен в неспокойном
районе – Палестинской Автономии. О праздновании Рождества в Вифлееме
рассказывает гид по Святой Земле Роман Гультяев.
В Вифлееме Рождество отмечают 2 раза - 25 декабря и 7-го января.
25-го декабря празднуют христиане западной, латинской
традиции, и это большой праздник, потому что большинство христианского
населения Вифлеема - католики. Утром они служат мессу в базилике
рождества Христова - главном храме Вифлеема, а потом выходят на улицу,
где организуется шествие скаутов.
Вторая «волна» рождественских торжеств - 6 и 7 января.
Когда празднуют православные христиане и все, кто живет по юлианскому
календарю. Торжества начинаются утром 6 января. Из иерусалимской
Патриархии в Вифлеем отправляется крестный ход во главе с Иерусалимским
Патриархом. В древности ходили пешком (от Иерусалима до Вифлеема всего
2 часа ходьбы), а теперь едет вереница машин. Машины священнослужителей
никак не украшают, зато остальные вывешивают на них праздничные
огоньки.
В сочельник Патриарх служит в Вифлееме и начинается
праздник. На улицы выходит арабская православная молодежь, одетая в
скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го
числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и
барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. Волынки
завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это
напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.
Потом шествие заканчивается. И город начинает
готовиться к ночному празднованию. Около часа ночи все собираются в той
же базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню,
переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и
внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества. Внизу
есть большая часовня, в которую набивается около 50 человек -
счастливчиков, которые успели проникнуть туда раньше всех. Конечно, не
обходится без столкновений, поэтому все мероприятие тщательно охраняют
палестинские полицейские. Службу в крипте возглавляет один из
архиереев.
Рождественское богослужение в базилике - большое
торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской
администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме
перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только
православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и,
например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что
они отмечают Рождество дважды.
Паломники, в том числе из России, стараются приехать
заранее - 2-го или 3-го числа, потому что в Рождество все гостиницы в
Вифлееме уже переполнены и свободных мест нет. Невольно вспомнится
Рождественская ночь, когда Иосиф и Мария не нашли себе пристанище ни в
одном из вифлеемских постоялых дворов и домов! Многие вынуждены
останавливаться в Иерусалиме, но ведь оттуда до Вифлеема буквально
рукой подать...
Рождество - самая прибыльная ночь в Вифлееме: город
блестит огнями, все магазины открыты. Улицы и сама базилика Рождества
украшены красными пятиконечными звездами. Это приводит в ужас наших
туристов, они пугаются: «Неужели здесь советская власть?!!». А это не
советская власть, а просто символ вифлеемской звезды! Некоторых русских
паломников шокирует, что дети на службу приходят в костюмах: маленькие
деды-морозики, снегурки бегают по храму.
Дело в том, что у нас Новый год - это такое шумное
гулянье, праздник на всю страну, а Рождество - нечто более сдержанное,
скромное. А здесь Рождество - самое настоящее веселье: все нарядные
ходят, шумят, выпивают. Некоторые, не особенно верующие, даже до
службы... Но ночью все идут в храм или, если не заходят, стоят около
храма: служба транслируется на улицу и всем все слышно. Создается
ощущение массового праздника.
К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам.
Как правило, в следующие дни паломники осматривают святыни в окрестностях Вифлеема.
Обязательно едут смотреть поле, на котором ангелы
возвестили пастушкам о рождении Спасителя. А еще идут в молочную
пещеру. Есть предание, что после Рождества Иосиф с Марией и
новорожденным Христом какое-то время (не меньше 40 дней) жили в
Вифлееме, правда, уже в другой пещере, точнее, в доме, от которого
теперь осталась только пещера. Рассказывают, что волхвы пришли уже
туда, а сейчас там стоит храм. Пещерка - известняковая, белоснежная. По
легенде, Богородица кормила Младенца грудью и капелька молока упала на
пол, поэтому пещера стала белой. Белый пещерный мел собирают, продают
паломникам. Еще в XIX в. известняк размешивали с молоком и продавали
паломникам в бутылочках с наклеечкой «Молоко Божией Матери». И люди
хранили их как сувенир.
Конечно, посещают пещеру Вифлеемских младенцев. Там
еще сохранились некоторые детские косточки, но не много. В 90-е годы.
туда ездили многие наши паломники, и косточки-мощи «перекочевали» в
Россию. Правда, в пещерке лежат еще и кости взрослых людей - останки
монахов, которые подвизались в этом месте.
Еще одна популярное место - пещерка святого Иеронима,
в которой он составлял свой знаменитый перевод Библии - Вульгату - и
другие произведения. И него даже был свой тоннельчик в пещеру
Рождества, и иногда, когда все перекрыто, по нему пробираются католики.
Можно говорить о какой-то конфронтации, пересечении
празднований у представителей разных конфессий, но в последнее время
открытые столкновения происходят редко. Нервы у всех на пределе,
бывает, сдают, но по большому счету все спокойно.
Мусульмане приходят на праздник с большим
удовольствием, заходят в храм. Они приходят поглазеть, им нравится
торжество, огоньки, нарядные христиане.... Мусульмане ведь тоже
почитают Иисуса Христа - Ису, правда, не как Мессию, а как одного из
пророков. И по-своему празднуют день Его Рождения. Это тоже
своеобразный праздник. Особенно если учесть, что мусульмане составляют
60% населения Вифлеема. Идет сильный отток христиан, миссионерские
организации не активны. На этом фоне происходит сильная исламизации
населения: строятся мечети, многих обращают в мусульманство.
Вифлеем - город на территории Палестинской автономии.
Поэтому у паломников, конечно, проверяют паспорта, но в большей степени
идет фейс-контроль, а не кропотливая проверка документов. Строже
проверяют на выезде из Вифлеема. А в праздничные дни и вовсе дается
«послабление» визового контроля, так что город оказывается абсолютно
открыт для всех, кто захочет отпраздновать Рождество там, где родился
Спаситель.
Интернет-издание "Татьянин день"
|